Главная / Директору-завучу / Доклад:Методическое сопровождение по организации самостоятельной работы обучающихся как условие совершенствования профессиональной деятельности

Доклад:Методическое сопровождение по организации самостоятельной работы обучающихся как условие совершенствования профессиональной деятельности

Методическое сопровождение по организации

самостоятельной работы обучающихся как условие совершенствования профессиональной деятельности


Самостоятельная работа представляет собой вид любой учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия преподавателя; она наиболее отвечает потребностям учащихся сделать что-то самому.

Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так познавательную и практическую деятельность. Для развития самостоятельности учащихся основное значение имеет не организационная сторона, а познавательная: самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний. Ядром самостоятельной работы, исходным моментом ее конструирования является познавательная или проблемная задача.

Самостоятельная работа – это прежде всего умение применять на практике знание теории, т.е. приобретение конкретных умений и навыков.

Практика имеет многообразие видов самостоятельной работы, однако преподавателю, особенно начинающему, профессионально трудно представить все многообразие. Поэтому методической службой разработан примерный перечень видов самостоятельной работы, что позволяет преподавателям, исходя из специфики предмета и при минимальной затрате времени, выбрать нужный вид (виды) для самостоятельной работы учащихся.

Анализ показывает, что в колледж приходят учащиеся, большая часть которых не умеет работать с учебником, справочной литературой, отсутствуют навыки записи лекций, составления тезисов прочитанной статьи и т.д. Методическая служба рекомендует преподавателям в работе с обучающими использовать памятку «Учись учиться». Следуя содержанию памятки, учащиеся учатся последовательно выполнять самостоятельную работу, которая характерна при работе с разными источниками.

На занятиях ШМ(Н)П, делясь опытом работы по использованию памятки, преподаватели убеждаются в том, что у учащихся формируются умения:

  • уяснять непонятное;

  • пользоваться справочными и другими материалами для преодоления непонятного;

  • обобщать, сравнивать, оценивать;

  • применять на практике теоретические знания;

  • ориентироваться в аппарате учебника, справочной и специальной литературы для решения поставленной задачи.

Участники Школы активно обсуждают предлагаемые методической службой варианты организации самостоятельной работы учащихся с учебником, на различных этапах урока.

В рекомендациях методической службы определены основные функции самостоятельной работы обучающегося с преподавателями. СРОП – это совместная работа, поскольку учебные занятия проводятся в диалоговом режиме, например: дискуссия, деловая и дидактические игры, презентация, разработка индивидуального, группового проектов и т.п.

К каждому СРОП преподаватели готовят соответствующие дидактические материалы, которые позволяют отрабатывать навыки анализа тех или иных ситуаций, решать задачи…

Главная цель педколлектива в формировании самостоятельной деятельности учащихся – это выработка системы, основой которой является постепенное увеличение самостоятельности учащихся, осуществляющейся путем усложнения заданий и изменения роли преподавателя при выполнении этих заданий.

Узловым вопросом в подготовительной работе преподавателя по формированию самостоятельной деятельности учащихся является разработка целесообразных заданий.

На заседаниях цикловых методических комиссий с учетом рекомендаций методической службы преподаватели рассматривают и анализируют разновариативные виды самостоятельной работы учащихся, предполагающие нарастание трудности выполнения самостоятельной работы по следующим направлениям:

  • путем увеличения объема заданий и длительности самостоятельной работы учащихся;

  • путем усложнения содержания задания, а вместе с этим мыслительной операции и приемов самостоятельной работы, которые необходимы для его решения;

  • путем изменения способов инструктирования и постоянного уменьшения объема помощи со стороны преподавателя.

Под инструктированием учащихся перед началом самостоятельной работы подразумевается краткое, но исчерпывающее объяснение того, что надо сделать, зачем нужна данная работа, каким образом ее выполнить. Наряду с устным инструктированием рекомендуем использовать письменные руководства к работам: памятки, дидактические карточки, рабочие тетради, руководство пользователя и др.

Методической службой предложена система по составлению заданий по уровню сложности, которая помогает преподавателям с учетом специфики предмета разрабатывать разновариативные задания для самостоятельной работы учащихся. Степень трудности дифференцированных заданий возрастает вместе с повышением уровня знаний учащихся. Такие задания показывают преподавателю степень готовности мышления учащихся к преодолению новой логической трудности.

Преподаватели, предлагая обучающимся учебные задания по уровню сложности, развивают способности каждого учащегося: хорошо подготовленные учащиеся получают возможность выполнять более сложные задания, учиться быстрее, а недостаточно подготовленные – выполняют менее сложные задания, но постепенно повышают уровень своих знаний. Задания, предлагаемые преподавателями для самостоятельной работы, соответствуют уровню развития умственных способностей обучающихся.

Методическая служба разработала для преподавателей рекомендации по структуре выполнения самостоятельной работы учащихся, которая включает в себя три этапа: подготовительный, исполнительный, проверочный с подробным описанием каждого этапа.

Анализ посещенных уроков методической службой свидетельствует, что учащиеся не только знают данную структуру, но и успешно применяют на практике. Преподаватели сначала дают небольшие по объему задания, постепенно увеличивая дозу самостоятельности при выполнении; затем усложняют задачи, предлагают более разнообразные формы. Например, задание в форме опорного сигнального конспекта по теме «Классификация углеводородов. Предельные углеводороды» (предмет «Химия»).

hello_html_m6e5ae525.png











Главное – привить учащимся потребность к общению со специальной литературой. Преподавателям рекомендуем использовать следующие приемы самостоятельной работы обучающихся:

  • проработать небольшой раздел, параграф, затем рассказать его содержание (это касается несложного материала);

  • найти основную мысль, подтвердив ее определенными цифрами или статистическими данными;

  • прочитав статью, составить план, написать краткий конспект и т.п.

Также предлагаем использовать в работе карточку – напоминание: «Дидактическая подготовка преподавателя», которая включает в себя,

во-первых, знание преподавателем:

  • видов самостоятельных работ, известных в теории и практике педагогической деятельности;

  • порядка введения их в процесс обучения;

  • состояние преемственности и взаимосвязи преподаваемого предмета с родственными ему дисциплинами;

во-вторых, владение преподавателем умениями:

  • отбора содержания;

  • организации познавательной самостоятельной деятельности учащихся;

  • применения различных видов работы и т.д.

Хорошая организация самостоятельной работы учащихся на уроках невозможна без основательной дидактической подготовки преподавателя.

Организация самостоятельной работы обучающихся немыслима без накопления разнообразного активного раздаточного дидактического материала с учетом степени самостоятельности в действиях учащихся, уровня сложности и т.д.

Преподаватели убеждены, что эффективность урока во многом зависит от активизации самостоятельной деятельности учащихся, от соотношения используемых на уроке различных форм организации деятельности, их сочетаний:

  • изложение знаний преподавателем и самостоятельная работа учащихся;

  • фронтальные, групповые и индивидуальные задания обучающихся на уроке;

  • воспроизводящие и творческие, самостоятельные работы.

Для реализации функции самостоятельной работы как формы самоорганизации в обучении требуется как от преподавателей, так и от учащихся процедуры целеполагания.

При организации самостоятельной работы особенно ценны такие задания, которые имеют проблемный характер, требуют открытий, исканий. Они рассчитаны не на простое запоминание или воспроизведение изучаемого материала, а на осмысление его; на объяснение фактов, на сравнивание изучаемых предметов и явлений, на обсуждение связей между ними, на доказательство усваиваемых положений и т.д. Выдавая учащимся задания для самостоятельной работы, преподаватель не только объясняет учащимся, что они должны сделать, но и дает указания, как действовать, как пронаблюдать, как описать и т.д.

При выполнении учащимися творческих заданий исключается сама возможность механического выполнения самостоятельной работы, поэтому знания, приобретенные на основе выполнения этих работ, оказываются более глубокими, прочными, более действительными. Применение творческих заданий в процессе обучения способствуют развитию у учащихся интереса к предмету. Это объясняется, с одной стороны, самим характером заданий, требующим от обучающихся проявления смекалки, а с другой – тем обстоятельством, что для выполнения некоторых творческих заданий учащимся приходится пользоваться дополнительной литературой, знакомство с которой расширяет их кругозор.

Предлагаем по содержанию творческие задания подразделять на следующие виды:

  • задания на тему: «Найди и исправь ошибку»;

  • отыскание способов решения задач;

  • проектирование опытов;

  • экспериментально-исследовательского характера.

Перед преподавателями и учащимися при подготовке заданий и их выполнении пробуждается интерес к поиску приобретения новых знаний, развитию творческого мышления.

Правильно организованная самостоятельная работа учащихся значительно расширяет возможности вовлечения их в творческую работу, служит хорошим средством сближения обучения с жизнью, ведет к повышению престижности получения знаний. Методическая служба предлагает использовать в практической работе таблицы: «Классификация типов и видов самостоятельной работы учащихся», «Виды самостоятельной работы на разных этапах работы». В соответствии с методическими рекомендациями для выполнения любого вида самостоятельной работы обучаемый проходит следующие этапы:

  • определение цели самостоятельной работы;

  • конкретизация познавательной задачи;

  • самооценка готовности к самостоятельной работе;

  • выбор подходящего способа действия, ведущего к решению задачи;

  • планирование работы;

  • реализация программы;

  • взаимосвязь преподавателя и обучаемого в процессе выполнения работы.

Задача методической службы и педагогического коллектива: вооружить учащихся техникой личной работы, то есть научить их работать с учебной, специальной, справочной литературой, с первоисточниками. Без этого самостоятельная, познавательная деятельность не будет успешной, продуктивной. Для реализации этой задачи в соответствии с Положением «Об учебном кабинете, лаборатории» и методическими рекомендациями осуществляется и оформление учебных кабинетов, лабораторий, где предусмотрены соответствующие стенды. Так, на стенде «В помощь обучающимся» размещены методические рекомендации, инструкции, советы, указания, памятки, образцы решения различных задач, примеров, рекомендаций по работе с первоисточниками и другой литературой в зависимости от преподаваемой дисциплины.

Самому преподавателю профессионально трудно обеспечить собственную динамику обучения и развития. Требуется помощь методической службы, задача которой в организации условий для формирования, становления, развития, совершенствования профессиональной компетентности педагога, его информационно-методическом сопровождении на пути осознания перемен и применения инноваций. В данном направлении большая роль отводится Школе творчески работающих преподавателей. Деятельность ШТРП осуществляется в рамках постоянно действующего семинара. Теоретические семинары знакомят педагогов с новейшими достижения науки и продуктивного педагогического опыта. Так, на занятиях слушатели Школы изучают методику ведения интерактивных, бинарных, проектных уроков, обсуждают их преимущество и недостатки, осваивают специфику информационно-коммуникационных технологий, технологий уровневой дифференциации и др.

Семинары – практикумы активизируют практическую составляющую и мотивируют преподавателей к действию. В ходе проведения методического дня преподаватели анализируют показательные и открытые уроки, уделяя особое внимание анализу деятельности обучающихся при организации и активизации самостоятельной работы.



Список литературы.

  1. С.С. Татарченкова Урок как педагогический феномен. Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005г.

  2. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва. ACADEMIA, 2005г.

  3. Н.Е. Щуркова Педагогическая технология. Москва, 2005г.

Доклад:Методическое сопровождение по организации самостоятельной работы обучающихся как условие совершенствования профессиональной деятельности
  • Директору-завучу
Описание:

Самостоятельная работа представляет собой вид любой учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия преподавателя; она наиболее отвечает потребностям учащихся сделать что-то самому.

Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так познавательную и практическую деятельность. Для развития самостоятельности учащихся основное значение имеет не организационная сторона, а познавательная: самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний. Ядром самостоятельной работы, исходным моментом ее конструирования является познавательная или проблемная задача.

Автор Инертбаева Гульнара Сериковна
Дата добавления 12.02.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 697
Номер материала 56171
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓