Главная / История / Доклад: «Развитие критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания»

Доклад: «Развитие критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания»

Автор: Витченко Людмила Николаевна – учитель истории, II категория, КГУ «Боль...
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в...
1) Формирование нового стиля мышления 2) Развитие таких базовых качеств лично...
Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу. Возрастание мыслитель...
1– я стадия	2– я стадия	3– я стадия Вызов: – актуализация имеющихся знаний; –...
«З» знаем 	«Х» хотим узнать 	«У» узнали
«З» знаем 	«Х» хотим узнать 	«Х» хотим узнать Кто такие археологи Что такое и...
«» – уже знал «+» – новое «–» – думал иначе «?» – есть вопросы
Значки 	Ключевые слова  	Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый п...
Проблема: Выводы: Причина: Причина: факты: факты:
Причины распада Древней Руси Междоусобные войны и борьба за киевский престол ...
1 строка: Тема одним словом (обычно существительное) 2 строка: Описание темы ...
Россия в 1900-1917 гг Россия царская, самодержавная воюет, подавляет, свергае...
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет с...
1 из 17

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Автор: Витченко Людмила Николаевна – учитель истории, II категория, КГУ «Большеи
Описание слайда:

Автор: Витченко Людмила Николаевна – учитель истории, II категория, КГУ «Большеизюмовская средняя школа» 2014 год

№ слайда 2 Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в ко
Описание слайда:

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

№ слайда 3 1) Формирование нового стиля мышления 2) Развитие таких базовых качеств личности
Описание слайда:

1) Формирование нового стиля мышления 2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность 3) Развитие аналитического, критического мышления. 4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации 5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

№ слайда 4 Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу. Возрастание мыслительных
Описание слайда:

Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека. Развитие умения анализировать полученную информацию.

№ слайда 5 1– я стадия	2– я стадия	3– я стадия Вызов: – актуализация имеющихся знаний; – пр
Описание слайда:

1– я стадия 2– я стадия 3– я стадия Вызов: – актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения. Реализация смысла: – получение новой информации; – учащиеся соотносят старые знания с новыми. Рефлексия: – размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей обучения.

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 «З» знаем 	«Х» хотим узнать 	«У» узнали
Описание слайда:

«З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнали

№ слайда 10 «З» знаем 	«Х» хотим узнать 	«Х» хотим узнать Кто такие археологи Что такое исто
Описание слайда:

«З» знаем «Х» хотим узнать «Х» хотим узнать Кто такие археологи Что такое исторические источники Как работают археологи Как находят археологические памятники Какие существуют виды исторических источников

№ слайда 11 «» – уже знал «+» – новое «–» – думал иначе «?» – есть вопросы
Описание слайда:

«» – уже знал «+» – новое «–» – думал иначе «?» – есть вопросы

№ слайда 12 Значки 	Ключевые слова  	Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь
Описание слайда:

Значки Ключевые слова  Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию + Конкиста – завоевание Колония – территория, потерявшая независимость – Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов ? Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары

№ слайда 13 Проблема: Выводы: Причина: Причина: факты: факты:
Описание слайда:

Проблема: Выводы: Причина: Причина: факты: факты:

№ слайда 14 Причины распада Древней Руси Междоусобные войны и борьба за киевский престол Уси
Описание слайда:

Причины распада Древней Руси Междоусобные войны и борьба за киевский престол Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами Не был определен порядок наследования киевского престола Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Натуральное хозяйство Раздробленность на Руси была неизбежна

№ слайда 15 1 строка: Тема одним словом (обычно существительное) 2 строка: Описание темы (дв
Описание слайда:

1 строка: Тема одним словом (обычно существительное) 2 строка: Описание темы (два прилагательных) 3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия) 4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов) 5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы).

№ слайда 16 Россия в 1900-1917 гг Россия царская, самодержавная воюет, подавляет, свергает э
Описание слайда:

Россия в 1900-1917 гг Россия царская, самодержавная воюет, подавляет, свергает эпоха мировой войны, революции, гражданской смуты сдвиг в российском обществе

№ слайда 17 Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сфор
Описание слайда:

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков. сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации

Доклад: «Развитие критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания»
  • История
Описание:

В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоёвывает образовательное пространство Казахстана. Педагогические коллективы страны осваивают разные технологии использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.

Такое положение востребовано объективным ходом исторического развития общества, необходимостью проявления личностных качеств и умений: коммуникативных, когнитивных, организационных, креативных и т.д. В этом смысле, по моему мнению, большую роль в становлении современной личности играет технология развития критического мышления (ТРКМ) – одна из технологий личностно-ориентированного подхода (ЛОП). Проработав 9 лет в школе и сравнив разные образовательные системы, я сделала выбор в пользу развивающей. Используя ТРКМ на своих уроках, я увидела следующие закономерности: устойчивый интерес к предмету; критическое (аргументированное, открытое) отношение к историческим фактам и социальным явлениям; стремление и осуществление творческой деятельности (креативность); развитие коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся, их интеллекта (когнитивность).

В своем докладе я хочу показать теоретическое понимание данной технологии (3) и практическое её применение на уроках.

ТРКМ – это целостная система разнообразных приёмов, которая формирует навыки работы с информацией и направлена на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия

Эта структура логична и научна, т.к. её этапы (фазы) соответствуют закономерным этапам

когнитивной (умственной) деятельности личности.

Фаза

Задачи фазы. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Возможные приёмы и методы.

Функции фазы.

Вызов.

(информация выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально-в парах-группах).

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученик “вспоминает”, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения)

Систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Составление списка “известной информации”; рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (предварительные кластеры,таблицы);

верные-неверные утверждения;перепутанные логические цепочки.

1. мотивационная
2. информационная
3. коммуникационная

Осмысление.

(непосредственный контакт с новой информацией, работа в парах-индивидуально)

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от “старого” знания к “новому”.

Ученик читает (слушает) текст,используя предложенные учителем активные методы чтения (“инсерт”),делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения: маркировка с использованием значков

“+,-,?”, которые ставятся на полях; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

1. информационная
2. систематизационная
3. мотивационная.

Рефлексия.

(творческая переработка, анализ изученной информации, работа ведётся индивидуально-в парах-группах).

Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят “новую”информацию со “старой”, используя знания, полученные на стадии осмысления.

Заполнение кластеров, таблиц; установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным-неверным утверждениям, ответы на поставленные вопросы, организация дискуссий и т.д.

1. коммуникационная
2. информационная
3. мотивационная
4. оценочная.

На уроках в режиме ТРКМ я использую методы работы с информационными текстами (приёмы: “ кластер”, “инсерт”, “верные-неверные утверждения); визуальные методы организации материала (приёмы: таблица “тонких и толстых” вопросов, таблица “З-Х-У”); методы по организации письменной рефлексии учащихся (формы: эссе, историческое сочинение, “репортаж”, письмо в прошлое, синквейн). Провожу диагностику сформированности критического мышления у учащихся. Остановлюсь подробнее на данных методах и приёмах с учётом их практического применения на своих уроках истории и обществознания.

Методы и приёмы работы с информационными текстами. Они позволяют развивать у школьников умения внимательного и вдумчивого чтения; анализа и систематизации информации текста; логического мышления. Одним из распространённых приёмов в моей работе является приём-“кластер”.  Его важность состоит в том, что он позволяет:

1.      представить информацию графически;

2.      показать её в систематизированном целостном виде;

3.      вычленить причинно-следственные связи.

Содержание материала выстраивается в определённой логической последовательности. Алгоритм составления кластеров .Учитывая специфику предмета, я использую кластер,

как в качестве стратегического приёма в ходе изучения темы (например: “.”), так и в ходе урока (например: “ ”). Рассмотрим последний пример подробнее. На стадии вызова, после постановки 7-классниками учебной цели, мы составляем предварительный кластер, основанный на предположениях учащихся. Они знают причины и “итоги” (из предварительного тематического кластера, который трансформируется по мере изучения материала в окончательный). Поэтому ребята предлагают главные смысловые единицы: содержанием. Структурирование оформляем письменно. Появляются 2 смысловых блока, идущие от предмета изучения. Ставится вопрос: “Какие смысловые единицы можно выделить в каждом блоке?”. После группового обсуждения и коллективной рефлексии в каждый блок включаются соответствующие единицы, исходя из предварительных знаний учащихся. Так, при сопоставлении имеющихся знаний и учебной цели у ребят возникает противоречие (проблемная ситуация), побуждающее их перейти к изучению нового материала. На стадии осмысления каждый ученик непосредственно изучает текст параграфа, и на основе сопоставления предварительной и новой информации, вносит изменения в кластер (возможна работа в парах). На стадии рефлексии происходит групповое и коллективное исправление неверных, или неточных предположений-знаний, а также изменение-углубление предварительного кластера. Результатом являются новые знания, развитие умений (внимательного чтения, извлечения необходимой информации и её интерпретации, сравнения, анализа, систематизации, синтеза, умений формулировать и аргументировать свою точку зрения, слышать других и т.д.). Учащиеся создали продукт совместной деятельности – окончательный кластер. Приём “инсерт” использую на стадии осмысления нового материала. Во время чтения текста учащиеся делают пометки: “+,-,?,v” -известно; думал иначе; непонятно, стоит обсудить; новая информация.(3) Затем ребята заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф. Последним этапом работы с этим приёмом станет обсуждение записей, внесенных в таблицу. Данный приём помогает учащимся внимательно и вдумчиво вникнуть в содержание текста; систематизировать старые и новые знания. Он помогает составить окончательный кластер на стадии рефлексии, поэтому “инсерт” и “кластер” - взаимодополняющие приёмы. Очень хорошо показал себя приём “верных-неверных” утверждений. Так, при изучении тем в 6-м классе, на стадии вызова ребята знакомятся с рядом утверждений по данному предмету изучения. Одни из этих утверждений верные, другие – неверные. Например: 1.Ассирия располагалась севернее Вавилонского царства (верно), в верхнем течении реки Евфрат (неверно). 2.В 8 в. до н.э. ассирийская армия стала самой сильной в мире. (верно) 3. Ассирийские цари дружили с другими странами и создали дружественный союз (державу).– (неверно). 4.Царь Ашшурбанапал собрал глиняную библиотеку.(верно) 5. Судьба Ассирийской державы неизвестна. (неверно) Цель данного урока: увидеть роль Ассирийской цивилизации в древнем мире и получить первоначальное представление о понятии “держава” (империя). Так как учащиеся не могут сказать, верны или неверны данные утверждения, возникает проблемная ситуация, побуждающая их к стадии осмысления. Этот приём имеет большое значение именно на стадии вызова, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, резко повысить их мотивацию на дальнейшую работу, вызвать стойкий интерес на протяжении всего урока. Таким образом, использование этих приёмов позволяет максимально организовать работу учащихся с информационными текстами.

Визуальные методы организации материала. Позволяют визуально (наглядно) организовать изучаемый материал. Это рисунки, схемы, таблицы. В своём опыте использую такие приёмы, как таблица “тонких и толстых” вопросов, таблица “З-Х-У” (“знаю – хочу узнать – узнал”). Приём таблица “тонких и толстых” вопросов формирует умение ставить вопросы разного уровня сложности. Он используется на любой стадии урока. На стадии вызова, это те вопросы, на которые учащиеся хотят получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления вопросы ставятся учащимися по ходу чтения, или слушания материала. При рефлексии – для демонстрации понимания пройденного материала. Этот приём поддерживает высокий интерес к изучаемой теме и является основой для стадии рефлексии. (в данном случае) Не менее интересной является таблица “З-Х-У”, которая используется мною в качестве стратегического приёма, действующего на всех стадиях. Важность этого приёма в том, что он, во-первых, помогает собрать уже имеющуюся информацию по теме до её изучения, во-вторых, позволяет расширить и, в-третьих, систематизировать знания по изучаемому вопросу. Таблица “ З-Х-У” оформляется следующим образом:

Верхняя часть таблицы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

Нижняя часть таблицы:

Категории информации

Источники информации

1.
2.

1.
2.

Приведу фрагмент в 5 классе по теме “Семья”. Цель: получить представление о семье, как малой социальной группе и её роли в жизни общества (первичное знакомство). На стадии вызова прошу учащихся вспомнить, что им известно о данном предмете. Они высказывают свои знания, версии. Вместе оформляем графу “знаю”.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.семья – группа людей, имеющих общие цели;

2. в семье есть родители и дети (родственники);

3.в семье всё общее, все уважают друг друга, помогают;

4.есть семьи, где родители пьют, бьют детей.

1. что такое семья?

2.какие правила поведения существуют в семье?

3.как создать счастливую, полноценную семью?

4.почему распадаются семьи?

5.как образуются семьи?

6.зачем нужна семья?

1.семья – группа родственников, имеющих общие интересы.

2.уважать, любить друг друга, помогать. Родители обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, содержать детей. Дети обязаны слушаться, содержать родителей, когда они не могут о себе позаботиться и т.д.

Систематизируем версии ребят и заполняем нижнюю часть таблицы.

Категории информации

Источники информации

1.определение “семья”
2.счастливая семья
3.несчастная семья
4.роль семьи (добавлено на стадии рефлексии)

1.рассказы взрослых
2.телевидение
3.книги
4.текст параграфа (на стадии рефлексии)

Следующий этап работы на стадии вызова – заполнение графы “хочу узнать”. Для этого задаю вопрос детям: “что бы вы хотели узнать о “семье”? Поставьте вопросы к нашей теме”. После заданных учащимися вопросов, заполняем вторую графу (см. выше). Так, на стадии вызова мы систематизировали имеющиеся информацию и её источники по изучаемому вопросу, и вышли на постановку задач. На стадии осмысления учащимся предлагается выделить вопросы, на которые они могли бы сами ответить. После этого данные вопросы обсуждаются в группах, в классе и правильность ответа подтверждается соответствующими страницами в тексте параграфа. Оставшиеся вопросы мы рассматриваем отдельно по группам. На стадии рефлексии в ходе обсуждения мы заполняем 3-ю графу “узнал” (см. выше). Добавляем категории информации и источники информации (заполняем нижнюю часть таблицы). Использование данного приёма позволяет связать воедино все стадии урока и поддерживать стойкий высокий интерес в течение всего урока.

Методы и приёмы по организации письменной рефлексии учащихся в режиме ТРКМ.

Я считаю наиболее важной для развития личности в режиме критического мышления письменную рефлексию, так как именно она способствует развитию творчества ребёнка. В процессе письма учащийся формулирует свою собственную мысль по изученной теме в более “отточенном” виде (по сравнению с устной рефлексией). Чтобы создать творческий продукт письменной рефлексии (эссе, историческое сочинение, “репортаж”, синквейн и т.д.) школьник вновь “возвращается” к изученному материалу, отслеживает его и в письменной форме показывает своё личностное отношение к важным идеям пройденной темы. Остановлюсь на некоторых формах письменной рефлексии. Во-первых, это эссе. Сложность написания данного произведения заключается в умении автора раскрыть конкретную тему, показать своё собственное суждение и оформить сочинение в минимальном объёме (мини-сочинение).. Во-вторых, это “синквейн” (пятистишие, построенное по определённым правилам). Эта форма письменной рефлексии также позволяет научить ребят излагать личное отношение к историческому событию, явлению, личности путём оформления своего субъектного опыта в пяти строках. В первой строке указывается тема стихотворения, для этой цели обычно используется существительное. Во второй строке двумя прилагательными описываются признаки темы (предмета). В третьей строке тремя глаголами даётся описание действия данного предмета. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства. Последняя строка – это одно слово – синоним тому существительному, с которого синквейн начинается.(3)

Заключение. Для фиксации уровня развития умений, качеств личности, сформированности критического мышления учащихся на данном этапе обучения помимо письменной рефлексии использую ряд заданий. Например: 1. прочитать текст и заполнить таблицу инсерт; 2.составить таблицу “тонких” и “толстых” вопросов к прочитанному тексту; 3. составить кластер основного понятия темы. Тем самым проверяется умение учащихся реферировать материал, ставить разные по уровню сложности вопросы, систематизировать информацию, представлять её графически и понимание ими изучаемой темы. Отслеживаю умение учащихся ставить цель и задачу в изучении темы. Считаю диагностику постановки цели и задач очень важной в развитии личности ученика, т.к. это умение является стратегическим в деятельности ребёнка, делает её продуктивной.

Работая в режиме ТРКМ, мне удалось заинтересовать ребят, и уроки превратились в уроки открытия, исследования, творчества и общения.

Список литературы.

1.      Власова Т.А. “Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах”. 
// “Преподавание истории и обществознания в школе” - 2005 № 3.

2.      Долженко Ю.А. “Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования”. Б., 2003г.

3.      Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г.

4.      Мельникова Е.Л. “Проблемный урок, или как открывать знания с учениками”. Пособие для учителей. М., 2002г.

5.      Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. М., 1998г.

6.      Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе”. М., 1996г.

Из изученной литературы в своей работе я использую ссылки на источник (3): Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г.

 



Автор Витченко Людмила Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1013
Номер материала 45026
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓