Главная / Технология / Доклад "Повышение качества образования на основе внедрения музейной педагогики в учебно – воспитательный процесс школы"

Доклад "Повышение качества образования на основе внедрения музейной педагогики в учебно – воспитательный процесс школы"

Лесунова Татьяна Петровна учитель технологии высшей квалификационной категории.


Повышение качества образования на основе внедрения музейной педагогики в учебно – воспитательный процесс школы


«Музей – это не бесполезное собрание предметов, роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Музей – это школа большого значения»

(Жан Луи Давид).

Педагогический стаж Готовской средней общеобразовательной школы им. А.Н.Маснева «Школы гражданского становления личности» 40 лет. Столько же лет функционирует школьный краеведческий музей. Самой важной традицией является непрерывное стремление совершенствованию, к поиску эффективных путей по повышению качества образования на основе внедрения музейной педагогики в учебно – воспитательный процесс школы.

Основные принципы музейной педагогики:

  • тесная органическая связь культуры и образования;

  • высокий уровень интеграции музея и школы;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей;

  • комплексность в изучении видов искусств;

  • личностно ориентированный характер деятельности;

  • гуманистическая направленность;

  • педагогическая целесообразность.

Реализация этих принципов при решении сложных задач комплексного художественного обучения, воспитания и развития личности подрастающего поколения посредством музейной педагогики может быть представлена в разных видах сотрудничества музея и школы.

Обучение и воспитание ребенка в мире национальных традиций и культуры, духовно-нравственное воспитание предполагают создание таких условий, при которых актуализируются потребности ребенка в саморазвитии, познании себя и окружающего мира, что способствует его успешной социализации.

Краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма.

Краеведение в школе проводится в трех формах:

  • на уроках,

  • факультативных занятиях,

  • во внеклассной и внешкольной работе.

Музейные уроки преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому условием успешной краеведческой работы в школе по повышению качества знаний являются глубокие знания самим учителем, владение методикой его изучения. Для успешной работы является и систематическое использование местного материала на уроках, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. Так в нашей школе уже на протяжении ряда лет работаем над интересными комплексными темами краеведческого характера: изучают боевые и трудовые традиции своих земляков, пишут летописи своей школы, села. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми наукой, учатся самостоятельно добывать знания.

Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса, делает знания учащихся более прочными и более глубокими

Факультативы объединяют тех учащихся, которые стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе углубленного знакомства с документальными материалами местных архивов, музеев, научной и художественной краеведческой литературой, готовы к проведению исследований.

Главными особенностями факультативных занятий являются: углубленное теоретическое изучение материала, разнообразие форм и методов работы. В их основе лежат добровольность и глубокий интерес учащихся, их самостоятельная деятельность.

Исследовательская направленность в работе факультатива является необходимым условием его успешной деятельности. Поэтому в работе с использованием краеведческого материала особое внимание уделяется организации самостоятельной работы его слушателей. Проведение факультативных занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика. В итоге такие занятия обеспечивают выработку у учащихся умений самостоятельно добывать знания.

Одной из эффективных форм учебной работы на факультативных курсах являются занятия семинарского типа. Они посвящаются анализу актуальных и сложных проблем. Готовясь к семинарским занятиям, учащиеся производят самостоятельно сбор местного материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные из них пишут рефераты, доклады, а остальные разрабатывают отдельные вопросы и выступают на семинарах в качестве содокладчиков.

Факультативные курсы удачно сочетают в себе разные формы и методы урочной и внеурочной работы по краеведению. Они предусматривают организацию практикумов в местном архиве, музее, библиотеке, а также проведение экскурсий, встреч, походов, экспедиций, вечеров, конференций и т. п В библиотеке краеведы учатся работать с каталогами, справочной литературой, знакомятся с библиографией по истории края, что так необходимо в их дальнейшей деятельности.

Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы.

Школьный кружок «Музейное дело» не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Работа в кружке помогает учащимся стать активными помощниками учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и в подготовке оборудования к урокам. Успех работы кружка зависит в основном от умения, желания, инициативы его руководителя.

Тематика работы кружка составлена с учетом изучения:

а) самых сложных вопросов школьной программы;

б) вопросов программы, которые не получили обстоятельного раскрытия на уроках;

в) вопросов, которые вообще не раскрывались на уроках, но входят в программу;

г) проблем, не входящих в учебную программу.

Действенным средством активизации самостоятельной деятельности членов кружка является их участие в выпуске краеведческих стенгазет, рукописных книг, журналов, составление викторин, обсуждение прочитанных книг, статей, изготовление фотомонтажей, различных наглядных пособий.

Экскурсия предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.

После проведения экскурсии учитель проводит устный или письменный учет знаний. К устному учету относятся: опрос на уроке, индивидуальная беседа с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учащихся, с которыми они выступают на уроках и на внеклассных мероприятиях. Письменный учет знаний проводится в форме анкет и сочинений. Формой выявления результатов экскурсии является выпуск бюллетеня, стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов.

Каждый учитель-краевед подходит к изучению местной истории как исследователь и помнит свою ответственность за научную добротность фактического материала, который он использует в учебном процессе.

Образование детей начинается с образования взрослых. Музей школы является своеобразным школьным центром повышения профессиональной компетентности педагогов. Педагоги разных образовательных областей в процессе повышения квалификации и переподготовки могут оценить прошлое, чтобы увидеть перспективы личностного роста. В школьном музее есть раздел «История школы», где хранится информация о лучших учителях, об их достижениях и педагогических традициях. Учителя используют в своей практике музейные материалы, которые полезны им при подготовке анализа и самоанализа учебного занятия. Экспозиция, архивы полезны и молодым специалистам в повышении уровня профессиональной компетентности.

Уровень профессиональной компетентности педагогов с использованием музейной педагогики отражается в печатных изданиях, в сборниках, брошюрах авторами которых являются учителя нашей школы.

Таким образом, образовательная деятельность школьного музея имеет колоссальные возможности включения музея в образовательный процесс школы, в социокультурное пространство.

В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и индивидуальной жизни человека, она в своем аспекте решает воспрос – каким быть человеку в этом постоянно меняющемся мире.

Используемая литература

  1. Строев, К. Ф. Краеведение: учебное пособие [Текст]/К. Ф. Строев – изд. 2-е испр. - М.: Просвещение, 1974. -144с.

  2. Отв. ред. Папков, А. И. Белгородский краеведческий вестник: сборник [Текст]/А. И. Папков – выпуск №6 – Белгород, Везелица, 2006 – 138 с.

  3. Школьный музей: теория и практика: Учебно – методическое пособие // Т.А.Приставкина. – Белгород, 2007.- 174 с.



Доклад "Повышение качества образования на основе внедрения музейной педагогики в учебно – воспитательный процесс школы"
  • Технология
Описание:

Выступление на районном семинаре учителей технологии "Повышение качества образования на основе внедрения музейной педагогики в учебно – воспитательный процесс школы"

 

«Музей – это не бесполезное собрание предметов, роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Музей – это школа большого значения»

                                     (Жан Луи Давид).

  • Используемая литература

    1.  Строев, К. Ф. Краеведение: учебное пособие [Текст]/К. Ф. Строев – изд. 2-е испр. - М.: Просвещение, 1974. -144с.

    2.  Отв. ред. Папков, А. И. Белгородский краеведческий вестник: сборник [Текст]/А. И. Папков – выпуск №6 – Белгород, Везелица, 2006 – 138 с.

    3.  Школьный музей: теория и практика: Учебно – методическое пособие // Т.А.Приставкина. – Белгород, 2007.- 174 с.

 

Автор Лесунова Татьяна Петровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 353
Номер материала 52706
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓