Главная / Русский язык и литература / Доклад "Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы и во внеурочной работе"

Доклад "Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы и во внеурочной работе"


Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы и во внеурочной работе.


Актуальность темы:

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. 

Одной из перспективных форм деятельности в среде обучающихся я считаю проектно-исследовательскую работу.
Почему проектно- исследовательская деятельность представляет такую важность?
Исследовательская деятельность активизирует мыслительную работу и реализует творческий потенциал ребенка, учит его самостоятельности в выборе материала, работе в группе (если работа коллективная), подготавливает к дальнейшей учебе; развивает организаторские умения.

Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектно-исследовательской деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди обучающихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные  проблемы.  

Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом.

В основе каждой работы лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Следовательно, выполнение задания требует от обучающихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений, универсальных учебных действий.

Этапы проектно -исследовательской работы

1 этап. Знакомство с основами исследовательской деятельности (понятийный аппарат, методы исследования, требования, предъявляемые к оформлению работ

Направление и ак­туальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи; новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования.

2 этап. Выбор и определение темы.

Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать «свое слово», направить поиск, предложив методику исследования.

Так, одиннадцатиклассницы выразили желание заниматься поэзией Анны Ахматовой. Какую тему предложить школьницам? Чем увлечь? Так как девочки заинтересовались не только лирикой, но и жизнью поэтессы, то я предложила им тему «Автобиографичность поэзии Ахматовой»

«Когда стихи Ахматовой впервые появились в печати, современники отметили какую-то особую непосредственность, почти дневниковость ее произведений. Казалось перед читателем не поэтический сборник, а искренний рассказ о жизни современницы, буквально исповедь».

3 этап. Обзор литературы по выбранной теме.

Индивидуальный «читательский маршрут» потребовал знакомства со всей лирикой Ахматовой, выявления подходящих стихов, анализа соответствующих стихотворений. Исследование сопровождалось обращением к биографическим, историко-литературным источникам.

4 этап. Исследование.

-Определение источников информации, способов ее сбора и анализа.

-Выбор способа представ­ления конечного резуль­тата (форма отчета). 

-Сбор информации, реше­ние промежуточных за­дач. Выполнение проекта.

-Распределение задач (обя­занностей) между члена­ми группы.

-Анализ и синтез получен­ных результатов с пози­ции выдвигаемой гипо­тезы, формулирование выводов

5 этап. Текстовое оформление работы.

6 этап. Выступление обучающихся с результатами исследования.

Несмотря на то, что всего 2 ученицы готовили проект, они решили представить его в виде литературно-музыкальной композиции.

Выполнить проект — это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, на­пример: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело

Проектная деятельность позволяет повысить интерес к уроку литературы, готовит к дальнейшим творческим поискам, расширяет опыт исследовательской деятельности.

В процессе работы учитель выступает в роли консультанта. Успех проектно – исследовательской деятельности обеспечивает позиция равноправного сотрудничества обучающегося с преподавателем.

В среднем звене целесообразно вводить какие-либо элементы исследовательской деятельности в учебный процесс, что позволит уже в старших классах, опираясь на полученный опыт, без особых трудностей перейти к проектно-исследовательской деятельности.

Проекты могут быть разными. Информационный проект призван научить ребят добывать и анализировать информацию. В процессе подготовки проекта обучающиеся изучают и используют различные методы получения информации (литературу, библиотечные фонды школы, поселка, района, СМИ) осваивают методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы)

Ребята увлеченно работают над сбором необходимой информации и над совместной ее обработкой в группах. Собранные материалы не только расширяют представления ребят о жизни, творчестве писателей, об интересных фактах создания произведений, но и в дальнейшем позволяют ребятам других классов пользоваться собранными материалами.

Самым необычным моментом защиты проектов для ребят является этап рефлЕксии (анализа сделанного, сравнение того, что было задумано группой, с тем, что получилось)

Цель творческого проекта – переосмысление творчества писателей и создание литературно – музыкальных композиций. Имея опыт проектной деятельности, ребята более уверенно, осознано берутся за создание очередного проекта: распределяют роли, подбирают музыкальное и литературное сопровождение. В стороне не остается никто, демонстрирую скрытый творческий потенциал, порой неожиданные способности и таланты. В 2011 – 2012 учебном году мы готовили проект «Люди! Покуда сердца стучаться – помните», который представили на вечере - встречи с ветеранами.

Его задачи:

- воздействовать силой слова и музыки на души детей;

- способствовать формированию патриотического воспитания подрастающего поколения;

- воспитывать уважения   к героическому прошлому нашей страны, уважение к ветеранам.

Старшеклассники разделились на группы: авторы сценария, чтецы, ведущие, музыканты, оформители.

Началось мероприятие со встречи ветеранов на улице, после чего началась литературно-музыкальная композиция, во время которой прозвучали песни В.С.Высоцкого, песня «Журавли» на стихи Расула Гамзатова, песня «Священная война» Лебедева - Кумача, стихи А.Т.Твардовского, Ю. Друниной, К.Симонова, некоторые из них были инсценированы. Все это сопровождалось презентацией и видеороликом, созданными ребятами. Таким образом, все были вовлечены в проект. Мероприятие никого не оставило равнодушным, в адрес ребят звучали слова благодарности от ветеранов. В дальнейшем вечер - встречи 9 мая стал традиционным в нашей школе и уже в 2012 -2013 году ветеранов на встречу пришло больше.

В этом учебном году мы готовили новый проект в рамках районного фестиваля «Афганский альбом», посвященный 25 годовщине вывода советских войск из Афганистана. Ребята разделились на группы. Первая собирала материал по биографии выпускника нашей школы, воина – афганца, погибшего в 1984 году – Корякина Павла Станиславовича. Ребята беседовали с его родственниками, друзьями, одноклассниками, учителями, изучали материалы книг, газет того времени, писем.

Вторая группа систематизировала собранный материал, подбирала стихи, музыку, готовила презентацию. Сначала ребята выступили на районном фестивале презентаций, а затем представили литературно – музыкальную композицию в школе, на которую пригласили детей, учителей и администрацию школы. Ребята остались довольны своей работой.

Методы:

1. Работа с информационным источниками (Интернет, материалы СМИ).

2. Анализ и обобщение информации.

3. Социологический опрос, беседа.

Ежегодно в школе под моим руководством реализуются юбилейные проекты, заключительным этапом в реализации которых становятся литературно – музыкальные композиции («Мой Высоцкий», к 70- летию )

Участники представляют стихотворения и песни юбиляра, рассказы, портреты, оформляют выставку. Школьники, увлечённые компьютерными технологиями, подготовили презентации о жизни и творчестве поэта

Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

  • представление результатов своей деятельности и хода работы;

  • презентации в различных формах (макета, плаката, компьютерной презентации, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

  • практическому применению школьных знаний в различных ситуациях;

  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволяет  достичь положительных результатов.

Обучающиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор,  активно участвуют в деятельности школы и района.



Доклад "Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы и во внеурочной работе"
  • Русский язык и литература
Описание:

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. 

Одной из перспективных форм деятельности в среде обучающихся я считаю проектно-исследовательскую работу.

Автор Григорьева Анастасия Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 647
Номер материала 43005
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓