Главная / Директору-завучу / Доклад «Семья и школа – это партнёрская необходимость в развитии личности»

Доклад «Семья и школа – это партнёрская необходимость в развитии личности»

«Семья и школа – это партнёрская необходимость в развитии личности»


Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,

так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

В.А. Сухомлинский


Хочешь помочь ребенку - загляни в его семью. Семья формирует характер, привязанности, устремления ребенка.

Каждый человек в природе рождается для счастья. И ребенок ждет счастья от этой жизни. Надо помочь сделать его счастливым, но для этого родителям мало обеспечить его материально. Духовные ценности - вот что ребенок должен считать главным и к чему стремиться.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника.

Школа приобщает детей к миру прекрасного. Но ни один учитель, если не помогут родители, не введет в этот мир каждого ребенка. Как вырастить хорошего человека? На основе красоты и гармонии, а значит, нравственно, честно, достойно, на совесть.

Личность формируется в зависимости от той цели, которую сначала перед ней ставят родители, затем школа вместе с родителями, и лишь затем, наступает время самостоятельной постановки этой цели, подъема на новую высоту.

Сегодня без педагогических знаний семья не может воспитать духовно, интеллектуально, нравственно и физически полноценного ребенка. Школа является большим помощником в этом. Успешное воспитание ребенка непременно связано с отношением родителей к школе, к учителю.

«Все мы родом из детства…» Не важно, кем сказаны эти слова, важно, что сказаны для многих из нас, порой забывших, откуда мы родом. Именно жизненный детский опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и в Себе делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни. Мы живём в сложное время, когда меняются идеалы и ценностные ориентиры поколений. Но есть вечные ценности, которые не зависят от течения времени. Это любовь и дружба, доброта и забота, честность и преданность.

Введение предмета «Самопознание» это большое счастье для наших детей и родителей. Ведь именно этот предмет учит любить жизнь, радоваться, понимать и ценить вечные ценности в себе и в людях. На уроках «Самопознания» дети говорят о себе, рассказывают о своих чувствах, мыслях и поступках, анализируют и дают им адекватную оценку, слушают как себя, так и других, принимают людей такими, какие они есть, проявляя к ним доброжелательность и терпимость. Формирование личности ребёнка и обогащение его внутреннего духовного мира в настоящее время, является самой актуальной и необходимой задачей и семьи и школы.

С введением курса предмета «Самопознание» наша школа руководствуется постановлением Правительства Республики Казахстан, приказами Министерства образования и науки, Законами РК «Об образовании», «О правах ребёнка», «О государственной молодёжной политике РК», «О браке и семье», «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» нормативно-правовыми и методическими документами. Всего учителей и воспитателей, преподающих предмет «Самопознание» -4. По образованию: с высшим -1, с незаконченным высшим-1, со средним специальным -2. По категории: С 1-1, б/к-3. По стажу от 1-3 -2, от 3-5 -1, свыше 5- 1. В начале прошлого учебного года на педагогических и методических советах рассматривались вопросы по внедрению предмета, а на совещаниях при директоре и завуче в течение года стояло на контроле качество преподавания предмета. На заседаниях МО анализировалась выполненная работа по составленному плану, в ходе которых были подведены результаты работы, даны выводы и рекомендации.

Особое место и значимость в эффективности реализации предмета «Самопознание» имеет работа с родителями. Это не просто поддержка связи , это партнёрская необходимость. У себя в школе мы нашли идеальных союзников в лице родителей наших воспитанников. Ведь именно семья является для ребёнка тем миром, где он живёт, учится любить и радоваться, сочувствовать и переживать, учится умению жить среди людей, постигает понятия добра и зла. Сама проблема сотрудничества школы и родителей не нова, но сегодня она требует творческого подхода к семье. Совместную деятельность мы осуществляем через индивидуальные беседы, праздники, домашние задания, открытые занятия, родительские собрания. Для ознакомления родителей с автором проекта С.А.Назарбаевой, с основными идеями, целями и задачами в сентябре месяце прошлого учебного года мной было проведено родительское собрание в виде презентации, которое прошло по звеньям начальное, среднее, старшее. В ходе встречи родителям также была представлена для ознакомления структура урока, основные тематики разделов курса. Родители были убеждены в том, что на уроках дети учатся любить себя, доверять людям, умению общаться, верить в собственные силы, находить выход из трудной ситуации.

На общешкольном родительском собрании обсуждались законы семьи:

Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребёнку

Закон значимости похвалы для ребёнка

Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи

Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

В завершении обсуждения сделан вывод, что если эти законы исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребёнка, значит, ребёнок состоится как человек, как личность.

Помня о важности семейного воспитания, мы во всём стараемся привлечь родителей к участию в учебно-воспитательном процессе. Уже в самом начале учебного года мы поняли, что для реализации этой программы нам необходима не просто помощь родителей, но и их непосредственное участие в занятиях.

Особенно заинтересовывают домашние задания, предусмотренные в учебно-методическом комплексе для совместного выполнения с родителями. Тесное сотрудничество с родителями нам необходимо для того, чтобы получить обратную связь. Во время первых бесед с родителями и в процессе анкетирования мы выяснили, что им не хватает практических знаний в воспитании и общении со своими детьми, что ими также недооценивается роль положительного эмоционального самочувствия в развитии и воспитании школьников. Мы начали привлекать родителей к посещению наших занятий, поскольку в этом случае им было легче выполнять домашние задания, закрепить при этом полученные на занятиях знания. Учитывая то, что современные родители очень заняты, мы в своей работе используем формы заочного общения. Например, используем изречения, стихотворения, пословицы, притчи, афоризмы, цитаты о жизни, о воспитании детей. Подобранный материал вывешиваем на специальном информационном стенде для родителей, поэтому они запоминаются, отпечатываются в сознании и в дальнейшем применяются на практике. Теперь и классные руководители используют их на родительских собраниях. Например: «Семья- это тот родник, из которого человек черпает силы всю свою жизнь», «Человек странствует по миру в поисках того, что ему нужно, и возвращается домой, чтобы найти это там» Д.Мур.

Хорошим способом сближения родителей в классе является совместная деятельность взрослых и детей. В течение учебного года проводили фотовыставки: «Весь мир для меня», «Добро во благо детей», «Наши школьные дела», конкурс рисунков и стенгазет на темы: «Семья», «Родина», «Мир природы», «Мир красоты и добра». Как правило, в конкурсах принимает участие практически каждая семья. Когда работы вывешиваются в фойе школы, то наблюдается радость впечатлений и родителей и детей. Выставки надолго сохраняются в памяти взрослых и детей, незаметно для себя родители с увлечением передали свои нравственные и практические знания и опыт детям. Ребята испытывают удовольствие и гордость от совместной работы с родителями. Такой способ работы подчёркивает важность совместной деятельности и поддерживает хорошее настроение.

Немаловажным аспектом в сотрудничестве являются консультации, конференции, тренинги, анкетирование, где родители привлекаются к непосредственному участию и им предоставляется также возможность поделиться своими мыслями, секретами успешной жизнедеятельности, дают ценные советы, учатся исправлять свои ошибки, правильно общаться с детьми и друг с другом. Нами проведены семинары, тренинги «Формирование ответственности»/ 9-11кл /Кенжебекова А.Б/, «Счастье вокруг нас», «Начало, начал ..» /Предшкола Иманова Р.М/, «Всё начинается с любви» /5-9кл Кенжебекова А.Б/, «Взаимоотношения между родителем и ребёнком» /мини-центр Коспанова Д.С/, «Я тебя люблю» /1-4кл, Мазяр Н.А, Кенжебекова А.Б/. Родительское собрание проведённое на тему: «Уроки общения с ребёнком» вызвало особый эмоциональный интерес у родителей. В повседневной жизни, в потоке решения бытовых и материальных проблем, родители часто забывают о правильном выстраивании доброжелательных отношений с детьми. В ходе встречи рассматривались ситуации «Чувства ребёнка», «Чувства родителей», активно велись обсуждения по схеме «Кувшин эмоций», разрабатывались правила безусловного принятия своего ребёнка, правила беседы по способу «Активного слушания», с захватывающим интересом родители приняли участие в тренинге «Нить добра». Очень нравится родителям проигрывать некоторые элементы уроков, такие как «Круг радости», «Разминка», «Побеседуем», «Творческая деятельность». С советами к родителям обратился психолог:

«Старайтесь сами больше узнавать о закономерностях и нюансах детского развития, о детской психологии, так как будете увереннее себя чувствовать в общении с ребенком. Разговаривайте с детьми. Разговаривайте как можно больше. Если не умеете- учитесь. Если вам кажется, что не о чем, думайте, читайте, размышляйте. Умение разговаривать друг с другом в семье - это не просто умение произносить слова. В хорошей семье не только рассказывают, но и слушают, переживают из-за неудач, неприятностей друг друга, радуются успехам, принимают вместе важные семейные решения». В завершении собрания даны рекомендации «Секреты успешного взаимодействия с ребёнком». Где главным секретом является постоянная родительская и педагогическая поддержка самооценки ребёнка и «чувства самоценности». Семья- это главное место для ребенка, где все поймут, где защитят. Если ребенку хорошо в семье, ему бывает, как правило, хорошо и в школе.

Наша общая задача вырастить, воспитать и посеять в душе каждого ребёнка доброту.

Планируя свою работу с родителями, мы стараемся дать им возможность понять, что они сами должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей, что детей необходимо учить примером своей жизни.

Очень помогает в работе с родителями совместные праздники, которые способствуют духовному обогащению взрослых и детей, превращаясь тем самым в праздники любви и добра, солнца и света, радости для всех, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнёрами. В результате родители учатся понимать и чувствовать душу ребёнка. Очень понравились и запомнились тематические недели, декада самопознания, спортивно-развлекательные мероприятия, дни здоровья, праздничные фестивали: «Новогодний маскарад», «Наурыз мейрамы», «Сердце наполненное любовью», «Анаға рақмет айтамыз», «Цвети и пой мой Казахстан», «Прощание с букварём», «Прощание с предшкольным классом», «Прощание с начальной школой», «Счастье под радугой», традиционные праздники в мини центре: «Осенний листопад» , «Мамин день», «День именинника».

Одним из главных компонентов в работе с детьми по предмету «Самопознание» является совместная трудовая деятельность, которая не только сближает родителей, детей и педагогов, но и помогает создать эмоциональный настрой, воспитывает доверие друг к другу, ответственное отношение к поступкам, положительное отношение к труду, уважение к сверстникам и старшим. В зимнее время во дворе школы создавались снежные фигуры и постройки. В весеннее и летнее время родители оказывали помощь в изготовлении скворечников, занимались посадкой рассады, саженцев, в благоустройстве пришкольного двора и ремонте школы.

Как показывает опрос, благодаря программе «Самопознание», родители стали терпимее и добрее к детям в любых ситуациях, стали больше понимать своего ребёнка, чувствовать ответственность за воспитание своего сына, дочери. И для родителей мир стал ярче и интереснее, потому что смотрят на мир глазами детей.







Доклад «Семья и школа – это партнёрская необходимость в развитии личности»
  • Директору-завучу
Описание:

Каждый  человек в природе  рождается для  счастья. И ребенок ждет счастья от этой жизни. Надо помочь сделать его счастливым, но для этого родителям мало обеспечить его материально. Духовные ценности - вот что ребенок должен считать главным и к чему стремиться.

         Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно  оценивать происходящее  и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Решение этой задачи  связано с формированием  устойчивых нравственных качеств личности школьника. 

Автор Кенжебекова Альмира Бельгимбаевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 612
Номер материала 11258
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы