Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыДоклад "Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы и во внеурочной работе"

Доклад "Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы и во внеурочной работе"

Скачать материал

Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы и во внеурочной работе.

 

Актуальность темы:

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. 

Одной из перспективных форм деятельности в среде обучающихся я считаю проектно-исследовательскую работу.
Почему проектно- исследовательская деятельность представляет такую важность?
Исследовательская деятельность активизирует мыслительную работу и реализует творческий потенциал ребенка, учит его самостоятельности в выборе материала, работе в группе (если работа коллективная), подготавливает к дальнейшей учебе;
развивает организаторские умения.

Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектно-исследовательской деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди обучающихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные  проблемы.  

Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом.

В основе каждой работы лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Следовательно, выполнение задания требует от обучающихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений, универсальных учебных действий.

Этапы проектно -исследовательской работы

1 этап. Знакомство с основами исследовательской деятельности (понятийный аппарат, методы исследования, требования, предъявляемые к оформлению работ) 

Направление и ак­туальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи; новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования.

 2 этап. Выбор и определение темы.

Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной,  аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой  ученик может сказать «свое слово», направить поиск, предложив методику  исследования.

 Так, одиннадцатиклассницы выразили желание заниматься поэзией Анны Ахматовой. Какую тему предложить школьницам? Чем увлечь? Так как девочки заинтересовались не только лирикой, но и жизнью поэтессы, то я предложила им тему «Автобиографичность поэзии Ахматовой»

«Когда стихи Ахматовой впервые появились в печати, современники отметили какую-то особую  непосредственность, почти дневниковость ее произведений. Казалось перед читателем не поэтический сборник, а искренний рассказ о жизни современницы, буквально исповедь».

3 этап. Обзор литературы по выбранной теме.

Индивидуальный «читательский маршрут» потребовал знакомства со всей лирикой Ахматовой, выявления подходящих стихов, анализа соответствующих стихотворений. Исследование  сопровождалось обращением к биографическим, историко-литературным источникам.

4 этап. Исследование.

-Определение источников информации, способов ее сбора и анализа.

-Выбор способа представ­ления конечного резуль­тата (форма отчета). 

-Сбор информации, реше­ние промежуточных за­дач. Выполнение проекта.

-Распределение задач (обя­занностей) между члена­ми группы.

-Анализ и синтез получен­ных результатов с пози­ции выдвигаемой гипо­тезы, формулирование выводов

5 этап. Текстовое оформление работы.

6 этап. Выступление обучающихся с результатами исследования.

Несмотря на то, что всего 2 ученицы готовили проект, они решили представить его в виде литературно-музыкальной композиции.

Выполнить проект — это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, на­пример: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело

Проектная деятельность позволяет повысить интерес к уроку литературы, готовит к дальнейшим творческим поискам, расширяет опыт исследовательской деятельности.

В процессе работы учитель выступает в роли консультанта. Успех проектно – исследовательской деятельности обеспечивает позиция равноправного сотрудничества обучающегося с преподавателем.

В среднем звене целесообразно вводить какие-либо элементы исследовательской деятельности в учебный процесс, что позволит уже в старших классах, опираясь на полученный опыт, без особых трудностей перейти к проектно-исследовательской  деятельности.

Проекты могут быть разными. Информационный проект призван научить ребят добывать и анализировать информацию. В процессе подготовки проекта обучающиеся изучают и используют различные методы получения информации (литературу, библиотечные фонды школы, поселка, района, СМИ) осваивают методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы)

Ребята увлеченно работают над сбором необходимой информации и над совместной ее обработкой в группах. Собранные материалы не только расширяют представления ребят о жизни, творчестве писателей, об интересных фактах создания произведений, но и в дальнейшем позволяют ребятам других классов пользоваться собранными материалами.

Самым необычным моментом защиты проектов для ребят является этап рефлЕксии (анализа сделанного, сравнение того, что было задумано группой, с тем, что получилось)

Цель творческого проекта – переосмысление творчества писателей и создание литературно – музыкальных композиций. Имея опыт проектной деятельности, ребята более уверенно, осознано берутся за создание очередного проекта: распределяют роли, подбирают музыкальное и литературное сопровождение. В стороне не остается никто, демонстрирую скрытый творческий потенциал, порой неожиданные способности и таланты. В 2011 – 2012 учебном году мы готовили проект «Люди! Покуда сердца стучаться – помните», который представили на вечере - встречи с ветеранами.

Его задачи:

- воздействовать силой слова и музыки на души детей;

- способствовать формированию патриотического  воспитания подрастающего поколения;

- воспитывать  уважения   к героическому прошлому нашей страны, уважение к ветеранам.

Старшеклассники разделились на группы: авторы сценария, чтецы, ведущие, музыканты, оформители.

Началось мероприятие со встречи ветеранов на улице, после чего началась литературно-музыкальная композиция, во время которой прозвучали песни В.С.Высоцкого,  песня «Журавли» на стихи Расула Гамзатова, песня «Священная война» Лебедева - Кумача, стихи А.Т.Твардовского, Ю. Друниной, К.Симонова, некоторые из них были инсценированы. Все это сопровождалось презентацией и видеороликом, созданными ребятами. Таким образом, все были вовлечены в проект. Мероприятие никого не оставило равнодушным, в адрес ребят звучали слова благодарности от ветеранов. В дальнейшем вечер - встречи 9 мая стал традиционным в нашей школе и уже в 2012 -2013 году ветеранов на встречу пришло больше.

 В этом учебном году мы готовили новый проект в рамках районного фестиваля «Афганский альбом», посвященный 25 годовщине вывода советских войск из Афганистана. Ребята разделились на группы. Первая собирала материал по биографии выпускника нашей школы, воина – афганца, погибшего в 1984 году – Корякина Павла Станиславовича. Ребята беседовали с его родственниками, друзьями, одноклассниками, учителями, изучали материалы книг, газет того времени, писем.

Вторая группа систематизировала собранный материал, подбирала стихи, музыку, готовила презентацию. Сначала ребята выступили на районном фестивале презентаций, а затем представили литературно – музыкальную композицию в школе, на которую пригласили детей, учителей и администрацию школы. Ребята остались довольны своей работой.

Методы:

1. Работа с информационным источниками (Интернет, материалы СМИ).

2. Анализ и обобщение информации.

3. Социологический опрос, беседа.

Ежегодно в школе под моим руководством реализуются юбилейные проекты, заключительным этапом в реализации которых становятся литературно – музыкальные композиции («Мой Высоцкий», к 70- летию )

Участники представляют стихотворения и песни  юбиляра, рассказы, портреты, оформляют выставку.  Школьники, увлечённые компьютерными технологиями, подготовили  презентации о жизни и творчестве поэта

Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

§     проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

§     целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

§     самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

§     представление результатов своей деятельности и хода работы;

§     презентации в различных формах (макета, плаката, компьютерной презентации, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

§     поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

§     практическому применению школьных знаний в различных ситуациях;

§     выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

§     проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволяет  достичь положительных результатов.

Обучающиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор,  активно участвуют в деятельности школы и района.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад "Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы и во внеурочной работе""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Политолог

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. 

Одной из перспективных форм деятельности в среде обучающихся я считаю проектно-исследовательскую работу.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 878 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по русскому языку "Синтаксический разбор простого предложения" (7 класс по программе I вида)
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Синтаксис. Синтаксический разбор
  • 06.10.2020
  • 1448
  • 58
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 361
    • DOCX 77.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Григорьева Анастасия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 63747
    • Всего материалов: 53

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 767 человек

Мини-курс

Основы искусствознания

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 242 человека из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Мини-курс

Привязанность и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека