Духовно-нравственное
воспитание школьников и общенациональная образовательная программа
«Самопознание».
Духовность
— в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В
социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто
называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и
традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а
также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция
духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается,
что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания),
просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.
В
связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
имеет чрезвычайную значимость, ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня
как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ.
И возрождение, поддержание ее статуса сегодня связано не только с решением
политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с
воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности,
нравственности, исторически сложившейся национальной ментальности.
Духовность
- это совокупность качеств человеческой личности, обозначающее наличие
высоконравственных принципов в человеке.
Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют
многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской
среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок
патриотического воспитания и многое другое. Из этого вытекает необходимость
выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область,
обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами
реализации.
Это должен решать каждый учитель через урок и внеклассные мероприятия. Мы
просто обязаны передать новому поколению высокие качества духовности народа.
Сверхзадача
современного образования – пробудить в человеке Человека, придать ему
внутренние силы для утверждения Истины, Добра и Красоты. Ответом на этот вызов
времени стала общенациональная образовательная программа «Самопознание». Это
особый метапредмет, призванный изменить парадигму образовательного процесса в
Республике Казахстан, перейти к новым мировоззренческим основам с ориентацией
на духовные приоритеты, на понимание
Образование
и воспитание – это единый творческий процесс, который способствует развитию
личности и формированию человека. Благодаря самопознанию подрастающее поколение
приобщается к ценностям и нравственным идеалам человечества, у учащихся
формируется позитивное восприятие самих себя, происходит осознание высшего
предназначения человека.
На
уроках самопознания в атмосфере благожелательности, любви и добра ведётся
подготовка детей к общению и формированию отношений в обществе, основанных на
законах мира и согласия. Целенаправленная работа над развитием личности ребёнка
основана на активной деятельности учащихся, она создаёт условия для
самореализации и самовыражения школьников, даёт возможность познания самих себя
через поиск и творчество, учит жить в мире людей. Школьники учатся рассуждать,
выражать свои мысли, учатся искусству спора, учатся анализировать и оценивать
свои действия, различать плохое и хорошее, доброе и злое, учатся радоваться и
сопереживать. На уроках, внеклассных мероприятиях я стремлюсь прививать детям
любовь к Родине, семье, жизни, труду, искусству, обычаям, традициям,
природе. Приобщаю обучающихся к культурному наследию, воспитываю нравственные и
эстетические качества личности .
Мы
любим своих детей, желаем им добра и счастья. Напутствуем их, чтобы они росли
умными, активными, творческими, целеустремленными хозяевами своей страны.
Мы
помним, что настоящий хозяин растет в труде. Труд должен войти в жизнь наших
воспитанников, одухотворив её, придав ей деятельную активность и нравственную
направленность, обогатив душу сознанием пользы любого, даже маленького дела,
совершенного во имя блага
Приобщение детей к творчеству — верный путь формирования человека высокой
нравственности и культуры. Общеобразовательная школа должна научить школьника
постоянно стремиться к совершенствованию, к преобразованию мира по законам
красоты.
Опыт народа, мудрость поколений — вот без чего нельзя воспитать полноценную
личность. Нельзя познать чужую культуру, если отказался от своей собственной.
Забывая культуру и историю своего народа, мы тем самым предаем забвению
глубинную историческую память народа. В нашей школе возрождают изучение
народных традиций.
В
законе РК «Об образовании» говорится, что образование - единый целостный
процесс воспитания и обучения. Главное удержать эту целостность во всех видах
образовательной деятельности.
Воспитание
— это питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он
жил в контексте с общечеловеческой культурой, а не вне нее. Цель воспитания
выступает как общая, когда она выражает качество, которые должны быть
сформированы у всех людей, и как индивидуальное, когда предполагается
воспитание определённого «отдельного человека».
Воплощение
программы «Самопознание» благотворно влияет на развитие творческих достижений
учащихся, устойчивого интереса к предмету, расширяет кругозор, знакомит с
творческим наследием и воспитывает нравственно – эстетические качества
личности. Считаю, что данная программа благотворно влияет на подрастающее
поколение.
Хочется закончить словами В. А. Сухомлинского «Учение – это лишь один из лепестков
того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В
воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди
множества лепестков, создающих красоту цветка. В воспитании всё главное – и
урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока…»
Сегодня
слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И
только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной
человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное
убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым,
милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать - это и
есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может
нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.
Северо-Казахстанская
область
Район
им.Г.Мусрепова
КГУ «Приишимская
средняя школа»
Заместитель
директора по УР
А.Б.Кенжебекова
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.