Фролова
Н. И.,
учитель
начальных классов
МОУ
СОШ № 12 г. Балашова
Использование
ИКТ в учебном процессе как средство активизации познавательной деятельности.
Современный
урок невозможно провести без привлечения средств наглядности. Раньше возникал
вопрос: « Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать?» На
помощь пришли компьютерные технологии. У младших школьников небогатая жизненная
практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по
программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый
иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.
Использование
ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в
информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами
работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с
помощью современных технических средств.
Применение
ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует
познавательную деятельность учащихся.
Уроки
с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяют разрядить
высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно
важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в
частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над
абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
Передо
мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли
быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны
обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь
хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации
инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на
продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи
информационно-коммуникационных технологий.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
•
усилить образовательные эффекты;
•
повысить качество усвоения материала;
•
построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
•
осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к
обучению;
•
организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и
возможностями.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
1.
Создание презентаций к урокам;
2.
Работа с ресурсами Интернет;
3.
Использование готовых обучающих программ.
Презентации
позволяют учителю:
•
наглядно представлять материал;
•
интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
•
регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
Использование
интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании.
Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают
устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать
учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью
интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели,
активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и
течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение
у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся
равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски
позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все,
что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно
передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и
диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. У учителя появилась
возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового
штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх
изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать
вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом написанное на
интерактивной доске может передаваться учащимся, сохраняться на магнитных
носителях, распечатываться, посылаться по электронной почте.
Так
же на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут
самостоятельно получить новую информацию. Во время работы на интерактивных
досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный
материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что
качественно повышает уровень современного образования.
Интернет
– новое информационное явление, перед которым мы –
учителя – оказались подобно сказочному богатырю на распутье: дорог много, выбор
широк, а мы еще не успели понять, что это и зачем оно нам. Глобальная
компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен
органично вписаться и в предметы образовательных областей. Часто картинки из
сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели
портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского
искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на
уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и
художественного труда.
Я
считаю, если учителя в своей работе используют ИКТ, значит, им небезразличен
уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько он,
педагог современной российской школы, соответствует требованиям данного
времени. Также применение новых информационных технологий в традиционном
начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших
школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески
работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое
управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в
наше время.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.