Главная / Начальные классы / Доклад: "Развитие интереса к чтению у младших школьников."

Доклад: "Развитие интереса к чтению у младших школьников."

Развитие интереса к чтению у младших школьников

Слайд 2 «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Эти слова были сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад.

Научить читать детей, конечно же, трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. По - началу детям нравиться сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и проще и интереснее.

С первых дней обучения в первом классе приучаю детей видеть в книге собеседника, с которым можно разговаривать – без помощи взрослого, самому, - даже не умея читать, но научившись всматриваться и вдумываться в то, что видишь, взяв книгу в руки. Начинаю учить своих первоклашек тому, чему они пока не были обучены: разгадывая загадки, предлагаемые книгами, вглядываться, вдумываться, выстраивать догадки, обращаясь непосредственно к тексту книги, то есть к их чтению. Сначала текст читала им сама, очень скоро они всей душой захотели это делать самостоятельно.

Слайд 3. В дальнейшем на своих уроках использую разные методы и виды работ, чтобы дети читали с интересом.

Вот некоторые из них:

  • сказочные герои приносят письма детям

  • «Кто играет в прятки»?

  • образец учительского чтения

  • пиктограммы

Сказочные герои «приносят» в своих сумочках, карманчиках письма детям. Сначала это слоги. Вынимая по очереди листики из сумочки Буратино, дети читают на них слоги, из которых можно составить слова, вдруг обнаруживают, что из них получается предложение. А потом уже наши сказочные герои «рассказывают» нам коротенькие сказки.

Слайд 4. Очень нравится детям чтение, под названием «Кто играет в прятки?». На доске, я пишу 5-6 рядов букв(25слов). Но среди случайного набора букв, вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, кто с ними играет в прятки, это могут быть: звери, птицы, насекомые, растения, грибы и т.д.Такие упражнения развивают внимание, зоркость при чтении.

Больное место на уроках чтения – это невыразительное, монотонное чтение. На каждом уроке должен звучать образец учительского чтения. При необходимости делаю пометки карандашом, отмечая паузы, слова, требующие логического ударения, и т.д. Ещё чтобы определить интонацию чтения использую пиктограммы (изображения лиц в разных эмоциональных состояниях). Слайд 5. Рассматривая их, определяем, кому из этих человечков могли бы принадлежать слова из данного произведения. (На кругах изображены лица в разных эмоциональных состояниях.)

Слайд 6. Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. Например:

  • Инсценирование текста или отрывка.

  • Выборочное чтение (с определенным заданием).

  • Чтение по ролям.

  • «Жужжащее чтение».

  • Чтение цепочкой по предложению.

  • Чтение цепочкой по абзацу.

  • Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

  • Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

  • Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

  • Нахождение и чтение образных слов и описаний.

  • Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

  • Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

  • Нахождение самого длинного слова в тексте.

  • Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т. п.

  • Чтение с пометками непонятных слов.

  • Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске)

В третьем – четвертом классе широко использую работу в паре с помощью методики Ривина:

Слайд 7. Алгоритм работы по методике А.Г. Ривина. 

1. Индивидуальная работа с абзацам:

  • прочитай абзац;

  • запиши два – три вопроса к абзацу;

  • перескажи текст.

2. Работа в парах постоянного и сменного состава:

  • прочитайте партнеру свой абзац; Р1→ Р2

  • задайте два – три вопроса к этому абзацу; Р1→ Р2

  • перескажите по очереди абзац;

  • смените партнера. Р3→ Р4

3. Обсуждаем, выбираем лучшие вопросы к тексту, записываем их на доске.

А чтобы сделать успешность ребёнка в чтении наглядной?:

  • Слайд 8. Устраиваю выставку рисунков-диафильмов по мотивам прочитанных книг, предлагаю ребёнку прокомментировать свои рисунки.

Немало важную роль в развитии интереса к чтению играет семья. Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система.

Слайд 9. Приведу несколько советов родителям, которые я предлагаю на одном из родительских собраний.

  1. Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным…) и вырабатывайте тем самым у детей отношение к чтению, как к удовольствию.

  2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.

  3. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.

  4. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.

  5. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.

  6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.

  7. Подпишитесь на журналы для ребёнка с учётом его интересов.

  8. Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому – нибудь из домашних.

  9. Поощряйте чтение.

  10. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

  11. В доме должна быть детская библиотечка.

  12. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, космических путешествиях …)

  13. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.

Родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы.

Работа учителя в любом направлении должна быть систематической и регулярной. Только тогда она может дать какой, то результат. Также перенимаю опыт у учителей-коллег начального звена, советуюсь с ними.

Доклад: "Развитие интереса к чтению у младших школьников."
  • Начальные классы
Описание:

Мир вступил в новое тысячелетие, где господствует телевидение, компьютеры, видео игры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, так как чтение является фундаментом всего последующего образования. 

Научить читать детей, конечно же, трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. По - началу детям нравиться сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать и читать, чтобы росла техника  чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и проще и интереснее.

 

Автор Иванова Елена Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 637
Номер материала 22895
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓