Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3
г. Усмани Липецкой области
Доклад
на тему:
«Урок
музыки – урок искусства»
Подготовила:
Учитель музыки
Плотникова Полина Владимировна
2014г.
Современная
образовательная реформа, новые стандарты образования подразумевают создание
целостной системы непрерывного музыкального образования, звенья которых
взаимосвязаны, взаимозависимы, направлены на достижение общей цели –
формирования богатой культуры личности учащегося.
Стремительно
мчится время. Все вокруг меняется: мир, общество, люди, взгляды. Меняются наши
учебники, меняемся мы. Трудно шагать в ногу со временем, этим, наверное, и
сложна профессия учителя, который должен чутко улавливать пульс времени, искать
новое, а без поиска, без нового взгляда на знакомое, привычное нет жизни на
уроке, нет жизнеспособности предмета в целом. «Урок музыки – урок искусства» -
основной тезис музыкальной педагогики последних десятилетий.
Музыка и дети – вот что
определяет содержание нашего предмета, направляет творческую деятельность
учителя, весь ход урока, который строится и развивается по законам искусства.
Подобно тому, как из мысли и чувства композитора вырастает музыкальное
произведение, так и из мысли и чувства учителя, его позиции в мире искусства
рождается урок. Без личного отношения учителя к искусству невозможно
формировать отношение учителя к музыке и жизни.
Школьный урок музыки –
это прежде всего урок искусства. По мнению О.А. Апраксиной, он имеет много
общего с другими уроками, т.к. проводится в рамках общеобразовательной школы,
где действуют единые законы.
Вместе с тем школьный урок музыки имеет специфику как урок искусства
музыкального искусства, где важную роль в нем играют чувства, эмоции.
Вторая его отличительная черта – это комплексное воздействие музыки на человека
(на психику, моторику, фантазию, логические процессы).
Третья черта – единство эмоционального и сознательного.
Четвертая – обязательное единство художественного и технического.
Вот такие отличительные черты урока музыки, как урока искусства.
«Для музыки (вообще для искусства) нужно еще больше: запомнить в музыке можно
только то, что понято и эмоционально прочувствовано» - Д.Б. Кабалевский.
Содержание школьного
предмета «Музыка» составляет музыкальное искусство во всем его многообразии.
Урок музыки – это урок искусства, и поэтому главное, чтобы дети чувствовали,
что их учитель увлечен музыкой и стремится передать им свое отношение.
Музыка воздействует на
эмоциональную, духовную сферы ребенка, делает его способным тоньше и глубже
чувствовать, сопереживать.
«Учитель же своим отношением к музыке, своим участием в ее исполнении
способствует воспитанию ума и сердца детей».
«Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте
природы, и к музыкальной мелодии».
Что значит педагог? Это
человек умеющий передавать то главное, что составляет сущность его самого.
И урок это маленькая
жизнь, которую мы проживаем со своими учениками. И в этом маленькой жизни должно
быть все как в настоящей жизни.
Не только мы учим
учеников, но и ребята нас учат.
Урок музыки – это прежде всего урок общения с искусством, с миром
прекрасного. Это накладывает на нас, учителей музыки, в отличие от других
учителей-предметников, особую ответственность.
Всякая художественно-педагогическая
задача, идея урока должна быть глубоко пережита учителем через самого себя,
свои чувства, мысли, опыт и этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает
урок в настоящую правду искусства.
Практика показывает, что
для урока искусства психологическая, техническая, интеллектуальная,
профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще
и эмоционально. Особенно важно в эмоциональной стороне профессиональное
мастерство учителя музыки, умение найти верный тон урока. Термин «задать тон
беседе исполнению издавна бытует в искусстве. Найти верный тон, который
присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке, - одна из сложнейших
задач подготовок учителя.
Определить главное, что
должны унести с собой после урока ученики: уметь понимать и ценить музыкальные
произведения, активную заинтересованность искусством.
Учитель при подготовке к
уроку должен действовать продуманно, ориентируясь на ясный и завершенный «образ
хорошего урока». При планировании его необходимо, исходя из темы урока,
(четверти, года), заданной программой, выверить материал и подчинить собственному
творческому замыслу.
Важно также определить не
только чередование видов музыкальной деятельности на уроке, но и материалы,
необходимые для подготовки к уроку, тип урока, его художественную идею,
определить цель и задачи урока, т.е. создать его «художественный образ». При
формировании цели урока, понимаемой как планируемый результат современной
творческой деятельности учителя и учащегося, необходимо иметь в виду, что она
должна быть конкретной и реально достижимой на уроке.
В последнее время
возникли и утвердились в музыкальной педагогике такие понятия: «драматургия
урока», «сценарий урока», «партитура урока».
При разработке их необходимо учитывать, что на всех этапах урока музыки общение
выступает в качестве основного «двигателя».
Выяснение содержания музыкального произведения, составление исполнительского
плана, слушательская интерпретация - все это достигается через общение и
познается в общении. Музыкальная драматургия (система тематических отношений,
образные ….. , контрастное сопоставление тематические разделов) обуславливает
соответствующую драматургию урока.
Если уроки, которые
создает учитель, действительно являются результатом его творчества, если его
влечет творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он сможет
проявить себя как педагог – художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы
к сотворчеству. Тогда и состоится урок музыка как урок искусства.
Всякий настоящий урок,
даже тщательно спланированный, является импровизацией на тему урока, т.к.
вынуждает педагога учитывать настроение (свое и учеников), творческое состояние
(свое и учеников), отношение к происходящему (свое и учеников).
Для того, чтобы урок
музыки как урока искусства состоялся, учитель сам должен быть творческой
личностью.
Педагогическое мастерство
учителя музыки понимается не только как комплекс специальных умений и навыков,
позволяющих преподавателю эффективно управлять учебно-познавательной
деятельностью учащихся, но и как развитие способности к совместной с учащимися
созидательной творческой деятельностью.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.