Инфоурок География Другие методич. материалыДоклад "СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ К ЕНТ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА"

Доклад "СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ К ЕНТ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА"

Скачать материал

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ К ЕНТ                             ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА

И.В.Дитюк

КГУ Украинская средняя школа

«Готовь сани летом».

Народная пословица

Казалось бы, система уже отработана и о национальном тестировании сказано достаточно. Эта форма экзамена, появившаяся как ответ на стремление страны привести казахстанское образование в соответствие с европейскими традициями, до сих пор находится в развитии. Процесс вхождения в Болонскую систему европейского образования протекает медленно, не без ошибок, но все-таки идет.

Единое национальное тестирование (ЕНТ) - серьезное испытание для выпускников школ, их родителей и учителей. Проблемы и перспективы ЕНТ активно обсуждаются с тех пор, когда оно впервые вошло в школьную жизнь.

Предмет «история Казахстана» выступает как обязательный предмет на ЕНТ. Содержание предлагаемых тестов проверяет знания выпускников по основным периодам истории страны и их хронологии, особенностям образования государственности, внутренней и внешней политике, важным изменениям в общественно-политической, социально-экономической, культурной и международной жизни, о деятелях культуры, науки и просвещения.

 При всей кажущейся легкости истории Казахстана по сравнению с математикой и родным языком, комплексное тестирование показывает, что именно по курсу истории Казахстана ученики испытывают большие затруднения. ЕНТ по истории Казахстана всегда представляет для учащихся серьезную проблему. Темы по истории древнего Казахстана в период средних веков и нового времени изучались в среднем звене и естественно, не всплывают в памяти ученика. Тестирование перегружено мелкими деталями и вопросами, а многие главные вопросы не представлены в тестировании.  Многие учащиеся нацелены только на повторение тестовых заданий, но не считают нужным повторять теоретический материал. Поэтому при незначительном изменении вопросов ученик не может найти правильный ответ. Большой объём информации, даты и имена нужно знать назубок. 

Как следствие систематизация стала личным делом каждого историка. Если этого не сделать, трудно вообще говорить о научном подходе в изучении истории. В работе с учащимися по подготовке к ЕНТ мы проходим учебный материал, опираясь на повторение программного материала с 6 по 9 классы. Прежде чем приступить к проведению дополнительных занятий с учащимися выпускных классов, необходимо составить план работы на год. В плане указываю, за какой срок сколько разделов мы должны пройти с выпускниками, затем определяю содержание каждой темы занятия, формы и методы или технологию преподавания, прогнозирую ожидаемый результат занятия.

Изучение истории невозможно без понимания и усвоения единой цепочки ПРОШЛОЕ-НАСТОЯЩЕЕ-БУДУЩЕЕ. Изучение раздела или большой темы в целом, единым блоком дает возможность сформировать общее представление о едином историческом процессе, событии. А когда  разбиваем темы на отдельные подтемы, прорабатываем  частные понятия, факты, события, используем дополнительный материал, а затем ученики составляют тесты друг  другу. Можно составить конспект используя 3 цвета. Например, зеленым цветом- выделить понятия, красным – даты, синим – имена исторических деятелей. У кого из учащихся хорошо развита зрительная память это очень помогает.

Тесты по пройденному разделу рассматриваются только индивидуально, после того, как ученик определит для себя, что темы он усвоил и выучил. После решения тесты разбираются по ключу (ученик это может сделать самостоятельно), определяются неверные ответы и через некоторое время устно сдается работа над ошибками. Когда эта работа вводится в систему, она не занимает много времени.

После обобщения нескольких разделов обязательно провожу обобщающее тестирование, подобному ЕНТ по  25 вопросов, которые охватывают весь школьный курс по истории Казахстана. Обязательно должен быть мониторинг отслеживания уровня знаний, который имеет огромное значение как для учеников, так и для меня.

Одним из возможных и наиболее успешных методов в изучении истории  является метод решения проблемных задач. В процессе своей работы использую приемы создания проблемных ситуаций. При решении проблемной ситуации результатом усвоения считается самостоятельное добывание знаний, и это заставляет учащихся искать ответы в учебниках, то есть не только учиться по тестам, но и самим просматривать дополнительную литературу.

Успешная подготовка учащихся к ЕНТ по истории Казахстана зависит не только от нас учителей, но и от мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся. А учитель должен стать непосредственным творцом учебного процесса, создателем конкретных учебных ситуаций, через которые проходит ученик, на протяжении всего периода школьного обучения и воспитания.

Исходя из проблем и специфики подготовке к ЕНТ, мною были разработаны собственные методики и приемы, помогающие ученикам успешно сдать единое национальное тестирование. Хотелось бы поделиться собственными наработками:

При работе в среднем звене

1. Начинаю формировать систему работы по подготовке к ЕНТ как можно раньше: с 6 класса приучаю ребят вести СП (рукописный сборник правил, в котором в краткой форме фиксируются все изучаемые темы и правила; рекомендуйте заполнять лист с одной стороны (при последующем повторении или систематизации можно будет вернуться и дополнить записи).

2. С 5 класса приучаю учеников к различным видам тестового контроля (комплексное тестирование, тематическое тестирование, тесты открытые, закрытые и т. д.).

3. Учу школьников среднего звена анализировать результаты тестирования, выявлять свои успехи и недочёты.

4. При выполнении тестовых заданий использую взаимопроверку и самопроверку.

5. Доводите до сведения родителей результаты проделанной работы.

При работе в старших классах

1. Основываясь на сформированных  ЗУНах,  распределяю учебный материал таким образом, чтобы каждый раздел курса историиКазахстана отработан по трём направлениям: повторение, систематизация, углубление.

2. СП (сборник правил) можно дополнить практическим приложением (тетрадь «Подготовка к ЕНТ», в которой будут выполняться дополнительные практические задания).

3.  Стараюсь как можно полнее и шире использовать возможности учебника, но не ограничиваюсь только им. Предлагая любой источник (справочник, методическое пособие и т. п.), аннотирую его, обязательно называя не только плюсы, но и минусы рассматриваемого пособия.

4. Планируя систему контроля, провожу контрольные тестирования в 10 классе 2 раза в четверть, в 11 классе – 3 раза в месяц. Это могут быть комплексные или тематические тестирования.

5. Уже в 10 классе ввожу подготовку к ЕНТ в структуру урока. Выбираю один из тестовиков и «порциями» даю по 3 задания для выполнения на этапе актуализации знаний. На одном уроке использую три разнотипных задания.

6. Использую тесты на этапе проверки знаний как вид самостоятельной работы. Для этого вида работы лучше подходят тематические тесты (по теме урока).

7. Использую тесты как один из видов домашнего задания.

8. Уже в 10 классе организую индивидуальные занятия.

Начинаю  их  с предварительной диагностики, затем – мониторинг, далее – самодиагностика, которая выразится в том, что ученик сам будет заносить в таблицу (один из разделов тетради «Подготовка к ЕНТ») не только количественные, но и качественные показатели, то есть пробелы в знаниях, затруднения и успехи.

9. Обязательно веду количественный и качественный учёт всех видов тестирований для организации индивидуальных консультаций.

10. Исходя из  зафиксированных показателей и своих наблюдений, подбираю для каждого ученика конкретные задания.

11. Анализ пробных тестирований провожу индивидуально, можно работать с группой учеников, допустивших однотипные ошибки.

12. Работаю с тестовиками разных лет. Обычно на уроках в 10 классе разбираем  1тестовик, в 11 классе первое полугодие работаем с тестовиком прошлого учебного года, а второе полугодие – с тестовиком текущего учебного года.

13. Моделирую вопросы, то есть из разных тестовиков выбираю одинаковые по сути вопросы, которые сформулированы по-разному, учу понимать суть вопроса!

14. Использую разные виды консультаций: «произвольную» консультацию (ответы на любые вопросы любого разделов истории Казахстана), тематическую консультацию (выбранную учителем на основании своего мониторинга), консультацию «по требованию» ученик вне графика проведения консультации обращается с интересующим вопросом) и т. п.

15. В сильном классе старшеклассники, полагают, что не стоит уделять этому предмету много внимания, потому что они «знают всё».

При необходимости использую  такой тактический приём: намеренно составляю сложные тесты, результаты которых должны озадачить и даже испугать ребят, то есть создаю «ситуацию неуспеха». А затем показываю пути выхода из сложной ситуации: делай вот так (даю алгоритм работы по подготовке к успешной сдаче ЕНТ по  истории Казахстана) - и всё будет хорошо.

В папке «Подготовка к ЕНТ» имеется: правила проведения ЕНТ; характеристика класса по предмету; план работы, график консультаций; журнал учета посещаемости консультаций; результаты промежуточного тестирования с поэлементным анализом и рекомендациями; набор тестов и поэлементный анализ тестовых заданий по темам, по сложности; ответы на нестандартные, сверхпрограммные вопросы; индивидуальная траектория развития каждого школьника по предмету.

Мной накоплено достаточное количество методических пособий, сборников тестов, выпущенных в разные годы, информации о различных методических приемах подготовки к тестированию, которые использую в своей практике. Главная проблема при сдаче ЕНТ-как добиться того, чтобы каждый ученик в каждой школе получил хороший результат .

Сегодня на первый план выступают, с одной стороны, проблема выбора профессии, построения дальнейших образовательных планов, с другой стороны – проблемы, связанные с подготовкой к самому ЕНТ. Эти проблемы оказываются настолько значимыми, что подчас затмевают все остальное.  В автобиографии Чарльза Чаплина есть сетования автора о недостатках его школьного образования: «Если бы только кто-нибудь из учителей … сумел бы расшевелить мое воображение и разжечь фантазию, вместо того чтобы вбивать мне  в голову факты, … помог бы мне ощутить идею в истории …, - кто знает, может быть, я стал бы ученым». Эти слова являются актуальными и сегодня в педагогической деятельности учителя истории.

Объём исторического материала, который ученик должен усвоить с 5 по 9 класс,  так велик,  что время на толкование и интерпретацию исторического знания нет. Наш школьник не усваивает историю отечественную и ещё в большей степени зарубежную, потому что у него не накапливается опыт личностного переживания судеб людей, судеб народов в прошлом и настоящем. А ведь мысль, как живое состояние ума, должно быть главной ценностью на уроке истории, а она не может быть безлична. Как разрешить данное противоречие? Это очень непростая задача! Но она, безусловно, разрешима, если мы педагоги, будем работать с любовью и добротой и не забывать мудрых сдов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад "СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ К ЕНТ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Шеф-повар

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Единое национальное тестирование (ЕНТ) - серьезное испытание для выпускников школ, их родителей и учителей. Проблемы и перспективы ЕНТ активно обсуждаются с тех пор, когда оно впервые вошло в школьную жизнь.

Предмет «история Казахстана» выступает как обязательный предмет на ЕНТ. Содержание предлагаемых тестов проверяет знания выпускников по основным периодам истории страны и их хронологии, особенностям образования государственности, внутренней и внешней политике, важным изменениям в общественно-политической, социально-экономической, культурной и международной жизни, о деятелях культуры, науки и просвещения.

 При всей кажущейся легкости истории Казахстана по сравнению с математикой и родным языком, комплексное тестирование показывает, что именно по курсу истории Казахстана ученики испытывают большие затруднения. ЕНТ по истории Казахстана всегда представляет для учащихся серьезную проблему. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 810 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по технологии на тему "Способы представления виртуальной и графической информации." (5 класс)
  • Учебник: «Технология», Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю. и др./под ред. Казакевича В.М.
  • Тема: Глава 3. Технология
  • 06.10.2020
  • 2896
  • 520
«Технология», Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю. и др./под ред. Казакевича В.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 625
    • DOCX 22.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дитюк Ирина Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дитюк Ирина Витальевна
    Дитюк Ирина Витальевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 14
    • Всего просмотров: 3776
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 245 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 219 человек

Мини-курс

Разделение имущества при банкротстве: правовые аспекты и мировое соглашение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Технологии в онлайн-обучении

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История классической музыки от античности до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»