Главная / Другое / Доклад: «Сущность и значение речевого этикета. Понятие речевого этикета».

Доклад: «Сущность и значение речевого этикета. Понятие речевого этикета».

   Қостанай қаласы әкімдігінің «Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің № 27 бөбекжай – бақшасы» Мемлекеттік Коммуналдық Қазыналық Кәсіпорны. Государственное Коммунальное Казенное Предприятие «Ясли - сад № 27 акимата г. Костаная отдела образования акимата г. Костаная».















Доклад «Сущность и значение речевого этикета. Понятие речевого этикета»



















Воспитатель: Круглова И.А.





г. Костанай

  Усваивая этикетную лексику, ребенок «присваивает» часть социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами, характерными для той культурной среды, в которой он находится. Введение словесных формул речевого этикета в общую систему речевого взаимодействия дошкольника с окружающими взрослыми и сверстниками способствует формированию комфортного коммуникативного поля и оказывает безусловное влияние на духовный мир ребенка. Ведь общеизвестно, что слово образовывает душу.

      Овладение родным языком как средством и способом человеческого общения является важнейшим приобретением дошкольного детства. По средствам языка ребенок налаживает контакт с окружающими людьми и важно, чтобы эти контакты носили дружелюбный характер. Для этого ребенок должен научиться не только доброму, гуманному отношению к людям, но и способам их выражения, в том числе и речевым способам. Они определяют речевое поведение человека, которое в значительной степени реализуется с помощью визуально закрепленных стереотипов общения.   Стереотипы общения определяются обществом. Оно вырабатывает стандартизированные нормы социального поведения, в том числе и речевого, определяемое представлением о шаблоне поведения, которое ожидается от человека в каждой отдельной ситуации.

       Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

      Как видим, в этом определении содержится указание на внешнее проявления отношения к людям. Однако внешнее проявление, как правило, отражает внутреннюю суть отношений. Разумеется, в идеале эти отношения должны быть взаимно доброжелательными.

      Этикет - порядок поведения людей. Этикет - это порядок поведения, удобных для всех. Соблюдать этикет - значит, соблюдать правила поведения.    Главное правило: стараться не ставить человека в неудобное положение, т.е. поступать так, чтобы ему было хорошо рядом с тобой. Любовь и уважение к людям помогает нам соблюдать этикет.

      Этикет - это порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения, образования, различных взглядов, убеждений, интересов. Суть его - в умении быть приятным для окружающих, настраивать людей на общение с собой, понимать их и видеть их достоинства (И.Курочкина).

      Речевое проявление этикетных отношений специалисты называют речевым этикетом в узком смысле.

        Речевой этикет - это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами, в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения (Н.И.Формановская).

        В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, прощание, благодарность и другие. Знакомя детей с правилами речевого этикета, важно помочь им понять необходимость культуры речевого общения, познакомить их с миром «волшебных» слов, различными вариантами этикетных форм, развивать умения отбирать языковые средства в зависимости от участников и ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить), воспитывать желание быть культурным, вежливым человеком.

     Таким образом, речевой этикет позволяет установить нужный контакт с собеседником в определенной тональности, в различной обстановке общения, отражать разумный характер взаимоотношений общающихся (А.А Акишина, В.Е Гольдин, В.Г Костомарова, Н.И Формановская и другие).

     Уже в дошкольном детстве можно сформировать привычку к определенным нормам речевого поведения, позволяющим воспитать личность человека, который в процессе коммуникации способен на определенный уровень восприятия информации, воздействия на нее и управления ею.



Доклад: «Сущность и значение речевого этикета. Понятие речевого этикета».
  • Другое
Описание:

Овладение родным языком как средством и способом человеческого общения является важнейшим приобретением дошкольного детства. По средствам языка ребенок налаживает контакт с окружающими людьми и важно, чтобы эти контакты носили дружелюбный характер. Для этого ребенок должен научиться не только доброму, гуманному отношению к людям, но и способам их выражения, в том числе и речевым способам. Они определяют речевое поведение человека, которое в значительной степени реализуется с помощью визуально закрепленных стереотипов общения.   Стереотипы общения определяются обществом. Оно вырабатывает стандартизированные нормы социального поведения, в том числе и речевого, определяемое представлением о шаблоне поведения, которое ожидается от человека в каждой отдельной ситуации.

Автор Круглова Ирина Александровна
Дата добавления 06.02.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 804
Номер материала 55752
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓