Главная / Технология / Доклад Трудовое воспитание в семье

Доклад Трудовое воспитание в семье

Михайлов орта жалпы білім беру мектебі

Михайловская средняя общеобразовательная школа






Трудовое воспитание школьников

в сельской школе

(обмен опытом)




Учитель технологии

Болонин Александр Николаевич





2009 год


Нужно любить то, что делаешь,

и тогда труд, даже самый грубый,

возвышается до творчества.


Из всех условий, обеспечивающих успех в трудовом воспитании и трудовой подготовки школьников, наиболее важным является их участие в труде. Для того чтобы труд школьников был педагогически обоснованным, он должен отвечать определённым критериям:

-иметь развивающую, воспитательную и обучающую направленность трудовой деятельности.

-конечным результатом труда должны являться материальные ценности. Участие в производстве конкретной продукции положительно влияет на формирование таких экономических понятий, как себестоимость продукции, качество труда и т.д.

-труд должен быть интеллектуально насыщен, отличаться творческим характером, быть посильным, систематичным и разнообразным.

Нhello_html_m12db657c.gifhello_html_m680c95a0.gifужно больше включать школьников в реальные производственные отношения. Участие их в производстве, распределении, обмене и потреблении созданных материальных ценностей. Разрабатывая годовой календарно- тематический план работы, нужно исходить из конкретных условий, материально- технической базы школы, кабинета, так как именно материально – техническая база является основой для воспитания и обучения школьников в процессе трудового обучения, правильно организованный учебный процесс, это залог достижения конечного результата. А результаты трудового обучения: модели, макеты, инструмент ит.д. дополняют материально – техническую базу школы.

Материально -техническая организация учебного

база процесса

hello_html_32b583e2.gifhello_html_237204d.gifhello_html_m23ae42d4.gif

результаты трудового

hello_html_6b11c135.gif обучения

Тема, над которой работаю как учитель технологии: «Развитие творческих способностей, самостоятельности, коллективного подхода к труду, культуры труда, пространственного и эстетического мышления» Исходя из темы ставлю перед собой следующие цели и задачи:

  • Создать сильную материально – техническую базу для творческой работы учащихся в кабинете технологии;

  • Каждый учащийся должен уметь пользоваться инструментом и приспособлениями, развивать свою культуру труда, формировать эстетические наклонности и практические навыки;

  • Воспитание коллективизма, творческой активности;

  • Уделять максимальное внимание развитию творческой и изобретательской личности учащегося;

  • Пробуждение интереса к творчеству трудновоспитуемых подростков.


Не всякий труд воспитывает. Воспитывающий труд- это труд, вдохновляющий школьников поставленной целью, отвечающий их возрастным особенностям, уровню подготовки, требованиям времени.

В процессе такого труда осуществляется нравственное, трудовое, эстетическое, экономическое и физическое воспитание.

Эстетически насыщенное содержание труда, его результаты формируют стремление к глубокому и всестороннему восприятию красоты труда и человеческих взаимоотношений. Всё это требует создание определённых условий: это и подбор объектов труда соответствующих интересам школьников и представляющих ценность, посильность изготовления и соответствие требованиям, педагогически продуманное руководство трудовой деятельностью, разнообразие организаторских форм и методов и т.д.

Представление о сути этого даёт распределение часов по курсу технологии при составлении календарно – тематического планирования. Опыт работы сельских школ показывает, что в процессе учебных занятий по технологии и во внеурочное время на базе школьных мастерских учащиеся 5-9-х классов изготавливают изделия различного назначения. Это инструменты и орудия труда для работы учащихся на учебном опытном участке школы: предметы быта и оформления помещений, детали и изделия для выполнения ремонтных работ.

В процессе разнообразной работы учащиеся знакомятся с обработкой различных материалов, создают средства и приспособления малой механизации, развивают свой технический кругозор.

Убеждён, что сформировать трудовой опыт, нравственную позицию гражданина можно только соединив самостоятельные действия с самостоятельным мышлением-анализом, оценкой явлений жизни, трудовых ситуаций.

Воспитание – это организованная наставником среда, которая выступает фактором социального развития ребёнка в силу того, что она разворачивает перед ним образ жизни на уровне высокой культуры, позволяя тем самым естественно входить в контакт с современностью.

Неотъемлемые личностные качества педагога при этом должны быть надёжность, сотворчество, активность, инициатива.

Специфические особенности внеклассных занятий по техническому труду заключают в себе большие возможности обогащения содержания организационных форм и методов всей учебно-воспитательной работы. Знание этих особенностей, умение выявить их и систематически использовать помогают дополнить арсенал воспитательных средств, и, следовательно, повышать педагогическую эффективность их применения. Исходя из сказанного, ставлю перед собой следующие задачи внеклассной работы со школьниками:

  • Расширение и систематизация индивидуального и коллективного опыта детей, усвоение ими определённых знаний о материалах и их свойствах, об инструментах и правилах работы с ними.

  • Обучение конкретным трудовым умениям, навыкам обработки материалов

  • Формирование общедоступных умений, трудовой культуры, дисциплины, самостоятельности, самооценку и самоконтроль.

  • Всестороннее развитие и воспитание в процессе труда: умственное, нравственное, эстетическое, физическое.

  • Воспитание в процессе труда основных качеств личности, готовности и умения работать на общую пользу, коллективно организованного, творчески, настойчиво добиваться высоких количественных и качественных показателей


Много внимания уделяю культуре труда и экономическому воспитанию школьников, приучая их на практике беречь оборудование, инструменты, материалы, производить простейшие экономические расчеты. В условиях рынка, мастерская работает в безотказном режиме; бруски материала используются для изготовления других мелких деталей. Из-за недостатка сырья приходится искать новые формы и методы работы. Ничего сверхъестественного в этом нет: всё, что требуется для нормальной работы – это материалы и инструменты. Пока приходится выкручиваться самому, просить дерево у всех у кого можно, кто имеет хоть малейшую возможность дать хоть немного или подбирать бросовый материал. Эта проблема не только нашей школы, проблема большого масштаба. Порой учитель технологии вынужден постигать любое новое и малознакомое ремесло, чувствуя, что может научиться сам и научить этому детей. Такая ситуация во всех почти школах не только районных, но и городских.

- Как сообщили в областном департаменте образования, финансирование кабинетов трудового обучения лежит на местных бюджетах. Выделяются очень скромные средства, и почти всегда находятся более важные на сегодняшний день покупки, чем пиломатериалы и инструменты. Как правило, учителя вынуждены выкручиваться, кто как может, ищут добровольных спонсоров, просят родителей, в чьих силах помочь в этом отношении школе. О том, что в Павлодаре ситуация практически ничем не отличается от ситуации в самом глухом захолустье, говорит такой факт: пару лет назад преподаватели биофака ПАУ и студенты пытались организовать среди школьников одну простую акцию – сделать побольше скворечников и развесить их в городе, чтобы спасти деревья. Во всех школах ответили одинаково – мол, и рады бы, да не из чего делать. Поэтому многие учителя вынуждены работать только теоретически. Много ли толку в теории, если ни разу в руках не держал рубанка и напильника?

«Звезда Прииртышья. Страница «Репортёр»,

корреспондент Галина Егорова.

С глубокой древности человек изготовлял и изготовляет различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ это то, что дарит человеку Земля, и что исходит от самой природы: камень, глина, солома, дерево.

Используя дары природы, педагог создаёт условия для развития художественно творческих способностей школьников посредством ремесла, как широкий процесс формирования жизненных отношений, воспитывающих развитую творческую личность.

Общение учащихся с произведением народного искусства, и их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественного развития детей, воспитывая у них здоровые нравственные начала, любви и уважения к труду.

Занятия формируют такие черты, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело, развивают эстетический вкус и глазомер.

Постоянная работа с природным материалом способствует развитию любви к Родине, к родной природе. А в человеке, у которого есть эта любовь, легче воспитывать стремление бережно относиться к ней, т.е. рационально использовать природные богатства на благо людей. Постоянно нужно стимулировать творческий подход к выполнению изделий – опираясь на важный принцип – работа по принципу творчества, т.е. интеллектуальное развитие не как усвоение чужого опыта, а как модернизация их собственного опыта, как самостоятельный. Индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития.

Труд не должен выступать как нежелательная повинность, а должен организовываться как личный интерес, творческий подход к изготовлению изделий. Это способствует профессиональному росту учащихся, расширению технического кругозора.

Обучаемый имеет право на ошибку, но она является лишь ступенью познания с помощью педагога, отказавшегося от методов принуждения и форм подавления достоинства ребёнка, только при сотрудничестве педагога со школьником, сотворчество, можно достичь ожидаемого результата и получить истинное удовлетворение от сделанной своими руками работы.

«Скажи мне и я забуду,

Покажи мне и я запомню

Дай действовать самому

И я научусь!»

Конфуций.



Доклад Трудовое воспитание в семье
  • Технология
Описание:

Трудолюбие издавна занимало одно из центральных мест в системе человеческих ценностей, рассматривалось как добродетель, во многом обеспечивающая благополучие в дальнейшей жизни. Труд, уважение и достаток в народном сознании были взаимосвязанными понятиями. Трудовое воспитание детей предусматривало не только обучение их всем необходимым для сельской жизни навыкам, но и формирование у ребенка особого отношения к труду как к жизненно необходимому средству существования и как к внутренней, нравственной потребности человека. Обучение детей трудовой деятельности проходило по хорошо продуманной, отшлифованной многими поколениями системе. Объем нагрузки и воспитательные меры соответствовали возрасту ребенка, его потребностям и возможностям в каждый период времени.

Автор Болонин Александр Николаевич
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 514
Номер материала 32424
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓