Защита
педагогической идеи
Великий поэт
всех времен и народов Александр Сергеевич Пушкин сказал: «В начале жизни
школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в
развитии человека. Этой теме посвящено много книг, педагогических трудов,
предложено множество идей, различных приемов и методов. Остановлюсь на книге
Владимира Абрамовича Караковского «Стать человеком». Караковский Владимир
Абрамович – директор средней школы № 825 Москвы, народный учитель, доктор
педагогических наук.
Красной
нитью в книге «Стать человеком» проходит идея, что
основой
целостного учебно – воспитательного процесса являются ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ
ЦЕННОСТИ.
В наше
непростое время «Школа есть главный залог будущего благосостояния государства,
гарант от духовного одичания современников». Караковский В.А.выделяет такие
понятия, ориентации, которые рождают в человеке добрые черты,
высоконравственные потребности. Это :
1. Земля – общий дом
человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI
века, Земля людей и живой природы.
2.
Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему
судьбой, завещанная его предками.
3.
Семья – начальная структурная единица общества, естественная среда развития
ребенка, закладывающая основы личности.
4.
Труд – основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность
человека.
5.
Знания – результат разнообразного, и прежде всего творческого труда. Знания
ученика – критерий труда учителя.
6.
Культура – великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так
в особенности в духовной жизни людей.
7.
Мир, покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие
существования Земли и человечества.
8.
Человек – абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания.
Итак,
восемь ценностей общечеловеческого характера, на которые может ориентироваться
в своей работе современный учитель, - Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания,
Культура, Мир, Человек. В них нет ничего нового. Это и
понятно: они вырабатывались в сознании человечества веками. Они так или
иначе присутствуют в жизни каждой семьи, в работе каждой школы.
Считая идеи Караковского В.А.
обоснованными, применяю у себя в работе, в своем классе. Сознательная жизнь
каждого из нас начинается здесь в школе, здесь же формируется и наше сознание.
Через школу проходят все люди, в своей совокупности образующие общество,
страну, государство. От прочности фундамента зависит прочность будущего
здания. Ведь сколько бы мы ни затевали перестроек нашего общего дома,
без основательного, прочного фундамента они не имеют смысла. Хороший
строитель никогда не экономит на фундаменте. Итак,
(Закладка
фундамента)
Звучит
песня С.Ротару «В доме моем»
Стены дома, которые
состоят из кирпичиков. А кирпичики – это и есть общечеловеческие ценности.
(На
кирпичиках – Патриотическое воспитание, Духовно – нравственное развитие,
Межэтническая толерантность и общественное согласие, Правовое воспитание,
Здоровый образ жизни, Семейное воспитание, Экологическое воспитание,
Профессионально – творческое воспитание)
Что
составляет главную заботу земледельца? Семена для будущего урожая. Это для него
основная ценность. И как бы ни было голодно и плохо житье-бытье, крестьянин
никогда не проест эти семена, убережет их от порчи и потравы. Дети — те
же семена, в которых закодирована судьба Отечества, да только ли его -
судьба всех землян. Мне доверено воспитать 25 человек. Это жители моего
строящегося дома.
(Фотография
класса в виде окошка)
Создаем
уют, наполняем наш дом улыбками, смехом, воспоминаниями от различных добрых
дел, школьных и классных мероприятий…
(Фотографии)
Что ж,
остается возвести крышу.
(Крыша)
А это результат,
свидетельство окончания работы. Это добрые, трудолюбивые, честные,
порядочные, гуманные, любящие свою Родину люди, несущие социальную
ответственность и многие другие конкретные качества человеческой личности.
Соответственно – крепкие семьи, здоровые дети, мощное, стабильное государство!
Добро пожаловать в наш дом!
Звучит
песня Д.Майданова «Дом».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.