Главная / Логопедия / Доклад (выступление на муниципальном семинаре): "Формирование универсальных учебных действий на логопедическом занятии"

Доклад (выступление на муниципальном семинаре): "Формирование универсальных учебных действий на логопедическом занятии"

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы











Выступление на муниципальном семинаре:

«Формирование универсальных учебных действий на логопедическом занятии»























Подготовила: педагог дополнительного образования

Учитель-логопед Васиченко Л.А.









п.Михайловка

2014г.

Формирование универсальных учебных действий на логопедическом занятии


Моя работа учителя-логопеда впервые нашла своё практическое применение в дополнительном образовании сравнительно недавно – около трёх лет назад. Созданное нами объединение «Речевичок» представляет собой коррекционно-развивающий процесс для детей дошкольного возраста с речевыми проблемами. (см слайд №1)

Именно в этот период изменились требования в системе образования, они стали на порядок выше. Все ступени начального общего образования переходят на обучение по новому образовательному стандарту. Дополнительное образование является теперь частью непрерывного образовательного процесса. Тем самым, работа объединения «Речевичок» наряду с главной задачей-преодоление речевых трудностей каждого ребёнка в рамках ФГОС предусматривает и решение таких важных задач, как:

  • Обеспечивать благоприятную адаптацию ребёнка в дальнейшем – в школе;

  • Улучшать условия для развития ребёнка;

  • Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Одной из особенностей данного стандарта является предъявление серьезных требований не только к предметным результатам обучающихся, но и к личностным, и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Вместе личностные и метапредметные результаты составляют универсальные учебные действия (далее УУД).

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. И коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда в системе дополнительного образования имеет большой потенциал в формировании УУД.

В моей работе особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме, с близкими ему людьми и сверстниками. Если мы поможем ребенку в дошкольном возрасте сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то мы непременно поможем сформировать у него способности к регуляции поведения и собственной деятельности, к познанию окружающего мира.



Дети с нарушениями речи имеют не только речевые, но и психологические особенности, а это сильно затрудняет формирование у них УУД. Воспитанники недостаточно понимают обучающие задания, указания, мои инструкции, с трудом владеют терминами, испытывают трудности в формировании и формулировании собственных мыслей в процессе работы, у детей недостаточно развита связная речь, беден словарный запас. В связи с этим, я как специалист в своем деле, просто обязана помочь нуждающимся детям и их родителям в проблеме, а именно – научить говорить правильно.

В своей логопедической практике на начальном этапе внедрения ФГОС можно четко проследить формирование УУД по некоторым направлениям:

  1. Так направление по развитию психологических предпосылок к обучению (слухового и зрительного внимания, памяти, концентрации внимания, мышления) предусматривает в большей мере формирование регулятивных УУД. (см.слайд №2)



Дети с нарушениями речи часто выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают педагога, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности

Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД (см.слайд №3):



Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
словесную инструкцию:



  • «Будь внимательным!» 

Этот вид упражнения может содержать различные варианты заданий

-в начале занятия: «Сейчас сядет на место тот, чьё имя начинается на звук А, затем – на звук М, и т.д.»

- в качестве разминки: «Попрыгайте на двух ногах столько, сколько слогов в слове МАШИНА, сделайте наклон туловища влево столько, сколько слов в предложении ЦЫПЛЕНОК ВЫЛУПИЛСЯ ИЗ ЯЙЦА и т.п.



- графическое выполнение упражнения: среди разных фигур зачеркни в каждой строчке ТРЕУГОЛЬНИК; с усложнением: треугольник и КРУГ и т.п.

- Зачеркни цифру, соответствующую месту заданного звука в слове. (Так, звук Р в слове РОЗА занимает 3-е место) (см.слайд № 4)

  • «Слушай и считай» (см.слайд №5)

На полянке у дубка

Крот увидел два грибка,

А подальше, у осин,

Он нашёл ещё один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашёл грибов?



  • Закончи стихотворение, вставляя слова со звуками П и Б в начале слова:

УЖ давно забылись лютые морозы,

Распускают почки белые … .



Мы посеем зёрна,

Пусть заколосится

На широком поле

Спелая … .

  • «Что лишнее» или «4-ый лишний» (см.слайд №6)



Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану ( см.слайд №7):



  •  «Расскажи о звуке по плану-схеме» 

Через 1–2 занятия алгоритм характеристики звука заменяется схемой. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.

  • Опиши предмет по опорным карточкам-схемам. (см.слайд №8)

  • «Определи порядок картинок».



  1. При развитии речемыслительной деятельности по активизации словаря, грамматического строя речи на разные лексические темы (времена года, одежда, мебель, профессии человека, части тела человека, семья и др.) можно говорить о формировании познавательных УД. (см.слайд №9)

Пример упражнений, дидактических игр на активизацию словаря, понятий, терминов:

Работа проводится на наглядном материале

  • Назови явления природы и разложи по временам года;

  • Образование относительного прилагательного – из чего сшита одежда – какая? (из кожи – кожаная, из шерсти – шерстяная, из меха – меховая, и т.п.);

  • «Кому что нужно для работы» (выбираем для каждой профессии необходимые инструменты);

  • Обыгрывание ролевых ситуаций. Называние слов-действий по профессиям: Кто что делает?

  • задание «Скажи наоборот» может использоваться на разные темы: Состояние человека (Девочка грустная, а мальчик весёлый). Описание овощей или фруктов (Огурец овальный, а помидор круглый); (см.слайд №10)

  • Разложи предметы по видам (классификация предметов), например: одежда – обувь – головные уборы, по форме (круглые – квадратные – овальные) и т.п.





  1. Направление в работе по коррекции звукопроизношения, закреплению правильного звукопроизношения в речи ребёнка; развитию умения слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, текущей темы (День защитника отечества, День семьи и другие темы, приуроченные к памятным историческим или социальным, культурным событиям), развитие диалогической и повествовательной речи - предусматривает формирование коммуникативных УД. (см.слайд № 11)

  • артикуляционная гимнастика «Сказка о Весёлом язычке»,

  • речедвигательная гимнастика (сопровождение речью движений, с музыкальным сопровождением – логоритмика по методике Е. и С. Железновых); (см.слайд № 12)

  • обыгрывание мини-этюдов, диалогов, сюжетно-ролевые игры. (см слайд № 13)

В свои занятия стараюсь включать различные методики, которые соответствуют новым стандартам и требованиям. Некоторые формы работы детям наиболее интересны и я вижу результат своей деятельности, после применения этих технологий. Наряду с обучающими технологиями: традиционными и нетрадиционными, я использую здоровье сберегающие технологии.

Здоровье сберегающие образовательные технологии помогают мне на разных этапах коррекционно-речевой работы. Изначально использую фонетический логотренинг: «Играем, двигаемся – развиваемся» как систему занятий и подготовительных упражнений для развития артикуляционной, общей и мелкой моторики, просодики, слухового и зрительного восприятия, слухового внимания и памяти у детей. Дошкольникам очень нравятся различные виды самомассажа: кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков, пальчиковый театр). (см.слайд №14, 15)

В этом году стала применять метод су-джок терапии. Использование су-джок массажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.

«Движение – это тоже речь, выраженная сущность ребенка» по Л. Генераловой. Именно поэтому в своей работе я не оставляю без внимания логопедическую и фонетическую ритмику. Использую ее как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. Имею арсенал игр и игровых упражнений: дыхательные упражнения, фонетическая разминка, речедвигательные упражнения, чистоговорки, коммуникативные игры, пальчиковые игры, массаж с проговариванием, гимнастика для глаз, психогимнастика. Главное свойство этих методов – развивать двигательные умения ребёнка. Формирование движений происходит при участии речи. Чем лучше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

Замечательные слова для педагогики нашего времени высказал известный психолог Л. С. Выготский: «Правильно организованное обучение ведет за собой развитие». Именно эти слова на сегодняшний день имеют огромную значимость, так как в рамках ФГОС основным принципом в структуре общеобразовательных программ является принцип интеграции образовательных областей, в этих условиях обучение становится организованнее и эффективнее. При планировании мной индивидуально-групповой деятельности область «Коммуникация» очень хорошо интегрируется с образовательными областями «Познание», «Музыка», «Здоровье», «Чтение художественной литературы» и т. д. (см.слайд №16)

Быть «на одной волне» с ребёнком, создавать различные ситуации общения мне помогают информационно – коммуникационные технологии. Применение программ информационных технологий на логопедическом занятии позволяет разнообразить работу по формированию и развитию языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций у детей.

Итог выступления: На данном этапе своей работы я ещё не в полной мере постигла азы ФГОС-ов, моя программа по Развитию речи дошкольников, возможно, не на должном уровне соответствует программам Образовательного стандарта, но в своей работе я стараюсь развиваться в данном направлении, нахожусь в постоянном поиске. Но, самое главное, стараюсь как можно больше применять интересного, творческого в работе по коррекции и развития речи ребёнка, чтобы помочь ему стать полноценным членом общества.





Источники:

  1. Программа ФГОС НОО

  2. Рыжова С.Ф. Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми 5-7 лет с нарушениями речи/ авт.-сост. С.Ф.Рыжова. – Волгоград: Учитель, 2013.

  3. Интернетресурсы

  4. Копилка дидактического, демонстрационного материала.

Доклад (выступление на муниципальном семинаре): "Формирование универсальных учебных действий на логопедическом занятии"
  • Логопедия
Описание:

    Данное выступление приурочено муниципальному семинару, посвященному ФГОСам в дополнительном образовании. В рамках дополнительного образования (в том числе в работе "Речевичка" при ЦВР) также, как и в начальном общем  образовании происходят изменения согласно Федеральным Стандартам. Наша работа, педагогов дополнительного образования, является составной частью непрерывного образовательного процесса. Независимо от направления в работе каждого из педагогов дополнительного образования одним из условий ФГОСов является предъявление серьезных требований не только к предметным результатам обучающихся, но и к лличностным и метапредметным результатам освоения программы (что в целом составляет УУД).

Автор Васиченко Людмила Алексеевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 908
Номер материала 48580
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓