Главная / Технология / Доклад: «Развитие социализации, через исследовательскую деятельность учащихся, с ограниченными возможностями здоровья».

Доклад: «Развитие социализации, через исследовательскую деятельность учащихся, с ограниченными возможностями здоровья».


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Омутинская специальная общеобразовательная школа»









Доклад:

«Развитие социализации, через исследовательскую деятельность учащихся, с ограниченными возможностями здоровья».







Составила: учитель технологии

Кондратьева И.Л.









С. Омутинское 2014г.

Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Программа уроков СХТ, технология содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах. Её цель – допрофессиональная подготовка учащихся. Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях.

Одним из методов обучения, обеспечивающим выработку у учащихся четкого механизма понимания профессионально – трудовой проблемы, умения ставить близкие и далекие цели (закупка семян, реализация выращенных овощей, прибыль), самостоятельно планировать, применять необходимые знания и умения в новых условиях является метод проекта или проектно - исследовательская деятельность.

Под исследовательской деятельностью понимается такая форма организации работы на уроке, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

Проектная (или исследовательская) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена,

Во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования.

Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции.

В- третьих, вырабатывает качества, без которых невозможен эффективный труд - умение мыслить, искать новые, нестандартные решения.

В-четвёртых, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

Введение в процесс образования на уроках трудового обучения в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.

При составлении календарно-тематического планирования продумываю, по какой теме предложить учащимся выполнение проекта. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут выполнить проект, поэтому формирую группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов, требует разно уровневых заданий (дифференциации по сложности и объему). Например, Бобов М. выполнял проект в виде реферата «Капуста», Шатаев Д. проект «Содержание коровы и козы в домашнем хозяйстве».

Все эти виды деятельности по изучению животноводства, растениеводства, технологии входят в программный материал по предмету СХТ, технология для коррекционных школ VIII вида, и разработка проекта может идти параллельно с изучением материала по теме, только расширенно.

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. Моя задача заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности учащихся с недостатком интеллекта, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.

основные характеристики проекта.

1.Научность содержания.

В основе содержания и структуры предлагаемого пособия лежит концепция трудового обучения на основе творческой деятельности.

2.Мотивирующий потенциал проекта.

Учебная мотивация достигается за счёт программного содержания и видов деятельности.

3.Актуальность проекта.

Учащиеся самостоятельно принимают участие в процессе создания творческого проекта, что формирует исследовательские умения и навыки, развивает культуру труда.

4.Практическая направленность.

Каждый учащийся работает на конечный результат, и готовое изделие оценивает как собственное произведение.

5.Межпредметная связь.

Содержание проекта оказывает влияние на более осмысленное изучение математики, чтения, СБО, географии и других предметов школьной программы.

6.Результативность.

Заключительные части всех трёх этапов проекта предусматривает организацию защиты проекта, его презентацию, проведение выставок, конкурсов, обязательное участие в конкурсах творческих работ декоративно-прикладного искусства разных уровней.

7. Распространение опыта работы над проектом.

Организация выступлений на заседаниях, семинарах МО технологии. Разработать методические рекомендации по использованию метода проектов.

I. Основные требования, к использованию метода проекта.

  1. Наличие исследовательского и творческого поиска.

  2. Теоретическая и практическая значимость предполагаемых результатов.

  3. Поэтапное планирование содержательной части проекта.

  4. Сбор данных (объектов труда).

  5. Систематизация полученных данных.

  6. Обсуждение способов и приемов работы над составлением проекта.

  7. Самостоятельная деятельность учащихся с использованием индивидуальных, групповых и коллективных форм труда.

  8. Подведение итогов, оформление результатов и их презентация.

II. Определение типа проекта.

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, практико – ориентированная.

  2. Предметно – содержательная область: монопроект (в рамках одного проекта), межпредметная.

  3. Количество участников проекта.

  4. Продолжительность выполнения проекта: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.

III. Организация проектирования.

  1. Укажи проблему и причину ее возникновения (актуальность).

  2. Назови цель работы, связанную с проблемой.

  3. Перечисли задачи работы.

  4. Представь план работы (звёздочка обдумывания).

  5. Опиши предполагаемый продукт.

  6. Сравни полученный результат, с предполагаемым.

  7. Укажи свои успехи и неудачи, объясни их причины.

  8. Укажи источники информации.

IV. Главные условия работы над проектом.

  1. Осознание учителем широких возможностей развития учащихся в

процессе проектной деятельности.

  1. Обучение учащихся технологии проектной деятельности.

  2. Умение определить цели и задачи.

  3. Доступность для учащихся форм и методов работы над проектом.

  4. Стремление учащихся в работе над проектом.

V. Анализ и оценка проделанной работы. Презентация проекта.

  1. Самоанализ работы над проектом.

  2. Обсуждение способов оформления конечных результатов.

  3. Подведение итогов.

  4. Коллективное обсуждение качества готового изделия.

  5. Оценка проделанной работы.

  6. Выбор формы презентации: презентация, защита, творческий отчет.

Дети, сами того не подозревая, вполне самостоятельно, активизируют свои знания, применяя их на практике.

Главная задача учителя – научить ребёнка учиться. Создание ситуации успеха его деятельности – основное условие воспитания положительного отношения к учению. Успех – это внутренний комфорт, радость, от того, что всё не так уж трудно и плохо.

Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, что я хочу доказать. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.

Следующий шаг — как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе. Учитель труда призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал!». Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу.

Закрепить у школьников интерес к изучаемому материалу могут советы учителя сделать сюрприз своим близким: подарить к празднику какую- либо изготовленную своими руками вещь. При этом учителю следует обращать особое внимание на трудоемкость того или иного изделия. Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.

Я считаю, что моя задача состоит не только в том, чтобы организовывать детей на проведение проектов и давать им теоретические сведения, но и показывать свою работу на практике. Недаром гласит китайская мудрость: "Скажи мне, и я многое забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь."

Следуя этому правилу, я провела в прошлом учебном году целый ряд проектов. Прежде всего, расскажу о наиболее значимых и удачных для меня проектах выполненные Ромазановым Д. «Свекла», Пинигиным Т. «Горох», Шатаевым Д. « Содержание козы экономичнее», Свистовым С. «Чеснок», Бобовым М. «Капуста» - по СХТ. И Каждый из них выполнил проект по технологии, с общим названием: «Дизайн игровой площадки», каждый описывал выполнение своей фигуры, изготовленной из колёсных шин.

Проекты были проведены как выпускные экзамены по СХТ, технология и всё, что было изучено и усвоено за пять лет, учащиеся использовали в своих проектах. У каждого из них существовала проблема или актуальность. Бобов М. пишет:

---«В нашей семье возникла проблема: стоит ли выращивать капусту в огороде? Может проще купить готовую продукцию? Вот я и решил проверить это. Рассмотрев агротехнику выращивания и посчитать себестоимость».

Основная ценность проекта – конечный результат.

Результатом нашего проекта о капусте стало создание:

1.Рецепты блюд.

2. Применение в народной медицине.

3. Применение в косметических целях.

4. Биологические особенности.

5. Болезни и вредители.

6. Присутствие витаминов.

7.Агротехника выращивания.

Здесь я выступаю в роли консультанта, источника информации, вдохновителя. Такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем.

Так как в коррекционных школах не предусмотрен материал по экономике, мы постепенно вводим экономические понятия: затраты, самоокупаемость, себестоимость, прибыль, перспективы развития.

  • Себестоимость (проект капуста)

Название сорта семян, Кол-во, Цена (руб.), Общая стоимость

«слава» 1 7 руб. 7руб.

«июньская» 1 5 руб. 5руб

Удобрение (мочевина) 1 30 руб. 30 руб.

42руб. Если эту же капусту покупать в магазине,

40х15(руб) = 600 руб – квашеной

50x15(руб) = 750 руб - свежей

750руб + 600руб = 1350руб

Вычтем затраченную сумму (на семена).

1350руб – 42руб = 1308руб.

Эти деньги можно потратить на какую-то хорошую вещь.

----Актуальность проекта «Табурет».

«Чувствуя себя взрослым, хозяином в доме, пересматривая свой интерьер и мебель - так хочется, чтобы в доме появились хорошие и новые вещи. Решил выбрать изготовление кухонного табурета, учитывая наличие материалов, станочного оборудования, имеющегося в школьной мастерской, приобретенных навыков и умений на уроках столярного дела».

Подбор материала проекта «Табурет». hello_html_3f53b058.gif

Очень важно правильно подобрать мебель для квартиры, ведь она, как считают специалисты, оказывает влияние на самочувствие людей. Из материалов «Информ - экология» - каждая порода дерева имеет свои уникальные целительные качества. Поскольку мебель для дома приобретают, как правило, на долгий срок, необходимо правильно подобрать породу дерева, из которого она сделана, специально для каждой комнаты. Для гостиной, например, лучше всего подойдет мебель из дуба, поскольку у дуба есть свойства возвращать силы уставшему после трудового дня человеку, кроме того, дубовая мель подойдет для спальни – во время сна на кровати из дуба энергия восстанавливается. В детскую комнату можно поставить мебель из березы, ведь это дерево хорошо влияет на физический и духовный план ребенка – энергетика березы не такая сильная, как у дуба, зато более позитивно влияет на развивающийся организм детей. Поэтому я буду изготавливать табурет из березы.

---- « Дизайн игровой площадки».

Прообразом « Дизайн игровой площадки», во дворе нашей школы, после обсуждения множества рассмотренных видов, нами выбран следующий: «выполнение сказочных персонажей, из старых колёсных покрышек, и пальма – из пластиковых бутылок».

Оценив ресурсы, технологические и финансовые возможности, мы смело взялись за проект. Нам понадобятся старые автопокрышки, лучше «лысые», которые не потребуют финансовых затрат.

А рядом установили деревянные скамейки со столиком для отдыха учащихся.

Достоинствами такого дизайна, мы считаем: простоту изготовления, эстетичность. Установить место отдыха, согласовав с администрацией школы, мы решили установить в восточной стороне школьного двора».

Таким образом, используя проектную деятельность, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

Основная работа над проектом по организации и планированию проходит совместно с учителем.

Распределение ролей в проектной группе.

Роль учителя:

- контролировать весь процесс учебной творческой деятельности;

- помогать детям в поиске источника информации;

- самому быть источником информации;

- поддерживать и поощрять активность учеников в работе над проектом.

Роль учеников:

- создание страниц проекта соответственно заключённому с учителем плану.

Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Из работ учащихся видно, что знания усваиваются и закрепляются не потому, что так сказал учитель, а потому, что этого требует жизненная необходимость. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята выстроили свое выступление так, что оно было максимально аргументированным, четким и логичным.

Все это естественно многое дает учащимся, участвующим в проектно-исследовательской деятельности. Это и активизация мыслительной деятельности, и развитие познавательной и социальной активности, и заинтересованность в обучении, и расширение кругозора, и возможность осознанно получать знания и использовать их. Кроме того, школьники учатся работать над проблемой, получают навыки сбора и обработки информации, умения и навыки исследовательской деятельности, учатся применять знания. Проектная деятельность дает ученикам возможность сотрудничать с учителем, обсуждать, предлагать свою точку зрения.

Проектная деятельность должна быть направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к занятиям, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Ребёнок перестаёт быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, причины неудач, последствия деятельности и т.д. Главное - помочь ребёнку поверить в свои силы.

Продуктивный вид деятельности – благодатная почва для реализации принципа активности, который заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% - из того, что видит, 90% - из того, что делает.

Конечно, наши выпускники не станут владельцами своих предприятий, но положительные стороны такой работы очевидны:

получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;

приобретение коммуникативных навыков и умений;

духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);

профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать обучени по профессии в ПТУ)

приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.

Общие правила для педагогов – руководителей проектов

Старайтесь подходить ко всему творчески.

Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.

Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям.

Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.

Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.

Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.

Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы. В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное или исследовательское обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека. Позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.

Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин. Исследовательское обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности учащегося.







Доклад: «Развитие социализации, через исследовательскую деятельность учащихся, с ограниченными возможностями здоровья».
  • Технология
Описание:

Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Программа уроков СХТ, технология  содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах. Её цель – допрофессиональная подготовка учащихся. Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях.

 

Автор Кондратьева Ирина Леонидовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1162
Номер материала 44415
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓