МКОУ
Шиткинская СОШ
Выступление
учителя изобразительного искусства
Котоман
Виктории Александровны
на
теоретическом семинаре
МО
технологии, физкультуры, ОБЖ, ИЗО
на
тему: «Современный учитель: ответ на вызовы XXI века»
Современный
учитель:
ответ
на вызовы XXI века
В начале
нынешнего века стало совершенно очевидно: поток информации, в первую очередь
колоссальные возможности Интернета, оказывают огромное влияние и на
образовательный процесс, и на становление, самоопределение, самоидентификацию
наших учеников. В интернет – сообществе наши учащиеся открыли для себя новую
виртуальную реальность, и часто их самооценка зависит от количества друзей или
подписчиков собственной страницы в социальной сети.
Использование
поисковых систем Google, Yandex и др.
прочно вошло не только в практику учителей при подготовке к занятиям, но и в
нашу повседневную, обыденную жизнь. Интернет пришел едва ли не на каждый наш
урок, а при отсутствии стационарного компьютера наши ученики (а иногда и мы
сами) пытаются немедленно выйти в Интернет с мобильного телефона, ноутбука,
планшета и пр. С его помощью пишутся почти все доклады и проекты, выполняются
домашние задания. Нередко даже во время перемен наши ученики, особенно
подростки, погружаются в социальной сети. Достаточно просто зайти, к примеру,
на сайт «ВКонтакте», «Одноклассники» и посмотреть, кто зарегистрирован. В сети
наши школьники ищут единомышленников, смотрят все подряд, выкладывают не всегда
качественные или даже приличные собственные видеосюжеты, слушают музыку,
смотрят фильмы, общаются по скайпу. Поэтому некоторые взрослые полагают, что
Интернет – это «сплошное зло».
Если учитель
понимает и принимает все это как существующую реальность, если он рассматривает
Интернет в качестве одной из современных технологий, поставленных на службу
человеку, - это современный учитель. Грань в нашем сознании, разделяющая
информационные и материальные технологии, истончается. И учителя, и ученики уже
не мыслят создание материальных объектов без предварительной информационной
подготовки, которая позволяет заранее найти:
·
аналоги – сопоставить и сравнить их;
·
характеристику материалов для работы;
·
технологию изготовления изделий или даже
видеодемонстрацию приемов работы;
·
интернет – магазины, где можно приобрести
материалы;
·
конкурсы, где можно будет представить свое
изделие.
Мы
используем компьютерные программы для систематизации информации и представления
ее ученикам, расчета себестоимости изделий, для создания слайд – шоу или
учебных фильмов. Современный учитель широко применяет информационные технологии
обучения потому, что именно так интересно учиться его ученикам! Они становятся
любознательными, формируется мотивация, а значит, возможны и высокие результаты
обучения. Конечно, раньше мы, обходились и без этого. Мы прекрасно объясняли
учебный материал, имея учебник, доску и мел, но сама жизнь нас подталкивает к
новому качеству преподавания. Таким образом, первая черта портрета современного
учителя – высокий уровень информационной компетентности.
Сегодня
особенно важный вопрос – а что должен делать учитель в первую очередь: учить
или воспитывать? На что сделать основной акцент: на знаниях или на
воспитательном характере обучения?
Снова и
снова поднимается вопрос: как воспитывать наших учеников, чтобы они пополнили
ряды достойных, порядочных членов общества. На первый взгляд базовые ценности
человеческого общества всё те же – не укради, не убей, проявляй уважение к
старшим, люби, будь справедливым и пр. но изменились условия жизни. Наши
ученики погрузились в информационный поток и буквально потерялись в нем.
Безграмотная русская речь в социальных сетях и личных дневниках, много
откровенно лживой информации, выкладывание в сеть непроверенных данных,
непристойная, пошлая реклама, сплетни и пр. Всё это говорит о безответственном
отношении и к самой информации, и к людям, о которых пишут. Понимают ли это
наши ученики? Насколько критично они относятся к тому, что читают и смотрят в
Интернете? К сожалению, они практически не способны анализировать это и
критически осмысливать.
Следовательно,
современный учитель должен стать образцом культурного человека для своих
учеников. Речь идет и о культуре труда, и о критичном, нравственном отношении к
информации, которую педагог выкладывает в процессе обучения в Интернете
(созданные сайты, ролики, презентации и пр.), и о его имидже как учителя,
умении четко, грамотно выражать свои мысли, хорошим знанием русского языка, а
по возможности и иностранного. Процесс воспитания современный учитель начинает
с себя, потому что дети копируют поведение взрослых.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.