Инфоурок Классному руководителю КонспектыДоклад "Роль классного руководителя в формировании УУД на начальной ступени обучения

Доклад "Роль классного руководителя в формировании УУД на начальной ступени обучения

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

 

 

«Роль классного руководителя в формировании УУД на начальной ступени обучения»

 

 

                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

Роль классного руководителя в формировании УУД на начальной ступени обучения

 СЛАЙД 2. 

 Профессия, учитель начальных классов , складывается из очень близких понятий: учитель – педагог – наставник – классный руководитель. Они не могут существовать раздельно. Разве может педагог учить, не наставляя, не воспитывая? В.А.Сухомлинский писал, что «человек, который встречается с учениками только на уроке – по одну сторону учительского стола, а по другую обучаемые – не знает детской души», а кто не знает детской души и кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем».

Но как стать настоящим  классным руководителем, как верно вести за собой, как правильно воспитывать? Каким же должен быть современный кл. руководитель, ориентированный на развитие УУД? Что следует изменить в содержании его работы?

СЛАЙД 3

Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог,  который является “центром” организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции.

 

А хочет ли ребенок идти в школу? Если такого желания нет, то о формировании УУД речь идти не может. Дети приходят к нам из разных семей, с  разными жизненными установками, разным социальным опытом. Создать комфортные условия обучения для всех школьников, сделать так, чтобы ребенок стремился в школу - вот первоочередная задача кл. руководителя. Не обязательно любить каждого ребенка. Но уважать его чувства, принимать его таким, какой он есть, проявлять бесконечное чувство терпения - обязанность каждого кл. руководителя.

УУД, связанные с самоопределением, смыслообразованием и нравственно-этическими ориентациями определяют готовность ребенка учиться в школе. Выражением личной готовности ребенка учиться в школе является его сформированность внутренней позиции как готовности принять новую роль ученика.

      Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Поэтому основой  работы классного руководителя в начальных классах  считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» ученика. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в  классе, повышает мотивацию учащихся.

      Самый сложный класс – это первый. Вот он – фундамент товарищеских взаимоотношений. Вот она – платформа отношений между классным руководителем и родителями. Вот когда нельзя просмотреть, недоговорить, недодать, иначе фундамент треснет, а платформа будет неустойчивая. Как же много зависит от учителя, классного руководителя, какая ответственность: не только научить учиться, но заложить азы формирования человеческой личности: научить доброте, состраданию, уважению, гуманности,  видению прекрасного. Классный руководитель должен использовать такие виды работ , которые сближают детей, им становится интереснее заниматься в школе, растет положительное отношение ребят к школе. Одной из форм самоопределения в  начальной школе является формированием основ гражданской идентичности личности. И тут роль классного руководителя остается незаменимой. Тематические кл. часы, экскурсии., внекл .мероприятия помогают мл. школьнику осознать свою принадлежность к социальной общности и проявлять свою гражданскую активность. Поэтому формы и методы кл. руководителя, образовательные технологии должны носить деятельностный , продуктивный характер.

СЛАЙД 4-5

Приоритетным направлением в формированииУУД является проектная деятельность. С 1 класса учатся дети работать над проектами. Начинается работа с коллективных работ, которые дают возможность каждому поучиться в создании проекта .Это приучает ребят работать в коллективе, ставить общие интересы выше личных. Постепенно проекты приобретают проблемно- исследовательский характер. Какие же УУД формируются в процессе работы над проектами?

1.Регулятивные формируются на этапах

 

*нахождения проблемы;

*выдвижение проблемы;

*постановки цели.

2.Познавательные УУД формируются на этапах:

*подбора литературы;

*работа с литературой;

*поиск информации в интернете.

3.КоммуникативныеУУД формируются в процессе проектной деятельности на этапах опроса и анкетирования.

4.Личностные УУД формируются в процессе работы на этапе презентации.

Говоря о личностныхУУД, нельзя не сказать о развитии самооценки мл. школьника. Роль кл. рук не менее важна: научить адекватно оценивать как  себя , так и чужие поступки.

СЛАЙД 6-9

В работе по формированию всех УУД кл. руков помогают современные образовательные технологии.

 

     Кроме использования различных методов, приемов и технологий, направленных на формирование УУД, кл руководитель должен обладать личностными характеристиками педагога – воспитателя.

          У младшего школьника существует безусловное доверие к учителю, его словам, поступкам, оценкам. «Так велела учительница»— в этих часто произносимых ребенком словах отражается его вера в учителя, в его правоту, доверие к его знаниям и требованиям. Поэтому учитель сам должен серьезно относиться к своему авторитету, понимать, что его каждое действие, оценка явлений и людей сознательно или бессознательно усваивается учениками. Особенность профессии учителя состоит в том, что за его работой, за его словами и поступками следят дети. Они замечают все: как он одет — небрежно или тщательно, как он разговаривает с другими людьми: родителями, своими товарищами — учителями, со своими учениками. Как он относится к разным ребятам, отличникам и неуспевающим, как оценивает их поведение. Выполняет ли свои обещания или нет, может ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности.

         Поэтому ни количество самых увлекательных мероприятий, ни степень охвата ими детей не имеют определяющего значения для накопления детьми положительного нравственного опыта. Главное — это стиль отношений учителя и детей, который должен быть основан на разумной и требовательной любви к детям, на глубоком уважении к детям.   

    "Ребенок - импульсивное существо, ему трудно понять нас. Это мы, воспитатели, обязаны понимать ребенка и строить наши воспитательные планы с учетом движений его души" (по Ш.А. Амонашвили).

 

    СЛАЙД 10 Завершить свою работу хочу словами В.А.Сухомлинского: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”.

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад "Роль классного руководителя в формировании УУД на начальной ступени обучения"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по переработке нефти и газа

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Доклад предназначен классным руководителям, работающим по ФГОС НОО.Роль классного руководителя в формировании УУД на начальной ступени обучения

 СЛАЙД 2. 

 Профессия, учитель начальных классов , складывается из очень близких понятий: учитель – педагог – наставник – классный руководитель. Они не могут существовать раздельно. Разве может педагог учить, не наставляя, не воспитывая? В.А.Сухомлинский писал, что «человек, который встречается с учениками только на уроке – по одну сторону учительского стола, а по другую обучаемые – не знает детской души», а кто не знает детской души и кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем».

Но как стать настоящим  классным руководителем, как верно вести за собой, как правильно воспитывать? Каким же должен быть современный кл. руководитель, ориентированный на развитие УУД? Что следует изменить в содержании его работы?

СЛАЙД 3

Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог,  который является “центром” организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции.

 

А хочет ли ребенок идти в школу? Если такого желания нет, то о формировании УУД речь идти не может. Дети приходят к нам из разных семей, с  разными жизненными установками, разным социальным опытом. Создать комфортные условия обучения для всех школьников, сделать так, чтобы ребенок стремился в школу - вот первоочередная задача кл. руководителя. Не обязательно любить каждого ребенка. Но уважать его чувства, принимать его таким, какой он есть, проявлять бесконечное чувство терпения - обязанность каждого кл. руководителя.

УУД, связанные с самоопределением, смыслообразованием и нравственно-этическими ориентациями определяют готовность ребенка учиться в школе. Выражением личной готовности ребенка учиться в школе является его сформированность внутренней позиции как готовности принять новую роль ученика.

      Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Поэтому основой  работы классного руководителя в начальных классах  считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» ученика. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в  классе, повышает мотивацию учащихся.

      Самый сложный класс – это первый. Вот он – фундамент товарищеских взаимоотношений. Вот она – платформа отношений между классным руководителем и родителями. Вот когда нельзя просмотреть, недоговорить, недодать, иначе фундамент треснет, а платформа будет неустойчивая. Как же много зависит от учителя, классного руководителя, какая ответственность: не только научить учиться, но заложить азы формирования человеческой личности: научить доброте, состраданию, уважению, гуманности,  видению прекрасного. Классный руководитель должен использовать такие виды работ , которые сближают детей, им становится интереснее заниматься в школе, растет положительное отношение ребят к школе. Одной из форм самоопределения в  начальной школе является формированием основ гражданской идентичности личности. И тут роль классного руководителя остается незаменимой. Тематические кл. часы, экскурсии., внекл .мероприятия помогают мл. школьнику осознать свою принадлежность к социальной общности и проявлять свою гражданскую активность. Поэтому формы и методы кл. руководителя, образовательные технологии должны носить деятельностный , продуктивный характер.

СЛАЙД 4-5

Приоритетным направлением в формированииУУД является проектная деятельность. С 1 класса учатся дети работать над проектами. Начинается работа с коллективных работ, которые дают возможность каждому поучиться в создании проекта .Это приучает ребят работать в коллективе, ставить общие интересы выше личных. Постепенно проекты приобретают проблемно- исследовательский характер. Какие же УУД формируются в процессе работы над проектами?

1.Регулятивные формируются на этапах

 

*нахождения проблемы;

*выдвижение проблемы;

*постановки цели.

2.Познавательные УУД формируются на этапах:

*подбора литературы;

*работа с литературой;

*поиск информации в интернете.

3.КоммуникативныеУУД формируются в процессе проектной деятельности на этапах опроса и анкетирования.

4.Личностные УУД формируются в процессе работы на этапе презентации.

Говоря о личностныхУУД, нельзя не сказать о развитии самооценки мл. школьника. Роль кл. рук не менее важна: научить адекватно оценивать как  себя , так и чужие поступки.

СЛАЙД 6-9

В работе по формированию всех УУД кл. руков помогают современные образовательные технологии.

 

     Кроме использования различных методов, приемов и технологий, направленных на формирование УУД, кл руководитель должен обладать личностными характеристиками педагога – воспитателя.

          У младшего школьника существует безусловное доверие к учителю, его словам, поступкам, оценкам. «Так велела учительница»— в этих часто произносимых ребенком словах отражается его вера в учителя, в его правоту, доверие к его знаниям и требованиям. Поэтому учитель сам должен серьезно относиться к своему авторитету, понимать, что его каждое действие, оценка явлений и людей сознательно или бессознательно усваивается учениками. Особенность профессии учителя состоит в том, что за его работой, за его словами и поступками следят дети. Они замечают все: как он одет — небрежно или тщательно, как он разговаривает с другими людьми: родителями, своими товарищами — учителями, со своими учениками. Как он относится к разным ребятам, отличникам и неуспевающим, как оценивает их поведение. Выполняет ли свои обещания или нет, может ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности.

         Поэтому ни количество самых увлекательных мероприятий, ни степень охвата ими детей не имеют определяющего значения для накопления детьми положительного нравственного опыта. Главное — это стиль отношений учителя и детей, который должен быть основан на разумной и требовательной любви к детям, на глубоком уважении к детям.   

    "Ребенок - импульсивное существо, ему трудно понять нас. Это мы, воспитатели, обязаны понимать ребенка и строить наши воспитательные планы с учетом движений его души" (по Ш.А. Амонашвили).

 

    СЛАЙД 10 Завершить свою работу хочу словами В.А.Сухомлинского: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 657 032 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.02.2015 483
    • DOCX 52 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ковалева Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ковалева Елена Николаевна
    Ковалева Елена Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 35399
    • Всего материалов: 46

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Организация работы с молодежью

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 170 человек

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя в соответствии с ФГОС в условиях современной школы

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 748 человек из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 953 человека

Мини-курс

Читательская грамотность у школьников

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 65 человек

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Переходные моменты в карьере

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе