Главная / Классному руководителю / Доклад "Роль классного руководителя в формировании УУД на начальной ступени обучения

Доклад "Роль классного руководителя в формировании УУД на начальной ступени обучения









Доклад на тему:



«Роль классного руководителя в формировании УУД на начальной ступени обучения»


























Роль классного руководителя в формировании УУД на начальной ступени обучения

СЛАЙД 2.

Профессия, учитель начальных классов , складывается из очень близких понятий: учитель – педагог – наставник – классный руководитель. Они не могут существовать раздельно. Разве может педагог учить, не наставляя, не воспитывая? В.А.Сухомлинский писал, что «человек, который встречается с учениками только на уроке – по одну сторону учительского стола, а по другую обучаемые – не знает детской души», а кто не знает детской души и кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем».

Но как стать настоящим классным руководителем, как верно вести за собой, как правильно воспитывать? Каким же должен быть современный кл. руководитель, ориентированный на развитие УУД? Что следует изменить в содержании его работы?

СЛАЙД 3

Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является “центром” организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции.


А хочет ли ребенок идти в школу? Если такого желания нет, то о формировании УУД речь идти не может. Дети приходят к нам из разных семей, с разными жизненными установками, разным социальным опытом. Создать комфортные условия обучения для всех школьников, сделать так, чтобы ребенок стремился в школу - вот первоочередная задача кл. руководителя. Не обязательно любить каждого ребенка. Но уважать его чувства, принимать его таким, какой он есть, проявлять бесконечное чувство терпения - обязанность каждого кл. руководителя.

УУД, связанные с самоопределением, смыслообразованием и нравственно-этическими ориентациями определяют готовность ребенка учиться в школе. Выражением личной готовности ребенка учиться в школе является его сформированность внутренней позиции как готовности принять новую роль ученика.

Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Поэтому основой  работы классного руководителя в начальных классах  считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» ученика. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в  классе, повышает мотивацию учащихся.

Самый сложный класс – это первый. Вот он – фундамент товарищеских взаимоотношений. Вот она – платформа отношений между классным руководителем и родителями. Вот когда нельзя просмотреть, недоговорить, недодать, иначе фундамент треснет, а платформа будет неустойчивая. Как же много зависит от учителя, классного руководителя, какая ответственность: не только научить учиться, но заложить азы формирования человеческой личности: научить доброте, состраданию, уважению, гуманности,  видению прекрасного. Классный руководитель должен использовать такие виды работ , которые сближают детей, им становится интереснее заниматься в школе, растет положительное отношение ребят к школе. Одной из форм самоопределения в начальной школе является формированием основ гражданской идентичности личности. И тут роль классного руководителя остается незаменимой. Тематические кл. часы, экскурсии., внекл .мероприятия помогают мл. школьнику осознать свою принадлежность к социальной общности и проявлять свою гражданскую активность. Поэтому формы и методы кл. руководителя, образовательные технологии должны носить деятельностный , продуктивный характер.

СЛАЙД 4-5

Приоритетным направлением в формированииУУД является проектная деятельность. С 1 класса учатся дети работать над проектами. Начинается работа с коллективных работ, которые дают возможность каждому поучиться в создании проекта .Это приучает ребят работать в коллективе, ставить общие интересы выше личных. Постепенно проекты приобретают проблемно- исследовательский характер. Какие же УУД формируются в процессе работы над проектами?

1.Регулятивные формируются на этапах


*нахождения проблемы;

*выдвижение проблемы;

*постановки цели.

2.Познавательные УУД формируются на этапах:

*подбора литературы;

*работа с литературой;

*поиск информации в интернете.

3.КоммуникативныеУУД формируются в процессе проектной деятельности на этапах опроса и анкетирования.

4.Личностные УУД формируются в процессе работы на этапе презентации.

Говоря о личностныхУУД, нельзя не сказать о развитии самооценки мл. школьника. Роль кл. рук не менее важна: научить адекватно оценивать как себя , так и чужие поступки.

СЛАЙД 6-9

В работе по формированию всех УУД кл. руков помогают современные образовательные технологии.


Кроме использования различных методов, приемов и технологий, направленных на формирование УУД, кл руководитель должен обладать личностными характеристиками педагога – воспитателя.

У младшего школьника существует безусловное доверие к учителю, его словам, поступкам, оценкам. «Так велела учительница»— в этих часто произносимых ребенком словах отражается его вера в учителя, в его правоту, доверие к его знаниям и требованиям. Поэтому учитель сам должен серьезно относиться к своему авторитету, понимать, что его каждое действие, оценка явлений и людей сознательно или бессознательно усваивается учениками. Особенность профессии учителя состоит в том, что за его работой, за его словами и поступками следят дети. Они замечают все: как он одет — небрежно или тщательно, как он разговаривает с другими людьми: родителями, своими товарищами — учителями, со своими учениками. Как он относится к разным ребятам, отличникам и неуспевающим, как оценивает их поведение. Выполняет ли свои обещания или нет, может ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности.

Поэтому ни количество самых увлекательных мероприятий, ни степень охвата ими детей не имеют определяющего значения для накопления детьми положительного нравственного опыта. Главное — это стиль отношений учителя и детей, который должен быть основан на разумной и требовательной любви к детям, на глубоком уважении к детям.

"Ребенок - импульсивное существо, ему трудно понять нас. Это мы, воспитатели, обязаны понимать ребенка и строить наши воспитательные планы с учетом движений его души" (по Ш.А. Амонашвили).


СЛАЙД 10 Завершить свою работу хочу словами В.А.Сухомлинского: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”.









Доклад "Роль классного руководителя в формировании УУД на начальной ступени обучения
  • Классному руководителю
Описание:

Доклад предназначен классным руководителям, работающим по ФГОС НОО.Роль классного руководителя в формировании УУД на начальной ступени обучения

 СЛАЙД 2. 

 Профессия, учитель начальных классов , складывается из очень близких понятий: учитель – педагог – наставник – классный руководитель. Они не могут существовать раздельно. Разве может педагог учить, не наставляя, не воспитывая? В.А.Сухомлинский писал, что «человек, который встречается с учениками только на уроке – по одну сторону учительского стола, а по другую обучаемые – не знает детской души», а кто не знает детской души и кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем».

Но как стать настоящим  классным руководителем, как верно вести за собой, как правильно воспитывать? Каким же должен быть современный кл. руководитель, ориентированный на развитие УУД? Что следует изменить в содержании его работы?

СЛАЙД 3

Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог,  который является “центром” организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции.

 

А хочет ли ребенок идти в школу? Если такого желания нет, то о формировании УУД речь идти не может. Дети приходят к нам из разных семей, с  разными жизненными установками, разным социальным опытом. Создать комфортные условия обучения для всех школьников, сделать так, чтобы ребенок стремился в школу - вот первоочередная задача кл. руководителя. Не обязательно любить каждого ребенка. Но уважать его чувства, принимать его таким, какой он есть, проявлять бесконечное чувство терпения - обязанность каждого кл. руководителя.

УУД, связанные с самоопределением, смыслообразованием и нравственно-этическими ориентациями определяют готовность ребенка учиться в школе. Выражением личной готовности ребенка учиться в школе является его сформированность внутренней позиции как готовности принять новую роль ученика.

      Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Поэтому основой  работы классного руководителя в начальных классах  считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» ученика. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в  классе, повышает мотивацию учащихся.

      Самый сложный класс – это первый. Вот он – фундамент товарищеских взаимоотношений. Вот она – платформа отношений между классным руководителем и родителями. Вот когда нельзя просмотреть, недоговорить, недодать, иначе фундамент треснет, а платформа будет неустойчивая. Как же много зависит от учителя, классного руководителя, какая ответственность: не только научить учиться, но заложить азы формирования человеческой личности: научить доброте, состраданию, уважению, гуманности,  видению прекрасного. Классный руководитель должен использовать такие виды работ , которые сближают детей, им становится интереснее заниматься в школе, растет положительное отношение ребят к школе. Одной из форм самоопределения в  начальной школе является формированием основ гражданской идентичности личности. И тут роль классного руководителя остается незаменимой. Тематические кл. часы, экскурсии., внекл .мероприятия помогают мл. школьнику осознать свою принадлежность к социальной общности и проявлять свою гражданскую активность. Поэтому формы и методы кл. руководителя, образовательные технологии должны носить деятельностный , продуктивный характер.

СЛАЙД 4-5

Приоритетным направлением в формированииУУД является проектная деятельность. С 1 класса учатся дети работать над проектами. Начинается работа с коллективных работ, которые дают возможность каждому поучиться в создании проекта .Это приучает ребят работать в коллективе, ставить общие интересы выше личных. Постепенно проекты приобретают проблемно- исследовательский характер. Какие же УУД формируются в процессе работы над проектами?

1.Регулятивные формируются на этапах

 

*нахождения проблемы;

*выдвижение проблемы;

*постановки цели.

2.Познавательные УУД формируются на этапах:

*подбора литературы;

*работа с литературой;

*поиск информации в интернете.

3.КоммуникативныеУУД формируются в процессе проектной деятельности на этапах опроса и анкетирования.

4.Личностные УУД формируются в процессе работы на этапе презентации.

Говоря о личностныхУУД, нельзя не сказать о развитии самооценки мл. школьника. Роль кл. рук не менее важна: научить адекватно оценивать как  себя , так и чужие поступки.

СЛАЙД 6-9

В работе по формированию всех УУД кл. руков помогают современные образовательные технологии.

 

     Кроме использования различных методов, приемов и технологий, направленных на формирование УУД, кл руководитель должен обладать личностными характеристиками педагога – воспитателя.

          У младшего школьника существует безусловное доверие к учителю, его словам, поступкам, оценкам. «Так велела учительница»— в этих часто произносимых ребенком словах отражается его вера в учителя, в его правоту, доверие к его знаниям и требованиям. Поэтому учитель сам должен серьезно относиться к своему авторитету, понимать, что его каждое действие, оценка явлений и людей сознательно или бессознательно усваивается учениками. Особенность профессии учителя состоит в том, что за его работой, за его словами и поступками следят дети. Они замечают все: как он одет — небрежно или тщательно, как он разговаривает с другими людьми: родителями, своими товарищами — учителями, со своими учениками. Как он относится к разным ребятам, отличникам и неуспевающим, как оценивает их поведение. Выполняет ли свои обещания или нет, может ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности.

         Поэтому ни количество самых увлекательных мероприятий, ни степень охвата ими детей не имеют определяющего значения для накопления детьми положительного нравственного опыта. Главное — это стиль отношений учителя и детей, который должен быть основан на разумной и требовательной любви к детям, на глубоком уважении к детям.   

    "Ребенок - импульсивное существо, ему трудно понять нас. Это мы, воспитатели, обязаны понимать ребенка и строить наши воспитательные планы с учетом движений его души" (по Ш.А. Амонашвили).

 

    СЛАЙД 10 Завершить свою работу хочу словами В.А.Сухомлинского: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”.

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Ковалева Елена Николаевна
Дата добавления 19.02.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 1143
Номер материала 56716
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓