Михайлов орта жалпы білім беру
мектебі
Михайловская
средняя общеобразовательная школа
Трудовое
воспитание школьников
в
сельской школе
(обмен опытом)
Учитель технологии
Болонин Александр Николаевич
2009 год
Нужно любить то, что делаешь,
и тогда труд, даже самый
грубый,
возвышается до творчества.
Из всех условий, обеспечивающих успех в трудовом
воспитании и трудовой подготовки школьников, наиболее важным является их
участие в труде. Для того чтобы труд школьников был педагогически обоснованным,
он должен отвечать определённым критериям:
-иметь развивающую, воспитательную и обучающую
направленность трудовой деятельности.
-конечным результатом труда должны являться
материальные ценности. Участие в производстве конкретной продукции положительно
влияет на формирование таких экономических понятий, как себестоимость
продукции, качество труда и т.д.
-труд должен быть интеллектуально насыщен, отличаться
творческим характером, быть посильным, систематичным и разнообразным.
Нужно больше включать
школьников в реальные производственные отношения. Участие их в производстве,
распределении, обмене и потреблении созданных материальных ценностей.
Разрабатывая годовой календарно- тематический план работы, нужно исходить из
конкретных условий, материально- технической базы школы, кабинета, так как
именно материально – техническая база является основой для воспитания и
обучения школьников в процессе трудового обучения, правильно организованный
учебный процесс, это залог достижения конечного результата. А результаты
трудового обучения: модели, макеты, инструмент ит.д. дополняют материально –
техническую базу школы.
Материально -техническая организация учебного
база процесса
результаты трудового
обучения
Тема, над которой работаю как учитель технологии: «Развитие
творческих способностей, самостоятельности, коллективного подхода к труду,
культуры труда, пространственного и эстетического мышления» Исходя из темы
ставлю перед собой следующие цели и задачи:
·
Создать
сильную материально – техническую базу для творческой работы учащихся в
кабинете технологии;
·
Каждый
учащийся должен уметь пользоваться инструментом и приспособлениями, развивать
свою культуру труда, формировать эстетические наклонности и практические
навыки;
·
Воспитание
коллективизма, творческой активности;
·
Уделять
максимальное внимание развитию творческой и изобретательской личности
учащегося;
·
Пробуждение
интереса к творчеству трудновоспитуемых подростков.
Не всякий труд воспитывает.
Воспитывающий труд- это труд, вдохновляющий школьников поставленной целью,
отвечающий их возрастным особенностям, уровню подготовки, требованиям времени.
В процессе такого труда
осуществляется нравственное, трудовое, эстетическое, экономическое и физическое
воспитание.
Эстетически насыщенное содержание
труда, его результаты формируют стремление к глубокому и всестороннему
восприятию красоты труда и человеческих взаимоотношений. Всё это требует создание
определённых условий: это и подбор объектов труда соответствующих интересам
школьников и представляющих ценность, посильность изготовления и соответствие
требованиям, педагогически продуманное руководство трудовой деятельностью,
разнообразие организаторских форм и методов и т.д.
Представление о сути этого даёт
распределение часов по курсу технологии при составлении календарно –
тематического планирования. Опыт работы сельских школ показывает, что в
процессе учебных занятий по технологии и во внеурочное время на базе школьных
мастерских учащиеся 5-9-х классов изготавливают изделия различного назначения.
Это инструменты и орудия труда для работы учащихся на учебном опытном участке
школы: предметы быта и оформления помещений, детали и изделия для выполнения
ремонтных работ.
В процессе разнообразной работы
учащиеся знакомятся с обработкой различных материалов, создают средства и
приспособления малой механизации, развивают свой технический кругозор.
Убеждён, что сформировать трудовой
опыт, нравственную позицию гражданина можно только соединив самостоятельные
действия с самостоятельным мышлением-анализом, оценкой явлений жизни, трудовых
ситуаций.
Воспитание – это организованная
наставником среда, которая выступает фактором социального развития ребёнка в
силу того, что она разворачивает перед ним образ жизни на уровне высокой
культуры, позволяя тем самым естественно входить в контакт с современностью.
Неотъемлемые личностные качества
педагога при этом должны быть надёжность, сотворчество, активность, инициатива.
Специфические особенности
внеклассных занятий по техническому труду заключают в себе большие возможности обогащения
содержания организационных форм и методов всей учебно-воспитательной работы.
Знание этих особенностей, умение выявить их и систематически использовать помогают
дополнить арсенал воспитательных средств, и, следовательно, повышать
педагогическую эффективность их применения. Исходя из сказанного, ставлю перед
собой следующие задачи внеклассной работы со школьниками:
·
Расширение
и систематизация индивидуального и коллективного опыта детей, усвоение ими
определённых знаний о материалах и их свойствах, об инструментах и правилах
работы с ними.
·
Обучение
конкретным трудовым умениям, навыкам обработки материалов
·
Формирование
общедоступных умений, трудовой культуры, дисциплины, самостоятельности,
самооценку и самоконтроль.
·
Всестороннее
развитие и воспитание в процессе труда: умственное, нравственное, эстетическое,
физическое.
·
Воспитание
в процессе труда основных качеств личности, готовности и умения работать на
общую пользу, коллективно организованного, творчески, настойчиво добиваться
высоких количественных и качественных показателей
Много внимания уделяю культуре труда и экономическому
воспитанию школьников, приучая их на практике беречь оборудование, инструменты,
материалы, производить простейшие экономические расчеты. В условиях рынка,
мастерская работает в безотказном режиме; бруски материала используются для
изготовления других мелких деталей. Из-за недостатка сырья приходится искать
новые формы и методы работы. Ничего сверхъестественного в этом нет: всё, что
требуется для нормальной работы – это материалы и инструменты. Пока приходится
выкручиваться самому, просить дерево у всех у кого можно, кто имеет хоть
малейшую возможность дать хоть немного или подбирать бросовый материал. Эта
проблема не только нашей школы, проблема большого масштаба. Порой учитель
технологии вынужден постигать любое новое и малознакомое ремесло, чувствуя,
что может научиться сам и научить этому детей. Такая ситуация во всех почти
школах не только районных, но и городских.
- Как сообщили в областном департаменте
образования, финансирование кабинетов трудового обучения лежит на местных
бюджетах. Выделяются очень скромные средства, и почти всегда находятся более
важные на сегодняшний день покупки, чем пиломатериалы и инструменты. Как
правило, учителя вынуждены выкручиваться, кто как может, ищут добровольных
спонсоров, просят родителей, в чьих силах помочь в этом отношении школе. О том,
что в Павлодаре ситуация практически ничем не отличается от ситуации в самом
глухом захолустье, говорит такой факт: пару лет назад преподаватели биофака ПАУ
и студенты пытались организовать среди школьников одну простую акцию – сделать
побольше скворечников и развесить их в городе, чтобы спасти деревья. Во всех
школах ответили одинаково – мол, и рады бы, да не из чего делать. Поэтому
многие учителя вынуждены работать только теоретически. Много ли толку в теории,
если ни разу в руках не держал рубанка и напильника?
«Звезда
Прииртышья. Страница «Репортёр»,
корреспондент Галина Егорова.
С глубокой древности человек изготовлял и
изготовляет различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для
пользования, но и красивыми. Материалом для работ это то, что дарит человеку
Земля, и что исходит от самой природы: камень, глина, солома, дерево.
Используя дары природы, педагог создаёт условия для
развития художественно творческих способностей школьников посредством ремесла,
как широкий процесс формирования жизненных отношений, воспитывающих развитую
творческую личность.
Общение учащихся с произведением народного искусства,
и их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей
очень важны для общего художественного развития детей, воспитывая у них
здоровые нравственные начала, любви и уважения к труду.
Занятия формируют такие черты, как трудолюбие,
настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца
начатое дело, развивают эстетический вкус и глазомер.
Постоянная работа с природным материалом способствует
развитию любви к Родине, к родной природе. А в человеке, у которого есть эта
любовь, легче воспитывать стремление бережно относиться к ней, т.е. рационально
использовать природные богатства на благо людей. Постоянно нужно стимулировать
творческий подход к выполнению изделий – опираясь на важный принцип – работа по
принципу творчества, т.е. интеллектуальное развитие не как усвоение чужого
опыта, а как модернизация их собственного опыта, как самостоятельный.
Индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник
развития.
Труд не должен выступать как нежелательная
повинность, а должен организовываться как личный интерес, творческий подход к
изготовлению изделий. Это способствует профессиональному росту учащихся,
расширению технического кругозора.
Обучаемый имеет право на ошибку, но она является лишь
ступенью познания с помощью педагога, отказавшегося от методов принуждения и
форм подавления достоинства ребёнка, только при сотрудничестве педагога со
школьником, сотворчество, можно достичь ожидаемого результата и получить
истинное удовлетворение от сделанной своими руками работы.
«Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню
Дай действовать самому
И я научусь!»
Конфуций.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.