Главная / Классному руководителю / Доклад:"Формирование лидерских и организаторских качеств у подростков посредством развития ученического самоуправления в школе"

Доклад:"Формирование лидерских и организаторских качеств у подростков посредством развития ученического самоуправления в школе"

МБОУ «СОШ №34» г.Кемерово

 

 

 

 





 

Доклад на тему:

 

 

«Формирование лидерских и организаторских

 качеств у подростков посредством развития

ученического самоуправления в школе»

 

 

 

 

 

 

 

                        









  Автор:

Рытова Оксана Михайловна

 Старшая вожатая

 

 

 



Кемерово, 2014

В настоящее время всё больше усилий приходится прилагать для работы с детьми, нуждающимися в особой педагогической защите. Современные школьники испытывают потребность в освоении новых социальных ролей, но у большинства из них сильно искажено представления о них; подросткам просто необходимо проявить свою общественность, однако, чаще всего для этого нет соответствующих условий. Одним из основных условий становления личности является самореализация, но школьники не всегда чётко представляют себе те сферы деятельности, где можно проявить себя, где и как можно самоутвердиться. Каждый подросток испытывает естественную потребность быть любимым и защищённым, но часто действительность оказывается противоположной. Всё это требует от школы внесения изменений в сложившуюся в последнее время систему воспитательной работы.

 В сознании многих педагогов стереотип «воспитательной работы» с одной стороны предполагает существование в школе неких особых, специальных актов воспитания, а с другой стороны, ограничивает пространство школьного воспитания внеурочными формами деятельности. Это идет в разрез с современной теорий воспитательных  систем, в которой воспитание понимается как управление процессом развития личности человека.

Для воспитания современного человека необходимо использование таких методов и форм работы, которые были бы направлены на освоение учащимися различных видов социальной деятельности, включение их в эту деятельность, самореализацию и самоутверждение в ней и через неё в обществе, что в конечном итоге обеспечивает социализацию личности. Ведь сейчас, когда социально-экономические проблемы обусловили потребность в человеке, способном принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, воспитание в детях инициативности, самостоятельности, умения вести за собой становится также важно, как и овладение, конкретной предметной деятельностью. 

Социально-антропологические исследования и практика убеждает в том, что именно детские общественные организации обладают оптимальными условиями для формирования лидерской позиции подростков. Дух лидерства свойственен природе каждого ребёнка, поэтому руководителю детской организации необходимо владеть современными методами и формами взаимодействия с детьми, работы с коллективом, которые были бы направлены на поддержку и развитие, а не подавление лидерских качеств ребёнка. Очень часто подростки не имеют представления о наличии у себя лидерских способностей, так как в роли организатора никогда не выступали.

Невозможно ожидать, а тем более требовать от подростка серьезной организаторской работы без соответствующей методической и психологической подготовки, поэтому очень важно правильно организовать работу школы актива. 

Сегодня, как  никогда уделяется внимание той среде, в которой  вращается индивид образовательного процесса. Внимание уделяется чёткой  гражданской позиции. И я, как старшая вожатая должна чётко  грамотно выстроить свою работу  со своими воспитанниками.     Лидерство не может   быть  без окружающей его среды, а социальная среда определяет положение лидера.                                           

 Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компе­тентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, орга­низаторские способности. Порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой сто­роны, человек может иметь данные качества, но не яв­ляться лидером. Лидер не только направляет, и ведёт своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.    

                                                                                                                               

         Большую роль в развитии лидерских и организаторских качеств у подростков играет ученическое самоуправление.

         Цель Ученического самоуправления:

     Сформировать высоконравственную творческую, активную личность на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, а также усвоения социальных норм через участие в общественной жизни школы.

 

      Задачи Ученического самоуправления:

·          Становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива.

·         Приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни школы.

·         Создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через предоставление широкого выбора направлений видов деятельности.

·         Формирование активной жизненной позиции, развитие творчества и инициативы, лидерских  и организаторских качеств.

       Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки.

          Развитие ученического самоуправления мы рассматриваем как часть системы гражданского воспитания, которое стало очень актуально. Задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому общению, умению работать в коллективе, развить творческие способности. Мы хотим, чтобы наши дети понимали запросы и требования общества и через ученическое самоуправление могли реализовать и сопоставить себя с теми требованиями, которые выдвигает общество.

В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.

Только ученическое самоуправление может дать ребенку самостоятельное правильное поведение, сформировать негативное отношение к таким отрицательным явлениям как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни.

В нашей школе действует детская организация имени Ульяны Громовой, которая взаимодействует (сотрудничает) с ученическим самоуправлением.

Главная цель детской организации имени Ульяны Громовой – развитие социально-активной личности ребенка, способной к самореализации и успешной адаптации в современных условиях жизни, через включения в творческую, общественную деятельность.

Задачи детской организации имени Ульяны Громовой:

 

·        определять уровень организаторских способностей и лидерских качеств детей;

·        добиваться активного участия каждого в делах класса, школы, т.е. развитие инициативы творческих способностей у ребят, навыков организации коллектива.

      Участие детей в управлении делами детской школьной организации рассматривается, прежде всего, как способ обучения детей демократии, подготовки их к жизни. Сделать процесс воспитания демократическим, открытым, гуманистическим помогут особые органы самоуправления школьной жизни: советы, комитеты, парламент и т.д. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, управлению собой, своей жизнью в коллективе.

 

 

При ученическом самоуправлении  у учащихся, задействованных в данном процессе, развиваются следующие качества, навыки и умения:

·        умение повести за собой;

·        умение преобразовывать мир;

·        самостоятельность;

·        дружелюбность;

·        инициативность;

·        целеустремленность

 

          Все эти качества способствуют дальнейшему развитию, желанию не останавливаться на достигнутых результатах, поэтому выпускники нашей школы, прошедшие через систему ученического самоуправления, являются студентами престижных ВУЗов не только г. Тамбова.

        А еще, одним из немаловажных показателей результативности я считаю то, что выпускники являются частыми гостями в нашей с ними школе.       По-моему, их притягивает тепло и дружелюбие отношений, которое было когда-то создано ими и преумножается сейчас новыми поколениями. 

 

Вот что говорят о результатах развития ученического самоуправления в нашей школе сами ребята.

Чупреяновская Анастасия – председатель детской организации имени Ульяны Громовой, участвует в школьных, районных и областных  мероприятиях: «При ученическом самоуправлении в школе веселее, интереснее жить. Ребята понимают, всё, что делают хорошего, всё для них. Поэтому каждый класс старается сделать больше хорошего».

 

Захаров Роман – председатель совета старшеклассников, участвует в школьных, районных и областных мероприятиях:  «При ученическом самоуправлении школа для нас превратилась в единый, монолитный коллектив. А такому коллективу любое дело по плечу».

 

Федечкина Татьяна  – учебный сектор, участвует в школьных, районных и областных мероприятиях:  «Новая форма управления в школе заставила нас самих думать над тем, над чем раньше думали преподаватели. Школа – наш

второй дом, и в ней во всём должен быть такой же порядок, как дома».

 

А вот что говорят о результатах развития ученического самоуправления
педагоги нашей школы:

«Несравненно возросла активность каждого класса»

      В концепции и программе развития нашей школы говорится о том, что школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого ребенка с учётом его индивидуальных особенностей. В годовом плане одним из главных является раздел воспитательной работы.

      Одной из программ нашей “Многоаспектной системы развития личности” является программа “Лидер”. Воспитательные задачи этой программы: обеспечить условия для самореализации творческих возможностей и потребностей ребёнка; создать развивающую среду, способствующую самоутверждению личности в различных видах деятельности; формирование коммуникативных навыков, умения понимать себя и других. Основное содержание: раскрытие и реализация организаторских и творческих способностей; формирование ощущения значимости и причастности к решению проблем школы; формирование опыта ведения предвыборной и выборной компаний. Всё это осуществляется через президентский совет, организацию КТД, проведение праздничных мероприятий, праздник детской организации  имени Ульяны Громовой, деловые и ролевые игры, школу актива.

      Эффективность воспитательной работы достигается благодаря сочетанию традиционных и инновационных методов. Одним из инновационных методов включения учащихся в общественную жизнь является социальное проектирование, которое ориентировано на формирование таких качеств, как чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе Отечества, умение адаптироваться к современным экономическим условиям. В этом учебном году группа старшеклассников приступила к работе над социально – значимым проектом “Я – гражданин России”. Сейчас мы находимся на стадии сбора информации и разработки собственного решения проблемы.

      Еще один проект, над которым мы работаем – это школьная газета “Школьный Олимп”.

Цель проекта: реализация интеллектуально – творческого потенциала школьников в создании газеты.

Задачи: развитие навыков самостоятельной, исследовательской и творческой деятельности, помощь в профориентации, саморазвитие и самореализации школьников.

     Реализация данных проектов способствует социализации учащихся, так как создаются условия для применения ими «гражданских знаний и умений» в повседневной жизни. Школьники учатся соизмерять эти знания и умения со своим характером, стилем поведения и взаимоотношениями с окружающими, давать оценку всех сторон жизни, общества, истории, политики, культуры в соответствии со своими возрастными возможностями.

Развитие ученического самоуправления при повышении социальной активности в школе позволяет:

- Обеспечить нормальную работу всех коллективов в школе, оптимально решать повседневные задачи с учётом интересов учащихся.

- Подготовить школьников к будущему выполнению обязанностей по участию в руководстве государственными и общественными делами, то есть обеспечить приобретение каждым знаний, умений и навыков управленческой деятельности. Именно воспитание в деятельности рождает у ребенка такие качества, как ответственность, умение работать в коллективе и уважать чужое мнение, заботу и сопереживание, чувство собственного достоинства. Самоуправление не может существовать без определения реальных конкретных прав и обязанностей.

    Права и обязанности школьника в морально-правовом аспекте в школьном коллективе определяются на основании конкретных документов, в разработке которых принимают участие сами дети. Одновременно детям предоставляются и организационные права, например, выбор детского объединения, формы и содержания деятельности. Новый подход к самоуправлению сегодня предлагает соблюдение принципа: «все, что делается для детей, должно происходить с их участием». Тогда дети становятся хозяевами, гражданами, патриотами своей школы, а значит и патриотами своей Родины.



Доклад:"Формирование лидерских и организаторских качеств у подростков посредством развития ученического самоуправления в школе"
  • Классному руководителю
Описание:

Доклад на тему: "Формирование лидерских и организаторских качеств у подростков посредством развития ученического самоуправления в школе"

 В настоящее время всё больше усилий приходится прилагать для работы с детьми, нуждающимися в особой педагогической защите. Современные школьники испытывают потребность в освоении новых социальных ролей, но у большинства из них сильно искажено представления о них; подросткам просто необходимо проявить свою общественность, однако, чаще всего для этого нет соответствующих условий. Одним из основных условий становления личности является самореализация, но школьники не всегда чётко представляют себе те сферы деятельности, где можно проявить себя, где и как можно самоутвердиться. Каждый подросток испытывает естественную потребность быть любимым и защищённым, но часто действительность оказывается противоположной. Всё это требует от школы внесения изменений в сложившуюся в последнее время систему воспитательной работы.

 В сознании многих педагогов стереотип «воспитательной работы» с одной стороны предполагает существование в школе неких особых, специальных актов воспитания, а с другой стороны, ограничивает пространство школьного воспитания внеурочными формами деятельности. Это идет в разрез с современной теорий воспитательных  систем, в которой воспитание понимается как управление процессом развития личности человека.

Для воспитания современного человека необходимо использование таких методов и форм работы, которые были бы направлены на освоение учащимися различных видов социальной деятельности, включение их в эту деятельность, самореализацию и самоутверждение в ней и через неё в обществе, что в конечном итоге обеспечивает социализацию личности. Ведь сейчас, когда социально-экономические проблемы обусловили потребность в человеке, способном принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, воспитание в детях инициативности, самостоятельности, умения вести за собой становится также важно, как и овладение, конкретной предметной деятельностью. 

Социально-антропологические исследования и практика убеждает в том, что именно детские общественные организации обладают оптимальными условиями для формирования лидерской позиции подростков. Дух лидерства свойственен природе каждого ребёнка, поэтому руководителю детской организации необходимо владеть современными методами и формами взаимодействия с детьми, работы с коллективом, которые были бы направлены на поддержку и развитие, а не подавление лидерских качеств ребёнка. Очень часто подростки не имеют представления о наличии у себя лидерских способностей, так как в роли организатора никогда не выступали.

Невозможно ожидать, а тем более требовать от подростка серьезной организаторской работы без соответствующей методической и психологической подготовки, поэтому очень важно правильно организовать работу школы актива. 

Сегодня, как  никогда уделяется внимание той среде, в которой  вращается индивид образовательного процесса. Внимание уделяется чёткой  гражданской позиции. И я, как старшая вожатая должна чётко  грамотно выстроить свою работу  со своими воспитанниками.     Лидерство не может   быть  без окружающей его среды, а социальная среда определяет положение лидера.                                           

 Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компе­тентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, орга­низаторские способности. Порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой сто­роны, человек может иметь данные качества, но не яв­ляться лидером. Лидер не только направляет, и ведёт своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.    

                                                                                                                               

         Большую роль в развитии лидерских и организаторских качеств у подростков играет ученическое самоуправление.

         Цель Ученического самоуправления:

     Сформировать высоконравственную творческую, активную личность на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, а также усвоения социальных норм через участие в общественной жизни школы.

 

      Задачи Ученического самоуправления:

·          Становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива.

·         Приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни школы.

·         Создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через предоставление широкого выбора направлений видов деятельности.

·         Формирование активной жизненной позиции, развитие творчества и инициативы, лидерских  и организаторских качеств.

       Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки.

          Развитие ученического самоуправления мы рассматриваем как часть системы гражданского воспитания, которое стало очень актуально. Задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому общению, умению работать в коллективе, развить творческие способности. Мы хотим, чтобы наши дети понимали запросы и требования общества и через ученическое самоуправление могли реализовать и сопоставить себя с теми требованиями, которые выдвигает общество.

В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.

Только ученическое самоуправление может дать ребенку самостоятельное правильное поведение, сформировать негативное отношение к таким отрицательным явлениям как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни.

В нашей школе действует детская организация имени Ульяны Громовой, которая взаимодействует (сотрудничает) с ученическим самоуправлением.

Главная цель детской организации имени Ульяны Громовой – развитие социально-активной личности ребенка, способной к самореализации и успешной адаптации в современных условиях жизни, через включения в творческую, общественную деятельность.

Задачи детской организации имени Ульяны Громовой:

 

·        определять уровень организаторских способностей и лидерских качеств детей;

·        добиваться активного участия каждого в делах класса, школы, т.е. развитие инициативы творческих способностей у ребят, навыков организации коллектива.

      Участие детей в управлении делами детской школьной организации рассматривается, прежде всего, как способ обучения детей демократии, подготовки их к жизни. Сделать процесс воспитания демократическим, открытым, гуманистическим помогут особые органы самоуправления школьной жизни: советы, комитеты, парламент и т.д. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, управлению собой, своей жизнью в коллективе.

 

 

При ученическом самоуправлении  у учащихся, задействованных в данном процессе, развиваются следующие качества, навыки и умения:

·        умение повести за собой;

·        умение преобразовывать мир;

·        самостоятельность;

·        дружелюбность;

·        инициативность;

·        целеустремленность

 

          Все эти качества способствуют дальнейшему развитию, желанию не останавливаться на достигнутых результатах, поэтому выпускники нашей школы, прошедшие через систему ученического самоуправления, являются студентами престижных ВУЗов не только г. Тамбова.

        А еще, одним из немаловажных показателей результативности я считаю то, что выпускники являются частыми гостями в нашей с ними школе.       По-моему, их притягивает тепло и дружелюбие отношений, которое было когда-то создано ими и преумножается сейчас новыми поколениями. 

 

Вот что говорят о результатах развития ученического самоуправления в нашей школе сами ребята.

Чупреяновская Анастасия – председатель детской организации имени Ульяны Громовой, участвует в школьных, районных и областных  мероприятиях: «При ученическом самоуправлении в школе веселее, интереснее жить. Ребята понимают, всё, что делают хорошего, всё для них. Поэтому каждый класс старается сделать больше хорошего».

 

Захаров Роман – председатель совета старшеклассников, участвует в школьных, районных и областных мероприятиях:  «При ученическом самоуправлении школа для нас превратилась в единый, монолитный коллектив. А такому коллективу любое дело по плечу».

 

Федечкина Татьяна  – учебный сектор, участвует в школьных, районных и областных мероприятиях:  «Новая форма управления в школе заставила нас самих думать над тем, над чем раньше думали преподаватели. Школа – наш

второй дом, и в ней во всём должен быть такой же порядок, как дома».

 

А вот что говорят о результатах развития ученического самоуправления
педагоги нашей школы:

«Несравненно возросла активность каждого класса»

      В концепции и программе развития нашей школы говорится о том, что школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого ребенка с учётом его индивидуальных особенностей. В годовом плане одним из главных является раздел воспитательной работы.

      Одной из программ нашей “Многоаспектной системы развития личности” является программа “Лидер”. Воспитательные задачи этой программы: обеспечить условия для самореализации творческих возможностей и потребностей ребёнка; создать развивающую среду, способствующую самоутверждению личности в различных видах деятельности; формирование коммуникативных навыков, умения понимать себя и других. Основное содержание: раскрытие и реализация организаторских и творческих способностей; формирование ощущения значимости и причастности к решению проблем школы; формирование опыта ведения предвыборной и выборной компаний. Всё это осуществляется через президентский совет, организацию КТД, проведение праздничных мероприятий, праздник детской организации  имени Ульяны Громовой, деловые и ролевые игры, школу актива.

      Эффективность воспитательной работы достигается благодаря сочетанию традиционных и инновационных методов. Одним из инновационных методов включения учащихся в общественную жизнь является социальное проектирование, которое ориентировано на формирование таких качеств, как чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе Отечества, умение адаптироваться к современным экономическим условиям. В этом учебном году группа старшеклассников приступила к работе над социально – значимым проектом “Я – гражданин России”. Сейчас мы находимся на стадии сбора информации и разработки собственного решения проблемы.

      Еще один проект, над которым мы работаем – это школьная газета “Школьный Олимп”.

Цель проекта: реализация интеллектуально – творческого потенциала школьников в создании газеты.

Задачи: развитие навыков самостоятельной, исследовательской и творческой деятельности, помощь в профориентации, саморазвитие и самореализации школьников.

     Реализация данных проектов способствует социализации учащихся, так как создаются условия для применения ими «гражданских знаний и умений» в повседневной жизни. Школьники учатся соизмерять эти знания и умения со своим характером, стилем поведения и взаимоотношениями с окружающими, давать оценку всех сторон жизни, общества, истории, политики, культуры в соответствии со своими возрастными возможностями.

Развитие ученического самоуправления при повышении социальной активности в школе позволяет:

- Обеспечить нормальную работу всех коллективов в школе, оптимально решать повседневные задачи с учётом интересов учащихся.

- Подготовить школьников к будущему выполнению обязанностей по участию в руководстве государственными и общественными делами, то есть обеспечить приобретение каждым знаний, умений и навыков управленческой деятельности. Именно воспитание в деятельности рождает у ребенка такие качества, как ответственность, умение работать в коллективе и уважать чужое мнение, заботу и сопереживание, чувство собственного достоинства. Самоуправление не может существовать без определения реальных конкретных прав и обязанностей.

 

    Права и обязанности школьника в морально-правовом аспекте в школьном коллективе определяются на основании конкретных документов, в разработке которых принимают участие сами дети. Одновременно детям предоставляются и организационные права, например, выбор детского объединения, формы и содержания деятельности. Новый подход к самоуправлению сегодня предлагает соблюдение принципа: «все, что делается для детей, должно происходить с их участием». Тогда дети становятся хозяевами, гражданами, патриотами своей школы, а значит и патриотами своей Родины.

Автор Рытова Оксана Михайловна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1082
Номер материала 16359
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓