Қостанай қаласы әкімдігінің
«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің № 27 бөбекжай – бақшасы»
Мемлекеттік Коммуналдық Қазыналық Кәсіпорны.
Государственное Коммунальное
Казенное Предприятие «Ясли - сад № 27 акимата г. Костаная отдела образования
акимата г. Костаная».
Доклад «Сущность и значение речевого этикета.
Понятие речевого этикета»
Воспитатель:
Круглова И.А.
г. Костанай
Усваивая этикетную лексику, ребенок
«присваивает» часть социального речевого опыта народа, овладевает
культурно-речевыми эталонами, характерными для той культурной среды, в которой
он находится. Введение словесных формул речевого этикета в общую систему
речевого взаимодействия дошкольника с окружающими взрослыми и сверстниками
способствует формированию комфортного коммуникативного поля и оказывает
безусловное влияние на духовный мир ребенка. Ведь общеизвестно, что слово
образовывает душу.
Овладение родным
языком как средством и способом человеческого общения является важнейшим
приобретением дошкольного детства. По средствам языка ребенок налаживает
контакт с окружающими людьми и важно, чтобы эти контакты носили дружелюбный
характер. Для этого ребенок должен научиться не только доброму, гуманному
отношению к людям, но и способам их выражения, в том числе и речевым способам.
Они определяют речевое поведение человека, которое в значительной степени
реализуется с помощью визуально закрепленных стереотипов общения.
Стереотипы общения определяются обществом. Оно вырабатывает стандартизированные
нормы социального поведения, в том числе и речевого, определяемое
представлением о шаблоне поведения, которое ожидается от человека в каждой
отдельной ситуации.
Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) – совокупность
правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение
с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах,
манеры и одежда).
Как видим, в этом
определении содержится указание на внешнее проявления отношения к людям.
Однако внешнее проявление, как правило, отражает внутреннюю суть отношений.
Разумеется, в идеале эти отношения должны быть взаимно доброжелательными.
Этикет - порядок
поведения людей. Этикет - это порядок поведения, удобных для всех. Соблюдать
этикет - значит, соблюдать правила поведения. Главное правило:
стараться не ставить человека в неудобное положение, т.е. поступать так, чтобы
ему было хорошо рядом с тобой. Любовь и уважение к людям помогает нам соблюдать
этикет.
Этикет - это порядок
поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного
происхождения, национальной принадлежности, социального положения, образования,
различных взглядов, убеждений, интересов. Суть его - в умении быть приятным для
окружающих, настраивать людей на общение с собой, понимать их и видеть их
достоинства (И.Курочкина).
Речевое
проявление этикетных отношений специалисты называют речевым этикетом в узком
смысле.
Речевой этикет
- это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих,
принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми
социальными группами, в зависимости от возраста, социальной принадлежности,
обстановки общения (Н.И.Формановская).
В речевой
этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания,
приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие,
поздравление, прощание, благодарность и другие. Знакомя детей с правилами
речевого этикета, важно помочь им понять необходимость культуры речевого общения,
познакомить их с миром «волшебных» слов, различными вариантами этикетных форм,
развивать умения отбирать языковые средства в зависимости от участников и
ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить), воспитывать желание быть
культурным, вежливым человеком.
Таким образом, речевой
этикет позволяет установить нужный контакт с собеседником в определенной
тональности, в различной обстановке общения, отражать разумный характер
взаимоотношений общающихся (А.А Акишина, В.Е Гольдин, В.Г Костомарова, Н.И
Формановская и другие).
Уже в дошкольном
детстве можно сформировать привычку к определенным нормам речевого поведения,
позволяющим воспитать личность человека, который в процессе коммуникации
способен на определенный уровень восприятия информации, воздействия на нее и
управления ею.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.