Главная / Другое / Доклад "ИГРА, КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НОВОМУ РЕЖИМУ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ"+презентация

Доклад "ИГРА, КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НОВОМУ РЕЖИМУ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ"+презентация

Название документа ИГРА доклад готовый.doc

ИГРА, КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НОВОМУ РЕЖИМУ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ.

человеческий интеллект

берет свое начало в человеческих движениях.

Г. Доман


Игра – это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием.

В младшем школьном возрасте выделяются три класса игр:

- игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

- игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью (обучающие и досуговые);

- игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей (это игры с различной степенью двигательной активности).

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят:

- игра – экспериментирование;

- сюжетные самодеятельные игры

Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические) и досуговые. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  1. игры с предметами (игрушками, природным материалом);

  2. настольные печатные;

  3. словесные игры.

Досуговые игры – это:

  1. игры-забавы,

  2. игры-развлечения,

3. интеллектуальные.

Все игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи.

Третий класс игр – это игры с различной степенью двигательной активности. Они делятся на подвижные, спортивные и оздоровительные.

В своём докладе я остановлюсь на одном из видов игр третьего класса, а именно на подвижных играх.















ИГРА

hello_html_m2bab63fd.gif

Парадоксально, но один из первых неприятных сюрпри­зов, с которыми сталкивается ребенок, переступая порог школы, — это... запрет на движение. Ведь движение является неотъемле­мым фундаментом детского развития, важнейшей частью любого вида деятельности и составляющей многих психи­ческих процессов.

Двигательная функция обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям. Работая мышцами, ребенок не только расходует, но и копит энергию, которая дает ему возможность строить тело, мозг, интеллект. Чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. В период интенсивного роста и развития ребенка ведущей для организма является костно-мышечная система, а все остальные развиваются в прямой зависимости от нее, в том числе и головной мозг.

При интенсивной и/или длительной умственной деятельности у школьника начинает развиваться утомление, а при неблагоприятных гигиенических условиях, при несоблюдении рационального режима учебного труда и отдыха может наблюдаться и переутомление.

В сложной системе факторов, влияющих на предупреждение переутомления школьников, в целом на сохранение и укрепление их нервно-психического и физического здоровья, существенную роль играет двигательная активность. Средняя потребность организма детей школьного возра­ста в организованной двигательной активности составляет 12—16 ч в неделю.

Ограничение двигательной активности организма снижает его энергетический фонд, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям) и приводит к снижению темпа психического развития учащихся.

Однако двигательная нагрузка может выступать не только в качестве фактора защитного действия, но и фактора риска, что происходит при ее передозировке. Под воздействием режима чрезмерной двигательной активности (гиперкинезии) могут возникать перенапряжение сердечно-сосудистой системы, ухудшение обмена веществ, неблагоприятные изменения в развитии детского организма в целом. И только оптимальный среднеинтенсивный режим двигательной активности создает у младших школьников основу хорошего физического самочувствия и ярко выраженного повышения умственной работоспособности.

Гигиенической нормой принято считать такие величины двигательной активности, которые полностью удовлетворяют биологическую потребность в движениях, способствуют укреплению здоровья детей и их благоприятному, гармоническому развитию в дальнейшем.

Свой вклад в определение и поддержание оптимального двигательного режима младших школьников с учетом индивидуальных особенностей в показателях их здоровья и развития вносит игровая деятельность, т.к. игры представляют собой наиестественнейший вид физических упражнений.

Пётр Францевич Лесгафт – известный анатом, доктор медицины – настойчиво рекомендовал использовать подвижные игры для того, чтобы научить детей «владеть собой, ...сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучать, таким образом, подчинять свои действия сознанию».

«Завтрашний интеллект ребёнка и его сегодняшняя вялость имеют прямую связь», — подчеркивает российский физиолог Илья Аркадьевич Аршавский, сожалея, что именно в начальной школе обрывается нить «игровых университетов».

Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.

Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма. Стремление детей к достижению общей для всех цели выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.

В целях наиболее эффективного выявления и использования ресурсов игры принято различать подвижные, спортивные и специальные оздоровительные (коррекционно-оздоровителъные) игры. К подвижным относятся игры, направленные преимущественно на общую физическую подготовку и не требующие специальной подготовки играющих; они построены на свободных, разнообразных и простых движениях, связанных с вовлечением в работу главным образом больших мышечных групп, и просты по своему содержанию и правилам.

К спортивным относятся игры, имеющие все характерные признаки спорта; они требуют подготовки и спортивного совершенствования играющих. Спортивные игры характеризуются наличием борьбы играющих за победу своей команды или за личное первенство. Они отличаются от подвижных сложностью правил и техники, а также устойчивостью условий и правил.

Специальные оздоровительные игры наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки снимают утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками, и создают у игроков состояние психофизиологического комфорта.

Физический и психический компоненты в играх любого вида тесно связаны: дети не только реализуют потребность в активных движениях, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся инициативности, самостоятельности, настойчивости — с од­ной стороны, а с другой — умению владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других игроков. Они являются хорошей тренировкой в быстром — в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но и согласии с определенным планом — переключении внимания и развитии его гибкости.

Особого внимания с позиций практики коррекционно-развивающего образования заслуживает связь физического воспитания посредством игр с развитием познавательных процессов учеников. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».

Установлено положительное влияние подвижных игр не только на развитие физических качеств детей, но и на формирование структурных единиц психики: памяти — слуховой, моторно-слуховой, зрительной; воображения — творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач; восприятия — степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения; наглядно-образного и логического мышления — способности к анализу, сравнению и обобщению; произвольного внимания и таких его свойств, как переключение, распределение и устойчивость.

Наблюдая за детьми в группе продлённого дня, можно отметить высокий интерес детей младшего школьного возраста к свободной двигательной, в том числе — игровой, деятельности. Интересы мальчиков и девочек в выборе игр в свободное время различны: мальчики ограничиваются небольшим запасом игр и отдают предпочтение играм с мячом — футболу и хоккею по упрощенным правилам и игре в «выбивалы», а игровая деятельность девочек характеризуется более разнообразными двигательными действиями – это и игры с мячом, с резиночкой, сюжетно-ролевые игры.

Руководя двигательной активностью детей во время прогулок необходимо учитывать особенности и потребности детей класса, их психофизическое развитие. В любом классе уже с первых дней обучения выделяются дети с разной степенью моторности (подвижности). Посредством, простого наблюдения можно выделить группу детей большой подвижности. Они наиболее активны, энергичны и в ходе организованных и самостоятельных подвижных игр чаще всего бывают лидерами. Вместе с тем часто именно им свойственны высокая реактивность, неуравновешенность и конфликтность поведения. Из-за чрезмерной подвижности такие дети не всегда успевают вникнуть в суть происходящего, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознанности своих действий, в том числе — в играх со сверстниками. В группе, где я работаю, таких детей 6 из13 (4 – из 1-го класса и 2 – из 2-го). Они легко включаются в игру и также легко бросают её в случае проигрыша.

Для тренировки и регуляции нервных процессов таких детей, необходимо использовать чередование игровых действий разного темпа и добиваться строгого выполнения ими правил игры. Полезно также чаще давать им роли, требующие активного торможения, использовать для тренировки тормозных процессов и коррекции импульсивности (особенно у гиперактивных детей) игры типа «Море волнуется», «Тише едешь – дальше будешь», «Черепашки», а для тренировки выносливости — игры с бегом, например, «Круговые догонялки».

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением. Они эмоциональны, азартны, самостоятельно активны, часто сами становятся инициаторами игр. Движения их обычно уверенные, четкие, целенаправленные. Таких детей у меня – двое, оба – второклассники.

Малоподвижные дети пассивны, вялы, быстро устают. Обычно они держатся в стороне от активных игр и больше тяготеют к спокойным играм, выбирая деятельность, не требующую большого пространства; на прогулках меньше находятся в движении. Их у меня пятеро. Чтобы заинтересовать таких детей, сначала игру следует проводить в относительно спокойном темпе. Дети этой группы особенно нуждаются во время игры в одобрении, поощрении и похвале со стороны педагога.

Средствами игры можно решить ряд задач:

  • восполне­ние общей суточной двигательной активности

  • адаптацию к меняющимся средовым условиям

  • повышение работоспособ­ности

  • регуляцию мышечной и умственной деятельности младших школьников.

Активность ребёнка имеет определённую интенсивность двигательной нагрузки во время игр – малую, умеренную (среднюю) или выраженную (высокую).

В воспитательной работе в условиях интерната широко применяются такие формы двигательной активности, как гимнастика до учебных занятий; физкультурные паузы во время проведения самоподготовок, бесед; прогулки.

Например, во время гимнастики до учебных занятий, основными задачами которой являются повышение возбудимости нервной системы, активизация обменных процессов, ускорение вхождения ребенка в учебный день, создание позитивного эмоционального настроя и стимуляция «коллективного духа» в классе, проводятся упражнения малой интенсивности. В них могут входить игровые имитационные упражнения: «Лошадка», «Силачи», «Пружинка» и др.

Во время физкультурных пауз, которые рекомендуется проводить в целях предупреждения утомления и повышения работоспособности воспитанников, включаются игровые компоненты также малой интенсивности.

Продолжительная и относительно однообразная умственная работа, к которой ребенок 6—7 лет еще не привык, физиологически связана с ритмическим возбуждением определенных участков коры головного мозга. Это возбуждение при утомлении сменяется внутренним торможением, вследствие чего ослабевает внимание детей, они начинают отвлекаться, разговаривать. Кратковременные физические упражнения, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков, находившихся в раздраженном состоянии во время воспитательных занятий. После короткого активного отдыха внимание детей повышается, восприятие материала улучшается. Движения для игр-физкультминуток подбираются так, чтобы по характеру они были противоположны положению туловища, рук, ног, головы, и снимали застойные явления, вызываемые сидением за партой, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника. В физкультурные минутки целесообразно включить такие виды физической активности, как:

  • игры и игровые упражнения для снятия напряжения мышц кисти,

  • игры и игровые упражнения для снятия общего утомления,

  • игры и игровые упражнения для снятия утомления органа зрения (с использованием электронных физминуток).

Прогулки, помимо положительного влияния на работоспособность, формирования у ребят умений играть в детском коллективе, выступать в роли организатора игр в группе сверстников, содействуют воспитанию интереса и по­требности детей в самостоятельной физической активности. Игровое содержание прогулок должно не только соответствовать возрастным особенностям и интересам младших школьников, но и закреплению у них необходимых двигательных навыков, получаемых на уроках физической культуры.

В ходе прогулок могут быть использованы такие подвижные игры, как «Белые медведи», «День – ночь», «Найди свой домик», «Рыбаки и рыбки», «Охотники и утки», т.е. игры с бегом, общеразвивающими упражнениями, прыжками, метанием, преодолением препятствий, а также игры спортивного характера в зависимости от времени года — футбол, катание на санках и др. Подвижные игры, в которых участвует вся группа, несут в себе большой эмоциональный заряд, способствуют более быстрому и полному переключению детей на другой вид деятельности, а, следовательно, и более полноценному отдыху. Самостоятельные игры и спортивные развлечения в малых группах или в парах полнее удовлетворяют индивидуальные склонности детей к различным двигательным действиям, выявляют и развивают их социальные способности, тем самым, облегчая процесс адаптаци

Самыми удачными и действенными в оздоровительном аспекте доктор медицинских наук Юрий Филиппович Змановский (1988) считает те игры, в которых ребенок бегает не быстро, но длительно, тренируя выносливость. Прежде всего, это всем известные игры с бегом и прыжками типа «Цыплята и наседка», «Хитрая лиса», «Найди свой домик», «Круговые догонялки» и др., в которых дети выполняют разные беговые циклические упражнения, благотворно сказывающиеся на их здоровье и об­щем развитии.

Чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр. Надо стремиться к тому, чтобы дети научились играть в подвижные игры по собственному побуждению, выполняя основные правила игры, соблюдая дисцип­лину, доводя игру до конца. В нашей школе дети начальных классов и пятиклассники играют совместно, что обусловлено структурной организацией групп продлённого дня: одна группа – это ученики 1-2 классов, вторая группа – это дети 4-5 классов, 3 – го класса на сегодняшний момент у нас нет. Старшие ребята участвуют в играх в качестве помощников в выборе игр, водящих или ведущих, подсказывающих порядок игровых действий, напоминают правила.

Незначительная усталость, вызванная участием в игре, и небольшая степень утомления полезны и обязательны: систематически повторяясь, они способствуют постепенной адаптации организма к повышению физической нагрузки и увеличению работоспособности.

Необходимо следить за эмоционально-психологическим и физиологическим комфортом младших школьников в процессе игровой деятельности.

Выбирая игру, педагог должен не только ставить и решать задачи профилактико-коррекционной («двигательной») направленности, например, упражнять/закреплять навыки быстрого бега, ловкости, выносливости и т.д., но и задачи формирования у детей волевых качеств, дружелюбного поведения, положительных межличностных отношений (игры типа «Белые медведи», «Палочка – выручалочка»).

Соревновательный элемент, содержащийся во многих подвижных играх, способствует возникновению особого эмоционального и физиологического фона, что усиливает их воздействие на организм, способствует проявлению максимальных функциональных возможностей.

Необходимо научить детей и максимально бесконфликтным приемам составления команд в свободной игровой деятельности, например:

  • расчет в строю (игроки рассчитываются на 1 – 2 или 1 – 2 – 3 в зависимости от числа составленных команд),

  • создание команд по выбору капитанов (капитаны по очереди вызывают игроков в свою команду),

  • создание постоянных команд, которые выступают в любых играх в одном и том же составе, и др.

Иногда мне приходится волевым решением регулировать игровые силы участников команд, с тем, чтобы не ослабить интерес детей к игре.

Перед проведением игры часто нужно выбрать кого-нибудь водящим, чтобы не вызывать споров мы с ребятами пользуемся считалками.

Входящий во многие игры стихотворный текст задает определенный ритм игрового действия; вместе с тем произнесение слов способствует отдыху после интенсивных движений и развитию памяти.

По степени активности подвижные игры делятся на три группы: игры малой подвижности, игры средней подвижности и игры большой (высокой) подвижности.

Содержание подвижных игр следует объяснять детям по следующей схеме:

  1. Назвать игру.

  2. Распределить роли и разместить игроков на площадке.

  3. Познакомить с ходом игры (правилами игры).

В течение одной прогулки можно провести до 3-х игр. При выборе подвижных игр необходимо учитывать время года. Например, зимой целесообразно начинать прогулку с оживлённой игры, а осенью и весной – с игр малой и только потом средней подвижности. В любое время года в конце прогулки следует проводить спокойные игры, чтобы снять у детей возбуждение перед другим видом деятельности.

Таким образом, используя рационально подобранные и индивидуально дозированные игры оздоровительно-коррекционной направленности можно добиться улучшения поведенческих реакций младших школьников.

Разумное использование резервов игровой двигательной активности должно стать инструментом действенного снижения негативных последствий учебной перегрузки, увеличения уровня ежедневной двигательной активности младших школьников, совершенствования их физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышения психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма с тем, чтобы способствовать сохранению и укреплению здоровья.

Итак, любая игра, являясь важным инструментом оптимизации двигательной активности младших школьников, выступает и как средство адаптации к новому режиму психофизической активности.

А теперь я хочу представить небольшую подборку подвижных игр, которые используются мною на прогулках (см. Приложение 1).

























Приложение 1


Подвижные игры, используемые мною на прогулке.


Поскольку в этом году в группе 1-2 классов из 13 человек 7 – имеют специфические расстройства речи, то на прогулках игры с проговариванием я почти не использую, хотя они хорошо развивают память.

К играм с проговариванием относятся: игра малой подвижности «Пришёл медведь к броду», игра большой подвижности «Лохматый пёс» и др.

Обычно, играть мы начинаем с игр малой подвижности, т.к. не все дети сразу готовы играть коллективно, многие склонны поиграть в одиночестве (Боднарь Максим – аутик, Строд Катя – с чертами аутизма), да и малоподвижные дети с неохотой включаются в общие игры.


К играм малой подвижности, наиболее любимыми детьми, относятся игры:


«Камень – ножницы – бумага». Проводить можно в классной комнате, на улице.

Задачи: Развитие быстроты реакции, тренировка мышц руки.

Ход игры: Играют двое. Игроки одну руку за спину, затем по команде «Раз, два, три!» быстро показывают их друг другу. Пальцы при этом должны быть зажаты определённым образом: ножницы – все пальцы сжаты, кроме указательного и среднего; камень – кулак; бумага – плоская ладонь. Затем игроки сравнивают фигуры. Ножницы режут бумагу – они выигрывают; бумага завёртывает камень – она побеждает; камень тупит ножницы – он побеждает. Играть в игру нужно быстро.

Эту игру можно использовать и тогда, когда необходимо выбрать водящего (ведущего).


«Путаница» Проводить можно в классной комнате, на улице.

Задачи: Развитие наблюдательности и способности делать выводы из своих наблюдений.

Ход игры: Водящий отходит в сторону от остальных игроков и поворачивается к ним спиной. В это время игроки берутся за руки, образуя круг. Затем, не расцепляя рук, они запутываются – переступая через сцепленные руки или ещё как-нибудь. Когда все запутались, подходит водящий и пытается распутать всех, не расцепляя рук, так, чтобы вновь образовался круг.


«Ногой по мячу». Проводить можно в классной комнате, на улице. Инвентарь – мяч.

Задачи: Развитие равновесия и точности движений, ощущения пространства при отсутствии зрительного контроля.

Ход игры: В нескольких шагах от водящего помещается мяч. Водящему завязывают глаза платком. Затем поворачивают на 3600. После этого он должен подойти к мячу и ударить по нему ногой. Играют по очереди несколько раз. Выигрывает тот, кто попадет по мячу большее количество раз.

«Пришёл медведь к броду». Проводить можно в классной комнате, на улице.

Задачи: Развитие внимания речи, памяти

Ход игры: Дети идут по кругу, говоря слова:

Пришёл медведь к броду… и бултых в воду.

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис.

Вымок, выкис,

Вылез, высох.

Влез на колоду и… бултых в воду.

Уж он мок, мок, мок и т.д.

По знаку ведущего дети замолкают, продолжает тот, на кого указал ведущий.



К играм средней подвижности относятся:


«Черепашки». Проводить можно в спортивном зале, на улице, школьной рекреации.

Задачи: Развитие внимания, общей и мелкой моторики. Коррекция импульсивности.

Ход игры: Педагог и дети стоят у противоположных стен. По сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты педагог подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.

«Тише едешь – дальше будешь». Проводить можно в спортивном зале, на улице, школьной рекреации.

Задачи: Развитие ловкости, быстроты, сообразительности, координации и произвольности движений.

Ход игры: Выбирается ведущий. Он стоит спиной на расстоянии примерно 5 м к остальным детям, задача которых – коснуться ведущего, незаметно приблизившись к нему. Ведущий, стоя спиной к игрокам, говорит: «Тише едешь – дальше будешь». Пока он говорит, игроки быстро передвигаются вперёд. Произнеся последнее слово, ведущий оборачивается и отсылает назад тех, кого он заметил хоть немного движущимися.

Ведущий может сделать игру интереснее, если будет менять скорость при проговаривании своих слов.

Игра закончится, когда все играющие дотронуться до водящего.


«Кто кого перепрыгает». Проводить можно в спортивном зале, на улице, школьной рекреации.

Задачи: Развитие физических качеств, чувства взаимопомощи, коллективизма.

Ход игры: Игроки должны разделиться на две команды.

На земле (на асфальте, на полу) провести черту. С черты без разбега нужно прыгнуть как можно дальше. С начала прыгают игроки одной команды, а потом другой. Соперники прыгают с того места, где приземлился последний из игроков первой команды, но в противоположную сторону.

После того, как все прыгнут, можно будет сделать вывод о том, кто выиграл, в зависимости от того с какой стороны черты произошло приземление.


«Охотники и утки». Проводить можно в спортивном зале, на улице, школьной рекреации. Инвентарь – волейбольный мяч.

Задачи: Развитие быстроты реакции, произвольности движений, меткости.

Ход игры: Играющие делятся на две равные команды – «охотники» и «утки». Утки становятся середину круга, охотники – снаружи круга. «Охотники» перебрасывают мяч друг другу, стараясь осалить им уток. Утки, которых коснулся мяч, выбывают из игры. Игроки меняются местами, когда охотники «выбьют» всех уток.

Игра повторяется 2-4 раза.


«Сороконожка». Проводить в помещении.

Задачи: Развитие коммуникативности.

Ход игры: Участники встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде "Сороконожка" начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т. д. Главная задача - не разорвать цепочку и сохранить "Сороконожку".

Детям эта игра очень нравится.




К играм большой (высокой) подвижности относятся:


«Белые медведи».

Задачи: Развитие физических качеств, коллективизма, умения планировать свои действия.

Ход игры: Двое водящих берутся за руки, а свободными руками стараются «запятнать» бегающих по площадке детей. Пойманные присоединяются к водящим, образуя тройки, четвёрки и т.д.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все.


«Воробьи и вороны».

Задачи: Развитие внимания, воспитание выдержки и умения выполнять действия по команде.

Ход игры: Разделить детей на две команды. Провести на земле две черты – шагах в 20 одна от другой. Команды выстраиваются в два ряда на равном расстоянии от «гнёзд» лицом к черте («гнезду»), спиной к сопернику. Ждут сигнала.

Ведущий по слогам выкликает название команды и те бегут к своей черте; вторая команда пытается их осалить.

Команды выкликают не строго по очереди, но так, чтобы общее количество «полётов» было одинаковым.

Побеждает та команда, у которой меньше осаленных.


«Палочка-выручалочка». Инвентарь – палочка небольшого размера.

Задачи: Развитие навыков бега, внимания, смекалки.

Ход игры: Играющие образуют круг, при помощи считалки выбирают водящего. Он становится спиной к игрокам, закрывает глаза и считает до 10. Около водящего лежит палочка-выручалочка. Пока водящий считает, остальные игроки прячутся. Закончив считать, водящий стучит палочкой и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла». Кладет палочку и идёт искать спрятавшихся. Найдя кого-либо, водящий бежит к палочке, стучит ею о стенку (дерево) и кричит: «Палочка-выручалочка, нашёл…(называет имя того ребёнка, которого увидел)». Каждый спрятавшийся может выбрать удобный момент, чтобы выбежать, взять палочку и выручиться, т.е. стукнуть ею и сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня».

Когда все найдены, игра повторяется с новым водящим. Водит тот, кого нашли первым.


«Бездомный заяц». Инвентарь – обручи – в помещении, на улице – мел.

Задачи: Развитие внимания, быстроты реакции.

Ход игры: Дети становятся в круг, считалкой выбирают "охотника" и "бездомного зайца". Остальные дети (зайцы) встают в обручи (домики), выложенные по кругу.

По команде: «раз-два-три – охотник лови», охотник бегает за бездомным зайцем вокруг домиков. Заяц может спрятаться в любом домике, но тогда другой заяц должен из домика убежать. Если охотник поймал зайца, они меняются ролями.

Несмотря на кажущуюся простоту, ребята играют в эту игру с большим удовольствием.

Необходимо помнить, что при проведении игр на прогулках нужно регулировать не только физическую нагрузку детей, их двигательную активность, но и давать детям некоторую свободу, не опекая сверх меры.

10


Название документа Презентация - ИГРА.ppt

ИГРА, КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НОВОМУ РЕЖИМУ ПСИХОФИЗИЧЕСК...
…человеческий интеллект берёт своё начало в человеческих движениях. Г.Доман Г...
Самодеятельные Обучающие (дидактические) Игры с различной степенью двигательн...
Гиперкинезия – чрезмерная двигательная активность. При гиперкинезии могут воз...
Подвижные игры оказывают влияние на формирование структурных единиц психики: ...
Задачи, решаемые средствами игры: восполнение общей суточной двигательной акт...
Формы двигательной активности, применяемые в воспитательной работе: гимнастик...
физкультурные паузы Целесообразно включать: - игры и игровые упражнения для ...
 прогулки
Подвижные игры по степени двигательной активности делятся на три группы: игры...
Схема объяснения подвижных игр: Назвать игру. Распределить роли и разместить ...
Подвижные игры, используемые мною на прогулке: игры малой подвижности: «Камен...
1 из 14

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 ИГРА, КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НОВОМУ РЕЖИМУ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ
Описание слайда:

ИГРА, КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НОВОМУ РЕЖИМУ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ Докладчик: воспитатель МОУ «Северская общеобразовательная специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида» Прошкина И.В.

№ слайда 2 …человеческий интеллект берёт своё начало в человеческих движениях. Г.Доман Глен
Описание слайда:

…человеческий интеллект берёт своё начало в человеческих движениях. Г.Доман Глен Доман – автор развивающих методик и основатель Института достижения человеческого потенциала

№ слайда 3 Самодеятельные Обучающие (дидактические) Игры с различной степенью двигательной
Описание слайда:

Самодеятельные Обучающие (дидактические) Игры с различной степенью двигательной активности Игра-эксперементирование Сюжетно-самодеятель-ные Подвижные Спортивные Оздоровительные досуговые Игры с предметами (игрушки, природный материал) Настольные печатные Словесные Игры-развлечения Игры-забавы Интеллектуальные ИГРА

№ слайда 4 Гиперкинезия – чрезмерная двигательная активность. При гиперкинезии могут возник
Описание слайда:

Гиперкинезия – чрезмерная двигательная активность. При гиперкинезии могут возникать перенапряжения сердечно-сосудистой системы, ухудшение обмена веществ, неблагоприятные изменения в развитии детского организма.

№ слайда 5 Подвижные игры оказывают влияние на формирование структурных единиц психики: пам
Описание слайда:

Подвижные игры оказывают влияние на формирование структурных единиц психики: памяти – слуховой, моторно-слуховой, зрительной; воображения – творческого, воссоздающего; восприятия – степени развития наблюдательности; наглядно-образного и логического мышления – способности к анализу, сравнению и обобщению; произвольного внимания и таких его свойств, как переключение, распределение и устойчивость.

№ слайда 6 Задачи, решаемые средствами игры: восполнение общей суточной двигательной активн
Описание слайда:

Задачи, решаемые средствами игры: восполнение общей суточной двигательной активности адаптация к меняющимся средовым условиям повышение работоспособности регуляция мышечной и умственной деятельности

№ слайда 7 Формы двигательной активности, применяемые в воспитательной работе: гимнастика д
Описание слайда:

Формы двигательной активности, применяемые в воспитательной работе: гимнастика до учебных занятий (используются упражнения малой интенсивности. Например, игровые имитационные упражнения «Лошадка», «Силачи»)

№ слайда 8 физкультурные паузы Целесообразно включать: - игры и игровые упражнения для сня
Описание слайда:

физкультурные паузы Целесообразно включать: - игры и игровые упражнения для снятия напряжения мышц кисти; - игры и игровые упражнения для снятия общего утомления; игры и игровые упражнения для снятия утомления органа зрения.

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10  прогулки
Описание слайда:

прогулки

№ слайда 11 Подвижные игры по степени двигательной активности делятся на три группы: игры ма
Описание слайда:

Подвижные игры по степени двигательной активности делятся на три группы: игры малой подвижности; игры средней подвижности; игры высокой подвижности.

№ слайда 12 Схема объяснения подвижных игр: Назвать игру. Распределить роли и разместить игр
Описание слайда:

Схема объяснения подвижных игр: Назвать игру. Распределить роли и разместить игроков на площадке. Познакомить с ходом игры (или правилами игры).

№ слайда 13 Подвижные игры, используемые мною на прогулке: игры малой подвижности: «Камень-н
Описание слайда:

Подвижные игры, используемые мною на прогулке: игры малой подвижности: «Камень-ножницы-бумага» «Путаница» «Ногой по мячу» «Пришёл медведь к броду» игры средней подвижности: «Черепашки» «Тише едешь – дальше будешь» «Кто кого перепрыгает» «Охотники и утки» «Сороконожка» игры большой (высокой) подвижности: «Белые медведи» «Воробьи-вороны» «Палочка-выручалочка» «Бездомный заяц»

№ слайда 14
Описание слайда:

Доклад "ИГРА, КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НОВОМУ РЕЖИМУ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ"+презентация
  • Другое
Описание:

...человеческий интеллект берет свое начало в человеческих движениях

Г.Доман 

                                               

Игра – это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием.В младшем школьном возрасте выделяют три класса игр. В своем докладе я остановлюсь на одном из игр третьего класса, а именно, на подвижных играх.

   
              

 

 

 

Автор Прошкина Ирина Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 676
Номер материала 45605
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓