Уважаемые
коллеги! (Сл1)
В
своем коротком выступлении я хочу привлечь ваше внимание к опасным проблемам,
сопутствующим процессу информатизации в обществе. Особую остроту эти проблемы
приобретают в среде Образования потому что на прямую влияют на физическое духовное
и интеллектуальное развитие учащихся. Никому из присутствующих здесь нет необходимости
раскрывать понятие информатизации, и тех позитивных перспектив, которые несет с
собой этот объективный процесс. Но характерное для современной российской педагогики
отсутствие меры в погоне за модой сегодня может нанести вред физическому и
интеллектуальному потенциалу грядущего общества.(сл2)
Начну
с вредного воздействия, техники, которую стремятся сейчас применять все чаще и
шире на физиологические процессы в детском организме.
Как
любое научное благо, работа на компьютере, требующая постоянного психоэмоционального,
зрительного и мышечного напряжения, сосредоточенности, собранности и внимания,
имеет и свою обратную сторону. Свыше 500 млн. компьютерных терминалов,
находящихся сейчас в мире на рабочих местах, наносят вред здоровью
пользователей, являются причиной резкого роста "компьютерных" заболеваний
Среди пользователей ЭВМ увеличилось количество
жалоб на нарушение функций памяти. Исследования, проведенные учеными одной из
японских клиник среди пациентов, показали, что нынешнее поколение, воспитанное
на всевозможных устройствах "внешней памяти", теряет способность
запоминать новое, вспоминать старое, а также выделять из огромного объема
информации необходимые сведения. Молодые люди, во-первых, отвыкают тренировать
собственную память, потому теряют способность адекватно оценивать, какие
сведения им действительно необходимы, а без каких можно и обойтись. Исследования Ульяновских психологов подтвердили, что после работы с
компьютером наблюдались ухудшения памяти. Кроме того
общение с компьютером сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку
требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных
процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он
испытывает эмоциональный своеобразный стресс. Исследования показали, что даже
само ожидание быстрого результата сопровождается значительным увеличением содержания
гормонов коры надпочечников
Детские врачи обратили внимание также на то, что световые
мелькания на компьютерном дисплее навязывают свои ритмы коре головного мозга.
В результате у детей, и, могут возникнуть судороги и даже эпилептоидные
приступы
(сл4) Электромагнитное поле. Электромагнитное
поле, под воздействием которого находится сидящий за компьютером человек,
современные экологи причисляют к одному из серьёзнейших видов экологического
загрязнения:. Его воздействие на здоровье выражается прежде всего в нарушении
работы центральной нервной системы, что при низком уровне излучения может
проявляться как головная боль, нарушение сна, подавленность и усталость, а при
превышающих норму дозах - и в нарушениях иммунной, эндокринной и репродуктивной
систем, и в развитии хронических (в том числе, и онкологических) заболеваниям Облучение,
производимое кинескопом, приводит также к
нервно-соматическим нарушениям в организме ребенка: в результате этого
облучения резко истощается его нервная система.
Медики
хорошо знают, что у всех компьютерщиков сильно понижен уровень лейкоцитов
в крови – значит, повреждена защитная функция организма. Медики также знают.что
длительное сидение перед экраном телевизора или компьютера
приводит к астеноневротическим нарушениям: расстраивается работа
кишечника, из организма плохо выводятся продукты распада, и дети часто болеют. (Сл
5, 6, 7, 8,9)
.
Проведенные в последние годы
исследования показывают, что ситуация находится на грани критической из-за
стихийности процесса информатизации в нашей стране. Бесконтрольная
компьютеризация привела к массовой гиподинамии и повышенным
нервно-психологическим нагрузкам, что увеличивает число различных
желудочно-кишечных заболеваний, особенно дисбактериоза кишечника и проявлений
различных форм синдрома раздраженной толстой кишки. Более 50% людей, работающих
на ПК, подвержены различным заболеваниям бронхолегочной системы. Во многом это
обусловлено резким снижением иммунитета организма работающего.
(Сл10) Дети, воспитанные только
телевизором и компьютером, не могут в школе усваивать информацию на слух,
страдают недоразвитием речи и эмоций.
За последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые умеют
воспринимать только зрительную информацию - слова проходят мимо них. В школе
"телевоспитанники" испытывают большие затруднения со сменой
привычного визуального восприятия на вербальное, ведь обучает их не телевизор,
а живой учитель, которого они неспособны услышать. Общение с другими детьми
также вызывает у них определенные сложности
Далее, вторая группа проблем связана с неоднозначным влиянием на психологические
и интеллектуальные способности детей технических средств, которыми мы хотим
напичкать образовательный процесс.
В
последнее время психологам все чаще приходится сталкиваться с искаженным поведением
школьников и дошкольников: с одной стороны - необычайная скованность и недоразвитие
речи, а с другой - высокая агрессивность и какая-то дикая, зашкаливающая
демонстративность. У них развивается повышенная возбудимость, снижается успеваемость;
дети становятся капризными и перестают интересоваться чем-либо, кроме компьютера,
теряя навыки общения и социальную ориентацию в обществе. Они не могут в школе
усваивать информацию на слух, страдают
недоразвитием речи и эмоций. Вы только представьте
себе: ребенок сидит перед экраном и распоряжается жизнью крошечных человечков.
Простым нажатием кнопки он может уничтожить десяток врагов. В действительности
же он не умеет практически ничего: ни дать сдачи обидчику, ни залезть на
дерево, ни подтянуться на турнике, ни затеять с ребятами по двору игру в
казаки-разбойники. Но ему все это и не нужно! Зачем, когда есть гораздо более
легкий способ ощутить себя суперменом?
Вот и растут наши дети
физически ослабленными, боящимися реальной жизни. Притязания у них завышены, а
волевой потенциал, необходимый для того, чтобы добиться желаемого результата,
маловат. При малейшей трудности они пасуют, не доводят дело до конца и именно
поэтому зачастую плохо учатся, не любят читать, не проявляют интереса к
творчеству. В результате несоответствия завышенных притязаний ребенка его
реальным возможностям в душе возникает внутренний конфликт, дискомфорт.
Компьютер же дает «проблемным» детям шанс уйти от неприятной реальности и
почувствовать себя победителями. Беда только в том, что виртуальная реальность
затягивает, это своего рода наркотик. Причём по результатам
исследований, стрессовые ситуации связанные с компьютером, а особенно с
интернет приводят к увеличению потребления спиртных напитков. Таким образом, мы
получаем или психическую неуравновешенность или алкоголизм или всё вместе. (Сл
11)
Бесконтрольное засилье видеопродукции и игр с устрашающего
и агрессивного содержания способствует увеличению числа детей-невротиков, почти
поголовно одержимых страхом. Этот так называемый "навязчивый страх"
делает ребенка пассивным, забитым, нерешительным
Обилие
страшного в конце концов притупляет чувствительность, и впоследствии ребенку
уже самому хочется испытать новые, более сильные ощущения. А первоначально, на
стадии "мультиков", развивается устойчивый невроз, – ведь ребенок, в
отличие от взрослого, еще нечетко различает искусство и реальность
То, что компьютерные игры якобы развивают интеллект, не
так однозначно. Они помещают ребенка в сильно упрощенный мир, регулируемый
несколькими четко сформулированными правилами, тогда как и в науке, и в любой
"живой" человеческой деятельности требуется не набор алгоритмов, а
творческая интуиция. (Сл 12)
Дети перестают фантазировать, становятся неспособными
создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют
информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области
психического и интеллектуального развития детей. У так называемого
компьютерного поколения наблюдается эмоциональная незрелость,
безответственность.
Увеличение
на два - три порядка скорости информационного обмена должно было привести к
соответствующему росту интенсивности познания. Этого, однако, не наблюдается.
Напротив, десятилетия "взрывной компьютеризации и интернетизации"
мира сопровождались замедлением темпов развития и снижением характерных рабочих
частот человечестваПриходится сделать вывод, что с "эволюцией компьютерных
сетей" в современном мире не все обстоит так благополучно, как кажется.
Обращение
с информацией требует больших нервных затрат, диктует постоянную потребность в
приобретении новых знаний. Объем поступающей информации во много раз превышает
способности человеческого мозга по ее обработке. Информационный взрыв порождает
множество психологических проблем, связанных с перегрузкой психики
избыточной информацией. Такая перегрузка блокирует
переработку и усвоение знаний человеком, возникает явление информационного
старения нервной системы. Причем в наше время такое внутреннее «выгорание»
происходит достаточно рано, когда человек ещё физиологически полон сил. Информационный
поток – достаточно сильный раздражитель. Учащиеся находятся под воздействием
большого количества сообщений, в качестве которых можно и нужно сомневаться.
Информация может оказаться вредной, влияющей негативно на сознание, например,
воспитывающей восприятие мира от безразличного или же некритического – до
негативного, обозленного, неадекватного. О вреде неумеренного потребления
информации сегодня говорят разные специалисты: медики, психологи, социологи По
мнению экспертов, плохая информация создает тяжелое, неуравновешенное
состояние, которое рассматривается как вынужденная беспомощность, как
долговременный психологический стресс, приводящий к истощению функциональных
способностей нервной системы, и, как следствие, способствующий другим
отклонениям и повреждениям здоровья, а также резкому сокращению рождаемости и
продолжительности жизни. Личная свобода человека в эпоху информатизации все
больше зависит от техники, которая постепенно захватывает место, отвоеванное у
природы. В высокоразвитых индустриальных странах отмечается прогрессирующая деградация
личности человека, он превращается в подобие робота, управляемого средствами
массовой информации и рекламой. (Сл 13)
выдающийся
русский психиатр В.М. Бехтерев. В своей книге «Внушение и его роль в
общественной жизни» писал: «В настоящую пору так много вообще говорят о физической
заразе, что, не лишне вспомнить и о психической заразе, микробы которой хотя и
не видимы под микроскопом, но, тем не менее, подобно настоящим физическим
микробам действуют везде и всюду, и передаются через слова, жесты и движения
окружающих лиц, через книги, газеты и прочее».
Приведу
так же свое наблюдение во все века мудрецы уходили в горы и в пустыни, чтобы
мозг их был открыт созерцанию и мышлению, Как же мы хотим научить детей думать,
погружая их в море разновидной информации и раздражителей. Не этим ли приучаем
их к пассивному потреблению зрелищ, к интеллектуальному иждивенчеству.
Несколько
лет назад американский президент в своем выступлении сказал: Мы хотели, чтобы
наши дети умели работать в INTERNET с шести лет – раньше,
чем научатся читать. Оказалось, что они неплохо разбираются в сети уже в
пятилетнем возрасте. Теперь встает вопрос: как все же научить их читать?» Очень
не хочется повторять чужих ошибок.
Наконец, третья проблема. «Информационная культура». Много лет назад,
когда этого термина не существовало, нас учили вести тетради, различные
дневники наблюдения, слушать собеседника, учили аргументировать и доказывать,
планировать любую работу, формировали вкус, благодаря которому мы могли
отделять грязь, пошлость, мусор от ценной, необходимой информации. Все это и
соответствует понятию «информационная культура».
Сегодня большая часть учеников не умеет вести конспект, слушать,
разговаривать по телефону, не испытывает «уважения» к информации, умение
последовательно и аргументировано излагать свои мысли у многих в зачатке,
планирование решения задачи вызывает затруднение. Снижение
требовательности при оформлении тетрадей, чертежей привело к тому, что учащиеся
разучились организовывать информацию. Актуально вспомнить в связи со сказанным
забытый учительский афоризм «Порядок в тетради – порядок в мыслях». Повальная
практика оформления работ в печатном виде разучила учащихся грамотно и
аккуратно писать. А было известно давно, что моторика кисти рук благоприятно
влияет на развитие необходимых зон мозга и коры больших полушарий. рефераты и
проекты, а точнее формализм в работе над ними вытесняют из обучения аргументацию
и доказательство. Декоративно-прикладное творчество, которое способствовало развитию
алгоритмических способностей, умению выбирать, во многих образовательных
учреждениях незаслуженно отодвинуто в угоду информатизации. А ведь радость от результата
ручного труда и радость от создания виртуального продукта принципиально отличаются
друг от друга. (Сл14) А разве не показателем
информационного бескультурья является тот факт, что 79% используют компьютер
для развлечения, что у абсолютного большинства ,серьёзное применение ИНТЕРНЕТ
заключается в "скачивании" рефератов, которые потом они не
затрудняются прочитывать и выдают за свои. К вниманию сегодня приходится
призывать даже учителей во время каких-нибудь педагогических собраний. Отключить
телефон во время живого общения для многих из нас, говорящих об информационной
культуре, также не привычно, как остаться без необходимой конечности. И пока
еще никто не призвал к ответственности наши СМИ вплоть до центральных за
моральный ущерб который они наносят нам и детям своим информационным мусором.. Я
убежден, что « информационная культура» - это продолжение общечеловеческой культуры,
и не надо пытаться на шатком фундаменте возводить новые стены.
(Сл
15) После того, как были подняты такие серьёзные и острые проблемы
я должен был бы предложить пути их разрешения. Но до тех пор пока этим не
озаботятся структуры соответствующие по компетенции масштабам проблем, каждый
учитель, родитель и я в том числе будем решать их по-своему. Будем решать
проблемы согласно своему уровню воспитания, своему уровню компетенции и
мотивации, пользуясь теми средствами, которые нам отпущены; ориентируясь, к
сожалению, на те приоритеты, которые царят в нашем окружении. Предложениям по
каждой группе проблем можно и нужно было посвятить отдельные доклады.
Отпущенным мне временем, я воспользовался хотя бы для того, чтобы описать
угрожающие тенденции, которые беспокоят все большее и большее число людей. (Сл
16)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.