Главная / Иностранные языки / Доклад "Групповые формы работы"

Доклад "Групповые формы работы"

Групповые формы работы: опыт учителей иностранных языков

Русецкая М.А., заместитель директора по ВР НОУ СОШ «


Изменения, которые происходят в образовательном пространстве, являются методологическими, и, следовательно, касаются всех составляющих методической системы учителя. Задачей школы сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни (основа ключевых компетенций). Одной из наиболее эффективных форм развития базовых компетенций является групповая. Именно во время групповой работы формируются информационные, коммуникативные, проблемные и рефлексивные умения.

Существует авторская технология групповой работы (И.Б.Первин и М.Д. Виноградова). Эта технология воспитывает  умеющего учиться ученика, отстаивающего свое мнение, задающего вопросы. Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Она позволяет активизировать познавательную деятельность, развивает навыки успешного общения, что способствует совершенствованию межличностных отношений в классе, решает многие проблемы развития метапредметных УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Опытом организации групповой работы могут поделиться учителя иностранных языков, поскольку это обязательный атрибут их повседневной практики. Обратимся к одной из методик обучения иностранным языкам - методу активизации возможностей личности и коллектива, разработанному проф. Г.А.Китайгородской [3;4;6;7].

Для начала дадим краткую характеристику самому методу, уже 25 лет используемому педагогами-иностранцами. Большую роль играет подчиненность учебного процесса принципу, объединяющему членов группы в коллектив. Это – принцип коллективного взаимодействия – один из основных принципов, на котором построен Метод Г.А.Китайгородской [ 4,7-12]. Суть его в организации групповых, коллективных действий, способствующих внутренней мобилизации возможностей личности обучаемого. Этот принцип определяет такой способ организации учебного процесса, при котором:

а) учащиеся активно общаются друг с другом, обмениваясь учебной информацией, расширяя за счет этого свои знания, совершенствуя умения и навыки;

б) между участниками складываются благоприятные взаимоотношения, служащие условием и средством эффективности обучения и творческого развития каждого;

в) условием успеха каждого является успех остальных.

Экспериментально подтверждены следующие позитивные изменения в группе: ускоренное превращение учебной группы в коллектив, способствующее активизации процесса обучения; повышение интереса учащихся к языку; возникновение новых потребностей и мотивов, стимулирующих учащихся к самостоятельным занятиям языком [4, 9].

Групповое взаимодействие направлено на достижение высокой личностной и психологической активности каждого учащегося и воспроизведение этого состояния (состояния "подъема", творческой настроенности, уверенности в своих силах) на каждом занятии. Высокая активность преподавателя и учащихся обеспечивает высокий уровень интенсивности учебного процесса. Групповое обучение, как пишет Г.А. Китайгородская, выполняет много важных функций:

1) защитная функция (в процессе становления артикуляционных навыков при хоровом проговаривании);

2) возможность личностного проявления каждого члена группы в рамках группового сотрудничества;

3) стимулирующий эффект группы в функции публики, оценивающей и реагирующей на речевые выступления членов группы;

4) групповое эмоциональное “заражение”, групповое творчество;

5) обеспечение определенного психофизического комфорта, снимающего напряженность и стимулирующего активность;

6) позитивный эмоциональный фон.

Автор статьи работает с данным методом уже более 20 лет со времени прохождения стажировок и аспирантуры в МГУ. Рассмотрим формы организации групповой работы в Методе Г.А.Китайгородской.

«Диады» (так называется парная работа) – наиболее распространенная по своей универсальности форма групповой работы. Минусом является большее количество времени, затрачиваемое на контроль или подведение итогов, т.к. пар больше и таким образом уменьшаются возможности взаимо- и самоконтроля.

«Триады» («тройки»). С одной стороны, это традиционное наполнение группы, получающей одинаковое задание (Я.В Гольштейн называет эту форму базовой моделью взаимодействия) [8,66]. С другой, и это уже называется «тройка с подключением»), у основной группы (пары) свое задание, а у третьего партнера – свое. Оно может иметь функцию наблюдения, но обычно с аналитическим оттенком (нужно подвести итог, как пара что-то делала). В статье Я.В Гольштейна это называется гибкой формой триады, а задание для наблюдателя – вторичным. Он также указывает на то, что при базовой модели возможно также снижение активности третьего более слабого партнера.

«Четверка»квартет») – удобная и легко организуемая форма группового взаимодействия в классах большой наполняемости. Можно не пересаживать детей, а попросить учащихся одной парты обернуться для обсуждения к сидящим сзади соседям. В Методе Г.А.Китайгородской члены квартета могут иметь разные роли, например, трое журналистов задают вопросы одному герою. Возможен вариант «квартета» с использованием роли аналитика (как «тройки с подключением»).

Конвейерное (каждый с каждым) и поточное (все со всеми) взаимодействия различны лишь по способу своей организации. В их основе также лежит парное взаимодействие («скрытая диадная модель» [8,70].

«hello_html_m2342c104.pnghello_html_6e125b2b.pngКонвейер» : класс делится на две группы, которые противостоят друг другу в парах. Эта форма требует наличия достаточного пространства в помещении. Она удобна на этапе разминки (приветствия). Примером может служить один из приемов АМО (методов активизации обучения) – «Поздоровайтесь локтями». В Методе Г.А.Китайгородской одна сторона конвейера статична, вторая перемещается по сигналу учителя таким образом: последний крайний участник перебегает на место первого, все остальные в этой шеренге делают один шаг и занимают место того, кто был справа (или слева) от них (см.рис.). Кажущаяся громоздкость организации снимается быстро, детям очень нравятся такие разминки или физминутки («Пожелайте что-нибудь хорошее друг другу»). Эта форма работы обеспечивает 100% участие всех.

«Поток» отличается менее жесткой формой организации. Учащиеся сами выбирают партнера, свободно перемещаются по классу («броуновское движение» схоже с потоком, но в «потоке» задания у всех одинаковы, а в «броуновском» каждый может искать свою пару, выполнять индивидуальное задание).

Задачами «потока» и «конвейера» является выработка автоматизма какого-либо навыка, т.к. они дают возможность многократного повтора при смене партнера, что удобно при формировании определенных коммуникативных навыков, отработке навыков счета (таблицы умножения, к примеру).

hello_html_m67b69fcd.png«Ручеёк». В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы учитель заготавливает карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места.

«Круг». Работа в кругу может быть как фронтальной, так и групповой. Здесь важна посадка класса. Форма не подходит для классов большой наполняемости. Психологи рекомендуют оптимальное наполнение группы в составе 12 человек. Удобна форма рассаживания под условным названием «подкова» (см.рис.).

«hello_html_m4a100894.pngКарусель» («круги»). Первый вариант похож на конвейер, только партнеры расположены не на одной линии (шеренге), а в круге. Используются в «карусели» два круга, движутся в противоположных направлениях. По команде педагога (это может быть просто пауза в фоновой музыке) ученики останавливаются, поворачиваются к тому, с кем оказались рядом, выполняют задание или между представителями этих кругов  происходит обсуждение вопроса.  Далее по команде учителя снова начинается движение в кругах до следующей остановки. Удобней всего их сделать три. Эта форма также позволяет тренировать определенные навыки.

Кроме того, столы для групповой работы можно расставить в виде двух кругов – внутреннего и внешнего. Партнерами становятся ученики, сидящие за партами разного цвета, расположенными напротив друг друга (см.рис.). По команде учителя ребята внутренних (или внешних) парт пересаживаются внутри своего круга со сдвигом на соседнее место, крайний ученик переходит (как в «конвейере») на противоположное крайнее место.

Команда обеспечивает взаимодействие в группах большей величины. Обычно эта форма предполагает элемент состязательности, вводятся определенные роли (по крайней мере, как минимум одна – капитан). Данная форма помогает отработать важные социальные умения:

- принять задание другого к исполнению (послушание, ведь не всем придется быть лидерами);

- слушать собеседника,

- высказывать свою точку зрения,

- соглашаться с позицией другого…, таким образом, это школа жизни.

Командная форма является обязательным атрибутом метода проектов при условии его проведении в классе на уроке.

Отдельно нужно остановиться на использовании фоновой музыки при организации групповой работы. Этот универсальный вспомогательный прием, выполняющий несколько функций:

  • уже упомянутый сигнал начала и остановки работы (при отработке навыков используется неоднократно, также может заменять песочные или иные часы для регламентации времени на групповую работу (заканчиваем вместе с музыкой);

  • снятие «коммуникативного гула» - приглушение естественного фона общения и своего рода защитная среда (легче говорить, тебя не все слышат);

  • повышение мотивации к данной форме работы;

  • снятие усталости и напряжения.

Музыка подбирается тщательно. Фон должен быть ровным по звучанию (без эмоциональных ярких подъемов и спадов, излишней динамики и экспрессии). Предпочтительны три вида фона – рабочий (спокойный), динамичный и релаксирующий (отдых и рефлексия). Удобнее всего использовать известную классическую музыку (это способствует развитию культурного уровня обучающихся). Нужно также учитывать длительность фонограммы, чтобы на уроке уже не отвлекаться на регулирование времени.

Групповая работа повышает требования к уровню профессионального мастерства – говоря современным языком, необходимо владение коммуникативной компетенцией и умениями ее формировать у других.

Очень точно охарактеризовала учителя с этой точки зрения Г.А.Китайгородская [7,34]. Учитель, по её мнению, является:

  • источником информации;

  • лидером коллектива;

  • образцом нравственно-этических норм поведения;

  • моделью будущей речевой деятельности;

  • организатором психологического климата;

  • руководителем межличностных отношений.

Но общение - процесс многосторонний. Какими бы умениями общения ни обладал учитель, он не сможет добиться речевого партнёрства, если он не научит учащихся правилам общения. Необходимо показывать, обучать приёмам общения. Уже разработаны Памятки или Правила групповой работы, рекомендации по размещению рабочих мест, использованию определенных звуковых сигналов, распределению ролей [2, 21-22], алгоритмов действий в группе [5], диагностика коммуникативных умений (методика Ж.Пиаже, Г.А.Цукерман и др.) [9, 35-43], описаны «плюсы» и «минусы» групповой работы [10; 1,78]. В Интернете можно найти описание различных приемов групповой работы, таких как «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Смотр знаний», «Пазлы» или «Метод мозаики» (Э. Аронсон, Р.Славин, В.В. Андриевская), прием «Зигзаг» или «Метод пилы» и других.

Хотелось бы дать несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы:

1. На первом этапе не стоит принуждать к групповой работе тех детей, которые не хотят вместе работать (они постепенно втягиваются сами);

2. Групповая работа не должна длиться весь урок, оптимальное время от 5 до 10 мин.

3. Не забывать про музыкальный фон.

Интерес к этой теме заметен у многих педагогов. Но статьи в Интернете (самая распространенная ныне форма повышения квалификации, точнее – компетентности педагога) чаще всего дублируют «теоретическую» часть и дают примеры заданий групповой работы на конкретном уроке. Не со всеми наблюдениями педагогов-практиков можно согласиться. «Для групповой работы малоэффективны задания, требующие многократного повторения и очевидного ответа, поскольку при этом теряется смысл активного взаимодействие, обсуждения, совместного поиска истины (каждый может выполнить задания самостоятельно, не сотрудничая с другими, а это на уроке можно организовать и вне группы)» [11,2]. Многообразие форм групповой работы в Методе Г.А.Китайгородской даже скучные монотонные упражнения по формированию необходимых навыков делают интересными.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. Это и есть деятельностный подход к организации урока.

Библиографический список

  1. Герасимова, О.В. Групповая работа на уроке истории как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников / О.В. Герасимова // Начальная школа плюс до и после.- 2011.- №5

  2. Запятая О. В. Групповые и коллективные учебные занятия. Характерные признаки и отличия // Современное образование: науч.-метод. журнал. Красноярск, 2001. № 3

  3. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. М.: ”Русский язык”, 1992

  4. Китайгородская Г.А. Не только иностранные языки... // Метод

активизации возможностей личности и коллектива 25 лет спустя. М.

Научно-образовательный центр "Школа Китайгородской", М., 2000

  1. Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке.- М. 1975

  2. Метод активизации возможностей личности и коллектива/ Юбилейный сборник статей. Отв.  редактор Г.А.Китайгородская -  Изд. НОЦ  “Школа Китайгородской”- М.,  2000 

  3. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам». - М., МГУ, 1986

  4. Методика интенсивного обучения иностранным языкам, МГУ, 1988

  5. Цукерман Г.А., Елизарова Н.А. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии.- 1993.- №2

Электронные информационные ресурсы

  1. http://www.primashool.ru/?p=733

  2. Особенности групповой формы обучения на уроке // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – http://si-sv.com/publ/14-1-0-257

Доклад "Групповые формы работы"
  • Иностранные языки
Описание:

Статья адресована учителям иностранных языков и организаторам групповой работы на уроке и во внеурочной деятельности.

Статья описывает некоторые формы групповой работы, которые использует автор в своей работе - преподавании английского языка  в начальных классах.

Данные формы разработаны в русле Метода активизации возможностей личности и коллектива проф. Галины Александровны Китайгородской.

Кратко дана характеристика Метода с 25-летним стажем.

Описаны функции группового обучения.

Представлены такие формы групповой работы как диады, триады, тройки с подключением,  квартеты, поточное и конвейерное взаимодействия, ручеек, круг, карусель и др.

Даны некоторые советы при организации групповой работы.

 

Автор Русецкая Марина Альфредовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 580
Номер материала 29959
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓