Главная / Классному руководителю / Доклад "Воспитание и обучение успехом" (3 класс)

Доклад "Воспитание и обучение успехом" (3 класс)

Доклад

«Обучение

и воспитание успехом»





Учитель: Литвиненко Н. Ф.

МБОУ ООШ №23

2 класс










Ситуация успеха -это сочетание обстоятельств, которые обеспечивают успешное обучение, а сам успех - результат той или иной ситуации. Ситуация успеха –это совокупность педагогических условий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде деятельности (учебе, общественной активности, труде, художественном творчестве, спорте). Ситуация успеха, организованная педагогом, может

стать одним из механизмов воспитания.

Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которое испытывает человек после удачно выполненной работы. Желая вернуть положительные эмоции, у ребенка появляется

стимул заниматься и дальше подобной работой. Каждый маленький шаг в этом направлении придает уверенность в том, что ученик сможет преодолеть и более сложную задачу. Если он

постарается, то достигнет желаемого результата. Задача учит

помочь школьнику однажды достичь положительных результатов и тем самым создать у него мотивацию достижения успеха в будущей деятельности.

УСПЕХ особое значение имеет для детей группы риска. Дети группы риска, как правило, неуспешны и в учебной деятельности и в социальной адаптации. Даже когда у них появляется желание работать, достичь успеха, им мешает неспособность выдержать трудовое напряжение.

Педагогические и психологические исследования показывают, что ключом к созданию ситуации успеха является готовность учителя вести диалог, если он организует учебную деятельность в такой последовательности:

1) установка на определенную деятельность, т.е.эмоциональная подготовка;

2) обеспечение деятельности, ее разбивка на операции, т.е. создание условий для успеха;

Организовать диалог или групповую дискуссию младших школьников непросто. Главные средства педагога –это вопросы и интонации. Учитель задает вопросы, главным образом ,обращенные к внутреннему миру, жизненному опыту каждого ребенка. При этом он может использовать широкий веер интонаций:

вопросительную;

шутливую;

восторга: «Какой молодец

Как интересно!»;

удивления: «Как ты это увидел? Как же мы раньше не понимали?»

сомнения: «Может быть, ты прав». «Мне кажется, это не всегда так». «Надо подумать»

сочувствия: «Я понимаю, что это трудно...»

уверенности: «Мы обязательно справимся с этим»


В ответ дети активно включаются в работу, им очень важно рассказать о себе учителю, обратить на себя его внимание.

Выделяется три группы умений вести диалог:

1 группа: умение подготовить и планировать диалог;

2 группа: ведение диалога без отрицательных суждений (постановка вопросов, не предполагающих ответов ДА

НЕТ, поощрение активных вопросов и мнений);

3 группа: уметь создать благоприятный климат, творческую, доброжелательную атмосферу.

Через диалог реализуется общение, решаются многие воспитательные задачи. От умения вести диалог зависит его воспитательная сила. Рассмотрим 1 этап организационно деятельной игры:

Налаживание отношений ученик-ученик и ученик-педагог.

Цель: включение «отверженных детей», устранение барьера в общении.

Работа строится по технологии:-организация затруднения;-

рефлексия затруднения (здесь выявляются причины затруднения, построение новых правил,

способы работы для устранения затруднений);-

организация действий по новым правилам.

1 шаг: Моделируется задание, с которым дети не могут справиться индивидуально (это

делается для того, чтобы вызвать затруднение у учащихся).

Когда учащиеся не справляются, подвести к высказыванию, что если бы работали группой, то справились.

2 шаг: Учитель предлагает сесть в группы по желанию. Здесь появляются «отверженные» ученики.

Начинается скрупулезная работа педагога по налаживанию отношений между учащимися.

Например: Учащийся: -

Отсадите меня от Артема.

Педагог: -

Почему?

Учащийся: -Он обзывается (дерется) и т.д.

Предлагаем вспомнить ситуацию, когда детей обзывали, и проанализировать, как они себя

чувствовали в это время. Дети говорят, что было обидно. Приходим к выводу: нельзя обижать другого человека.

Одной беседы недостаточно –это постоянная, систематическая работа.

Так же для налаживания отношений между учащимися осуществляется через образец налаживания взаимоотношений ученик-педагог. Для этого на перемене учитель организовывает

игры, танцы и предлагает приглашать друг друга. На релаксации выясняют: кто был обижен? Кого не приглашали? Так формируются положительные отношения.

3 шаг: Когда отношения более или менее налажены, для их закрепления учитель моделирует ситуацию успеха, т.е. проектирует урок или классный час, когда учащиеся успешно справляются с

заданием, работая в группах. Такая работа положительно влияет на формирование дружного коллектива учащихся. По

данным психологических исследований: нет «отверженных» детей, уже в 1 классе исчезают клички, обидные слова, успешно проходит адаптация учащихся первых классов к школе.

Важно формировать правильную самооценку у учащихся, поддерживать эмоциональное самочувствие, без психологических травм. Если самооценка у ребенка занижена, то наступает

отчаяние, безысходность. Нужно ребенка подбадривать, внушать веру в свои силы, например, успехом. Если самооценка завышена, то у ребенка появляются вспышки озлобленности, зависти, при неудачах. Завышенную самооценку перестроить нелегко, необходимо тактично отмечать недостатки и изъяны, вести борьбу с неорганизованностью и т.д. Самооценка чаще всего строится

на суждении родителей, учителей, товарищей.

Также правильную самооценку поможет воспитать выбор сценария УДАЧНИКА. Мы знаем, что часто детские клички и обиды порой на всю жизнь оставляют след неудачности, ставят клеймо.

Можно формировать образцы сценария УДАЧНИКА и репетировать их до тех пор, пока они не станут частью характера и судьбы. Сценарий удачника закладывается репликами: «Иди, поиграем», «Хороший мальчик», «Я в тебя верю», «Ты сильный и добрый», «Ты сможешь».

Поэтому, двусмысленное выражение «Упадешь!», лучше

заменить словами: «Не падай».

«У тебя все равно не получится!», заменить словами: «У тебя получится потом». Всегда надо

осознавать великую разницу слов: «Ты –

хулиган» и «Ты поступил плохо» или: «Ты –бездельник»

и «Ты не выполнил работу» и т.д. Выносить оценку конкретным действиям, не трогая личность ребенка.

Продвижение любого ученика вперед возможно только при его внутреннем ощущении успешности в любом виде деятельности. Особенно переживание успеха полезно в творческой деятельности. Можно при этом использовать метод проектов или их элементов. «Успех» - это сделанная творческая работа, например, рисунок. Особенно это хорошо работает, если защита

рисунка происходит перед всем классом. Ученик должен сам решить "Успех" или "Неуспех".

При таком подходе, когда ученики сравнивают свою работу с работой сверстников, им как правило, удается либо почувствовать несостоятельность своей завышенной самооценки, либо

наоборот повысить ее.

Я хочу предложить вашему вниманию воспитательную программу планирования личного успеха: «Сотвори себя сам».

Эта программа предлагает конкретные методики, позволяющие ученикам спланировать свою деятельность так, чтобы достичь успеха.

Цель программы: создание среды, способствующей достижению личного успеха.

Разработаны задачи, ожидаемые результаты, критерии оценки эффективности выполнения программы, умения и навыки, приобретаемые учащимися.

Рассмотрим содержание деятельности по моделированию успеха на

разных этапах. На этапе самоанализа нужно ответить на три основных вопроса: познание себя и своего места среди

других. Далее следует этап постановки целей и задач, этап планирования деятельности. На этапе реализации плана рассмотрены разные сферы жизнедеятельности: познания, предметно-практическая деятельность, игры, спорта, общения.

Реализация поставленных задач осуществляется поэтапно в течении года. Ведущая роль в реализации цели и задач принадлежит классным руководителям, с учетом возрастной дифференциации. В 1-4 классах учитель является организатором жизнедеятельности ученического коллектива. Опираясь на инициативу, самодеятельность, коллективизм учащихся, педагог дает своим ученикам разнообразные положительные характеристики. Это способствует формированию у учащихся умений находить у себя большое количество положительных качеств, индивидуально оценивать себя. В результате ученики в большей степени готовы к самореализации.


Я напоминаю родителям, что успех- это эмоциональное состояние, которое закрепляет в учащихся уверенность в своих силах.

В процессе работы я часто оказываю необходимую поддержку, без которой слабые и неуверенные в себе дети не достигают успеха. Такая поддержка совершается обычно путем коротких реплик либо мимической реакции на предварительные результаты: «Так-так»; «Не так уж и плохо»; «Неужели ты это сам придумал?!»«Ты на совесть потрудился! Я тобой горжусь!»«Приятно посмотреть на твою работу!»

  Я постоянно формирую адекватную самооценку ребенка, чтобы школа для каждого ребёнка стала тем местом, куда ребёнок спешит за знаниями, .

Я считаю, что самооценка не остаётся стабильной, в зависимости от успехов. Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на оценку, дети считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и т.п., наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами. Оценка успеваемости в младших классах, по существу, является, оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребёнка.

Поэтому я советую родителям помнить о том, что младшие школьники ещё слабо различают оценку деятельности и оценку личности. Негативный отзыв в своей работе они воспринимают, как оценку: ты – плохой. Важно, что бы родители ставили в пример детям не других детей, а результаты их собственной работы. Используя приём сравнения для показа ученику его собственного. Пусть даже не очень малого продвижения вперёд по сравнению со вчерашним днём, он укрепляет и поднимает доверие ученика к себе, к своим возможностям. Я советую родителям, что не стоит захваливать тех, кому высокие результаты достаются без особого труда, но нужно поощрять малейшие продвижения в учении слабого, но старательного ребёнка. На становлении самооценки младшего школьника огромное значение оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности. Подводя итог моего доклада, я делаю вывод, что в оценки деятельности детей со стороны педагога важна система.

Я считаю, что нужно ценить индивидуальность ребёнка, радоваться вместе с ним даже небольшому успеху, отмечать улучшение и помогать, что бы они состоялись. Я напоминаю родителям, что самооценка, сформированная в детстве, как правило, переносится во взрослую жизнь и может существенно на неё влиять. Необходимо поддерживать самоценность ребёнка, помогать ему полюбить себя. На протяжении многих лет работы с детьми, я сделала вывод, что дети с заниженной самооценкой не смогут устроить свою личную жизнь, такие дети не могут общаться, у них нет друзей.

На родительских собраниях я напоминаю родителям, что очень важно знать причину низкой самооценки - без этого нельзя помочь ребенку. Суть педагогической поддержки родителей и его психологической помощи детям с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

Работая индивидуально с родителями Тренина Сергея, Говоровой Анастасии, Безроднего Тимофея, я делаю акцент на то, что ребёнок нуждается в постоянной поддержке родителей. Ваша искренняя заинтересованность в школьных делах, серьёзное отношение к достижениям и трудностям, помогут детям быть уверенными в себе и укрепят психику ребенка.

Я советую родителям напоминать о школьных правилах и необходимости их соблюдать.

Составляем вместе с родителями распорядок дня, а затем следим за выполнением.

Я объясняю родителям и детям, что когда человек учится, у него может что-то не получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку. Не пропускайте трудности. При необходимости обращайтесь за помощью к специалистам: психологу, логопеду, окулисту. Поддерживайте ребёнка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Похвала способна повысить интеллектуальные достижения.

Я придерживаюсь мнения, что  доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ребёнка, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей, способны формировать адекватную самооценку младшего школьника и положительную динамику в обучении ребенка.



Доклад "Воспитание и обучение успехом" (3 класс)
  • Классному руководителю
Описание:

 

 Ситуация успеха -это сочетание обстоятельств, которые обеспечивают успешное обучение, а сам успех - результат той или иной ситуации. Ситуация успеха –это совокупность педагогических условий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде деятельности (учебе, общественной активности, труде, художественном творчестве, спорте). Ситуация успеха, организованная педагогом, может

 

стать одним из механизмов воспитания.

 

Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которое испытывает человек после удачно выполненной работы. Желая вернуть положительные эмоции, у ребенка появляется

стимул заниматься и дальше подобной работой. Каждый маленький шаг в этом направлении придает уверенность в том, что ученик сможет преодолеть и более сложную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Литвиненко Нина Фёдоровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 735
Номер материала 51739
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓