Главная / Русский язык и литература / Доклад"Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы"

Доклад"Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы"

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы


Вопрос активизации познавательной деятельности учащихся вызывает сложную проблему, которая волнует и ученых-исследователей, и методистов, и учителей-практиков.

В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер, а школьное сочинение уступает место сухому, не рассчитанному на полёт творческой художественной фантазии , точному ЕНТ. Чтение, особенно в школе, начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие, отнимающее к тому же немало времени. Задача учителя -лингвиста состоит в поиске новых средств работы с художественным произведением , для того чтобы он приобрёл объём, стал звучащим, многогранным, притягательным.

Основное направление образования в школе – адаптация учащихся в современном обществе на основе среднего образования. Приемы обучения подбираются таким образом, чтобы каждый ученик был вовлечен в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе комфортно.

Основной целью учителя в современной школе – научить перерабатывать полученную информацию. Учителя обязаны передавать информацию, но, не в меньшей степени, они обязаны научить  их ею пользоваться, чтобы они могли создавать новые идеи. Задача учителя – учить как думать, а не только о чем думать. Если ученик не научится думать, он никогда не будет хорошим учеником. В целом нужно повышать познавательную мотивацию.

Рав Калонимус Шапиро, творивший в начале 20 века, знаменитый педагог, теоретик и практик, рекомендовал учителям: «Дело не в том, чтобы навести дисциплину и внедрить учение, а в том, чтобы вселить в ученика сознание его потенциального величия, чтобы он принял участие в своем собственном развитии».  Я думаю, что выполнить эту задачу, только приучая наших учеников направлять и концентрировать свои мысли. Ученика нужно научить видеть собственный потенциал.

Уже третий год работаю по Программе Кембриджского Университета, внедряя в свою практическую деятельность семь модулей обучения.

Программа включает в себя: новые методы обучения, развитие критического мышления у детей, использование критической оценки и оценки результатов обучения, применение информационно-коммуникационных технологий и цифровых систем, работа с одаренными детьми, обучение детей с учетом их возрастных особенностей, менеджмент и руководство в среднем образовании. Главная задача школы сегодня не просто вооружить учеников фиксированным набором знаний, умений и навыков, а сформировать у них умение учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. В этом направлении я стала работать в школе.Особенность этой Программы в том, что учитель только направляет ученика как работать , дает направление , а основные действия на уроке возлагаются на учеников.

Уроки свои начинаю с позитивного настроя, с пожеланиями удачного дня. Деление на группы проводим в игровой форме. Конечно учитываются вопросы, пожелания учащихся, но учитывается и тот факт, что это класс, коллектив.

Наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты учеников имеет не столько деятельность администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневная работа самого учителя в классе, направленная на воспитание и развитие учащихся. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель.

Важным аспектом деятельности учителя является стремление понять, как отдельными учениками постигается тема, осознать необходимость работы с учениками в целях улучшения или реконструкции их понимания, а также – осознание того, что отдельными учениками восприятие темы может происходить довольно уникальным способом.

На уроках русского языка я стараюсь формировать навыки критического мышления. Планируя структуру своих уроков , я продумывала, прежде всего, подбор заданий с учетом развития на всех этапах урока навыков критического мышления. Если проследить все задания можно увидеть, как постепенно происходит их усложнение, как новые задания строятся исходя из того, чему дети уже научились. 
Основной технологией развития критического мышления являются вопросы, которые я включила через диалоговое обучение, которое развивает критическое мышление, через формы кумулятивной беседы, в которой каждый ученик принимал и соглашался с тем, что говорили другие, беседа использовалась для обмена знаниями по теме «Местоимение», «Разряды местоимений», «Правопмсание местоимений» . Применяла технику «Да, Нет», «Корзина идей». Использовала следующие стратегии «Автобус», Грани Куба, «Три правды одна ложь, Во время работы по стратегии "Грани Куба" не только готовили ответы на вопросы устно, но и выполняли «Кластер», именно эта техника использовалась мною на протяжении всех уроков, так как она даёт полный и наглядный ответ. Результат внедрения этого модуля:
 
- развитие навыков КМ: умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать, оценивать и объяснять
 
- ученики сами ищут пути решения проблем на уроке;
 
- повысился уровень познавательной активности на уроке;
  

После проведения уроков, я старалась анализировать свои действия, действия учеников, о том, на что способны ученики, я сама научилась размышлять об эффективности применяемых стратегиях на том или ином этапе урока Как учитель учила рефлексировать детей свои знания и вместе с ними анализировала свои действия на уроке. Считаю, что такой метод проведения урока очень важен, так как развитие мышления у учащихся, это основной процесс на котором базируется обучение. Я думаю, что выбранные педагогические стратегии положительно сработали. Как учитель получила новый опыт работы с учащимися, пусть я не полностью удовлетворена своими действиями, но я на то и учитель, что могу совершенствовать свою деятельность «Учитель учится всю жизнь». По старому работать я уже не смогу, а по новому буду стараться набирать положительный опыт и вносить свой посильный вклад в изменение образования. Пока я только начинаю идти по выбранному пути, но как гласит народная мудрость «Дорогу осилит идущий».

Учащиеся 7-го класса – это ученики , у которых в данное время трудный подростковый период. Они уже не дети , но и еще не взрослые.

С помощью диалога ученики становятся ближе друг к другу, стараются выслушивать мнение других участников группы, пытаются грамотно донести свои мысли, понимают, что функция каждого ученика очень важна. Порой не раз говорила ребятам одно высказывание: «Сколько людей, столько мнений». И мне кажется, что с этой постановкой цели в работе, они могут научиться многому, а именно: терпению и нахождению задач проблемных ситуаций,  поставленными  перед ними учителем.

При проведении уроков я поняла , что самым важным моментом является тщательный подбор заданий, которые помогут ученикам понять ту или иную тему. Поэтому нужно к разработке каждого урока подходить ответственно.

Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком, повышать его познавательную деятельность.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим, поэтому любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске. Он постоянно рефлексирует свою деятельность, задаёт себе вопросы: Что я делаю? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности? 

Доклад"Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы"
  • Русский язык и литература
Описание:

В статье затронуты вопросы обучения русского языка и литературы, новые подходы в преподавании, вопросы критического мышления. Стержневой фигурой современного обучения является ,несомненно, учитель, но важную роль на современном уроке отводится ученику, как лицу получающему знания.Автор статьи уделяет внимание работе по Программе Кембриджского Университета. Внедрение в практику преподавания семи модулей обучения. Большое внимание уделяется тому , что на современном уроке ученик должен работать самостоятельно, но к этой работе его подводит ,прежде всего, учитель.

Автор Аубакирова Лязат Капашевна
Дата добавления 26.11.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 655
Номер материала MA-062691
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓