Главная / Биология / Доклад "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РИСУНОЧНОГО ПИСЬМА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"

Доклад "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РИСУНОЧНОГО ПИСЬМА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"

hello_html_m232dfa9c.gifhello_html_m359c620.gifhello_html_m404e9f48.gifhello_html_m339fc01e.gifhello_html_2956b3bf.gifhello_html_m242c2ae4.gifhello_html_12a8c772.gifhello_html_5e5064f3.gifhello_html_mc534773.gifhello_html_3c21fa3b.gifhello_html_m4de2d86a.gifhello_html_m12f6585f.gifhello_html_78f54aee.gifhello_html_7e6fa2e8.gifhello_html_m6257055b.gifhello_html_m12e89223.gifhello_html_76b0c9d2.gifhello_html_47dd1662.gifhello_html_m6257055b.gifhello_html_76b0c9d2.gifhello_html_m6fc24954.gifhello_html_76b0c9d2.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m20673468.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gif



МОУ «КАМЕНСКАЯ ОСШ № 3»











ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

РИСУНОЧНОГО ПИСЬМА

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ









Выполнила:

учитель биологии

1 кв. категории

Яцкова Е.А.









г.Каменка

С момента появления письменности особая роль в обучении грамоте стала отводиться занятиям по формированию навыков письма. Если в недалеком прошлом акцент делался на формирование у детей умений не только правильно, но и красиво писать, то в настоящее время в результате развития скорописи (быстрого письма), увеличения объема учебного материала и изменений условий социальной жизни требования к внешнему оформлению письма теряют свою актуальность. Пиктографическое письмо (от латинского pictus – нарисованный и греческого grapho – пишу), или рисуночное письмо – это способ отображения содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков.

Задачи совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе вызвали необходимость поиска учителем новых форм и методических приемов обучения. Опыт работы в этом направлении показал высокую эффективность применения рисуночного письма в процессе обучения школьников при изучении всех курсов биологии.

При использовании рисуночного письма учащиеся достаточно успешно усваивают и могут почти дословно пересказать ранее изученный на уроке учебный материал. С такой же подробностью они воспроизводят полученные знания и в последующем, даже не имея перед собой рисунков-сигналов.

Эффект применения рисуночного письма связан с тем, что учащиеся легко запечатлевают изображаемые учителем сигналы, а затем используют зрительные образы в качестве плана своего рассказа и источника определенной информации.

Наблюдаемое явление согласуется с данными психологии, свидетельствующими о том, что с самого раннего детства необходимо тренировать работу всех анализаторов: введение информации (преднамеренное или непреднамеренное) только через какой - либо один анализатор, как правило, приводит к тому, что системы головного мозга, связанные с другими органами чувств, переходят в нерабочее, заторможенное состояние.

Отображение основного содержания материала последовательным рядом рисунков, так называемое рисуночное письмо – один из древних способов передачи и закрепления знаний. В наше время в процессе обучения оно используется, к сожалению, мало. Однако с различными рисунками – сигналами учащиеся встречаются в учебниках, в повседневной жизни.

На мой взгляд, сигналы облегчают поиск необходимых сведений, увеличивают информационную емкость учебного материала, дают возможность учащимся легко ориентироваться в нем. Однако следует помнить, что частое применение рисуночного письма, как показывает практика, ведет к снижению интереса учащихся к данному виду работы.

Рисунки-сигналы целесообразно вводить в ходе беседы при составлении, например, характеристики изученной группы животных. Сигналы могут изображаться нами на классной доске или демонстрироваться в виде готовых рисунков на отдельных листах бумаги. Можно сочетать и то и другое.

Следует помнить, что заранее подготовленный дидактический материал должен отвечать определенным требованиям. Целесообразно, чтобы формат бумаги был равен половине ватманского листа бумаги. Различные рисунки-сигналы следует изображать на разном фоне: экологического содержания - на голубом, отображающие анатомо-морфологические сведения о пищеварительной системе - на зеленом, о кровеносной - на красном и т.п. (фон бумаги желательно должен соответствовать цвету, которым обозначена та или иная система органов на схематических рисунках учебника биологии).

После подведения итогов работы обычно предлагаю учащимся мысленно проговорить характеристику изученной группы животных или биологического процесса по опорным сигналам, а затем вызываю двух учеников к доске для выявления результатов проведенной работы.

Рисунки-сигналы должны быть простыми, чтобы их можно было легко и быстро изобразить на классной доске (и в рабочих тетрадях) в ходе беседы и при этом не требовалось специальное умение хорошо рисовать. В то же время они должны быть информативными.

Важно, чтобы часть сигналов могла быть использована при составлении характеристики нескольких систематических групп животных или целого ряда биологических процессов и позволяла нам вносить в них некоторые изменения, отражающие особенности той или иной систематической группы, например, классы животных в типе Позвоночные.

Сигнал, отражающий информацию о распространенности животных, можно использовать применительно к членистоногим, птицам, млекопитающим (он условно обозначает степень распространения той или иной группы организмов на Земле).

Сигнал, отражающий сведения о средах жизни животных, также может быть "подвижным": если речь идет о типе или классе животных, заселивших в основном водную среду, изображение сигнала начинается с обозначения большого участка воды.

Сигнал для отображения уровня организации животных типа или класса представлен тремя прямыми - две взаимно перпендикулярные и одна, делящая образуемый угол пополам.

hello_html_m4e71e82.gif


При составлении характеристики животных, имеющих высокую степень организации, стрелка обозначается на свободном конце вертикальной прямой (как в нашем случае). В характеристике животных сравнительно невысокой организации - на свободном конце средней прямой, низкой организации - на конце горизонтальной прямой.

Удачны, на мой взгляд, рисунки-сигналы, помогающие школьникам запомнить особенности покровов тела позвоночных животных. Кожа тонкая, богатая железами, выделяющими слизь, обозначена нами отрезком прямой и схематическим изображением под ней нескольких желез. Для отражения особенностей кожный покров пресмыкающихся, птиц, зверей на прямой сверху условно обозначаются соответственно роговая чешуя, перья, волосы.

Увеличивается информационная емкость сигнала и двумя стрелками над изображением кожи (одна стрелка обращена острием вниз, другая - вверх). Эти стрелки сигнализируют о том, что через кожу осуществляется газообмен, а если они перечеркнуты, то это свидетельствует об отсутствии газообмена через покровы тела. Стрелка, направленная вниз от изображения перьев или волос, обозначает периодическую смену покровов (линьку).

Явление регенерации условно изображается в виде плоского червя планарии с двумя головами, развившимися после продольного рассечения передней части тела.

Лучевую симметрию тела представляем в виде небольшого круга, через центр которого проводим несколько взаимно перпендикулярных линий,


а двустороннюю симметрию - в виде схематизированной планарии (или овала) с линией, проходящей вдоль ее тела.






В характеристику систематической группы животных можно ввести сведения об особенностях их местообитания и обозначить посредством соответствующих сигналов. Так, если животные обитают в лесах, то можно изобразить схематично лиственное или хвойное дерево, в горах - силуэт горы и т.д. При разработке сигналов такого характера можно воспользоваться условными обозначениями, применяемыми в школьных атласах по географии.

Сигналами можно отобразить образ жизни животных: сумеречный и ночной– полудиском Луны ( , дневной образ жизни – Солнцем .


Системы органов животных отобразить в виде обобщенных рисунков-сигналов несколько труднее, так как их строение нельзя чрезмерно упрощать. Поэтому чаще приходится ограничиваться схематическим изображением отдельных органов и других анатомических структур. Например, кровеносная система незамкнутого типа может быть изображена сплошным и прерывистым полукольцами; кровеносная система замкнутого типа с двумя кругами кровообращения – двумя разными по величине кольцами, соединенными между собой.


к.с.н. к.с.з.

Развитие животного без превращений (прямое развитие) можно показывать схемой: маленький треугольник – стрелка – большой треугольник. Например, развитие пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

П.р.

Развитие насекомых или земноводных с превращениями (непрямое развитие, развитие с превращением) представляем схематично в виде разных фигур. Например, развитие комнатной мухи или бабочки крапивницы.


Н.р. (р/п)

Я Л К И


Особую ценность рисунков-сигналов подчеркивают обобщающие уроки, уроки семинары, уроки зачеты, уроки изучения нового материала.

Донецкий учитель – новатор В.Ф. Шаталов, более 10 лет применявший в преподавании астрономии, физики и математики разработанный им метод опорных сигналов, доказывает, что такое обучение эффективнее традиционного. Опорный сигнал – это графический символ, замещающий смысл какой-то информации, одной или нескольких фраз в тексте учебника. Сигнал может быть в форме ключевого слова, термина, цифры, рисунка, схемы, стрелки или других знаков. Глядя на опорный сигнал, учащийся быстро вспоминает их смысл и расшифровывает содержание, рассказывает в развернутом виде. Опорные сигналы – это «узелки на память».

Опорный конспект – это система логически взаимосвязанных опорных сигналов учебного материала одного или нескольких уроков. Обычно включает 300-600 типографических знаков (рисунки, стрелки и т.д.) на одном листе бумаги. Заранее готовятся копии из расчета количества учеников в классе. Учащиеся могут копировать конспект и на уроке, но это занимает много времени.

В учебной работе опорные сигналы выполняют несколько функций:

- служат наглядным пособием при объяснении учителя;

- упрощают и ускоряют процесс подготовки учащихся к уроку;

- позволяют увеличить объем изучаемого материала на уроке;

- полностью снимают проблему накопляемости оценок;

- развивают творческое мышление, познавательные силы учащихся,

- активизируют сам процесс обучения, если применяются в системе.

В основу составления опорных конспектов взяты следующие дидактические принципы:

  • лаконичность (300-600 печатных знаков, т.к. объем кратковременной памяти человека ограничен);

  • структурность (логические блоки, рамки, отделение одного блока от другого, так информация легче запоминается, быстрее воспроизводится, дольше сохраняется в памяти)

  • автономность (каждый блок должен быть самостоятельным, завершенным)

  • доступность (легко запоминающиеся знаки, опора на имеющиеся знания, что повышает интерес к изучаемой теме)

  • цветная наглядность и образность (вызывает положительные эмоции, способствует пониманию и запоминанию материала)



Советы по составлению опорного конспекта (памятка для учителя).

  1. Детально изучить по программе содержание материала, по которому будет составляться опорный конспект для урока. Выписать основные термины, причинно-следственные связи, имена ученых, их вклады в науку, открытия.

  2. Соотнести требования программы с содержанием учебника (на одном уроке может изучаться материал одного или нескольких параграфов).

  3. Хорошо знать материал текста и иллюстрации учебника.

  4. Разбить данный материал на логически завершенные смысловые блоки (части).

  5. Выделить основные термины в каждом блоке.

  6. Составить черновой вариант опорных сигналов по каждому блоку, откорректировать его в соответствии с принципами.

  7. Оформить смысловые блоки и опорные сигналы в их окончательном варианте, в цвете.

  8. Определения и формулировки не записывают, можно поставить многоточие: этот знак является для учащихся сигналом, что здесь нужна точная словесная формулировка.



Как готовить домашнее задание с использованием опорных сигналов (памятка для учащихся).

  1. Вспомнить объяснения учителя, глядя на опорные сигналы.

  2. Попытаться разобраться в опорных сигналах, не заглядывая в учебник.

  3. Внимательно прочитать текст учебника и изучить иллюстрации.

  4. Согласовать текст учебника с опорными сигналами, понять их смысл.

  5. Если все понятно, то читая учебник, особое внимание уделить деталям, которые не вошли в опорный конспект (определения, формулировки, схемы, рисунки и т. д.).

  6. Рассказать вслух содержание урока по опорным сигналам.

  7. Записать свой рассказ на диктофон, внимательно прослушать его, выявить и устранить пробелы.

  8. Письменно воспроизвести в цвете опорные сигналы по памяти.

  9. Сравнить написанное с образцом.

  10. Проработать ошибки.

Для многих учителей-биологов метод В.Ф. Шаталова остается еще малоизученным или сводится к использованию только опорных конспектов.

Рассмотрим некоторые примеры уроков с использованием опорных сигналов.




Тема: Внутреннее строение пресмыкающихся

Цель урока:

Ознакомление учащихся с внутренним строением пресмыкающихся.

Сравнить полученные знания с заранее изученной темой.

Продолжить ознакомление с узловыми понятиями темы и их отображение посредством пиктограмм.

Ход урока:

I. Повторение пройденного материала:

Расскажите о внешнем строении пресмыкающихся.

Сравните внешнее строение пресмыкающихся и земноводных, объясните причины отличительных признаков.

Игра “Переводчики”.

К доске выходят два ученика, один из них пишет на доске схему.

hello_html_m644371d8.png

По другой таблице показывают эти части скелета, затем дают более полную характеристику каждой части скелета. Например:

hello_html_m3a202f36.gif

Другой ученик по таблице показывает эти части и рассказывает их особенности. Затем выходит другая пара и рассказывает “позвоночник”. И последняя пара объясняет строение конечностей и их поясов.

В данной игре много положительных моментов: учитель проверяет сразу двоих учеников; ученик должен в данной ситуации не просто выучить параграф, а осмысленно пропустить данный материал через себя; другие ученики внимательно слушают, проверяют и дополняют.

II. Основная часть урока (изучение нового материала).

Учитель: Сегодня мы познакомимся с внутренним строением еще одной группы позвоночных животных, это пресмыкающиеся. В полости тела, как и у земноводных, мы найдем следующие системы:


  1. Пищеварительную

  2. Кровеносную

  3. Дыхательную

  4. Выделительную

  5. Нервную

  6. Систему органов размножения


В ходе изложения материала составьте в тетрадях краткую схему внутренних систем организма пресмыкающихся.

Итак, пищеварительная система у пресмыкающихся более дифференцирована, чем у земноводных. Зубы расположены на челюстях, они однотипны и их количество велико.

Подумайте и скажите, каково значение зубов у пресмыкающихся? ( Основное их значение - это захват пищи, а также для защиты).

В ротовой полости находится плоский суживающийся спереди вильчатый язык, он помогает в захвате и проглатывании добычи, а также это орган осязания.

Пресмыкающиеся - это истинно наземные животные и у них хорошо развиты слюнные железы. У некоторых видов слюна ядовита. У многих пресмыкающихся происходит процесс образования твердого нёба, что отделяет носоглотку от ротовой полости. Пища через короткую глотку попадает в пищевод. Пищевод открывается в желудок. В желудке пища переваривается с помощью пищеварительного сока, выделяемого внутренней стенкой желудка. Затем идет кишечник, в кишечник впадает проток поджелудочной железы и печени с желчным пузырем. Тонкий отдел кишечника намного удлинен по сравнению с земноводными, а толстая короткая и заканчивается клоакой. На границе тонкой и толстой кишки имеется небольшой вырост – зачаток слепой кишки (слепой отросток).

hello_html_55524cb5.png

Схема пищеварительной системы пресмыкающихся в тетрадях учащихся

Кровеносная система (2 предсердия и 1 желудочек).

Сердце трехкамерное, но в желудочке появляется зачаток перегородки, которая полностью разделяет желудочек сердца только у крокодилов, но кровь все равно смешивается. В левое предсердие поступает артериальная кровь от легких, а в правое – венозная кровь от органов. Кровеносная система замкнутая.

hello_html_20b5d294.png

Схема кровеносной системы пресмыкающихся в тетрадях учащихся

Дыхательная система.

Органом дыхания у пресмыкающихся служат легкие. Кожа покрыта чешуей и не пропускает газообразные вещества. Легкие большие, ячеистые. Благодаря появлениям множества перекладин увеличивается площадь поверхности легких, через которую осуществляется газообмен. Появляется трахея, имеющая хрящевые кольца, которая подразделяется на два бронха. Во время прохождения через трахею воздух очищается от пыли, температура приближается к температуре тела. Вдох и выдох происходит более эффективно, чем у земноводных, благодаря появлению грудной клетки.

В состав дыхательной системы входят: ноздри – носовая полость - хоана – глотка – гортань – трахея – бронхи – легкие.

В дыхании большую роль играет грудная клетка, благодаря которой объем легких при вдохе сильно увеличивается и уменьшается при выдохе.

hello_html_m7be78d5b.png

Схема дыхательной системы пресмыкающихся в тетрадях учащихся

Выделительная система.

Почки тазовые, расположены в заднем отделе брюшной полости и прикрыты костями таза. От почек отходят мочеточники, открывающиеся в клоаку. От брюшной стенки клоаки в виде тонкостенного слепого выроста отходит мочевой пузырь.

У земноводных конечный продукт обмена белков - мочевина, на удаление которой требуется много воды. А у пресмыкающихся конечный продукт – мочевая кислота, на выделение которой организм тратит меньше воды.

hello_html_4cc23f29.png

Выделительная система пресмыкающихся в тетрадях учащихся.

Нервная система

В связи с более подвижным и сложным образом жизни нервная система рептилий развита лучше, чем у амфибий. Передний мозг более развит, чем у последних, на поверхности полушарий появляются нервные клетки – зачаток коры головного мозга. Поэтому у рептилий быстрее устанавливаются новые связи с внешней средой, чем у их предков. Роль головного мозга как координатора жизнедеятельности всего организма возрастает. Мозжечок развит лучше, чем у земноводных в связи усложнением движений и необходимостью сохранять равновесие. Продолговатый мозг также развит лучше, чем у земноводных и имеет характерный для пресмыкающихся вертикальный изгиб. Из органов чувств, наиболее хорошо развиты глаза, они более подвижны и приспособлены к видению на разном расстоянии.

hello_html_m7ebc3e11.png

Схема нервной системы пресмыкающихся в тетрадях учащихся

Мы закончили ознакомление с внутренним строением пресмыкающихся. Теперь попробуйте объяснить материал, используя схемы.

В ходе воспроизведения отдельные ребята дополняют сведения из дополнительной литературы.

Пищеварительная система:

Состав слюны (2 мин.)

Особенности строения и значения языка (2 мин.)

Функция тонкого кишечника (2 мин.)

Кровеносная система:

Большой круг кровообращения (2 мин.)

Малый круг кровообращения (2 мин.)

А теперь попробуем сравнить определенные системы внутренних органов пресмыкающихся и земноводных.

III. Д.З.

При использовании учебника Латюшина В.В., Шапкина В.А. такую схему можно ввести в качестве ознакомления с классам пресмыкающихся или в конце изучения всех сведений о данном классе животных для создания целостной картины.



Урок 1. Кожа. Ее строение и функции.

Методические особенности этого урока – подача нового материала крупным блоком и введение опорного конспекта.

Структура урока

I. Изучение нового материала – 35 мин.

II. Закрепление и обобщение знаний с использованием ОК – 8 мин.

III. Задание на дом – 2 мин.

После сообщения темы урока и восстановления опорных знаний проводится изучение нового материала.

1. Кожа как зеркало здоровья (беседа с применением рисунков “Здоровая и больная кожа”).

2. Строение кожи и ее функции (объяснение учителя с использованием таблиц и рисунков в учебнике).

3. Гигиена кожи (сообщение ученика).

4. Роль кожи в терморегуляции: значение постоянной температуры тела для жизнедеятельности человека и животных (беседа с привлечением знаний по разделу “Животные”); теплорегуляция у человека, ее особенности (рассказ учителя, беседа, работа с учебником); тепловой и солнечный удары, оказание первой помощи (сообщение учащегося).

Более подробно о введении в урок опорного конспекта.

Объясняя строение кожи, учитель вычерчивает на доске цветными мелками схему опорного конспекта и обозначает на нем основные элементы кожи: эпидермис, дерму, подкожную клетчатку, сальные и потовые железы, нервные окончания и кровеносные сосуды. Функции кожи и физиологические процессы, в ней происходящие, обозначаются в конспекте сигналами, цифрами, буквами, стрелками, символами. Легкие по исполнению сигналы, такие, как “L” – обозначающие взаимосвязь строения и функции кожи; “36,6 °С” – роль кожи в поддержании постоянства температуры тела; “Q” – тепловой удар и другие, в ходе рассказа учитель рисует на доске. Наиболее трудоемкие сигналы используются готовыми, рисуются заранее на плотной бумаге.

Постепенное введение в урок опорного конспекта способствует поэтапному формированию знаний, акцентирует внимание учащихся на основном, главном материале. Когда трудно быстро изобразить на доске содержание конспекта, чтобы не тратить время урока, мы вводим опорный конспект в готовом виде (например, в теме “Железы внутренней секреции”).

При этом учитель всегда кратко повторяет (закрепляет) основные понятия темы, используя для этого заранее подготовленный цветной конспект. В ходе краткого повторного объяснения материала учитель акцентирует внимание класса на самом сложном и важном и раскрывает окончательный смысл всех сигналов конспекта (рис. 1). После этого он вызывает ученика, который еще раз повторяет содержание конспекта.

D:\методика\самообразование. доклады\рис 1 к тексту.gif

Рис. 1. Опорный конспект по теме "Строение и функции кожи"

Домашнее задание дается учащимся не жестко, т.к. изученный на уроке материал будет еще несколько раз прорабатываться на последующих занятиях. На данном уроке классу предлагается прочитать дома статью в учебнике и к следующему уроку уметь воспроизводить опорный конспект. Одному ученику предлагается подготовить сообщение по теме “Значение закаливания организма”.


Урок 2. Уход за кожей, закаливание.

Это комбинированный урок, на котором проводятся закрепление, оценка знаний учащихся и изучение новой темы.

Структура урока

1. Письменная работа по воспроизведению опорного конспекта по теме “Кожа” – 10 мин.

2. Устная проработка изученного материала и оценка знаний учащихся – 10-12 мин.

3. Изучение нового материала – 22–24 мин.

На дом школьникам задается самостоятельное составление творческого опорного конспекта по теме “Гигиена кожи и закаливание организма”. Рекомендации по составлению таких конспектов выдаются каждому ученику в начале учебного года и наклеиваются на первую страницу тетради с опорными конспектами.

Вот эти рекомендации.

1. Вдумайтесь в название темы конспекта, вспомните материал, изученный на уроках по этой теме.

2. Изучите текст соответствующих параграфов учебника, прочитайте дополнительную литературу по этому вопросу, выделите основные понятия, термины.

3. Составьте план конспекта.

4. Продумайте символику опорных сигналов.

5. Приступая к графическому изображению опорных сигналов, не забывайте о логике изложения материала.

6. Не злоупотребляйте фактическим материалом, иначе конспект получится громоздким и трудным для понимания.

7. Для составления конспекта используйте сначала простой карандаш, и только убедившись, что достигли цели, приступайте к его раскрашиванию. Помните о смысловой нагрузке цвета.

8. Подготовьте устный рассказ по составленному конспекту.

Для выполнения задания предлагается прочитать текст учебника и дополнительную литературу: Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека – М.: Просвещение, 1971; Хрипкова А.Г., Колесова Д.В. Гигиена и здоровье. Пособие для учащихся – М.: Просвещение, 1983; ряд газетных и журнальных статей.

Выполнение подобной работы развивает творческие возможности школьников, расширяет их кругозор, повышает интерес к знаниям. Нет необходимости делать такие конспекты по каждой теме. За год учащиеся 8-го класса могут составить 7-8 творческих конспектов. Оценивает их работу учитель.




Урок 1 . Роль эндокринной регуляции.

Это урок изучения новой темы.

Структура урока

1. Изучение нового материала – 35 мин.

3. Закрепление материала по опорному конспекту – 7 мин.

4. Задание на дом, выставление оценок – 2 мин.

Новый материал по теме “Железы внутренней секреции” включает вопросы трех уроков программы, которые объединены в крупный блок. Материал изучается в следующей последовательности.

1. Гормоны – продукты жизнедеятельности желез внутренней секреции. Их свойства и значение в организме (работа школьников с учебником, беседа).

2. Железы внешней секреции (беседа для восстановления опорных знаний).

3. Железы внутренней секреции (самостоятельная работа учащихся с учебником, беседа).

4. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы, надпочечников. Роль инсулина и адреналина в углеводном обмене. Гормоны щитовидной железы как регуляторы окислительных процессов. Гормоны гипофиза, их роль в регуляции процессов роста (рассказ учителя, демонстрация слайдов, таблиц).

5. Взаимосвязь деятельности желез внутренней секреции (формулирование выводов по материалу урока).

6. Нервная и гормональная регуляции функций организма (обобщающий рассказ учителя).

При объяснении нового материала используются учебные таблицы. В заключение на экран проецируется опорный конспект (рис. 2). Закрепляя материал, учитель повторяет его содержание.

D:\методика\самообразование. доклады\метод шаталова в биологии.gif

Домашнее задание: изучить ОК “Железы внутренней секреции”; уметь письменно восстанавливать. По учебнику выучить §58-59.





Урок 2. Закрепление знаний учащихся по теме

Железы внутренней секреции”

Структура урока

1. Письменная работа по воспроизведению опорного конспекта “Железы внутренней секреции” – 12 мин.

2. Тестовый контроль знаний учащихся – 5 мин.

3. Ответы учителя на вопросы, предназначенные для взаимоконтроля знаний, – 28 мин.

Письменная работа проверяется ассистентами, оценки заносятся в ведомость “открытого учета знаний”. Затем каждый ученик получает задание и дает соответствующие ответы.

Задание для контроля по теме “Железы внутренней секреции”.

1. В крови больного обнаружено повышенное содержание сахара. Это вызвано недостатком: а) гормона роста; б) инсулина; в) гормона щитовидной железы.

2. На рост человека непосредственно влияют гормоны: а) надпочечников;

б) поджелудочной железы; в) щитовидной железы; г) гипофиза.

3. Укажите гормоны, обладающие противоположным действием и обеспечивающие постоянный уровень содержания глюкозы в крови: а) адреналин; б) инсулин; в) гормон роста; г) гормон щитовидной железы.

4. “Дирижером оркестра” эндокринных желез образно называют: а) щитовидную железу; б) гипофиз; в) надпочечники; г) поджелудочную железу.

5. Врачи предписывают больным, страдающим микседемой, препарат: а) гормона роста; б) гормона щитовидной железы; в) адреналин; г) инсулин.

При проведении взаимоконтроля ответы на поставленные вопросы дает сначала учитель, а потом ученики. Вопросы составляются учителем с учетом основных требований к знаниям и умениям учащихся. Они отпечатываются и раздаются каждому ученику. Школьники зачитывают их, а учитель четко и лаконично отвечает, используя таблицы, рисуя схемы, обращаясь к опорным конспектам. Впоследствии в ответах учащиеся вправе предлагать свой вариант изложения материала.

На дом учащиеся получают задание подготовиться к уроку взаимоконтроля: повторить материал учебника и содержание опорных конспектов.
















Опорная схема по теме «Внутренняя среда организма»

Внутренняя среда организма

Кровь Лимфа Межклеточное вещество

Транспортная Защитная Транспортная

Питательная Транспортная

Дыхательная

Защитная

hello_html_m514e3de4.pnghello_html_703cc3a6.pnghello_html_m53878f28.png















Органы иммунной системы

Центральные периферические

Красный костный мозг миндалины, лимфатические узлы,

тимус селезёнка, аппендикс



вырабатывают лимфоциты

Т-лимфоциты В-лимфоциты

(клеточный иммунитет - фагоцитоз) (гуморальный иммунитет – антитела)





Анализ научной и психолого-педагогической литературы показал, что ответ на вопрос: почему у учащихся в процессе обучения слабо развивается монологическая речь, мало изучен. Объектом исследования является процесс обучения школьников с применением рисуночного письма на уроках биологии. Предметом исследования – рисуночное письмо как элемент развития монологической речи у учащихся. Методы исследования: наблюдение, тестирование, констатирующий эксперимент, беседы с учащимися, родителями, учителями, анкетирование. Предполагается, что направленный процесс развития у учащихся монологической речи на уроках биологии возможен при соблюдении следующих условий:

1. Использование рисуночного письма как субъекта обучения.

2. Применение личностно-ориентированнного подхода в обучении.

3. Активизация внутренних мыслительных процессов в ходе получения новой информации.

Методологическую основу исследования составляют:

- методика обучения биологии по В. Ф. Шаталову;

- методика составления пиктографического (рисуночного) письма по А. В. Теремову (журнал «Биология в школе» №6, 7, 8 за 2001г: «Рисуночное письмо как средство обучения» автор к.п.н., МПГУ А. В. Теремов);

- научная и психолого-педагогическая литература.

Научные исследования на сегодняшний день показывают, что формальное заучивание и запоминание учебного материала малоэффективно. Большое разнообразие и широко используемое обучение с помощью схематичной наглядности показывает огромный обучающий потенциал. Но они всё же не полностью или недостаточно оказывают развивающего действия, и в ходе обучения не полностью раскрывают творческую деятельность каждого ученика. По мнению некоторых педагогов, частные изобразительные элементы не затрагивают внутренние мыслительные процессы, которые сопровождались бы восприятием, обработкой, воспроизведением информации самими учащимися, так как опорные сигналы в большинстве своём составляются самим учителем. Важнейшее условие, определяющее успешность восприятия пиктограмм и идеограмм рисуночного письма, - одновременная активизация слуховых и зрительных процессов. Так как с помощью рисунков показывают, а с помощью слов рассказывают, то источник зрительной информации отражается в мозгу одновременно, а слуховое восприятие распределено последовательно во времени и осознаётся как не одновременное. Этот механизм выдвигает главное требование к использованию пиктограмм и идеограмм в учебном процессе – их одновременное синхронное введение с объяснением учителя.

Необходимо и дальше проводить исследования по использованию технологии рисуночного письма на уроках биологии для получения информации по ее эффективности.



Доклад "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РИСУНОЧНОГО ПИСЬМА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"
  • Биология
Описание:

Доклад"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РИСУНОЧНОГО ПИСЬМА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ" содержит сборную обширную информацию о применении технологии опорного конспекта известного В.Ф.Шаталова. В докладе подробно описаны примеры использования отдельных символов в соответствии с терминами, используемыми в уроке. Также предложены готовые удобные схемы для использования в разделах зоологии животных и анатомии человека. Представлены разработки нескольких уроков с использованием таких схем. Данная технология удобна в использовании и может послужить примером для создания собственных опорных конспектов как учителем, так и учениками. 

Автор Яцкова Елена Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 655
Номер материала 30831
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓