Главная / Русский язык и литература / Доклад "Использование ИКТ технологий на уроках русского языка и литературы.."

Доклад "Использование ИКТ технологий на уроках русского языка и литературы.."

Доклад «Использование ИКТ технологий на уроках

русского языка , литературы, МХК и во внеурочное время учителя русского языка и литературы сош№ 7 Мурадян Н.З.

Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности применения информационных технологий. Я полагаю, что такой подход необоснован. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.

Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Перо

Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Я работаю по следующим направлениям:

- использование готовых программных продуктов,

- работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher)

- работа с ресурсами Интернет



hello_html_m7b8f91bb.png



2 слайд

«Лишь слову жизнь дана…». Так точно и лаконично определил Бунин значение речи, русского языка в нашей жизни! Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

3 слайд

Я скептически относилась к использованию ИКТ на уроках, считая, что они умаляют роль учителя в образовательном процессе. Но, освоив ПК, поняла, как глубоко заблуждалась. Теперь компьютер – мой первый помощник. Использование ИКТ на уроках способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объём материала за счёт экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация деятельности учащихся.

4 слайд

Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическим средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но умелое использование ИКТ на уроках не только повышает эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.

5 слайд

Задачи, стоящие перед учителем – словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем писать. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.

6 слайд

Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы, проецируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, сопровождая её дополнительными объяснениями и примерами.

7 слайд

Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля усвоения знаний и навыков учащихся. Известно: чтобы грамотно писать, мало знать и понимать орфографические и пунктуационные правила, главное – выработать « автоматизированную грамотность», которая должна стать буквально подсознательным навыком. Именно в этой работе может помочь компьютер. Он пунктуален, скрупулёзен, неутомим, беспристрастен и упорен в достижении поставленной перед ним задачи. В индивидуальной работе с учеником он способен выявить все пробелы его грамотности и методически искоренять их до полной ликвидации.

8 слайд

Так, для учащихся 10-11 классов разработана программа «Подготовка к ЕГЭ», которая состоит из теоретического блока ( в форме презентаций по разным темам, вынесенным на ЕГЭ) и практических заданий, подобранных по образцу КИМов.

9 слайд

Сейчас в распоряжении учителя появилось много образовательных программ на СD с тренажёрами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. Так, методическое пособие (издательство «Планета») представляющее собой сборник уроков по русскому языку для учащихся 7-8 классов с мультимедийным приложением (CD-диск) содержит презентации к урокам, выполненные в программе Power Point, интерактивные тесты, кроссворды, игры.

10 слайд

На уроках закрепления изученного неоценимую помощь оказывают обучающие тесты, которые можно вывести на экран через проектор. Таким образом, использование тестов помогает не только экономить время, но и даёт возможность учащимся самим оценивать свои знания.

Работая над тестами, выполняя задания, дети проявляют интерес, а привнесение элемента новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников.

11 слайд

У работающего учителя всегда возникает потребность в создании собственных электронных материалов. На сегодняшний день мною собрана коллекция уроков по русскому языку и литературе для 5-11 классов, презентаций по внеклассной работе и МХК, множество тестовых материалов. Количество презентаций приближается к 150.

Применение ПК эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: школьной лекции, урока-наблюдения, урока-семинара, урока-практикума, урока-экскурсии.

12 слайд

Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудио – и видео – сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актёрское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.

В последнее время издательство «Просвещение» предлагает диски к учебникам литературы (программа В.Я.Коровиной). С большим вниманием учащиеся слушают актёрское чтение произведений, отвечают на вопросы, которые им задаёт компьютер.

На уроке литературы можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее.

13 слайд

Использование ИКТ во внеклассной работе помогает сделать классные часы «живыми», наглядными. Просмотр презентаций о вреде наркотиков, табакокурения, алкоголя, видеоряд об ужасных проявлениях СПИДа никого не оставляет равнодушными. Фотографии и видео военного времени, показанные под музыкальное сопровождение, находит глубокий отклик в сердцах подростков.

14 слайд

Современный учитель русского языка и литературы должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав учащегося - право на качественное образование. При этом информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно же, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.

15 слайд

Таким образом, использование ИКТ на уроках и во внешкольной деятельности даёт свои результаты: развивает творческие, исследовательские способности учеников, повышает их активность, способствует интенсификации образовательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает интерес к предмету, развивает у детей логическое мышление.

«Земные чувства все отдайте постиженью новизны», - эти слова Данте звучат девизом на пути освоения как мультимедийных технологий, так и педагогических.

16 слайд

Спасибо за внимание!!



Доклад "Использование ИКТ технологий на уроках русского языка и литературы.."
  • Русский язык и литература
Описание:

Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности  применения  информационных технологий. Я полагаю, что такой подход необоснован. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя. 

 

Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю  русского  языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. 

Автор Мурадян Нона Завеновна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1213
Номер материала 41384
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓