Главная / Классному руководителю / доклад "Сотрудничество и взаимодействие с социумом во внеурочное время"

доклад "Сотрудничество и взаимодействие с социумом во внеурочное время"

hello_html_2fed7d5.gifhello_html_60c313e2.gifhello_html_6a41eaf0.gifhello_html_m25cfd40b.gifhello_html_m1b620074.gifhello_html_m7b417c3d.gifhello_html_599c20f6.gifhello_html_74581cbe.gifhello_html_m63e27022.gifhello_html_m7b417c3d.gifhello_html_m7b417c3d.gifhello_html_157c5055.gifhello_html_2e769837.gifhello_html_7909eae.gifhello_html_7909eae.gifhello_html_m66c47cf5.gifhello_html_5261c597.gifhello_html_m6269e4b9.gifhello_html_24eae79d.gifhello_html_m3fd42a37.gifhello_html_2e769837.gifМБОУ «Тюнгюлюнская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»





















Сотрудничество и взаимодействие с социумом

во внеурочной деятельности

на примере одного класса


Баишева Елизавета Николаевна

Учитель начальных классов

УПД: высший

Педстаж: 27 лет





















2013 г.



О г л а в л е н и е




Введение…………………………………………………………………………………………3



Социальное партнерство во внеурочной деятельности………………………………………5.


Модель организации внеурочной деятельности………………………………………………6


Результаты деятельности учащихся класса…………………………………………………….9


Заключение……………………………………………………………………………………….11


Использованная литература































Введение


К воспитанию, как целенаправленному педагогически организованному взаимодействию детей и взрослых, направленному на развитие личности, на ее духовно-нравственное становление, современное общество предъявляет особые требования. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности обучающегося. В условиях сельской школы организовать партнерство с социумом для классного руководителя является творческим началом.

Учитывая все аспекты воспитания, проработав 4 года по проекту, подытожила работу в форме доклада :

«Сотрудничество и взаимодействие с социумом во внеурочной деятельности на примере одного класса»

Цель: Организация внеучебной деятельности учащихся класса в сотрудничестве и взаимодействии с социумом села.

В соответствии с целью поставлены задачи:

1. Разработать и реализовать проект класса «Чудесный четверг».

2. Расширить культурно-образовательное пространство учащихся класса.

3. Найти способы практического взаимодействия класса и учреждений, общественных организаций социума.

Актуальность: Привлечение в деле воспитания разных слоев населения является основой создания открытого образовательного пространства. А это, прежде всего, пространство, обеспечивающее высокое качество образовательных услуг в соответствии с социальным запросом. Оно является одновременно и пространством воспитания у ребенка личностных качеств в процессе его деятельности и общения со взрослыми, сверстниками. Предоставить каждому ребёнку, исходя из его способностей, потребностей и интересов, возможность реализовать себя, проявить свою индивидуальность в ходе деятельности. А все это вместе взятое – требование времени, новой школы.

Объект: процесс организации внеурочной деятельности в сотрудничестве и во взаимодействии с социумом на примере класса.

Предмет: формы, способы и условия эффективности организации внеурочной воспитательной работы класса при социальном партнерстве с учреждениями села, с родителями класса.

Гипотеза.

Если рассматривать развитие личности ребенка как главную цель воспитания, определяя главные цели от ребенка, его устремлений, личностных ресурсов, и создать в классе модель организации внеурочной воспитательной работы на основе социального партнерства,

3

то обоснованно можно ожидать постепенное формирование первоначальных навыков социально-ориентированной, духовно-богатой личности, способной реализоваться в новых условиях; каждый ребенок сможет развить и реализовать свои творческие возможности.

Критерии по отслеживанию эффективности работы.

  1. Количественные изменения жизнедеятельности класса и характера ее взаимодействия с социумом:

  • количественный рост субъектов воспитательной деятельности;

  • развитие новых форм внеурочной воспитательной работы;

  • включенность детей в различные виды внеурочной воспитательной работы;

  1. Качественные изменения (позитивные изменения в личности ребенка):

  • позитивная мотивация к учению;

  • ценностные ориентации;

  • изменения в поведении ребенка (культура поведения и т.д.).



















4

Социальное партнерство во внеурочной деятельности.

По требованию ФГОС внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию. Также способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития учащихся.

Сказанное выше свидетельствует о целесообразности организации взаимодействия школы и учреждений социума, но в тоже время недостаточно разработаны научно-обоснованные подходы к совместному использованию их ресурсов в решении образовательных задач.

Идея взаимодействия школы с учреждениями социума в воспитании и обучении детей исторически свойственна и является одной из концептуальных основ функционирования данных учреждений в различные исторические эпохи.

Своеобразным прообразом школ – комплексов может служить созданная в Симбирске в 1868 году И.Я.Яковлевым чувашская школа, прообразами школ можно считать педагогические системы В.Н.Сороки – Росинского, С.Т.Шацкого, В.А. Сухомлинского, А.А.Захаренко.

На современном этапе развития сельского социума наблюдается многообразие вариантов взаимодействия образовательных и культурных учреждений села.

В педагогической теории описываются различные формы проявления данного феномена педагогической действительности.

Социальное партнёрство – неотъемлемая часть системы образования школы. Социальное партнерство сегодня представляет собой несколько кругов взаимоотношений в зависимости от

задач,  которые при этом решаются.

Первый круг – партнеры, совместно с которыми педагоги школы решают задачи подготовки детей к общему образованию посредством развития их базовых способностей:

Второй круг – партнеры, совместно с которыми решаются задачи сохранения здоровья учащихся, и  обеспечивается здоровьесберегающая образовательная среда:

Третий круг – партнеры, совместная деятельность с которыми способствует более результативной организации профильного и предшкольного обучения:

Четвертый круг – партнеры, взаимодействие с которыми обеспечивает наукоемкость и инновационность образовательного процесса в школе:

Пятый круг – учреждения – партнеры, совместно с которыми решаются задачи развития индивидуальных способностей учащихся во внеурочное время:

Отталкиваясь от имеющегося опыта и трактуя «форму сотрудничества и взаимодействия» как способ организации, начали такую деятельность в классе по пятому кругу.

5


Модель организации внеурочной деятельности в классе.

В 2009-10 учебном году 1 «б» класс был укомплектован из 23 учащихся.

По результатам исследования по методике Н. Семаго «Готовность ребенка к школе» выявлены уровни: готовы- 11 учащихся, условная готовность-6 уч., условная неготовность-1 уч., не готовы -5 уч.. Были дети едва произносящие только свое имя. Исходя из этого, перед учителем стояла задача создания условий для развития учащихся класса. Хотя класс был традиционным, но из-за мысли почему только в классе, внедряющем ФГОС, ребенок должен всесторонне развиваться, начала апробировать данную деятельность, которая пожинала свои плоды. И с тем хочу поделиться со своими коллегами.

Осознавая цель внеурочной деятельности по ФГОС о создании условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций и, исходя из результатов готовности учащихся класса к школе, в 2009-10 учебном году был разработан проект «Чудесный четверг». Данный проект направлен на реализацию Программы развития класса «Надежда» и был призван решать задачи четырех направлений Программы.

В знании- сила

Воспитание ЗОЖ



«Чудесный четверг»




Мои семья-моя радость

Мой край родной






Как гласит название проекта, каждый четверг недели предназначался для творческой деятельности класса. На первое полугодие занималась одна, помогала адаптации ребенка к школьной жизни: разучивала стишки, народные песни, хороводы, игры. Затем во втором полугодии с весны водила в музыкальную школу и библиотеку. Были заранее оговорены партнеры для участия в проекте. Это преподаватель ДМШ Максимова Л.Д., специалист СКЦ «Эйгэ» Стручкова Т.А., библиотекарь Петрова С.А., родители учащихся. К третьему году к сотрудничеству с классом присоединилась ТУБ во главе главного врача Кривошапкиной Р.А., также установилась связь с общественной организацией «Здоровье» руководителем которой является Цыпандина В.В., для культурных выходов договорились с ЦРР ДОУ «Олимпионик» и «Чэчир».



6

Взаимодействие класса с социумом

Муз. школа

СКЦ «Эйгэ»



Общ. организация «Здоровье»

Родители уч-ся

Классный коллектив


ДОУ «Олимпионик»

больница

ДОУ «Чэчир»





Начиная с 1 класса, вместе с родителями сделали расписание проекта «Чудесный четверг» (приложение). И по этому расписанию, после четвертого урока, дети обедали в школе и занятия начинались с… часов. В первом классе весь класс занимался в ансамбле шумовых инструментов, разучивали русские народные песни. Этой деятельностью вот уже 4 год руководит преподаватель детской музыкальной школы Максимова Л.Д. Со второго класса осталась половина класса 14 человек. Роли распределились и желающие играть на инструментах создали оркестр. Дети научились играть на ложках, металлофоне, балалайке, трещотке, бубнах, маракасах. Выступают на концертах. Двое мальчиков с четвертого класса учатся в классе баяна, три девочки - по фортепиано.

Также с первого класса была разработана программа по фольклору «Чэйин эрэ чэкийдэр!» , где занимаются все учащиеся класса. Во втором классе помогала руководитель фольклорного кружка Максимова Н.А. Эта деятельность детям очень нравится. Научились читать чабыргах, басни, петь народные песни, исполнять олонхо, играть на хомусе. По результатам данной деятельности коллектив является лауреатом, улусных, республиканских, международных конкурсов. Самым большим достижением считаем постановку олонхо местного автора Скрябина А.А. «Соргулаах Боотур» на сцене СКЦ «Эйгэ». В этом подпроекте

сотрудничество ведем с СКЦ «Эйгэ» в лице специалиста Стручковой Т.А. В постановке режиссером являлся сам автор олонхо, в приготовлении декораций, костюмов, в музыкальном оформлении работала группа работников СКЦ и родители учащихся. Дети являются обладателями Гранта улусного смотра «Олонхо дойдутун о5отобун» 2011 года. В этом году снялись в НВК. Дети с удовольствием играют на хомусе, всегда держат при себе. Стали сами составлять импровизации на хомусе. В этом году организовали встречу со студентами фольклорного отделения музыкального колледжа (училища) имени М.Жиркова. Студенты показали мастер-класс, на которых научили детей по жанрам фольклора.

С первого класса сотрудничаем с коллективом Центра общественного доступа, т. е. с сельской библиотекой в лице Петровой С.А. Саргылана Алексеевна в этот же четверг ведет занятие «Все обо всем», где дети знакомятся с художественной и энциклопедической

7

литературой, получают навыки работы с ИКТ. Готовят и проводят интеллектуальные игры для одноклассников, учатся писать рефераты, доклады, учат стихотворения, участвуют на конкурсах. Мальчики - неоднократные победители внутришкольного конкурса «Уоланнар аа5ыылара», дипломанты улусного смотра художественной самодеятельности «Созвездие».

Также с первого класса ходим в ЦРР «Олимпионик» и «Чэчир» с выступлениями. Устраиваем концерт, участвуем в проводимых мероприятиях, принимаем участие в поздравлении ветеранов воспитателей.

С третьего класса вышли на взаимодействие с участковой больницей по инициативе главного врача Кривошапкиной Р.А. и родителя Ивановой Е.Д. До этого Евгения Дмитриевна с первого класса начала свой проект «Здоровей-ка», где проводит беседы, конкурсы по вопросам гигиены, профилактики болезней и т.д.. Дальше, дети также участвуют в мероприятиях больницы с поздравительными номерами, рисуют плакаты по разным темам, темы которых предлагают работники больницы, а потом эти работы выставляются в коридорах больницы.

Общественный клуб «Здоровье», руководителем которого является Цыпандина В.В., тоже сотрудничает с классом. Дети участвуют на их встречах, показывают музыкальные номера, а они в свою очередь детям проводят беседы, разговаривают.

Огромную роль в организации внеурочной деятельности оказывают семьи учащихся. В течении четырех лет каждая семья выдвинула свои проекты. Такие как,

«Баай Байанай бэлэ5э» - семья Заровняевых, где дедушка семьи водил мальчиков на подледную рыбалку – мунха, рассказал о поготовке к мунха, о работе.Мальчики ознакомились и работали вместе со взрослыми, да еще досталось каждому по ¼ кули карася. Дальше девочки в воскресенье погостили к ним, где мама Зинаида Гаврильевна научила девочек очистке рыбы, как приготовить уху и фарш для рыбы, потом сварили и поджарили

фаршированную рыбу. Проект семьи Сидоровых называется «Кыьынны кердер», целью которого является организация отдыха детей на свежем воздухе, соорудив около дома разные аттракционы из снега и льда. Семья Захаровых представила проект «Ебугэбит бала5ана», семья Ильиных-«Мин ыра санаам дьиэтэ», семья Пономаревых – «Дуобат тумара хонуута» и т.д.







8


Структура сотрудничества класса с социумом

Партнеры

Формы работы

Направления


родители

Моя семья

Семейные проекты



ТУбольница

Муз. школа

СКЦ «Эйгэ»

Центр ОД

Воспитание ЗОЖ

В знании-сила

Мой край родной

Проект

«Здоровейка»

Ансамбль шумовых инструментов

«Все обо всем»

«Чэйин эрэ, чэкийдэр!»


















Результаты деятельности учащихся


Моделируя деятельность класса таким образом, привлекая в работу партнеров, за четыре года учащиеся добились немалых результатов на улусном, республиканском, международном уровнях:

2010г.- лауреаты республиканского детского фольклорного фестиваля «Э5эрдэ, сандал саас!» за чабыргах «Утуе эрэ уксээтин!» .

2011г .- обладатели Гран-при на улусном конкурсе исполнителей олонхо «Мин олонхо дойдутун о5отобун»

2012г.– ансамбль чабыргах -лауреат улусного смотра художественной самодеятельности учащихся «Созвездие»,

2012 г. - ансамбль мальчиков-чтецов – дипломант улусного смотра художественной самодеятельности учащихся «Созвездие»;

2012г. – Атласов Ча5ыл занял 2 место на улусном конкурсе «Инфотерра»

2013г.- лауреаты 1 степени на Международном конкурсе «Рождественская звезда»,

Ансамбль хомусистов, ансамбль чабыргах- лауреат этого конкурса;


9

2013г.- Катакинов Олег занял 3 место на улусных чтениях «Юный ларионовец» за доклад «мои первые знания о физических телах.»

2013г.- ансамбль хомусистов лауреат 3 степени I Республиканского конкурса-фестиваля «Первые шаги»;

2013 г. – оркестр народных инструментов «Чудесный четверг» лауреат 1 степени I Республиканского конкурса-фестиваля «Первые шаги»;

2013 г. – Заровняева Света - дипломант 1 степени улусного конкурса-фестиваля «Оьуохай олонхо дьоллоох туьулгэтэ».

Также активно участвуют во всех проводимых внутришкольных мероприятиях и всегда занимают призовые места.

































10

Заключение


Развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов. Сотрудничество и мероприятийное взаимодействие с социумом заложили основу для развития учащихся.

Выдвинутая гипотеза подтвердилась на практике. По критериям отслеживается:

  • Количественный рост субъектов воспитательной деятельности. К началу субъектами были только «ученик-учитель», «ученик-ученик», «учитель-ученик-родитель».К концу четвертого класса субъектов увеличилось. Это работники пяти учреждений села, члены общественных организаций. Круг общения ребенка возрос.

  • Развитие новых форм внеурочной воспитательной работы. Внеурочные занятия стали проводится вне школы: на природе, в других учреждениях, в домашней обстановке.

  • Включенность детей в различные виды внеурочной воспитательной работы. Дети данного класса, в четвертом классе учащихся стало 26, все сразу включаются в деятельность класса и школы. При этом отмечается позитивное отношение учащихся в данную деятельность. Никто не хочет отставать, все во всем хотят участвовать.


Посещение кружков, секций учащимися класса


Качественные изменения (позитивные изменения в личности ребенка):

  • Позитивная мотивация к учению. Мониторинг удовлетворенности школьной жизнью показывает уровень: высокий-75%, хороший-25%, уровень воспитанности-высокий-64%, хороший- 26%, средний-10%.



11


  • Появились ценностные ориентации. Дети понимают, что такое долг, честь, что такое «надо» и «нельзя», могут высказать свое отношение к тем или иным явлениям.

  • Изменения в поведении ребенка (культура поведения и т.д.). Овладели навыками поведения в общественных местах.

  • Возложена основа для развития волонтерской деятельности с данным классом.

Рационально организованное сотрудничество и взаимодействие коллектива класса и социума способствует созданию организационно-педагогических условий для разностороннего развития школьников, их самореализации, для удовлетворения их потребностей и может рассматриваться как условие совершенствования образования.





















12


Использованная литература

1. Байбородова Л.В. Организация образовательного процесса в сельской начальной школе ]: методическое пособие /Л.В.Байбородова. – Ярославль: департамент образования Ярославской области, 2009. - 204с.

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст]: проект РАО; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (проект рабочей группы ИПОП «Эврика») [Текст]; под ред. А.И. Адамского, А.Б. Воронцова. – М.: ОИРО, 2009.

4. Материалы интернет-ресурса


доклад "Сотрудничество и взаимодействие с социумом во внеурочное время"
  • Классному руководителю
Описание:

К воспитанию, как целенаправленному педагогически организованному взаимодействию детей и взрослых, направленному на развитие личности, на ее духовно-нравственное становление, современное общество предъявляет особые требования. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности обучающегося. В условиях сельской школы организовать партнерство с социумом для классного руководителя является творческим началом.  

Учитывая все аспекты воспитания, проработав 4 года по проекту,  подытожила работу в форме доклада :

«Сотрудничество и взаимодействие с социумом во внеурочной деятельности на примере одного класса» 

Цель: Организация внеучебной деятельности учащихся класса в сотрудничестве и взаимодействии с социумом села. 

Привлечение в деле воспитания разных слоев населения является основой создания открытого образовательного пространства. А это, прежде всего, пространство, обеспечивающее высокое качество образовательных услуг в соответствии с социальным запросом. Оно является одновременно и пространством воспитания у ребенка личностных качеств в процессе его деятельности и общения со взрослыми, сверстниками.  Предоставить каждому ребёнку, исходя из его способностей, потребностей и интересов, возможность реализовать себя, проявить свою индивидуальность в ходе деятельности. А все это вместе взятое – требование времени, новой школы. 

Развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов. Сотрудничество и мероприятийное взаимодействие с социумом заложили основу для развития учащихся. 

Выдвинутая гипотеза подтвердилась на практике. По критериям отслеживается: 

  • Количественный  рост субъектов воспитательной деятельности. К началу субъектами были только «ученик-учитель», «ученик-ученик», «учитель-ученик-родитель».К концу четвертого класса субъектов увеличилось. Это работники пяти учреждений села, члены общественных организаций. Круг общения ребенка возрос.
  • Развитие новых форм внеурочной воспитательной работы. Внеурочные занятия стали проводится вне школы: на природе, в других учреждениях, в домашней обстановке.
  • Включенность детей в различные виды внеурочной воспитательной работы. Дети данного класса, в четвертом классе учащихся стало  26, все сразу включаются в деятельность класса и школы. При этом отмечается позитивное отношение учащихся в данную деятельность. Никто не хочет отставать, все во всем хотят участвовать.

    Качественные изменения (позитивные изменения в личности ребенка):

    • Позитивная мотивация к учению. Мониторинг удовлетворенности школьной жизнью показывает уровень: высокий-75%, хороший-25%, уровень воспитанности-высокий-64%, хороший- 26%, средний-10%.

     Появились ценностные ориентации. Дети понимают, что такое долг, честь, что такое «надо» и «нельзя», могут высказать свое отношение к тем или иным явлениям.

    • Изменения в поведении ребенка (культура поведения и т.д.). Овладели навыками поведения в общественных местах.
    • Возложена основа для развития волонтерской деятельности с данным классом.

    Рационально организованное сотрудничество и взаимодействие коллектива класса и социума способствует созданию организационно-педагогических условий для разностороннего развития  школьников, их самореализации, для удовлетворения их потребностей и  может рассматриваться как условие совершенствования образования.

     

     

 

Автор Баишева Елизавета Николаевна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 691
Номер материала 12390
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓