Развитие
творческих способностей студентов.
Доклад
на заседании ПЦК естественно- математических дисциплин
Преподаватель
математики Макарова В.В. январь 2013
Творческие способности – далеко не новый
предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный
интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой
потребности в овладении творчеством людей. Таланты появлялись как бы сами
собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные
открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся
человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь
в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее.
И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности,
гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого
подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного
труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть
исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться
очевидным, что творческие способности человека следует признать самой
существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших
задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности,
накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то,
насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет
определяться творческим потенциалом молодого поколения.
Необходимость поиска резервов решения наиболее существенных задач,
стоящих перед обществом, придает проблеме развития творческих способностей студентов
особую актуальность. Исследования свидетельствуют, что человек с
высокоразвитыми творческими способностями более успешно адаптируется к
социальной среде, проявляет большую активность при решении профессиональных
задач, более уравновешен в эмоциональном отношении, проявляет заметно более
высокую независимость в социальном взаимодействии с окружающими.
Некоторые считают, что творческие
способности — это лишь умение рисовать, сочинять стихи или музыку. Это
представление в корне неверно, потому что от степени развития
творческих способностей во многом зависит наше восприятие мира и то,
как мы себя в нем ощущаем. Чем менее развиты в человеке эти
способности, тем более он склонен к самоедству, постоянному
недовольству собой и окружающими. Он сам подсознательно создает
в себе барьеры к достижению поставленных задач, боится мыслить более
масштабно и реализовывать смелые идеи.
Что такое творческие способности на самом
деле? Что такое творчество, креативность, творческая деятельность?
Способности - это такое
своеобразие психических особенной человека, которые позволяют ему с той или
иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней.
Способности и ЗУН взаимосвязаны,
но не тождественны.
Способности обнаруживаются не в
ЗУН и мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, скорости, легкости и
прочности овладения мастерством и наращивания его. Другими словами: способность
- это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном
деле - это действительность. Как только человек, начинает заниматься
какой-либо деятельностью, его способности актуализируются, проявляются и
развиваются.
Нередко при осуществлении той или
иной деятельности человек не имеет к ней способностей. Если же он вынужден
продолжать заниматься этой деятельностью, то сознательно или бессознательно он
будет компенсировать недостаток способностей сильными «сторонами своей
личности» (В.А. Сластенин, В.П. Каширин, 2001).
Характеристики способностей:
1.
Способности не
сводятся к тем ЗУН, которые выработаны у человека; в них включаются те показатели,
которые являются условиями успешности;
2.
О способностях
свидетельствует высокий темп усвоения ЗУН, необходимых для деятельности;
3.
О способностях
свидетельствует высокий творческий уровень деятельности, оригинальность,
новизна.
Выделяют общие и специфические
способности. Общие способности - совокупность общих качеств личности,
необходимых для успешного овладения многими видами деятельности (умственные
способности, развитая память и речь, точность и тонкость ручных движений и
др.). Специальные способности - совокупность специальных качеств,
необходимых для той или иной деятельности (музыкальные, технические,
литературные и др.).
Различают также несколько уровней
в развитии способностей людей:
одаренность, талант, гениальность.
Одаренность - это совокупность
нескольких способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в
определенной области и выделяющая его среди других лиц; она обычно проявляется
в наличии разносторонних способностей.
Талант - это совокупность способностей,
которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и
новизной, совершенством и общественной значимостью; особенность таланта -
высший уровень творчества при осуществлении деятельности.
Гениальность - это высшая степень
развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной
сфере деятельности; творчество гениального человека имеет историческое и
обязательно положительное значение.
Очевидно, что рассматриваемое нами
понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая
деятельность". Слово "творчество" имеет много значений, о
которых спорят с древних времен... Из множества значений можно выделить
несколько основополагающих: творить – это давать бытие, сотворять, созидать. В
широком смысле слова творчество – это сознательная, целенаправленная
деятельность человека в области познания и преобразования деятельности.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно иное, никогда ранее не
бывшее./Большая советская энциклопедия/.
В 90-х годах XX века в бизнес-сообществе
замелькали слова: "креатив", "креативный". Слово
"креатив" было принесено в русский язык рекламщиками как калька с
английского "creative" - творчество, творческий (хотя есть и
латинский термин: "creatio" - сотворение, создание).Казалось бы,
почему не использовать привычное русское слово "творчество"?..
Такую характеристику, как
креативность сейчас часто можно встретить в профессиограммах различных
специальностей. Теперь это качество желаемо не только для специалистов
творческих профессий, но и для менеджеров по продажам, управленцев и
консультантов. Никто точно не знает, как и в чем ее измерять, но многие
уверены, что она просто необходима.
Под творческой деятельностью мы понимаем
такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь
это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о
мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Если внимательно рассмотреть поведение
человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида
поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или
репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его
сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее
созданные и выработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в
поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой
является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а
создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат
творческие способности.
Таким образом, творческие способности –
это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность
выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может
присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить
не только о художественных творческих способностях, но и о технических
творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
Так в чём же заключается
работа по развитию творческих способностей?
На современном этапе перед
образовательными учреждениями стоит задача обеспечить окончательный переход от
школы «усвоения знаний» к школе жизни, школе мысли, школе активного действия,
призванной формировать личность, всесторонне готовую к тому, чтобы
непосредственно и в полном объеме включится в производительный труд и
социальные отношения. Ввиду этого, уже в период обучения студента необходимо
поставить в активную позицию субъекта деятельности, при которой он смог бы
проявить самостоятельность, инициативность и творчество, а его учебную
деятельность организовывать таким образом, чтобы она являлась
средством его профессионального становления.
Итак, нам предоставляется возможность
обсудить острую и, пожалуй, «вечную» проблему – единство профессионального и
нравственного становления личности будущего рабочего. И, конечно,
аргументировать непреходящую роль творчества в этом «единстве». Творчества не
только в нашей специфике, но и творчества в жизни вообще, в стенах колледжа, и
за пределами этих стен. Именно мотив творческой самореализации у студентов
способен наиболее органично трансформироваться в нравственные побуждения,
подкреплять их.
В педагогике и психологии термин
«творчество» рассматривается в контексте понятия «творческая деятельность».
В.М. Бехтерев писал: «Для всякого творчества необходима та или иная степень
одаренности и соответственное воспитание, созидающее навыки в работе. Последнее
развивает склонность в сторону выявления природных дарований, благодаря чему в
конце возникает почти непреодолимое стремление или тяга к творческой
деятельности».
В современной психологии и педагогике
принято различать творческие и нетворческие виды деятельности. При этом
нетворческие виды деятельности, определяемые как рутинные, репродуктивные,
алгоритмические и т.п., рассматриваются чаще как подражательные, т.е., по Л.С.
Выготскому и М.И. Махмутову, когда «человек воспроизводит или повторяет уже
раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от
прежних впечатлений». Творческие же формы освоения деятельности, определяемые
как оригинальные, продуктивные, эвристические и т.п., преимущественно
рассматриваются как противостоящие подражательным, которые носят творческий
характер, изменяясь от творчества низкого уровня к творчеству все более
совершенному, т.е. творческий тип деятельности характеризуется тем, что он
направлен на создание чего-то нового, «все равно, будет ли это созданием творческой
деятельностью какой-нибудь вещи внешнего мира или неизвестным построением ума
или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».
Каждому студенту свойственны чувство долга
и ответственности, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию, в
какой-то мере интересно содержание и процесс учебной деятельности, свойственна
боязнь неудачи.
Наиболее желательно с точки зрения
развития творческих способностей доминирование мотивов, связанных с содержанием
учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями,
закономерностями; ориентация на усвоение способов приобретения знаний и т. п.).
Сегодня в центре внимания
педагогов-практиков находится обучение в сотрудничестве, исследовательская
деятельность студентов и метод проектов. В основе этой деятельности лежит
приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения
нестандартными средствами; развитие познавательных, творческих навыков студентов;
выработка у ребят стремления и умения самостоятельно добывать использовать
новые знания; развитие критического мышления.
Большие возможности в этом плане
открывает проектная деятельность студентов, направленная на становление
личности подростка через активные способы действия. Проект - это специально
организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентами комплекс
действий. Где они могут быть самостоятельными при принятии решения и
ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.
«Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию
фактических данных, а на их применение и приобретение новых (порой и путем
самообразования)».
Основная цель, которую преследует
метод проектов: научить
самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных
знаний; научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить;
сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить
источники, из которых можно почерпнуть информацию; получить навыки обработки
информации; сформировать навыки проведения исследований; сформировать навыки
работы и делового общения в группе; сформировать навыки передачи и презентации
полученных знаний и опыта.
Проект как метод обучения
представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими студентами
потому, что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного).
Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью
их выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке
и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности.
Используя в обучении метод
проектов, студенты постигают всю технологию решения задач - от постановки
проблемы до представления результата. Методика работы над проектом включает в
себя четыре этапа:
планирование
работы над проектом;
аналитический
этап;
этап
обобщения;
этап
презентации полученных результатов работы над проектом.
Кардинальное отличие проективного обучения от классических методов заключается
в том, что, в основном, на разных этапах студенты действуют самостоятельно, (преподаватель
может выступать в роли консультанта).
Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на
весь учебный год; проектирование может быть индивидуальным и групповым;
общеколледжным, межколледжным по составу участников; в проекте могут
участвовать ребята разного возраста; проекты могут быть предназначены для
изучения разных тем предмета, а могут быть надпредметными, межпредметными,
внепредметными. Проект может быть итоговым, когда по результатам его
выполнения оценивается усвоение студентами определенного учебного материала, и
текущим, на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного
курса лишь часть содержания обучения.
Проекты создаются в самых разных
областях человеческой деятельности, благодаря чему студенты могут приобретать
знания в процессе использования информации при решении практических задач, в
процессе оценки результативности и навыки решения актуальных вопросов
современности, связанных с экологией, экономикой, безопасностью человека и
природы. Через приобретаемые опыт происходит знакомство с производством, миром
профессий, с традициями и обычаями народов мира, с достижениями науки;
достигается связь теории с практикой.
Как показывает опыт, деятельностный подход к обучению и метод проектов как
нельзя лучше решают задачи образования. Студенты должны прочувствовать, пропустить
через себя весь учебный материал, а для этого прекрасно подходит обучение через
проектную работу. Проектирование помогает ребятам осознать роль знаний в жизни
и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании,
позволяют каждому самостоятельно осваивать культурные ценности. Активное
включение студентов в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать
новые способы человеческой деятельности.
Психологами доказано, что умственная
работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и
не для того, чтобы победить в конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть
на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью центра
положительных эмоций. И деятельность мотивированная подобным образом,
содействует развитию данных способностей.
Очень важно в учебно-воспитательной
работе, на какие мотивы воспитанника ориентируются педагоги и родители,
реализуя свою деятельность.
Естественно, что интерес к содержанию
может пробудить только тот, кто сам увлечен этим содержанием, кто ориентирован
на пробуждение интереса у студентов. Следует помнить, что стремление сделать
процесс обучения увлекательным требует изобретательности и педагогического
мастерства, а также большой подготовки и часто больших временных и материальных
затрат.
С точки зрения воспитания особенно важно,
что в последнее время многие исследователи склоняются к мысли, согласно которой
ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся
интеллект или высокую творческую активность, как считалось ранее, а мотивацию.
Поскольку, люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие
собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более
продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. То есть,
максимально реализует свой потенциал и достигает высот чаще не тот, кто был
более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.
Каждый педагог должен помнить, что если
знания преподносятся студенту в готовом виде, то их усвоение носит пассивный
характер и о каком-либо творчестве речи идти не может.
Литература
1
Библиотека
авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika
2
Мотивация
человека. Макклелланд Д. (2007, 672с.) (Сер. "Мастера
психологии")
3
Общая психология. (Учебник) Петровский
А.В. (1976, 479с)
4
Педагогика. Бордовская Н.В., Реан А.А. (2006, 304с.)
5
Педагогикаипсихология_ГригоровичЛ.А,МарцинковскаяТ.Д_Учпос_2003-480с.
6
Реферун: http://www.referun.com/
7
Теория
и методика обучения. Кукушин В.С. (2005, 474с.)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.