Главная / Обществознание / Доклад: "Формирование толерантного сознания школьников на уроках обществознания через моделирование учебных ситуаций"(из опыта работы)

Доклад: "Формирование толерантного сознания школьников на уроках обществознания через моделирование учебных ситуаций"(из опыта работы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Фощеватовская средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»















Формирование толерантного сознания школьников

на уроках обществознания через моделирование учебных ситуаций.

(из опыта работы)











Выполнила :

учитель обществознания МБОУ «Фощеватовская СОШ»

Филиппова Надежда Антоновна










2014 год


Планетарное сообщество — ничто иное, 
как единое целое, все с неизбежностью оказывается его частью;
 
воспитание должно развивать сознание единства...
 
(Из материалов ЮНЕСКО)
 

Актуальность проблемы толерантности заключается в том, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиск взаимоприемлемых компромиссов. 


Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Учет интересов всех населяющих Россию народов и культур приобретает в современных условиях особую актуальность, поскольку изменения, произошедшие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали, в свою очередь, рост национального самосознания этносов. Поэтому проблема толерантности всегда является одной из самых актуальных в России − стране многонациональной и многоконфессиональной.

Обстановка в стране как в обществе в целом, так и в образовании в частности, наталкивают на необходимость проведения специальной работы по формированию толерантности в школьной среде.

Народы Объединенных Наций в 1995 году провозгласили и подписали один из важнейших документов на этой планете - «Декларацию принципов толерантности», в России ее называют «Декларация принципов терпимости».

«Декларация принципов толерантности»

1. Толерантность - это обязанность, которая состоит в том, чтобы помогать утверждению прав человека.

2. Толерантное общество и его граждане готовы к восприятию других культур, способны ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.

3. Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

4. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

5. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, означает, что каждый волен иметь свои убеждения и признавать такое же право за другими.

В Декларации «Тысячелетие», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2000г., толерантность характеризуется как одна из фундаментальных ценностей XXI в.

Хочется отметить необходимость содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывая разнообразие мировоззренческих подходов.

Роль учителя, реализующего этот социальный заказ, велика. А это требует от современного учителя следующих личностных параметров:

- тактичности, терпеливости, терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

- умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах.


Большую роль в воспитании толерантности играют методологические принципы обучения истории.

1. Принцип историзма, то есть рассмотрение фактов, событий, идей (например, нацистской проповеди расизма, политики сталинских репрессий и др.) в контексте эпохи.

2. Ценностно-гуманистический подход. Объяснение поведения не только больших масс людей, но и отдельного человека при рассмотрении различных конфликтов.

3. Личностно-ориентированный подход. Позволяет передать переживания человека, поставить обучающегося в ситуацию нравственного выбора с позиций спасателя жертв, борца Сопротивления, палача, члена семьи и др. Это поможет лучше понять мотивы, побуждающие людей в конкретной исторической ситуации социального конфликта делать тот или иной выбор.

4. Социокультурный подход, который предусматривает анализ предпосылок возникновения конфликта (или, напротив, примирения). Дает возможность глубже осмыслить культурно-национальное своеобразие каждого народа, помогает развивать чувства терпимости, дружелюбия.

Значительная роль в формировании толерантности принадлежит историческому и обществоведческому образованию.

В последние годы предметное содержание, характер и цели исторического и обществоведческого образования существенно изменились. Подход, в соответствии с которым историческое и обществоведческое образование рассматривается как набор знаний, который надо изучить и запомнить, подвергается критике. Принципиально изменена парадигма исторической науки: история определяется как результат концептуальных построений и толкований историков, всегда незавершенных и открытых для обсуждения. В процессе освоения исторического содержания через самостоятельный анализ, интерпретацию фактов, построение доказательства складываются личностные смыслы, способы объяснения мира.

Учитывая, что формирование толерантности как личностной характеристики есть процесс многофакторный, остановимся на анализе самого образовательного процесса с позиций оптимального отбора методов и форм толерантного воспитания.

Содержательная сторона образовательного процесса предусматривает целенаправленный отбор учебного материала: он должен включать различные теории, точки зрения ученых, следует акцентировать поворотные, альтернативные ситуации в общественном развитии, отражающие его многообразие, приводить различные оценки событий, политических деятелей.

Чем ближе к современности изучаемый исторический период, тем сильнее должны проявляться понимание и принятие альтернативности многообразия, открытости общества для реализации других вариантов развития. Таким образом, толерантное отношение к альтернативным вариантам формирует в определенном смысле дополнительный фактор развития общества, расширяя возможности выбора.

Процессуальная сторона образовательного процесса предусматривает определенную организацию самого процесса обучения в формах, соответствующих принципам личностно ориентированной педагогики: дискуссии, деловые игры, дебаты, решение проблемных задач, моделирование ситуации и т.п. В любом случае, проектирование образовательного процесса должно предусматривать наличие так называемого пространства неопределенности, в котором учащийся осознавал бы себя подлинным субъектом познавательной деятельности, где от него самого зависит выбор тех или иных вариантов решения учебной задачи, а также степени и формы личного участия в этом.

Организационные формы, основанные на общении, диалоге, сопоставлении различных точек зрения, восприятии учителя и своих товарищей, как равноценных субъектов познавательной деятельности, по сути своей, призваны содействовать формированию уважительного отношения к другому мнению, пониманию важности существования разных подходов, выдвижению гипотез, версий для решения учебной задачи в так называемых группах сотрудничества, восприятию разномыслия внутри группы как положительного фактора.

Какие же конкретные шаги необходимо предпринять педагогам, чтобы воспитать толерантную личность?

Исходным условием развития толерантности у школьников является организация их встреч с иными культурами в специально подготовленной среде. Организуя такие встречи, учитель как бы «перемещает» контакты школьника с другой культурой из стихийной социальной среды в некое, ограниченное педагогическими рамками, пространство, внутри которого можно произвольно и целенаправленно создавать необходимые условия.

Эти встречи могут быть смоделированы педагогом в специальных игровых ситуациях, где сами подростки берут на себя роли представителей различных культур и, стараясь удерживать свою новую культурную позицию, вступают в предусмотренный игровым сценарием «межкультурный» диалог по каким-либо проблемам.

В процессе обучения использую различные условия формирования толерантного сознания. Одним из таких условий является показ связи любого проявления нетерпимости, конфликтности с политическим режимом и господствующей при нем идеологией. Знание истории народов мира помогает понять остроту межнациональных конфликтов, их причины и последствия. Необходимое условие формирования толерантного сознания - это постоянное обращение к опыту современной действительности в стране и в мире. На уроках истории и обществознания я объясняю учащимся, что проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в этом мире, сохранять при этом свою индивидуальность. В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у обучающегося.

На уроках обществознания при изучении такой глобальной проблемы современности, как международный терроризм с обучающимися обсуждаются методы борьбы с терроризмом в нашей стране и в мире, рассматриваются примеры участия в антитеррористических операциях молодежи разных стран. При изучении эпохи сталинизма учащиеся приходят к выводу: каждый человек делал выбор - на чьей стороне быть, молчать или говорить. При изучении тем «Нации и национальные отношения», «Межнациональные конфликты и пути их разрешения» учащиеся понимают и осознают, что каждый народ имеет свою культуру, традиции, обычаи, что нам необходимо уважать культуру других народов.

Например, в 6 классе тема занятия: Россия – федеративное многонациональное государство. Хорошо использовать элемент моделирования. «Коллективное панно». Учебная задача: усвоение понятия о культурном многообразии народов России.

Характеристика деятельности: из собранных разными группами орнаментов создается коллективное панно народов России.

Учебная ситуация (интеллектуальная): на основе полученных знаний каждая группа представляет народ России и отмечает его вклад в культуру народов России.(На панно остается место для орнаментов других народов России, которые появятся там после проектов учащихся, выполненных после уроков). Беседа с учащимися: чему был посвящен урок? Для чего мы знакомились с культурой народов России? О культуре какого народа вам бы хотелось еще узнать? Рефлексия. Выражение отношения учащихся к созданному образу при помощи пословиц о дружбе.

Или другой пример. Тема занятия: Межнациональные отношения, 8 класс. Использую приём «Что было бы, если…». Учитель беседует (рассказывает) по содержанию легенды «Вавилонское столпотворение». Вопросы: Как в легенде отображено многообразие народов Земли? Что было бы, если бы все люди на земле говорили бы на одном языке и составляли бы один народ?

Далее на основе презентации «Народы нашей страны», характеризуем развитие этнических общностей в России и отношения между ними. Причта о враждующих племенах. Прием «Неоконченное предложение». Вопрос: Как вы думаете, что сказал волшебник представителю другого племени?

Блок получения новых знаний. . Работа в группах на основе материалов подобранных заранее, учащиеся раскрывают проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений в Российской Федерации и в др.странах в настоящее время (Италия, Иран, Индия, Кавказ, Украина, Петербург). Между представителями групп идет обсуждение и оценка информации по вопросам: Какие тенденции проявляются в развитии разных народов? Обогащает или обедняет мир и Россию то, что в них живут представители разных наций?

Хорошо помогает поисковая работа детей. Можно предложить домашнее задание: мини-сочинение о семьях людей разных национальностей.


Например, на уроках о символике государств использую прием обнаружения противоречий. На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак - монада, в котором воплощена древняя восточная теория о двух силах: «Инь» (темной, земной, пассивной, женской) и «Янь» (светлой, небесной, активной, мужской). Значения, открывающиеся при осмыслении монады, позволяют использовать этот знак для формирования толерантного сознания обучающихся.

В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, жизни без смерти... Я предлагаю учащимся продолжить этот ряд.

Урок в 9 классе: «Влияние СМИ на политическую жизнь» использую для усвоения учащимися знаний о влиянии средств массовой информации на политическую жизнь страны, межнациональные отношения. На столах детей вырезки из газет, журналов, агитационные листы, плакаты, компьютер. Работая в группах , учащиеся анализируют информацию из разных источников и находят причины недостоверной информации , и размышляют о последствиях недостоверной информации.

Интересно проходят уроки в 10 классе, когда говорим об идентификации в межличностном общении. Притча о восточном властелине, который по-разному поступил с толкователями его сна: одного наградил, а другого наказал, хотя оба одинаково растолковали его сон. Вопрос к учащимся: почему так поступил властелин? (Говорить про одно и то же, можно по-разному). Можно поставить учащихся перед выбором : «Представьте себе, что вы выходите из космического корабля и видите отвратительного паука с двенадцатью конечностями и несколькими жалами, из которых сочится жидкость похожая на яд. Паук придавлен тяжелым камнем и явно страдает. Ваши действия?»

Игра «Законы для Кванталии» моделирует переговоры представителей христианского и мусульманского населения вымышленной (несуществующей) страны «Кванталии». В некоей стране встретились два народа, исповедующих различные религии − ислам и христианство. Учитель предлагает им выбрать одну из игровых ролей: христиан или мусульман. Затем учащимся предлагается сделать еще один выбор. Если кто-то из них считает, что совместное проживание в одном государстве представителей двух разных конфессий не только возможно, но и выгодно для тех и других, и он готов вести переговоры о правилах такого проживания, то дома ему предлагается подготовить аргументы в защиту своего мнения. Во время игры ребятам придется вести определенные переговоры. Если же кто-то полагает, что пребывание христиан и мусульман в одном государстве вызовет преимущественно проблемы и конфликты, что существование такого государства бесперспективно, и он готов критиковать позицию переговорщиков, то ему предлагается дома поработать над вопросом о том, какие именно проблемы могут возникнуть в таком государстве.

Другим вариантом этой игры может быть ролевая игра «Миклухи» и «Маклаи». Она заключается в следующем: коллектив учащихся делится на две группы, участники которых не только «говорят на разных языках», но имеют много существенных различий (у одних не принято улыбаться и уважать старших, у других матриархат и традиция посылать воздушные поцелуи), затрудняющих общение друг с другом. Задача, которую ставит учитель − договорится друг с другом по вопросам воспитания юношей.

На уроках обществознания возможны дискуссии по поводу таких проблем, как: проблема смешанных браков и религиозного воспитания детей в смешанных семьях, проблема соотношения разных религиозных традиций, проблема светской власти и невмешательства церкви в государственные дела, культура разных народов и т.д..

Большие возможности формирования толерантного сознания учащихся открываются в 11 классе на уроке : «Роль религии в жизни общества». Можно использовать проблемное задание. Отношение к религии в обществе неоднозначно. Одни говорят – религии принадлежит будущее, и ее роль в жизни общества будет возрастать. Другие утверждают, что религия не имеет будущего и постепенно вытесняется научным мышлением. Вопрос: какова ваша позиция по этой проблеме?

Моделирование ситуации: «Религии мира».

Характеристика деятельности: работая в группах, учащиеся создают презентации для характеристики религий (буддизм, христианство, ислам, индуизм, синтаизм, конфуцианство). Затем, выступающие от групп демонстрируют и характеризуют слайды, отмечают на карте России места распространения религий. На доске – схемы «Мировые религии», «Национальные религии». Учебная ситуация (коммуникативная). «Религии мира»: абстрагируйтесь от реальной истории и представьте, то в истории человечества религия отсутствует. Опишите состояние человечества без религии. Какие потери оно понесет? Что приобретет?

Сюжет игры «Слушается дело о Кавказской войне» разворачивается как судебный процесс над войной − в нем принимали участие «представители» враждующих сторон в конфликтах на Кавказе IХХ и XX веков. Учащиеся пытались выяснить, как между двумя воюющими сторонами могут оцениваться причины кавказских войн, их справедливость и несправедливость, а также возможные последствия. Школьники пытались увидеть в своих «противниках» людей с интересами, желаниями, страхами и надеждами, схожими с их собственными.

Другим условием формирования толерантности является проблематизация − искусственно создаваемая для подростков проблемная ситуация, направленная на выявление возможных противоречий в их отношении к иным культурам, позволяющая им обнаружить и преодолеть свои собственные стереотипы, предрассудки, которые ранее, быть может, и не осознавались ими. Цель проблематизации − усомнение кажущихся очевидностей. Бывает, что подростки высказывают кажущиеся им вполне безобидными мнения, которые могут оказаться унизительными и оскорбительными для них.

Одним из приемов, помогающих подростку обнаружить собственную склонность к использованию социальных стереотипов, по мнению кандидата педагогических наук П.Степанова, может быть игровая процедура «Кто есть кто?». Школьникам предлагается набор фотографий и сопроводительная инструкция учителя: «на фото изображены реально существующие или существовавшие люди, причем часть из них - закоренелые преступники, а другая часть - авторы детективных романов». Затем учитель просит определить: кто есть кто? После 3-4 минут ребята высказывают свои версии и аргументируют их.

Как правило, подростки оживленно спорят, апеллируя к особенностям портрета человека. Когда выяснится, что достоверно определить, кто есть кто, никому не удалось, можно задать школьникам несколько вопросов: «что вы думаете об этом занятии?», «легко ли было его выполнять?», «почему никому не удалось правильно определить, кто есть кто?», «насколько объективны ваши оценки других людей?», «часто ли вы оцениваете людей только по внешним признакам?».

В ходе обсуждения подобных вопросов можно выйти на проблему соотношения внешнего вида человека и его внутренних качеств, проблему социальных стереотипов в оценке людей, проблему корректности вынесения подобных категоричных оценок.

Особого внимания заслуживает выполнение групповых заданий и групповых творческих проектов, например разработка сценариев и проведение национальных праздников «Масленица», «Сабантуй», семейных праздников, создание коллекции молодежной одежды, стилизованной под национальные костюмы жителей Поволжья или Книги национальной кухни и т.д.

Еще одной формой работы по воспитанию толерантного самосознания школьников является создание школьного музея. Музей−- учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспортированием предметов − памятников естественной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Конечно, музей работает на образование, но все же главное для него − воспитание. На наш взгляд, к функциям любого музея относится не только информирование о памятниках родного края, страны, известных людях. Не стоит использовать музей просто как наглядное пособие к уроку литературы, истории, естествознания или занятиям по технике. Музей должен оказать воздействие на систему ценностей детей в тот период, когда она еще находится в процессе становления. А это значит, пора говорить о музейной педагогике.

В основу толерантного воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Создание школьного музея отвечает этой идее. Ведь школьный музей создается силами людей разных по национальности, конфессии, характеру и духу: учителями, детьми, родителями. В процессе его подготовки школьники не только учатся общаться, развивают познавательные и творческие способности, воспитывают у себя чувство гордости за родных, за окружающих их людей, чувство уважения к прошлому родного края, страны, но и учатся слышать мнение другого человека, учитывать его интересы, вкусы. А это тоже толерантность.

Организация активной познавательной деятельности школьников, использование разных форм занятий, использование национально-регионального компонента и краеведческого материала − важные условия успеха формирования толерантного сознания школьников, что является одной из приоритетных задач обществоведческого и исторического образования.

Современная школа позволяет сформировать социальные компетенции подростков через реализацию механизмов социального партнерства, моделирование социо-игровых ситуаций и стимулирование социальных инициатив. Опираясь на приоритеты развития образования, целесообразно представлять школу как коммуникативное единство образовательного пространства, в рамках которого формируются не только знания в различных предметных областях, но и социальный опыт, основанный на межкультурном взаимодействий.

На своих уроках я говорю учащимся: «Научись сам и расскажи о толерантности другим, хотя бы потому, что ты хочешь жить в обществе, в котором не будет войн».

И как пример из истории читаю стихотворение Пастора Нимолы (жертвы нацизма).

Сначала они пришли за евреями,

И я не заступился за них, потому что я не был евреем.

Потом они пришли за коммунистами,

И я не заступился за них, потому что я не был коммунистом.

Потом они пришли за членами профсоюзов,

И я не заступился за них,

потому что я не был членом профсоюза.

Потом они пришли за мной,

но не осталось никого,

чтобы заступиться за меня.






ЛИТЕРАТУРА:

1.Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе. // Воспитание школьников. − №1. – 2006. − С. 13-17.

2.Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. − №1. – 2004. − С. 18-25.

3. Никольский А.В. Историко-обществоведческое образование как фактор формирования толерантности. // Преподавание истории и обществознания в школе. − №5. – 2002. − С.60-62.

4. Степанов П. Воспитание толерантности у школьников-подростков. // Учитель. − №6. – 2005. − С.49-52.





Доклад: "Формирование толерантного сознания школьников на уроках обществознания через моделирование учебных ситуаций"(из опыта работы)
  • Обществознание
Описание:

Актуальность проблемы толерантности заключается в том, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиск взаимоприемлемых компромиссов. Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Учет интересов всех населяющих Россию народов и культур приобретает в современных условиях особую актуальность, поскольку изменения, произошедшие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали, в свою очередь, рост национального самосознания этносов. Поэтому проблема толерантности всегда является одной из самых актуальных в России − стране многонациональной и многоконфессиональной.

Автор Филиппова Надежда Антоновна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 968
Номер материала 44984
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓