Главная / Музыка / Доклад «Урок музыки – урок искусства»

Доклад «Урок музыки – урок искусства»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеMCj04326300000[1]

Средняя общеобразовательная школа №3

г. Усмани Липецкой области






Доклад на тему:



«Урок музыки – урок искусства»













Подготовила:

Учитель музыки

Плотникова Полина Владимировна




2014г.


Современная образовательная реформа, новые стандарты образования подразумевают создание целостной системы непрерывного музыкального образования, звенья которых взаимосвязаны, взаимозависимы, направлены на достижение общей цели – формирования богатой культуры личности учащегося.

Стремительно мчится время. Все вокруг меняется: мир, общество, люди, взгляды. Меняются наши учебники, меняемся мы. Трудно шагать в ногу со временем, этим, наверное, и сложна профессия учителя, который должен чутко улавливать пульс времени, искать новое, а без поиска, без нового взгляда на знакомое, привычное нет жизни на уроке, нет жизнеспособности предмета в целом. «Урок музыки – урок искусства» - основной тезис музыкальной педагогики последних десятилетий.

Музыка и дети – вот что определяет содержание нашего предмета, направляет творческую деятельность учителя, весь ход урока, который строится и развивается по законам искусства. Подобно тому, как из мысли и чувства композитора вырастает музыкальное произведение, так и из мысли и чувства учителя, его позиции в мире искусства рождается урок. Без личного отношения учителя к искусству невозможно формировать отношение учителя к музыке и жизни.

Школьный урок музыки – это прежде всего урок искусства. По мнению О.А. Апраксиной, он имеет много общего с другими уроками, т.к. проводится в рамках общеобразовательной школы, где действуют единые законы.
Вместе с тем школьный урок музыки имеет специфику как урок искусства музыкального искусства, где важную роль в нем играют чувства, эмоции.
Вторая его отличительная черта – это комплексное воздействие музыки на человека (на психику, моторику, фантазию, логические процессы).
Третья черта – единство эмоционального и сознательного.
Четвертая – обязательное единство художественного и технического.
Вот такие отличительные черты урока музыки, как урока искусства.
«Для музыки (вообще для искусства) нужно еще больше: запомнить в музыке можно только то, что понято и эмоционально прочувствовано» - Д.Б. Кабалевский.

Содержание школьного предмета «Музыка» составляет музыкальное искусство во всем его многообразии.
Урок музыки – это урок искусства, и поэтому главное, чтобы дети чувствовали, что их учитель увлечен музыкой и стремится передать им свое отношение.

Музыка воздействует на эмоциональную, духовную сферы ребенка, делает его способным тоньше и глубже чувствовать, сопереживать.
«Учитель же своим отношением к музыке, своим участием в ее исполнении способствует воспитанию ума и сердца детей».
«Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии».

Что значит педагог? Это человек умеющий передавать то главное, что составляет сущность его самого.

И урок это маленькая жизнь, которую мы проживаем со своими учениками. И в этом маленькой жизни должно быть все как в настоящей жизни.

Не только мы учим учеников, но и ребята нас учат.
Урок музыки – это прежде всего урок общения с искусством, с миром прекрасного. Это накладывает на нас, учителей музыки, в отличие от других учителей-предметников, особую ответственность.

Всякая художественно-педагогическая задача, идея урока должна быть глубоко пережита учителем через самого себя, свои чувства, мысли, опыт и этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую правду искусства.

Практика показывает, что для урока искусства психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще и эмоционально. Особенно важно в эмоциональной стороне профессиональное мастерство учителя музыки, умение найти верный тон урока. Термин «задать тон беседе исполнению издавна бытует в искусстве. Найти верный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке, - одна из сложнейших задач подготовок учителя.

Определить главное, что должны унести с собой после урока ученики: уметь понимать и ценить музыкальные произведения, активную заинтересованность искусством.

Учитель при подготовке к уроку должен действовать продуманно, ориентируясь на ясный и завершенный «образ хорошего урока». При планировании его необходимо, исходя из темы урока, (четверти, года), заданной программой, выверить материал и подчинить собственному творческому замыслу.

Важно также определить не только чередование видов музыкальной деятельности на уроке, но и материалы, необходимые для подготовки к уроку, тип урока, его художественную идею, определить цель и задачи урока, т.е. создать его «художественный образ». При формировании цели урока, понимаемой как планируемый результат современной творческой деятельности учителя и учащегося, необходимо иметь в виду, что она должна быть конкретной и реально достижимой на уроке.

В последнее время возникли и утвердились в музыкальной педагогике такие понятия: «драматургия урока», «сценарий урока», «партитура урока».
При разработке их необходимо учитывать, что на всех этапах урока музыки общение выступает в качестве основного «двигателя».
Выяснение содержания музыкального произведения, составление исполнительского плана, слушательская интерпретация - все это достигается через общение и познается в общении. Музыкальная драматургия (система тематических отношений, образные ….. , контрастное сопоставление тематические разделов) обуславливает соответствующую драматургию урока.

Если уроки, которые создает учитель, действительно являются результатом его творчества, если его влечет творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он сможет проявить себя как педагог – художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству. Тогда и состоится урок музыка как урок искусства.

Всякий настоящий урок, даже тщательно спланированный, является импровизацией на тему урока, т.к. вынуждает педагога учитывать настроение (свое и учеников), творческое состояние (свое и учеников), отношение к происходящему (свое и учеников).

Для того, чтобы урок музыки как урока искусства состоялся, учитель сам должен быть творческой личностью.

Педагогическое мастерство учителя музыки понимается не только как комплекс специальных умений и навыков, позволяющих преподавателю эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся, но и как развитие способности к совместной с учащимися созидательной творческой деятельностью.

Доклад «Урок музыки – урок искусства»
  • Музыка
Описание:

Современная образовательная реформа, новые стандарты образования подразумевают создание целостной системы непрерывного музыкального образования, звенья которых взаимосвязаны, взаимозависимы, направлены на достижение общей цели – формирования богатой культуры личности учащегося.

Стремительно мчится время. Все вокруг меняется: мир, общество, люди, взгляды. Меняются  наши учебники, меняемся мы. Трудно шагать в ногу со временем, этим, наверное, и сложна профессия учителя, который должен чутко улавливать пульс времени, искать новое, а без поиска, без нового взгляда на знакомое, привычное нет жизни на уроке, нет жизнеспособности предмета в целом. «Урок музыки – урок искусства» - основной тезис музыкальной педагогики последних десятилетий.

Музыка и дети – вот что определяет содержание нашего предмета, направляет творческую деятельность учителя, весь ход урока, который строится и развивается по законам искусства. Подобно тому, как из мысли и чувства композитора вырастает музыкальное произведение, так и из мысли и чувства учителя, его позиции в мире искусства рождается урок. Без личного отношения учителя к искусству невозможно формировать отношение учителя к музыке и жизни.

Школьный урок музыки – это прежде всего урок искусства. По мнению О.А. Апраксиной, он имеет много общего с другими уроками, т.к. проводится в рамках общеобразовательной школы, где действуют единые законы.
Вместе с тем школьный урок музыки имеет специфику как урок искусства музыкального искусства, где важную роль в нем играют чувства, эмоции.
Вторая его отличительная черта – это комплексное воздействие музыки на человека (на психику, моторику, фантазию, логические процессы).
Третья черта – единство эмоционального и сознательного.
Четвертая – обязательное единство художественного и технического.
Вот такие отличительные черты урока музыки, как урока искусства.
«Для музыки (вообще для искусства) нужно еще больше: запомнить в музыке можно только то, что понято и эмоционально прочувствовано» - Д.Б. Кабалевский.

Содержание школьного предмета «Музыка» составляет музыкальное искусство во всем его многообразии.
Урок музыки – это урок искусства, и поэтому главное, чтобы дети чувствовали, что их учитель увлечен музыкой и стремится передать им свое отношение.

Музыка воздействует на эмоциональную, духовную сферы ребенка, делает его способным тоньше и глубже чувствовать, сопереживать.
«Учитель же своим отношением к музыке, своим участием в ее исполнении способствует воспитанию ума и сердца детей».
«Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии».

Что значит педагог? Это человек умеющий передавать то главное, что составляет сущность его самого.

И урок это маленькая жизнь, которую мы проживаем со своими учениками. И в этом маленькой жизни должно быть все как в  настоящей жизни.

Не только мы учим учеников, но и ребята нас учат.
Урок  музыки – это прежде всего  урок общения с искусством, с миром прекрасного. Это накладывает на нас, учителей музыки, в отличие от других учителей-предметников, особую ответственность.

Всякая художественно-педагогическая задача, идея урока должна быть глубоко пережита учителем через самого себя, свои чувства, мысли, опыт и этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую правду искусства.

Практика показывает, что для урока искусства психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще и эмоционально. Особенно важно в эмоциональной стороне  профессиональное мастерство учителя музыки, умение найти верный тон урока. Термин «задать тон беседе исполнению издавна бытует в искусстве. Найти верный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке, - одна из сложнейших задач подготовок учителя.

Определить главное, что должны унести с собой после урока ученики: уметь понимать и ценить музыкальные произведения, активную заинтересованность искусством.

Учитель при подготовке к уроку должен действовать продуманно, ориентируясь на ясный и завершенный «образ хорошего урока». При планировании его необходимо, исходя из темы урока, (четверти, года), заданной программой, выверить материал и подчинить собственному творческому замыслу.

Важно также определить не только чередование видов музыкальной деятельности на уроке, но и материалы, необходимые для подготовки к уроку, тип урока, его художественную идею, определить цель и задачи урока, т.е. создать его «художественный образ». При формировании цели урока, понимаемой как планируемый результат современной творческой деятельности учителя и учащегося, необходимо иметь в виду, что она должна быть конкретной и реально достижимой на уроке.

В последнее время возникли и утвердились в музыкальной педагогике такие понятия: «драматургия урока», «сценарий урока», «партитура урока».
При разработке их необходимо учитывать, что на всех этапах урока музыки общение выступает в качестве основного «двигателя».
Выяснение содержания музыкального произведения, составление исполнительского плана,   слушательская  интерпретация  - все это достигается через общение и познается в общении.  Музыкальная драматургия (система тематических отношений, образные ….. , контрастное сопоставление тематические разделов) обуславливает соответствующую драматургию урока.

Если уроки, которые создает учитель, действительно являются результатом его творчества, если его влечет творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он сможет проявить себя как педагог – художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству.  Тогда и состоится урок музыка как урок искусства.

Всякий настоящий урок, даже тщательно спланированный, является импровизацией на тему урока, т.к. вынуждает педагога учитывать настроение (свое и учеников), творческое состояние (свое и учеников), отношение к происходящему (свое и учеников).

Для того, чтобы урок музыки как урока искусства состоялся, учитель сам должен быть творческой личностью.

Педагогическое мастерство учителя музыки понимается не только как комплекс специальных умений и навыков, позволяющих преподавателю эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся, но и как развитие способности к совместной с учащимися созидательной творческой деятельностью

Автор Плотникова Полина Владимировна
Дата добавления 26.11.2014
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 1145
Номер материала 5638
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓