Главная / Математика / доклад "Развитие творческих способностей студентов".

доклад "Развитие творческих способностей студентов".

Развитие творческих способностей студентов.

Доклад на заседании ПЦК естественно- математических дисциплин

Преподаватель математики Макарова В.В. январь 2013

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом молодого поколения.

Необходимость поиска резервов решения наиболее существенных задач, стоящих перед обществом, придает проблеме развития творческих способностей студентов особую актуальность. Исследования свидетельствуют, что человек с высокоразвитыми творческими способностями более успешно адаптируется к социальной среде, проявляет большую активность при решении профессиональных задач, более уравновешен в эмоциональном отношении, проявляет заметно более высокую независимость в социальном взаимодействии с окружающими.

Некоторые считают, что творческие способности — это лишь умение рисовать, сочинять стихи или музыку. Это представление в корне неверно, потому что от степени развития творческих способностей во многом зависит наше восприятие мира и то, как мы себя в нем ощущаем. Чем менее развиты в человеке эти способности, тем более он склонен к самоедству, постоянному недовольству собой и окружающими. Он сам подсознательно создает в себе барьеры к достижению поставленных задач, боится мыслить более масштабно и реализовывать смелые идеи.

Что такое творческие способности на самом деле? Что такое творчество, креативность, творческая деятельность?

Способности - это такое своеобразие психических особенной человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней.

Способности и ЗУН взаимосвязаны, но не тождественны.

Способности обнаруживаются не в ЗУН и мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, скорости, легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его. Другими словами: способность - это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле - это действительность. Как только человек, начинает заниматься какой-либо деятельностью, его способности актуализируются, проявляются и развиваются.

Нередко при осуществлении той или иной деятельности человек не имеет к ней способностей. Если же он вынужден продолжать заниматься этой деятельностью, то сознательно или бессознательно он будет компенсировать недостаток способностей сильными «сторонами своей личности» (В.А. Сластенин, В.П. Каширин, 2001).

Характеристики способностей:

  1. Способности не сводятся к тем ЗУН, которые выработаны у человека; в них включаются те показатели, которые являются условиями успешности;

  2. О способностях свидетельствует высокий темп усвоения ЗУН, необходимых для деятельности;

  3. О способностях свидетельствует высокий творческий уровень деятельности, оригинальность, новизна.

Выделяют общие и специфические способности. Общие способности - совокупность общих качеств личности, необходимых для успешного овладения многими видами деятельности (умственные способности, развитая память и речь, точность и тонкость ручных движений и др.). Специальные способности - совокупность специальных качеств, необходимых для той или иной деятельности (музыкальные, технические, литературные и др.).

Различают также несколько уровней в развитии способностей людей:

одаренность, талант, гениальность.

Одаренность - это совокупность нескольких способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц; она обычно проявляется в наличии разносторонних способностей.

Талант - это совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью; особенность таланта - высший уровень творчества при осуществлении деятельности.

Гениальность - это высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности; творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Слово "творчество" имеет много значений, о которых спорят с древних времен... Из множества значений можно выделить несколько основополагающих: творить – это давать бытие, сотворять, созидать. В широком смысле слова творчество – это сознательная, целенаправленная деятельность человека в области познания и преобразования деятельности. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно иное, никогда ранее не бывшее./Большая советская энциклопедия/.

В 90-х годах XX века в бизнес-сообществе замелькали слова: "креатив", "креативный". Слово "креатив" было принесено в русский язык рекламщиками как калька с английского "creative" - творчество, творческий (хотя есть и латинский термин: "creatio" - сотворение, создание).Казалось бы, почему не использовать привычное русское слово "творчество"?..

Такую характеристику, как креативность сейчас часто можно встретить в профессиограммах различных специальностей. Теперь это качество желаемо не только для специалистов творческих профессий, но и для менеджеров по продажам, управленцев и консультантов. Никто точно не знает, как и в чем ее измерять, но многие уверены, что она просто необходима.

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Так в чём же заключается работа по развитию творческих способностей?

На современном этапе перед образовательными учреждениями стоит задача обеспечить окончательный переход от школы «усвоения знаний» к школе жизни, школе мысли, школе активного действия, призванной формировать личность, всесторонне готовую к тому, чтобы непосредственно и в полном объеме включится в производительный труд и социальные отношения. Ввиду этого, уже в период обучения студента необходимо поставить в активную позицию субъекта деятельности, при которой он смог бы проявить самостоятельность, инициативность и творчество, а его учебную деятельность организовывать таким образом, чтобы она являлась

средством его профессионального становления.

Итак, нам предоставляется возможность обсудить острую и, пожалуй, «вечную» проблему – единство профессионального и нравственного становления личности будущего рабочего. И, конечно, аргументировать непреходящую роль творчества в этом «единстве». Творчества не только в нашей специфике, но и творчества в жизни вообще, в стенах колледжа, и за пределами этих стен. Именно мотив творческой самореализации у студентов способен наиболее органично трансформироваться в нравственные побуждения, подкреплять их.

В педагогике и психологии термин «творчество» рассматривается в контексте понятия «творческая деятельность». В.М. Бехтерев писал: «Для всякого творчества необходима та или иная степень одаренности и соответственное воспитание, созидающее навыки в работе. Последнее развивает склонность в сторону выявления природных дарований, благодаря чему в конце возникает почти непреодолимое стремление или тяга к творческой деятельности».

В современной психологии и педагогике принято различать творческие и нетворческие виды деятельности. При этом нетворческие виды деятельности, определяемые как рутинные, репродуктивные, алгоритмические и т.п., рассматриваются чаще как подражательные, т.е., по Л.С. Выготскому и М.И. Махмутову, когда «человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений». Творческие же формы освоения деятельности, определяемые как оригинальные, продуктивные, эвристические и т.п., преимущественно рассматриваются как противостоящие подражательным, которые носят творческий характер, изменяясь от творчества низкого уровня к творчеству все более совершенному, т.е. творческий тип деятельности характеризуется тем, что он направлен на создание чего-то нового, «все равно, будет ли это созданием творческой деятельностью какой-нибудь вещи внешнего мира или неизвестным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

Каждому студенту свойственны чувство долга и ответственности, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию, в какой-то мере интересно содержание и процесс учебной деятельности, свойственна боязнь неудачи.

Наиболее желательно с точки зрения развития творческих способностей доминирование мотивов, связанных с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; ориентация на усвоение способов приобретения знаний и т. п.).

Сегодня в центре внимания педагогов-практиков находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность студентов и метод проектов. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; развитие познавательных, творческих навыков студентов; выработка у ребят стремления и умения самостоятельно добывать использовать новые знания; развитие критического мышления.

Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность студентов, направленная на становление личности подростка через активные способы действия. Проект - это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентами комплекс действий. Где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта. «Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических данных, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования)».

Основная цель, которую преследует метод проектовнаучить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний; научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить; сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию; получить навыки обработки информации; сформировать навыки проведения исследований; сформировать навыки работы и делового общения в группе; сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими студентами потому, что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности.

Используя в обучении метод проектов, студенты постигают всю технологию решения задач - от постановки проблемы до представления результата. Методика работы над проектом включает в себя четыре этапа:

      планирование работы над проектом;

      аналитический этап;

      этап обобщения;

      этап презентации полученных результатов работы над проектом.

          Кардинальное отличие проективного обучения от классических методов заключается в том, что, в основном, на разных этапах студенты действуют самостоятельно, (преподаватель может выступать в роли консультанта).

         Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; проектирование может быть индивидуальным и групповым; общеколледжным, межколледжным по составу участников; в проекте могут участвовать ребята разного возраста; проекты могут быть предназначены для изучения разных тем предмета, а могут быть надпредметными, межпредметными, внепредметными. Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается усвоение студентами определенного учебного материала, и текущим, на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения.

Проекты создаются в самых разных областях человеческой деятельности, благодаря чему студенты могут приобретать знания в процессе использования информации при решении практических задач, в процессе оценки результативности и навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, безопасностью человека и природы. Через приобретаемые опыт происходит знакомство с производством, миром профессий, с традициями и обычаями народов мира, с достижениями науки; достигается связь теории с практикой.

          Как показывает опыт, деятельностный подход к обучению и метод проектов как нельзя лучше решают задачи образования. Студенты должны прочувствовать, пропустить через себя весь учебный материал, а для этого прекрасно подходит обучение через проектную работу. Проектирование помогает ребятам осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, позволяют каждому самостоятельно осваивать культурные ценности. Активное включение студентов в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности.

Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить в конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций. И деятельность мотивированная подобным образом, содействует развитию данных способностей.

Очень важно в учебно-воспитательной работе, на какие мотивы воспитанника ориентируются педагоги и родители, реализуя свою деятельность.

Естественно, что интерес к содержанию может пробудить только тот, кто сам увлечен этим содержанием, кто ориентирован на пробуждение интереса у студентов. Следует помнить, что стремление сделать процесс обучения увлекательным требует изобретательности и педагогического мастерства, а также большой подготовки и часто больших временных и материальных затрат.

С точки зрения воспитания особенно важно, что в последнее время многие исследователи склоняются к мысли, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую творческую активность, как считалось ранее, а мотивацию. Поскольку, люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. То есть, максимально реализует свой потенциал и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.

Каждый педагог должен помнить, что если знания преподносятся студенту в готовом виде, то их усвоение носит пассивный характер и о каком-либо творчестве речи идти не может.

Литература

  1. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika

  2. Мотивация человека.  Макклелланд Д. (2007, 672с.) (Сер. "Мастера психологии") 

  3. Общая психология. (Учебник) Петровский А.В. (1976, 479с)

  4. Педагогика.  Бордовская Н.В., Реан А.А. (2006, 304с.)

  5. Педагогикаипсихология_ГригоровичЛ.А,МарцинковскаяТ.Д_Учпос_2003-480с.

  6. Реферун: http://www.referun.com/

  7. Теория и методика обучения.  Кукушин В.С. (2005, 474с.)






доклад "Развитие творческих способностей студентов".
  • Математика
Описание:

 Развитие творческих способностей студентов.

Доклад на заседании ПЦК естественно- математических дисциплин

Творческие способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом  у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчеством людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умст­венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Автор Макарова Валентина венедиктовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 2351
Номер материала 2868
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓