Главная / История / Доклад "Универсальные учебные действия (УУД) как условие повышения качества образования"

Доклад "Универсальные учебные действия (УУД) как условие повышения качества образования"

Универсальные учебные действия (УУД) как условие повышения качества образован...
Авторский коллектив программы развития УУД Асмолов А.Г. – руководитель группы...
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением п...
Понятие УУД Умение учиться = полноценное освоение школьниками компонентов уче...
УУД обеспечивают: Способность учащегося к САМОРАЗВИТИЮ и САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИ...
Виды УУД Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные
Личностные УУД
Личностные УУД Самоопределение Формирование основ гражданской идентичности ли...
Личностные УУД Смыслообразование: Развитие познавательных интересов, учебных ...
Личностные УУД Нравственно – этическая ориентация: Знание основных моральных ...
Познавательные УУД
Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: Осуществление поиска н...
Познавательные УУД Логические учебные действия: Основы смыслового чтения (уме...
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу Планировать свои действ...
Коммуникативные УУД
Коммуникативная деятельность
Коммуникативные учебные действия Понимать возможность различных позиций и ори...
Измерение уровня сформированности УУД Выполнение специально сконструированных...
Школа должна: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «науч...
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Универсальные учебные действия (УУД) как условие повышения качества образования
Описание слайда:

Универсальные учебные действия (УУД) как условие повышения качества образования Доклад подготовила Печерная Ольга Юрьевна, учитель истории и обществознания Рыбачьевской школы, 2014 год

№ слайда 2 Авторский коллектив программы развития УУД Асмолов А.Г. – руководитель группы Ка
Описание слайда:

Авторский коллектив программы развития УУД Асмолов А.Г. – руководитель группы Карабанова О.А. Бурменская Г.В. Володарская И.А. Салмина Н.Г. Молчанов С.В.

№ слайда 3 Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением пара
Описание слайда:

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности обучающегося

№ слайда 4 Понятие УУД Умение учиться = полноценное освоение школьниками компонентов учебно
Описание слайда:

Понятие УУД Умение учиться = полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности. Познавательные и учебные мотивы Учебная цель Учебная задача Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)

№ слайда 5 УУД обеспечивают: Способность учащегося к САМОРАЗВИТИЮ и САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ п
Описание слайда:

УУД обеспечивают: Способность учащегося к САМОРАЗВИТИЮ и САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта То есть умение учиться и развиваться

№ слайда 6 Виды УУД Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные
Описание слайда:

Виды УУД Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные

№ слайда 7 Личностные УУД
Описание слайда:

Личностные УУД

№ слайда 8 Личностные УУД Самоопределение Формирование основ гражданской идентичности лично
Описание слайда:

Личностные УУД Самоопределение Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности своей Родине, осознание своей этнической принадлежности) Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно – преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием) Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения, самопринятия)

№ слайда 9 Личностные УУД Смыслообразование: Развитие познавательных интересов, учебных мот
Описание слайда:

Личностные УУД Смыслообразование: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Формирование мотивов достижения и социального признания Формирование границ собственного знания и «незнания»

№ слайда 10 Личностные УУД Нравственно – этическая ориентация: Знание основных моральных нор
Описание слайда:

Личностные УУД Нравственно – этическая ориентация: Знание основных моральных норм Ориентация на выполнение моральных норм Способность к решению моральных проблем Оценка своих поступков

№ слайда 11 Познавательные УУД
Описание слайда:

Познавательные УУД

№ слайда 12 Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: Осуществление поиска необ
Описание слайда:

Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Использование знаково – символических средств (графики, модели, схемы, таблицы); Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Ориентировка на разнообразие способов решения задач; Структурированные знаний

№ слайда 13 Познавательные УУД Логические учебные действия: Основы смыслового чтения (умение
Описание слайда:

Познавательные УУД Логические учебные действия: Основы смыслового чтения (умение выделять существенную информацию из текстов разных видов) Умение осуществлять анализ объектов (выделение существенных признаков) Умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям Умение устанавливать причинно – следственные связи Умение строить рассуждения, доказательства, выдвигать гипотезы и их обоснование

№ слайда 14 Познавательные УУД
Описание слайда:

Познавательные УУД

№ слайда 15 Регулятивные УУД
Описание слайда:

Регулятивные УУД

№ слайда 16 Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу Планировать свои действия
Описание слайда:

Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Учитывать правило в планировании и контроле способа решения Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Адекватно воспринимать оценку учителя Различать способ и результат действия Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки

№ слайда 17 Коммуникативные УУД
Описание слайда:

Коммуникативные УУД

№ слайда 18 Коммуникативная деятельность
Описание слайда:

Коммуникативная деятельность

№ слайда 19 Коммуникативные учебные действия Понимать возможность различных позиций и ориент
Описание слайда:

Коммуникативные учебные действия Понимать возможность различных позиций и ориентироваться на позицию партнера Стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Уметь формулировать собственное мнение Уметь договариваться Уметь задавать вопросы Уметь контролировать действия партнера Адекватно использовать речевые средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи

№ слайда 20 Измерение уровня сформированности УУД Выполнение специально сконструированных ди
Описание слайда:

Измерение уровня сформированности УУД Выполнение специально сконструированных диагностических задач (оценка сформированности конкретного вида УУД) Успешное выполнение учебно – практических задач средствами учебных предметов Успешное выполнение комплексных заданий на межпредметной основе.

№ слайда 21 Школа должна: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить
Описание слайда:

Школа должна: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» Из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»

Доклад "Универсальные учебные действия (УУД) как условие повышения качества образования"
  • История
Описание:

Универсальные учебные действия (УУД) как условие повышения качества образования

Доклад подготовила Печерная Ольга Юрьевна, учитель истории и обществознания Рыбачьевской школы (г. Алушта, Республика Крым).

Слайд 1.

      Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности.  Целью образования сегодня становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться».

 

Сегодня заявлен запрос не просто на человека, а на Личность, которая должна обладать целым набором качеств:

-самостоятельность в принятии решений и выборе;

-умение отвечать за свои решения;

-способность нести ответственность за себя и за близких;

-готовность к действиям в нестандартных ситуациях;

-обладание приемами учения и готовность к постоянной переподготовке;

-обладание набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний и т.д.

 

Понятно, что задача вырастить за годы школьной учебы личность с такими качествами крайне сложна, но не будем забывать, что другого пути, если мы хотим жить в правовом обществе, у нас нет. А новые цели требуют новых подходов к их реализации.

 

        Достижение данной цели становится возможным благодаря   формированию  системы универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе  формирования  умения учиться.

    

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

 

Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

 

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

 

Слайд 2.

Авторский коллектив программы развития УУД

Асмолов А.Г. – руководитель группы

Карабанова О.А.

Бурменская Г.В.

Володарская И.А.

Салмина Н.Г.

Молчанов С.В.

 

Слайд 3.

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности обучающегося

 

Слайд 4.

Понятие УУД

Умение учиться = полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности.

- Познавательные и учебные мотивы

- Учебная цель

- Учебная задача

- Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)

 

Слайд 5.

УУД обеспечивают:

Способность учащегося к САМОРАЗВИТИЮ и САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта (то есть умение учиться и развиваться)

 

Слайд 6.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить:

- Личностные

- Познавательные

- Регулятивные

- Коммуникативные

 

Слайд 7.

Личностные УУД включают в себя:

- Самоопределение

- Смыслообразование

- Нравственно – этические нормы

 

Слайд 8.

Личностные УУД:

Самоопределение:

- Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности своей Родине, осознание своей этнической принадлежности)

- Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно – преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием)

- Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения, самопринятия)

 

Слайд 9.

Личностные УУД:

Смыслообразование:

- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

- Формирование мотивов достижения и социального признания

- Формирование границ собственного знания и «незнания»

 

Слайд 10.

Личностные УУД:

Нравственно – этическая ориентация:

- Знание основных моральных норм

- Ориентация на выполнение моральных норм

- Способность к решению моральных проблем

- Оценка своих поступков

 

Слайд 11.

Познавательные УУД включают в себя:

- Общеучебные

- Логические

- Постановку и решение проблем

 

Слайд 12.

Познавательные УУД

Общеучебные УУД:

- Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- Использование знаково – символических средств (графики, модели, схемы, таблицы);

- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- Ориентировка на разнообразие способов решения задач;

- Структурированные знаний

 

Слайд 13

Познавательные УУД

Логические учебные действия:

- Основы смыслового чтения (умение выделять существенную информацию из текстов разных видов)

- Умение осуществлять анализ объектов (выделение существенных признаков)

- Умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

- Умение устанавливать причинно – следственные связи

- Умение строить рассуждения, доказательства, выдвигать гипотезы и их обоснование

 

Слайд 14

Познавательные УУД должны научить ребенка

Формулированию проблемы – созданию способов решения проблемы – решению проблемы

 

Слайд 15.

Регулятивные УУД включают в себя:

- Целеполагание

- Планирование

- Прогнозирование

- Контроль

- Коррекцию

- Оценку

 

Слайд 16.

Регулятивные УУД формирую у ребенка умение

- Принимать и сохранять учебную задачу

- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

- Учитывать правило в планировании и контроле способа решения

- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

- Адекватно воспринимать оценку учителя

- Различать способ и результат действия

- Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки

 

Слайд 17

Коммуникативные УУД формирую у ребенка умение

- Планирование учебного сотрудничества

- Постановка вопросов

- Построение речевых высказываний

- Лидерство и согласованность действий

 

Слайд 18

Коммуникативная деятельность заключает в себе

1)      Взаимодействие

Учет позиции собеседника или партнера по деятельности

2)      Сотрудничество

Согласование усилий по достижению общих целей, ориентация на партнера

3)      Коммуникация

Стили и способы построения речевой коммуникации

 

Слайд 19

Коммуникативные учебные действия формируют у ребенка навык:

- Понимать возможность различных позиций и ориентироваться на позицию партнера

- Стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

- Уметь формулировать собственное мнение

- Уметь договариваться

- Уметь задавать вопросы

- Уметь контролировать действия партнера

- Адекватно использовать речевые средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи

 

Слайд 20

Измерение уровня сформированности УУД:

- Выполнение специально сконструированных диагностических задач (оценка сформированности  конкретного вида УУД)

- Успешное выполнение учебно – практических задач средствами учебных предметов

- Успешное выполнение комплексных заданий на межпредметной основе.

 

Слайд 21

«Образование есть то, что остается после того, как забывается все, чему нас учили»,- писал А. Эйнштейн.  В современных условиях задача учителя- показать ученику путь к познанию, научить его учиться. Поэтому приоритетным направлением новых образовательных стандартов и начального, и основного образования является задача формирования не только предметных теоретических знаний, но и  формирование универсальных учебных действий как один из путей повышения качества образования.

Закончить доклад хотелось бы словами, приведенными в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»:

Школа должна: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»

 

Автор Печерная Ольга Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 517
Номер материала 26219
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓