Главная / Классному руководителю / Доклад «Современный учитель: ответ на вызовы XXI века»

Доклад «Современный учитель: ответ на вызовы XXI века»

МКОУ Шиткинская СОШ















Выступление учителя изобразительного искусства

Котоман Виктории Александровны

на теоретическом семинаре

МО технологии, физкультуры, ОБЖ, ИЗО

на тему: «Современный учитель: ответ на вызовы XXI века»























Современный учитель:

ответ на вызовы XXI века

В начале нынешнего века стало совершенно очевидно: поток информации, в первую очередь колоссальные возможности Интернета, оказывают огромное влияние и на образовательный процесс, и на становление, самоопределение, самоидентификацию наших учеников. В интернет – сообществе наши учащиеся открыли для себя новую виртуальную реальность, и часто их самооценка зависит от количества друзей или подписчиков собственной страницы в социальной сети.

Использование поисковых систем Google, Yandex и др. прочно вошло не только в практику учителей при подготовке к занятиям, но и в нашу повседневную, обыденную жизнь. Интернет пришел едва ли не на каждый наш урок, а при отсутствии стационарного компьютера наши ученики (а иногда и мы сами) пытаются немедленно выйти в Интернет с мобильного телефона, ноутбука, планшета и пр. С его помощью пишутся почти все доклады и проекты, выполняются домашние задания. Нередко даже во время перемен наши ученики, особенно подростки, погружаются в социальной сети. Достаточно просто зайти, к примеру, на сайт «ВКонтакте», «Одноклассники» и посмотреть, кто зарегистрирован. В сети наши школьники ищут единомышленников, смотрят все подряд, выкладывают не всегда качественные или даже приличные собственные видеосюжеты, слушают музыку, смотрят фильмы, общаются по скайпу. Поэтому некоторые взрослые полагают, что Интернет – это «сплошное зло».

Если учитель понимает и принимает все это как существующую реальность, если он рассматривает Интернет в качестве одной из современных технологий, поставленных на службу человеку, - это современный учитель. Грань в нашем сознании, разделяющая информационные и материальные технологии, истончается. И учителя, и ученики уже не мыслят создание материальных объектов без предварительной информационной подготовки, которая позволяет заранее найти:

  • аналоги – сопоставить и сравнить их;

  • характеристику материалов для работы;

  • технологию изготовления изделий или даже видеодемонстрацию приемов работы;

  • интернет – магазины, где можно приобрести материалы;

  • конкурсы, где можно будет представить свое изделие.

Мы используем компьютерные программы для систематизации информации и представления ее ученикам, расчета себестоимости изделий, для создания слайд – шоу или учебных фильмов. Современный учитель широко применяет информационные технологии обучения потому, что именно так интересно учиться его ученикам! Они становятся любознательными, формируется мотивация, а значит, возможны и высокие результаты обучения. Конечно, раньше мы, обходились и без этого. Мы прекрасно объясняли учебный материал, имея учебник, доску и мел, но сама жизнь нас подталкивает к новому качеству преподавания. Таким образом, первая черта портрета современного учителя – высокий уровень информационной компетентности.

Сегодня особенно важный вопрос – а что должен делать учитель в первую очередь: учить или воспитывать? На что сделать основной акцент: на знаниях или на воспитательном характере обучения?

Снова и снова поднимается вопрос: как воспитывать наших учеников, чтобы они пополнили ряды достойных, порядочных членов общества. На первый взгляд базовые ценности человеческого общества всё те же – не укради, не убей, проявляй уважение к старшим, люби, будь справедливым и пр. но изменились условия жизни. Наши ученики погрузились в информационный поток и буквально потерялись в нем. Безграмотная русская речь в социальных сетях и личных дневниках, много откровенно лживой информации, выкладывание в сеть непроверенных данных, непристойная, пошлая реклама, сплетни и пр. Всё это говорит о безответственном отношении и к самой информации, и к людям, о которых пишут. Понимают ли это наши ученики? Насколько критично они относятся к тому, что читают и смотрят в Интернете? К сожалению, они практически не способны анализировать это и критически осмысливать.

Следовательно, современный учитель должен стать образцом культурного человека для своих учеников. Речь идет и о культуре труда, и о критичном, нравственном отношении к информации, которую педагог выкладывает в процессе обучения в Интернете (созданные сайты, ролики, презентации и пр.), и о его имидже как учителя, умении четко, грамотно выражать свои мысли, хорошим знанием русского языка, а по возможности и иностранного. Процесс воспитания современный учитель начинает с себя, потому что дети копируют поведение взрослых.

Доклад «Современный учитель: ответ на вызовы XXI века»
  • Классному руководителю
Описание:

       В начале нынешнего века стало совершенно очевидно: поток информации, в первую очередь колоссальные возможности Интернета, оказывают огромное влияние и на образовательный процесс, и на становление, самоопределение, самоидентификацию наших учеников. В интернет – сообществе наши учащиеся открыли для себя новую виртуальную реальность, и часто их самооценка зависит от количества друзей или подписчиков собственной страницы в социальной сети.

       Использование поисковых систем Google, Yandexи др. прочно вошло не только в практику учителей при подготовке к занятиям, но и в нашу повседневную, обыденную жизнь. Интернет пришел едва ли не на каждый наш урок, а при отсутствии стационарного компьютера наши ученики (а иногда и мы сами) пытаются немедленно выйти в Интернет с мобильного телефона, ноутбука, планшета и пр. С его помощью пишутся почти все доклады и проекты, выполняются домашние задания. Нередко даже во время перемен наши ученики, особенно подростки, погружаются в социальной сети. Достаточно просто зайти, к примеру, на сайт «ВКонтакте», «Одноклассники» и посмотреть, кто зарегистрирован. В сети наши школьники ищут единомышленников, смотрят все подряд, выкладывают не всегда качественные или даже приличные собственные видеосюжеты, слушают музыку, смотрят фильмы, общаются по скайпу. Поэтому некоторые взрослые полагают, что Интернет – это «сплошное зло».

Автор Котоман Виктория Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 495
Номер материала 32610
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы