Главная / Информатика / Доклад "О негативных последствиях безудержной компьютеризации школ"

Доклад "О негативных последствиях безудержной компьютеризации школ"

Название документа Негативные последствия необдуманной компьютеризации.doc

4


Уважаемые коллеги! (Сл1)

В своем коротком выступлении я хочу привлечь ваше внимание к опасным проблемам, сопутствующим процессу информатизации в обществе. Особую остроту эти проблемы приобретают в среде Образования потому что на прямую влияют на физическое духовное и интеллектуальное развитие учащихся. Никому из присутствующих здесь нет необходимости раскрывать понятие информатизации, и тех позитивных перспектив, которые несет с собой этот объективный процесс. Но характерное для современной российской педагогики отсутствие меры в погоне за модой сегодня может нанести вред физическому и интеллектуальному потенциалу грядущего общества.(сл2)

Начну с вредного воздействия, техники, которую стремятся сейчас применять все чаще и шире на физиологические процессы в детском организме.

Как любое научное благо, работа на компьютере, требующая постоянного психоэмоционального, зрительного и мышечного напряжения, сосредоточенности, собранности и внимания, имеет и свою обратную сторону. Свыше 500 млн. компьютерных терминалов, находящихся сейчас в мире на рабочих местах, наносят вред здоровью пользователей, являются причиной резкого роста "компьютерных" заболеваний

Среди пользователей ЭВМ увеличилось количество жалоб на нарушение функций памяти. Исследования, проведенные учеными одной из японских клиник среди пациентов, показали, что нынешнее поколение, воспитанное на всевозможных устройствах "внешней памяти", теряет способность запоминать новое, вспоминать старое, а также выделять из огромного объема информации необходимые сведения. Молодые люди, во-первых, отвыкают тренировать собственную память, потому теряют способность адекватно оценивать, какие сведения им действительно необходимы, а без каких можно и обойтись. Исследования Ульяновских психологов подтвердили, что после работы с компьютером наблюдались ухудшения памяти. Кроме того общение с компьютером сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает эмоциональный своеобразный стресс. Исследования показали, что даже само ожидание быстрого результата сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников

Детские врачи обратили внимание также на то, что световые мелькания на компьютерном дисплее навязывают свои ритмы коре головного мозга. В результате у детей, и, могут возникнуть судороги и даже эпилептоидные приступы

(сл4) Электромагнитное поле. Электромагнитное поле, под воздействием которого находится сидящий за компьютером человек, современные экологи причисляют к одному из серьёзнейших видов экологического загрязнения:. Его воздействие на здоровье выражается прежде всего в нарушении работы центральной нервной системы, что при низком уровне излучения может проявляться как головная боль, нарушение сна, подавленность и усталость, а при превышающих норму дозах - и в нарушениях иммунной, эндокринной и репродуктивной систем, и в развитии хронических (в том числе, и онкологических) заболеваниям Облучение, производимое кинескопом, приводит также к нервно-соматическим нарушениям в организме ребенка: в результате этого облучения резко истощается его нервная система.


Медики хорошо знают, что у всех компьютерщиков сильно понижен уровень лейкоцитов в крови – значит, повреждена защитная функция организма. Медики также знают.что длительное сидение перед экраном телевизора или компьютера приводит к астеноневротическим нарушениям: расстраивается работа кишечника, из организма плохо выводятся продукты распада, и дети часто болеют. (Сл 5, 6, 7, 8,9)

.

Проведенные в последние годы исследования показывают, что ситуация находится на грани критической из-за стихийности процесса информатизации в нашей стране. Бесконтрольная компьютеризация привела к массовой гиподинамии и повышенным нервно-психологическим нагрузкам, что увеличивает число различных желудочно-кишечных заболеваний, особенно дисбактериоза кишечника и проявлений различных форм синдрома раздраженной толстой кишки. Более 50% людей, работающих на ПК, подвержены различным заболеваниям бронхолегочной системы. Во многом это обусловлено резким снижением иммунитета организма работающего.

(Сл10) Дети, воспитанные только телевизором и компьютером, не могут в школе усваивать информацию на слух, страдают недоразвитием речи и эмоций.
За последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию - слова проходят мимо них. В школе "телевоспитанники" испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель, которого они неспособны услышать. Общение с другими детьми также вызывает у них определенные сложности

Далее, вторая группа проблем связана с неоднозначным влиянием на психологические и интеллектуальные способности детей технических средств, которыми мы хотим напичкать образовательный процесс.


В последнее время психологам все чаще приходится сталкиваться с искаженным поведением школьников и дошкольников: с одной стороны - необычайная скованность и недоразвитие речи, а с другой - высокая агрессивность и какая-то дикая, зашкаливающая демонстративность. У них развивается повышенная возбудимость, снижается успеваемость; дети становятся капризными и перестают интересоваться чем-либо, кроме компьютера, теряя навыки общения и социальную ориентацию в обществе. Они не могут в школе усваивать информацию на слух, страдают недоразвитием речи и эмоций. Вы только представьте себе: ребенок сидит перед экраном и распоряжается жизнью крошечных человечков. Простым нажатием кнопки он может уничтожить десяток врагов. В действительности же он не умеет практически ничего: ни дать сдачи обидчику, ни залезть на дерево, ни подтянуться на турнике, ни затеять с ребятами по двору игру в казаки-разбойники. Но ему все это и не нужно! Зачем, когда есть гораздо более легкий способ ощутить себя суперменом?
         Вот и растут наши дети физически ослабленными, боящимися реальной жизни. Притязания у них завышены, а волевой потенциал, необходимый для того, чтобы добиться желаемого результата, маловат. При малейшей трудности они пасуют, не доводят дело до конца и именно поэтому зачастую плохо учатся, не любят читать, не проявляют интереса к творчеству. В результате несоответствия завышенных притязаний ребенка его реальным возможностям в душе возникает внутренний конфликт, дискомфорт. Компьютер же дает «проблемным» детям шанс уйти от неприятной реальности и почувствовать себя победителями. Беда только в том, что виртуальная реальность затягивает, это своего рода наркотик.
Причём по результатам исследований, стрессовые ситуации связанные с компьютером, а особенно с интернет приводят к увеличению потребления спиртных напитков. Таким образом, мы получаем или психическую неуравновешенность или алкоголизм или всё вместе. (Сл 11)

Бесконтрольное засилье видеопродукции и игр с устрашающего и агрессивного содержания способствует увеличению числа детей-невротиков, почти поголовно одержимых страхом. Этот так называемый "навязчивый страх" делает ребенка пассивным, забитым, нерешительным

Обилие страшного в конце концов притупляет чувствительность, и впоследствии ребенку уже самому хочется испытать новые, более сильные ощущения. А первоначально, на стадии "мультиков", развивается устойчивый невроз, – ведь ребенок, в отличие от взрослого, еще нечетко различает искусство и реальность

То, что компьютерные игры якобы развивают интеллект, не так однозначно. Они помещают ребенка в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, тогда как и в науке, и в любой "живой" человеческой деятельности требуется не набор алгоритмов, а творческая интуиция. (Сл 12)

Дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

Увеличение на два - три порядка скорости информационного обмена должно было привести к соответствующему росту интенсивности познания. Этого, однако, не наблюдается. Напротив, десятилетия "взрывной компьютеризации и интернетизации" мира сопровождались замедлением темпов развития и снижением характерных рабочих частот человечестваПриходится сделать вывод, что с "эволюцией компьютерных сетей" в современном мире не все обстоит так благополучно, как кажется.

Обращение с информацией требует больших нервных затрат, диктует постоянную потребность в приобретении новых знаний. Объем поступающей информации во много раз превышает способности человеческого мозга по ее обработке. Информационный взрыв порождает множество психологических проблем, связанных с перегрузкой психики избыточной информацией. Такая перегрузка блокирует переработку и усвоение знаний человеком, возникает явление информационного старения нервной системы. Причем в наше время такое внутреннее «выгорание» происходит достаточно рано, когда человек ещё физиологически полон сил. Информационный поток – достаточно сильный раздражитель. Учащиеся находятся под воздействием большого количества сообщений, в качестве которых можно и нужно сомневаться. Информация может оказаться вредной, влияющей негативно на сознание, например, воспитывающей восприятие мира от безразличного или же некритического – до негативного, обозленного, неадекватного. О вреде неумеренного потребления информации сегодня говорят разные специалисты: медики, психологи, социологи По мнению экспертов, плохая информация создает тяжелое, неуравновешенное состояние, которое рассматривается как вынужденная беспомощность, как долговременный психологический стресс, приводящий к истощению функциональных способностей нервной системы, и, как следствие, способствующий другим отклонениям и повреждениям здоровья, а также резкому сокращению рождаемости и продолжительности жизни. Личная свобода человека в эпоху информатизации все больше зависит от техники, которая постепенно захватывает место, отвоеванное у природы. В высокоразвитых индустриальных странах отмечается прогрессирующая деградация личности человека, он превращается в подобие робота, управляемого средствами массовой информации и рекламой. (Сл 13)

выдающийся русский психиатр В.М. Бехтерев. В своей книге «Внушение и его роль в общественной жизни» писал: «В настоящую пору так много вообще говорят о физической заразе, что, не лишне вспомнить и о психической заразе, микробы которой хотя и не видимы под микроскопом, но, тем не менее, подобно настоящим физическим микробам действуют везде и всюду, и передаются через слова, жесты и движения окружающих лиц, через книги, газеты и прочее».

Приведу так же свое наблюдение во все века мудрецы уходили в горы и в пустыни, чтобы мозг их был открыт созерцанию и мышлению, Как же мы хотим научить детей думать, погружая их в море разновидной информации и раздражителей. Не этим ли приучаем их к пассивному потреблению зрелищ, к интеллектуальному иждивенчеству.

Несколько лет назад американский президент в своем выступлении сказал: Мы хотели, чтобы наши дети умели работать в INTERNET с шести лет – раньше, чем научатся читать. Оказалось, что они неплохо разбираются в сети уже в пятилетнем возрасте. Теперь встает вопрос: как все же научить их читать?» Очень не хочется повторять чужих ошибок.

Наконец, третья проблема. «Информационная культура». Много лет назад, когда этого термина не существовало, нас учили вести тетради, различные дневники наблюдения, слушать собеседника, учили аргументировать и доказывать, планировать любую работу, формировали вкус, благодаря которому мы могли отделять грязь, пошлость, мусор от ценной, необходимой информации. Все это и соответствует понятию «информационная культура».

Сегодня большая часть учеников не умеет вести конспект, слушать, разговаривать по телефону, не испытывает «уважения» к информации, умение последовательно и аргументировано излагать свои мысли у многих в зачатке, планирование решения задачи вызывает затруднение. Снижение требовательности при оформлении тетрадей, чертежей привело к тому, что учащиеся разучились организовывать информацию. Актуально вспомнить в связи со сказанным забытый учительский афоризм «Порядок в тетради – порядок в мыслях». Повальная практика оформления работ в печатном виде разучила учащихся грамотно и аккуратно писать. А было известно давно, что моторика кисти рук благоприятно влияет на развитие необходимых зон мозга и коры больших полушарий. рефераты и проекты, а точнее формализм в работе над ними вытесняют из обучения аргументацию и доказательство. Декоративно-прикладное творчество, которое способствовало развитию алгоритмических способностей, умению выбирать, во многих образовательных учреждениях незаслуженно отодвинуто в угоду информатизации. А ведь радость от результата ручного труда и радость от создания виртуального продукта принципиально отличаются друг от друга. (Сл14) А разве не показателем информационного бескультурья является тот факт, что 79% используют компьютер для развлечения, что у абсолютного большинства ,серьёзное применение ИНТЕРНЕТ заключается в "скачивании" рефератов, которые потом они не затрудняются прочитывать и выдают за свои. К вниманию сегодня приходится призывать даже учителей во время каких-нибудь педагогических собраний. Отключить телефон во время живого общения для многих из нас, говорящих об информационной культуре, также не привычно, как остаться без необходимой конечности. И пока еще никто не призвал к ответственности наши СМИ вплоть до центральных за моральный ущерб который они наносят нам и детям своим информационным мусором.. Я убежден, что « информационная культура» - это продолжение общечеловеческой культуры, и не надо пытаться на шатком фундаменте возводить новые стены.


(Сл 15) После того, как были подняты такие серьёзные и острые проблемы я должен был бы предложить пути их разрешения. Но до тех пор пока этим не озаботятся структуры соответствующие по компетенции масштабам проблем, каждый учитель, родитель и я в том числе будем решать их по-своему. Будем решать проблемы согласно своему уровню воспитания, своему уровню компетенции и мотивации, пользуясь теми средствами, которые нам отпущены; ориентируясь, к сожалению, на те приоритеты, которые царят в нашем окружении. Предложениям по каждой группе проблем можно и нужно было посвятить отдельные доклады. Отпущенным мне временем, я воспользовался хотя бы для того, чтобы описать угрожающие тенденции, которые беспокоят все большее и большее число людей. (Сл 16)

Название документа доклад о вреде ПК.ppt

Опасные явления, сопутствующие «информатизации», и их влияние на личность уче...
Отклонения на физиологическом уровне Отклонения на психологическом уровне изм...
« Уровень излучения перед экраном современного монитора меньше естественного ...
Влияние ЭВМ на организм человека в зависимости от интенсивности микроволн Инт...
Болезни, развивающиеся или обостряющиеся в результате воздействия ЭМИ
Опасные и вредные частоты (по Конторову с соавт., 1993) №	Частота, Гц	Отрицат...
Связь между нарушениями здоровья и потенциальными неблагоприятными факторами,...
К соматическим признакам «компьютерного» переутомления относятся: сухость гла...
«Компьютерное поколение» разучилось воспринимать информацию на слух… повышенн...
К психическим признакам «киберзависимости» относятся : появление чувства радо...
Возможные негативные психологические последствия: - Интернет-зависимость; - П...
Информационное общество Дегуманизация жизни Социализация информации Технокра...
Список источников 1. «Духовная экоэтика в мире сознания и в Интернете»; В.Н.В...
1 из 16

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Опасные явления, сопутствующие «информатизации», и их влияние на личность ученик
Описание слайда:

Опасные явления, сопутствующие «информатизации», и их влияние на личность ученика Учитель информатики МОУ СОШ № 14 Погожев Михаил Алексеевич

№ слайда 3 Отклонения на физиологическом уровне Отклонения на психологическом уровне измене
Описание слайда:

Отклонения на физиологическом уровне Отклонения на психологическом уровне изменения в культуре общества

№ слайда 4 « Уровень излучения перед экраном современного монитора меньше естественного фон
Описание слайда:

« Уровень излучения перед экраном современного монитора меньше естественного фона». (шутка, очень близкая к правде)

№ слайда 5 Влияние ЭВМ на организм человека в зависимости от интенсивности микроволн Интенс
Описание слайда:

Влияние ЭВМ на организм человека в зависимости от интенсивности микроволн Интенсивность микроволн, мкВт/см2 клинические проявления 600 100–200  40   3–5     1–2     0,3   0,1   До 0,05 Болевые ощущения в период обучения Угнетение окислительно-восстановительных процессов в тканях. Повышение АД с последующим его снижением. В случаях хронического воздействия – устойчивая гипертония, двухсторонняя катаракта Ощущение тепла, расширение сосудов. Через 0,5–1 ч. облучения – повышение АД на 20–30 мм рт. ст. Изменения АД при многократных облучениях Выраженный характер снижения АД, учащение пульса. При ежедневном воздействии в течение 3–5 мес. – снижение офтальмотонуса Некоторые изменения функций нервной системы при хроническом воздействии в течение 5–10 лет Изменения ЭКГ при длительном хроническом воздействии Тенденция к снижению АД при хроническом воздействии

№ слайда 6 Болезни, развивающиеся или обостряющиеся в результате воздействия ЭМИ
Описание слайда:

Болезни, развивающиеся или обостряющиеся в результате воздействия ЭМИ

№ слайда 7 Опасные и вредные частоты (по Конторову с соавт., 1993) №	Частота, Гц	Отрицатель
Описание слайда:

Опасные и вредные частоты (по Конторову с соавт., 1993) № Частота, Гц Отрицательный эффект 1 2 3 4   5   6 7   8     9 0,02 0,6 1–3 5–7   8–12 12–31 1000–12000   40–70     Около 400   Увеличение времени реакции на возбуждение Стойкое психическое торможение Стресс Умственное утомление. Стресс. Отрицательное эмоциональное возбуждение Влияет на реактивность и эмоциональное возбуждение, вплоть до судорожной активности Умственное утомление. Усиление стресса Снижение аудиоактивности и слухового восприятия в целом При высокой напряженности поля ухудшение обменных процессов. Индивидуальные физиологические изменения, беспокойство Возможны функциональные нарушения  

№ слайда 8 Связь между нарушениями здоровья и потенциальными неблагоприятными факторами, им
Описание слайда:

Связь между нарушениями здоровья и потенциальными неблагоприятными факторами, имеющими отношение к работе мониторов

№ слайда 9 К соматическим признакам «компьютерного» переутомления относятся: сухость глаз;
Описание слайда:

К соматическим признакам «компьютерного» переутомления относятся: сухость глаз; запоры; неряшливость; туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; отсутствие аппетита расстройства сна, изменение режима сна.

№ слайда 10 «Компьютерное поколение» разучилось воспринимать информацию на слух… повышенная
Описание слайда:

«Компьютерное поколение» разучилось воспринимать информацию на слух… повышенная возбудимость, Зашкаливающая демонстративность – неполный набор качеств «телевоспитанников»…

№ слайда 11 К психическим признакам «киберзависимости» относятся : появление чувства радости
Описание слайда:

К психическим признакам «киберзависимости» относятся : появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или игровой приставкой или даже при ожидании контакта; отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером или игровой приставкой; желание увеличивать время взаимодействия ("дозу") с компьютером или игровой приставкой; появление чувства раздражения, гневливости, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером или игровой приставкой; использование компьютера или игровой приставки для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе;

№ слайда 12 Возможные негативные психологические последствия: - Интернет-зависимость; - Псих
Описание слайда:

Возможные негативные психологические последствия: - Интернет-зависимость; - Психофизиологическое истощение; - Уплощение сферы интересов; - Инструментально-прагматическая ценностная ориентация; - Субкультурная раздробленность (дифференциация жаргонов и т.д.).

№ слайда 13 Информационное общество Дегуманизация жизни Социализация информации Технократич
Описание слайда:

Информационное общество Дегуманизация жизни Социализация информации Технократическое мышление Коммуникативное общество Снижение культурного уровня Преодоление кризиса Лавина информации цивилизации Элитарное знание (поляризация) Изоляция индивида КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО Положительные последствия Отрицательные последствия

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15 Список источников 1. «Духовная экоэтика в мире сознания и в Интернете»; В.Н.Волч
Описание слайда:

Список источников 1. «Духовная экоэтика в мире сознания и в Интернете»; В.Н.Волченко (профессор МГТУ); 2. «Комьютер: вредные для здоровья факторы и как их уменьшить»; Л. Р.  Биттеpлих (КМН); 3. «О НЕОБХОДИМОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНИЗМА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ»;М.Н. Тихонов, А.В. Беляев  (ГУП НИИ промышленной и морской медицины, Санкт-Петербург); Материалы кафедры БЖД при КГТУ  

№ слайда 16
Описание слайда:

Доклад "О негативных последствиях безудержной компьютеризации школ"
  • Информатика
Описание:

В 2004-году, когда лавина по внедрению в школы оргтехники набирала обороты, я пытался выступить с этим докладом на областной педагогической конференции. я был тогда учителем информатики и лучше, чем другие представлял последствия неудержимого увлечения компьютерной техникой. Тогда мне не удалось этого сделать. Сегодня доклад устарел. От компьютеров не уйти. Но отклонения в физиологическом развитии  новых поколений, приходящих в школу,порождены и причинами, описанными в докладе.   Эти особенности современных детей уже сильно беспокоят учителей, но еще почему-то не настораживают педагогическую науку и чиновников от образования.

Автор Погожев Михаил Алексеевич
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 367
Номер материала 28061
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓