Главная / Начальные классы / Доклад "Мотивация -залог успешной учебы"

Доклад "Мотивация -залог успешной учебы"

hello_html_m2c20f2eb.pnghello_html_m29c2088e.gifhello_html_m26da385c.gifhello_html_63011d3c.gifhello_html_m62aa85c6.gif



































hello_html_14a9f052.gifС 1 сентября 2011 учебного года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (ФГОС НОО) . Системообразующим компонентом ФГОС, которые направлены на результат образования является деятельностный подход: переход от ситуации успеха к ситуации разрыва через постановку учебной задачи, моделирование и конструирование, продвижение от диагностической работы на входе через коррекцию к диагностической работе на выходе, проверочная работа как переход от одной учебной задачи к другой, этап решения проектных задач.

Первоклассник должен стремиться:

-общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;

-правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;

-стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;

-уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, пытаться самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

-иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;

-корректно общаться с продавцом, врачом и т. д;

-предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

hello_html_m770a42f1.gifhello_html_423dd1ba.gifКаждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает. Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.

Три кита учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).

КИТ 1

Ощущение самостоятельности поиска:

«Мы это поняли, узнали, придумали сами!»

Главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективные работы и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

Техника «Проблемные вопросы»

Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться. Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

Следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать.

Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте — дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. «Да здравствует ошибка!» -это один из методических приемов, которые использует в своей работе Ш.Амонашвили(кроме контрольных.

Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»

Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать.

Я это знал(а)

Это для меня новое

Это противоречит тому, что я знал(а)

Я хочу об этом узнать побольше.

Важно не само по себе знание, но и умение его добывать, всевозможные ПОЧЕМУ. «Мозг хорошо устроенный лучше, чем хорошо наполненный» (Монте-15 век)

КИТ 2

Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать»

(«Мы не пешки, у нас есть выбор!»)

Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность.

КИТ 3

Ощущение компетентности:

«У меня это получается, я понял, я умею!»

Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным (успешным). Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться.

В первом классе у детей преобладает внешняя мотивация к учению, причем положительные мотивы сильнее отрицательных. Ребенок начинает понимать, что знания нужны не для того, чтобы кому-то доставить удовольствие или чтобы быть не хуже других, а для того, чтобы быть более развитым, иметь в будущем хорошую работу. Об этом свидетельствует и динамика мотивации. Если в первом классе внутренние мотивы составляли 18,5% от общего числа ответов, то в четвертом - уже 71,6%.Для сознания ребенка, обучающегося в начальной школе, наиболее значимы такие познавательные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Ребенок осознает общественную значимость учения, и это создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы - результат социальных влияний. В связи с той значимостью, которую младшие школьники придают мотивам самоопределения и самосовершенствования важно строить учебный процесс так, чтобы учащийся «видел» свое движение вперед. Это возможно, если ученик отдает себе отчет в том, что он уже знает и чего еще не знает.

Для поддержания устойчивого интереса к учебной деятельности у младших школьников необходимо постоянно создавать ситуации успеха. Интерес к учебному предмету тесно связан с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. Подкрепляется это чувство похвалой, одобрением учителя, который подчеркивает каждый даже самый маленький успех, так как для формирования положительного отношения к учению очень важно закреплять радость от успеха. В своих исследованиях Л.С. Выготский отмечает, что интерес учащихся не должен быть связан лишь с похвалой, страхом, желанием угодить. Интерес учащихся, по его мнению, зарождается и сохраняется лишь в том случае, если вся школьная система построена " в непосредственной близости к жизни, учит детей тому, что их интересует, начинает с того что им знакомо и естественно возбуждает интерес". Педагогу, особенно в начальной школе, следует избегать однообразия и монотонности в учебном процессе и стремиться поддерживать необходимую напряженность процесса обучения. Поступивший в первый класс ребенок как бы выражает себя в формуле: "Я хочу учиться". С помощью учителей в начальной школе он трансформирует представление о себе таким образом, что в подростковом возрасте проявляет себя в формуле: "Я хочу и могу учиться". Далее, в старшей школе в сотрудничестве с педагогами и сверстниками укрепляется убеждение, с которым он покидает школу: "Я могу учиться и хочу учиться всю жизнь.»

Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов.

В арсенале каждого учителя начальных классов нашей школы имеются педагогические технологии: игровые, коммуникативные, исследовательские, здоровьесберегающие, информационные ( о презентациях).

Необходимо помнить о работе с родителями (тематические родительские собрания, на которых знакомят с психологическими и физиологическими особенностями младших школьников, раскрывают роль родителей в формировании учебной мотивации , создание портфолио, памятки)







Рекомендации учителю начальных классов:

-смена видов деятельности от 4 до 9 раз за урок

-повторять главное существенное от3 до 7 раз на разных этапах в разных формах

-каждые 12 минут отключается слуховое внимание

-девочки включаются в урок на 3-ей минуте, а мальчики на 17

-девочки любят рассказ, мальчики-показ

-мальчики не могут выдавать каллиграфический почерк т.к. любят играть с машинками, лего, девочки-играют с мелкими предметами, развивают мелкую моторику

-мальчики хуже воспринимают чужую речь, им надо советовать , рассказывать

-мальчика надо хвалить четко, конкретно, а девочку сюсюкая и в конце сказать «молодец»

-мальчикам не нравятся монотонные действия

hello_html_mea87ba2.gif

на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение. Особое внимание требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача учителя – проявлять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски.

В первом классе следует специально учить детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы. Здесь требуется терпеливая длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно объясняющая что и как делать.

При организации деятельности по решению учебной задачи необходимо учить детей планировать свои действия. Очень важно побуждать детей проговаривать вслух последовательность действий, осуществлять самостоятельно контроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления.

Необходимо обратить внимание на структуру урока в первом классе. Она должна быть «дробной», то есть включать несколько видов деятельности.

Типов урока на данный момент насчитывают около 50.Но чаще всего учителя используют классификацию в зависимости от места урока в данной теме.Урок изучения нового материала, урок совершенствования и углубления знаний, умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и коррекции.

Для первоклассников ещё очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это прежде всего относится к игре. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать игру, не исключать её из жизни первоклассника. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые игры и игры с правилами. Игра с правилами, также как и учебная деятельность, обязательно даёт результат, развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. Игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке (дидактические), заполнять перемены и динамические паузы (подвижные, настольно-печатные). Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребёнок усваивает систему эталонов – этических, сенсорных, практических. Ролевые игры важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения. Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы. Игра - наиболее знакомая и комфортная форма деятельности для младшего школьника. Проведение занятия или его части в игровой форме позволяют активизировать внимание ученика, интерес к теме, повысить работоспособность и уровень усвоения материала.

В своей педагогической практике учителя начальной школы используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества учебно-воспитательного процесса. Накопленный педагогический опыт демонстрирует, что наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые отстаивают свое мнение, принимая участие в дискуссиях; рецензируя ответы своих одноклассников; объясняют более слабым ученикам непонятные задания; имеют возможность выбирать задание различного уровня сложности и пр. , работа в парах.

Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

В качестве подобных форм и приемов могут выступать:

Приём «Фантастическая добавка». В его основе - добавление к обычному учебному заданию нестандартного описания, формулировок, обстановки и пр.

Приём «Удивляй». В основе приема - использование в ходе занятия нестандартных фактов, которые можно использовать в содержании.

Прием «Отсроченная отгадка». Чтобы ученик мог комфортно переносить разрывы между учебными занятиями и быстро встраиваться в учебный процесс нужно использовать связующее звено, способное поддерживать интерес к будущему занятию долгое время. В качестве такого звена может выступать и нестандартное задание, загадка и пр.

Прием «Прогнозирование». Этот прием включает школьника в ход урока. Ему дается возможность через нестандартное начало занятия угадать, какова его тема тем самым уже начав само занятие.

Проблемные вопросы, проблемные задания. Сами по себе эти задания не имеют однозначных ответов и способов решения. При совместном их обсуждении проявляются сразу несколько альтернативных взглядов, что ведет к активизации соперничества, желании разобраться в нестандартной форме задачи.

Связь изучаемого с ранее изученным. Так называемый метод межпредметных связей позволяет помочь ученику увидеть систему обучения в целостности. Зачастую, школа с первого года обучения скрывает от ученика то, что он получит по окончанию образовательного процесса. Ученик должен знать, что и зачем сейчас изучается, как это связано с уже изученным и как это поможет ему в изучении другого материала позже. Это же и даст возможность ученику в будущем осознанно выбирать предпочитаемые для него предметные области.













Установка и действия педагога:

Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановки учебных задач

Совместный с учащимися учет возрастных особенностей школьников.

Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановки учебных задач

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.

Нестандартная форма проведения урока.

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке.

Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности.

Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.

Эмоциональная речь учителя. Стиль общения.

Анкетирование:

-Хорошо быть…

-Еще лучше…

-Но лучше всего…

(Строгим, добрым, справедливым-оценка детей )

Применение поощрения и порицания.

Вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним).

Формирование адекватной самооценки у учащихся.

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.

Использование игровых технологий.

Создание ситуации успеха.







В конце необходимо отметить важность постоянного мониторинга учебной активности учащихся, слежение за изменением уровня учебного интереса и учебной мотивации. Проводить подобную работу нужно периодически как минимум дважды в год.

Портрет московского первоклассника в 2012 году.

В основе мониторинга образовательных достижений учащихся начальной школы используется комплексный адаптационный ресурсный подход, ставящий конечной целью проведения диагностики разработку рекомендаций для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в ходе обучения в начальной школе на основе обследований учащихся, анкетирования учителей и родителей. По результатам опроса родителей, при поступлении в школу 91,6% первоклассников хотели учиться. В конце первого месяца обучения родители отметили, что с охотой идут в школу около 74,5% детей, чуть больше пятой части детей идут в школу без особого желания (22,1%), но спокойно. Небольшое число детей (около 2,2%) демонстрировали различные негативные эмоциональные проявления при необходимости идти в школу. По мнению учителей, 79,2% первоклассников в целом готовы к обучению в школе. По чтению хорошо готовы 62,2% первоклассников (64,3% – в прошлом году), по письму – 54,9 (53,8%), по счету – 78,9% (78,2%).

Определенные трудности в обучении могут испытывать 15,2% детей (15,5% - в прошлом году), в том числе дети мигрантов (2,7% от числа обследованных первоклассников), которые общаются дома не на русском языке. Родители более оптимистичны: только 2,3% опрошенных считают низким уровень подготовки детей к школе.

По результатам опроса родителей, 89,6% первоклассников (так же как и в прошлом году) хорошо и очень хорошо умеют общаться со взрослыми, успешно общаются с учителем 92,1% и со сверстниками 91,2%. Однако 10,9% детей, поступивших в школу, испытывают большие трудности в общении.

Следует отметить, что с каждым годом пусть незначительно, но увеличивается доля детей, которые не стесняются в незнакомой ситуации, могут хорошо управлять своим поведением, организовать учебную деятельность дома. Опрос 2012 года показал, что 80,03% первоклассников могут успешно осваиваться в новой обстановке (в 2010 году - 78,2%), 61,5% первоклассников могут хорошо управлять своим поведением (57,4% – в 2010 году). При организации учебной деятельности дома необходима помощь 36,6% детей (40,1% - в 2010 году). Помощь логопедов необходима каждому пятому первокласснику: у 21,5% детей имеются нарушения произношения или заикание. По оценкам родителей, около 14% детей имеют проблемы с мелкой моторикой рук. 38,9% детей по оценкам учителей плохо готовы к письму. (Наблюдается тенденция к снижению и по сравнению с другими регионами доля этих детей меньше). Следует отметить увеличение количества классов, в которых есть первоклассники, испытывающие трудности в понимании русской речи, до 4,7% (в 4,7% классов более 5 учеников с трудом понимают русскую речь).





За уши зайца

Несут к барабану.

Заяц ворчит:

«Барабанить не стану!

Нет настроенья,

Нет обстановки,

Нет подготовки!

Не вижу морковки!»

Доклад "Мотивация -залог успешной учебы"
  • Начальные классы
Описание:

Широко известно: «Хорошо учится тот, кто хочет учиться».

Учителя говорят: «Дайте нам тех, кто хочет учиться, — мы научим их всему!».

Беда в том, что желающих учиться год от года становится, увы, меньше, а не больше. По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе  тягу к знаниям имел, в первом полугодии (к декабрю) мы теряем еще 20%.

         Правда, нужно сделать одно уточнение — ребята не просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как им предлагают это делать сегодня. Возникает резонный вопрос: почему не хотят?

Учителя, пытаясь ответить на этот вопрос, называют обычно: перегрузка, неинтересно, телевидение — круче, просто лень; трудно; не умеют; не понимают, зачем им это надо; проблемы со здоровьем. Безусловно, перечень можно продолжить. Понятно, что причин много, они разные. Однако важно, что на некоторые из них мы можем-таки повлиять. Попробуем разобраться, что здесь в наших силах, что нам необходимо учесть, чтобы сделать учебную ситуацию действительно мотивирующей к учению.

Автор Баневич Ольга Михайловна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 438
Номер материала 48063
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓