Применение проектного метода обучения
на уроках физики
Қалымбетова Гүлжан
Әбдіқадырқызы
(пос. Шиели, ГУ «СШ № 252 имени Г.Н.Ковтунова»)
Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне,
и я запомню.
Дай мне
попробовать, и я научусь.
Древняя
китайская мудрость
XXI век — век высоких компьютерных
технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и
роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором
информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными
методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном
языке с ребёнком.
Сегодня, когда информация
становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом
относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в
информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что
современное образование – это непрерывный процесс.
Бурное развитие новых
информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на
развитие личности современного ребёнка. Сегодня в понятие «Современный
человек” вводится новое звено – «свободно владеющий компьютером». Одной из
основных частей информатизации образования является использование
информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Самостоятельная деятельность в поиске и отборе
информации является сегодня важным средством мотивации, условием развития
личности. Учащиеся проявляют заинтересованность в исследовательской
деятельности, они с удовольствием погружаются в атмосферу творческого поиска.
Возможности Интернет - ресурсов открывают учащимся доступ к нетрадиционным
источникам информации, дают возможность для проведения широкого спектра
исследований, демонстраций, лабораторных работ, повышения эффективность
развития познавательной самостоятельности, а также для творческого роста
школьников.
Физика, позволяет использовать
исследовательские методы, как на уроке, так и во внеурочной деятельности ребят,
даёт возможность самостоятельно учащимся приобретать новые знания. И каждое
занятие может вызывать у детей эмоциональный подъем, независимо от их
успеваемости.
В целях раскрытия
способностей учащихся, воспитания Личности, готовой к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном мире я в своей работе использую проектный
метод обучения
Цель
проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся:
1. Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из
разных источников;
2. учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения
познавательных и практических задач;
3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных
группах;
4. развивают у себя исследовательские умения (умения
выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента,
анализа, построения гипотез, обобщения);
5. развивают системное мышление.
Преимущества:
- происходит индивидуализация образования;
- учащиеся в нем обсуждают решение проблем реальной жизни;
- учащиеся вынуждены постоянно искать и анализировать информацию, четко
излагать свои мысли;
- интенсивное использование компьютеров как инструментов в работе;
- сочетание индивидуальной и групповой деятельности в работе;
- изменение роли учителя и учащегося в процессе обучения /2, с.53/.
Реализация метода проектов на практике ведет к
изменению позиции учителя.
Систему действий учителя и учеников
можно выделить на всех стадиях. Эту систему можно представить в виде схемы,
заимствованной у И.Д.Чечель /1, с.83/.
Система действий учителя
и учеников
При этом действительно, изменяется
роль учителя. Педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной
деятельности учащихся. Его задача – научить детей учиться самостоятельно.
Изменяется и роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится
личностью, способной использовать все средства информации, которые ему
доступны.
Идея проектирования очень
эффективна: ученик работает над какой-то темой определенное время, имеет
конкретную цель, использует знания, приобретенные на других уроках, и получает
в итоге результат своего труда, который можно посмотреть, распечатать и
использовать. Работа над проектом предполагает следующие этапы:
Этапы работы над
проектом
№
|
Этапы
|
I
|
выбор и осмысление темы проекта
|
II
|
поиск и подбор материала по выбранной теме
|
III
|
графическая часть (создание, подбор, сканирование
иллюстраций);
|
IV
|
текстовая часть (набор и форматирование текста);
|
V
|
компоновка страницы (оформление);
|
VI
|
защита проекта
|
Проекты можно осуществлять по двум
направлениям. С одной стороны, можно давать ребятам задания сделать проект,
результатом которого будет устное выступление на уроке. С другой стороны, можно
усложнить задание и попросить создать презентации по данной теме с
перспективой демонстрации результатов труда в группе. Пока
на уроках учащиеся осваивают ту или иную тему, выполняют практические
упражнения, домашним заданием для них является поиск и подбор материала по теме
проекта. Работа по данной технологии дает возможность развивать индивидуальные
творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному
и социальному самоопределению, а так же помогает более детально рассмотреть
темы физики, на которые отведено малое количество часов. Для этого заранее
предлагается учащимся перечень вопросов – тем для самостоятельного рассмотрения
и разработки. Тематика проектов может быть самой разнообразной. Причём, в
зависимости от количества вопросов и глубины разрабатываемой темы, ребята
работают индивидуально или малыми группами. Перед ними ставится задача,
состоящая из следующих элементов:
1.
Самостоятельное изучение
предложенного вопроса.
2.
Выделение из всего своего
материала самого главного.
3.
Составление электронной
презентации, в которой должны выполняться предъявляемые требования.
4.
Публичное выступление с
докладом своей темы на уроке с использованием презентации.
5.
Ответы на вопросы учителя и
учащихся класса по теме доклада.
Для того, чтобы представляемые учениками
презентации на уроке были выполнены в единых требованиях, учитель обсуждает это
заранее и совместно с учителем информационных технологий консультирует ребят и
подсказывает пути решения трудных вопросов. Готовая презентация должна
содержать:
1.
Первый титульный слайд, на
котором указана тема, исполнитель, учитель, год.
2.
Следующие слайды посвящены
новому материалу, приветствуются соответствующие иллюстрации.
3.
В конце доклада должен быть
слайд с выводом – заключением по теме.
4.
Последний слайд посвящён
используемой литературе.
5.
В ходе такой работы, во время
обсуждения доклада учащимися новой темы возникла необходимость и в пятом пункте
при составлении презентации.
6.
Между 3 и 4 пунктами
необходимо вставить слайды с вопросами (не меньше 2 вопросов) по теме доклада и
лучше, если ответы на предлагаемые вопросы находятся в тексте презентации.
Поэтому при составлении слайда с вопросами – ответами используется функция –
гиперссылка
Проект выполняется по
определенному алгоритму /2, с.52/.
Алгоритм выполнения
проекта
Стадия работы над
проектом
|
Содержание работы
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя
|
1. Подготовка
|
а) Определение темы и
целей проекта, его исходного положения
б) Подбор рабочей
группы
|
Обсуждают тему проекта
с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.
Определяют цели
проекта
|
Знакомит со смыслом проектного
подхода и мотивирует учащихся.
Помогает в определении
цели проекта.
Наблюдает за работой
учеников
|
2. Планирование
|
а) Определение
источников необходимой информации
б) Определение
способов сбора и анализа информации
в) Определение способа
представления результатов
(формы проекта)
г) Установление
процедур и критериев оценки результатов проекта
д) Распределение задач
(обязанностей) между членами рабочей группы
|
Формируют задачи
проекта. Вырабатывают план действий.
Выбирают и
обосновывают критерии успеха проектной деятельности
|
Предлагает идеи,
высказывает предложения.Наблюдает за работой учащихся
|
3. Исследование
|
а) Сбор и уточнение
информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты
и т.п.)
б) Выявление
(«мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения
проекта
в) Выбор оптимального
варианта хода проекта
г) Поэтапное
выполнение исследовательских задач
|
Поэтапно выполняют
задачи проекта
|
Наблюдает, советует,
косвенно руководит деятельностью учащихся
|
4. Выводы
|
а) Анализ информации
б) Формулирование
выводов
|
Выполняют исследование
и работают над проектом,
анализируя информацию.
Оформляют проект
|
|
5. Представление
электронного (защита) проекта и оценка его результатов
|
а) Подготовка отчета
о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные
формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов,
письменный отчет)
б) Анализ выполнения
проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого
|
Представляют
электронный проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке
|
|
Оформление и защита проектов
позволяет определить степень овладения учащимися изучаемого материала. Это
возможность рефлексии, самооценки собственных результатов. Защита проектов
происходит на научно-практической конференции в школе перед своими товарищами.
При этом оценивается все: и содержание проекта, и его актуальность, и авторские
выводы, и авторские находки, и техническое исполнение, и сама защита (умение
представить свою работу, ответить на вопросы товарищей, умение отстаивать свою
точку зрения, умение держаться на сцене и говорить). Ребята испытывают
удовольствие, удовлетворение от результатов своего труда, который могут
использовать другие ребята для изучения. Чем выше востребованность результатов
труда, тем с большим старанием и ответственностью работают дети.
Достоинства метода проектов:
• Учащиеся видят перед собой
конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее
душу.
• Ведение уроков методом творческих
проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности
учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.
• Профессиональное самоопределение.
Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами:
на что я способен, где применить свои знания?
• При выборе темы проекта
учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по
их реальным возможностям.
• Обучение проектным методом
развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в
различные виды деятельности в реальных социальных и производственных
отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере
ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.
Разработки уроков с применением
проектного метода обучения:
1.
Тема: « Архимедова
сила»
I. Основополагающий вопрос: "Что такое
архимедова сила и как она используется?»
II. Проблемные вопросы:
1.
Почему кусок жести тонет в
воде, а жестяная коробка плавает?
2.
Почему детский шарик,
наполненный водородом или гелием летает и поднимается вверх?
1.
Дидактические цели проекта -
формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся, умение
работать со справочным материалом, развитие навыков самостоятельной
деятельности в команде.
2.
Методические цели проекта.
Освоить происхождение силы, выталкивающей тело из
жидкости или газа, от чего она зависит. Применять условия плавания тел.
Познакомиться с видами судов и воздухоплавательных аппаратов и их применение.
V. Выбор
темы индивидуальных исследований учащихся - формулировка проблемы.
( 2группы)
1.
Как плавают суда, какой груз
они могут перевозить? Каковы их предназначения?
2.
Как взлетают воздушные
аппараты и какова их подъемная сила?
VI. Творческое
название: « Мы будущие капитаны водного и воздушного океанов».
VII. Выдвижение
гипотезы решения проблемы:
1.
Чтобы знать: « Как плавают
суда и какой груз они могут перевозить?», нужно знать: «Что такое выталкивающая
сила ( архимедова сила), осадок, ватерлиния, водоизмещение, грузоподъемность?
».
2.
Чтобы знать: « Как взлетают
аэростаты и стратостаты, и какова их подъемная сила?», нужно знать: « Каковы
условия плавания тел, архимедову силу и от чего она зависит?».
VIII. Отчет
о проделанной работе.
Каждая группа делится на подгруппы : «историки»,
«теоретики», «экспериментаторы», которые рассказывают о своей работе,
сопровождая его иллюстрациями
Каждая команда получает два экологических задания:
1.Охарактеризовать экологическую ситуацию, создаваемую в
результате эксплуатации водных и
воздушных транспортных средств.
2. Предложить альтернативные транспортные средства.
V. Итог урока.
2. “Переменный электрический ток”
I этап: Погружение в тему проекта
Учитель формулирует тему, цель, задачи.
Цель:
Расширить знания обучающихся о производстве передаче и использовании
переменного тока
Задачи:
- исследовать
устройство и принцип действия трехфазного генератора, двигателя, трансформатора
- различных
видов электростанций.
- выяснить
как происходит производство, передача и распределение электроэнергии в нашем
регионе, районе, селе
В проекте осветить вопросы: Как происходило
развитие энергосистемы в нашем селе? Каковы перспективы развития
электроэнергетики в нашем крае?
Провести практическое исследование распределения
нагрузки по отдельным фазам при конструировании электролиний в нашем селе.
Отчет по проекту оформить в виде мультимедийной
презентации.
II этап: Организация деятельности
Учитель: Организует разбивку на группы. Каждой
группе предлагается список состава, чтобы ребята, в соответствии со своими
желаниями и возможностями определили свою роль в подготовке проекта и
спланировали свою деятельность.
Ученики: по своему желанию распределяются в
группы, выбирают роли и составляют план своей работы над проектом.
Этот этап ребята проводят во внеурочное время,
консультируются с учителем.
III этап: Осуществление деятельности
Ученики на этом этапе очень активны. Ищут
материал в справочной литературе, Интернет, проводят систематизацию собранной
информации, определяют тему исследования проводят его, оформляют презентацию,
готовятся к защите проекта.
На проведение этого этапа отводится два урока, во
внеурочное время ребята доделывают свою работу.
IV этап: Презентация результатов
Это обобщающий урок по теме: “Переменный ток”.
Группы по очереди выходят к экрану, защищают
проект. Участники других групп задают вопросы. Идет живое обсуждение проблемы.
Учителю предстоит довольно сложная работа:
оценить вклад каждого в проделанную работу.
Проектный метод демонстрирует
высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки и
повышение творческого потенциала учащихся.
Так, результатом использования
мной данного метода является то, что только в этом учебном году учащиеся
активно принимали участие в различных конкурсах и достигли определенных
успехов:
1. Цхай Анастасия,
ученица 9 «Б» класса, заняла III место в Республиканском заочном конкурсе
презентаций на астрокосмическую тему: «Человек-Земля-Вселенная»;
2. Ергалиева Аружан, ученица 9 «Б»
класса участвовала в Республиканском заочном конкурсе презентаций на
астрокосмическую тему: «Открытый космос»;
3.Чжен Марина, ученица 9 «Б»
класса, заняла II место во II Республиканском конкурсе научных работ
учащихся и студентов «Жас ғалым-2013»;
4. Карабузауова Улжан, ученица 10
«А» класса, заняла III место во II Республиканском конкурсе научных работ
учащихся и студентов «Жас ғалым-2013».
Главным результатом проектной
деятельности учащихся, является интерес к изучению физики, развитие познавательной активности учащихся; воспитание потребности
постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую
можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
.Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление
исследовательской
деятельностью педагога и учащегося в современной школе. Москва, Сентябрь,
1998, с.83-128.
2.
Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель,
№ 4, 2000, — с. 52-55
3.«Государственный
общеобразовательный стандарт образования РК», Астана-2006.
4.
М.Р. Жунусова, Д.С. Ильясова «Активные методы обучения», Караганда, 2012.
5 В.Ю. Питюков. Основы педагогической технологии:
Учебно-методическое пособие. – Москва.
Издательство «Гном и Д», 2001.
6. Цветкова М.С. Столетие проектного обучения.
Информатика №20, май 2010.
7. Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов
и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под
ред Е. С. Полат. — Москва: Издательский центр «Академия», 2011.
8..http://fiz.1september.ru/
9.http://school-collection.edu.ru/
10.http://class-fizika.narod.ru
11.http://college.ru/physics/
12.http://schools.techno.ru/sch1567/metodob/index.htm
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.