Главная / Другое / Доклад "Деятельность социального педагога общеобразовательных школ"

Доклад "Деятельность социального педагога общеобразовательных школ"

Калымбетова Гульжан Абдикадыровна - заместитель директора по

воспитательной работе средней школы № 252 имени Г. Н. Ковтунова

пос.Шиели Кызылординской области



Деятельность социального педагога

общеобразовательных школ



Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми,

надо принимать их как повторение своего детства,

чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец,

жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

Ш.А. Амонашвили

Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей - все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов - социальных педагогов и психологов.

Социальный педагог – это равноправный член педагогического коллектива, обеспечивающий социальную защиту прав детей, благоприятные условия для обучения и воспитания ребёнка, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и школой. Профессионализм зависит от личностных качеств человека, избравшего этот вид деятельности, как сферу доверия между людьми, которая рождает основу для их взаимопонимания, взаимопомощи и взаимной ответственности. Сегодня более 50% подростков, совершающих преступления, - из неполной семьи; более 30% детей с психическими отклонениями росли без отца. Из детей, убегающих из семьи, 56,7% - девочки, 43,3% - мальчики. Причиной побега являются волнения ребенка из-за неудач в достижении цели, конфликты в семье.

На 15% увеличилось количество детей-инвалидов до 16 лет. Особый вопрос - здоровье подростков. Всё более распространяется раннее курение, наркомания, алкоголизм, психозы, ранее начало половой жизни.

Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого отношения к детям в семье. Существует термин «синдром избитого ребенка». Очевидностью плохого обращения являются следы побоев на теле ребенка. Виновниками плохого обращения являются родители (92,2%), из них 85% - родные родители. Из них 60% - женщины, 39,2% - мужчины. Родители или лица, их замещающие, плохо ухаживают за ребенком (88%), совершают физическое насилие (87%). Родные матери виновны в плохом обращении и уходе почти в 3 раза чаще, чем отцы (75% против 41%).

Поэтому, социальный педагог должен обладать следующими качествами:

деликатность – тактичность в общении с другими людьми;

открытость – умение искренне говорить о своих чувствах;

доброжелательность – готовность к поддержке человека, нуждающегося в этом;

конкретность – умение чётко излагать своё собственное мнение;

естественность – умение быть самим собой в любой ситуации в процессе общения с окружающими, с целью поиска компромиссного решения возникшей проблемы.

Сегодня мне хотелось бы раскрыть структуру, методы, содержание и принципы работы школьного социального педагога.

Цель деятельности социального педагога – социальная адаптация личности ребенка в обществе.

Задачи работы социального педагога:

-Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни;

-профилактика утомляемости школьников в процессе учебного труда;

оординация деятельности всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков;

оциальная защита детей, находящихся под опекой;

- формирование у старшеклассников мотивации и познавательных интересов к продолжению образования;

- профилактика правонарушений среди подростков;

рганизация целевого досуга учащихся;

-психолого-педагогическое сопровождение учащихся, имеющих заключение ПМПК.

Принципы деятельности

Принцип взаимодействия – целенаправленное сотрудничество с другими работниками школы по разрешению проблем и конфликтных ситуаций; налаживание связей со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся и вопросами профилактики;

Принцип личностно-ориентированного подхода – гуманное отношение к личности ребёнка; уважение прав и свобод учащихся; оказание содействия в саморазвитии и социализации личности;

Принцип позитивного восприятия и принятия личности – принятие ребёнка таким, каков он есть; поиск положительных качеств личности; формирование подготовленности детей и подростков к неприятию негативных проявлений действительности;

Принцип конфиденциальности – открытость отношений; уверенность в надёжности получаемой информации; сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, учителями;

Принцип непрерывности – профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребёнка в школе за счёт привлечения к работе системы дополнительного образования;

Принцип систематичности – работа должна вестись систематически.

Чтобы система профилактики была более эффективной, необходимо:

Подросткам и их родителям предоставлять объективную информацию.

Объём этой информации должен отражать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.

Формирование у подростков негативного отношения к наркотикам, умения правильно организовывать своё время, умения управлять своими эмоциями и чувствами.

Чтобы учащиеся, учителя, родители и медики работали совместно.

Функции деятельности социального педагога

У социального педагога в школе очень большой объём работы. Ведь его клиентами являются и ученики, и родители, и учителя. Исходя из этого, считаю, что социальный педагог должен выполнять следующие функции:

Диагностическую - Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что делает воспитательную и профилактическую работу рациональной и экономной; установление причин отклоняющегося поведения, причин социального неблагополучия семьи; содействие выявлению детей, употребляющих ПАВ.

Прогностическую – Прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации процесса воспитания и развития личности; планирование своей социально-педагогической работы на основе анализа результатов за предыдущий период времени.

Коммуникативную – установление деловых и личностных контактов; формирование положительной системы отношений в детской и подростковой среде, а так же в их отношениях с взрослыми.

Коррекционную – осуществление коррекции всех воспитательных явлений со стороны семьи и социальной среды, в том числе и неформальной.

Профилактическую – организация системы профилактических мер по предупреждению девиантного и преступного поведения подростков; формирование нравственно-правовой устойчивости; своевременное оказание помощи семьям и детям групп социального риска.

Организационную – влияние на разумную организацию досуга; включение учащихся в различные виды полезной деятельности с учётом психолого-педагогических требований.

охранно-защитную – взаимодействие с органами социальной защиты; использование правовых норм для защиты прав и интересов личности.

Посредническую – осуществление связи между семьёй, школой и ближайшим окружением ребёнка.

Самообразовательную – очень важно пополнять свой интеллектуальный багаж, знакомиться с опытом зарубежных и отечественных педагогов по проведению профилактической работы.

Основные направления работы:

Работа с учащимися

Работа с учащимися носит многогранный характер: направлена на решение социально-педагогических проблем, профилактику правонарушений, формирование потребности в ведении здорового образа жизни саморазвитии и самовоспитании, включение ребенка в социально-значимую деятельность. При работе с учащимися используются различные формы, методы, приемы и способы. Нами разработаны и реализуются различные программы для учащихся, направленные на решение поставленных социально-педагогических задач.

Решение любой проблемы ребенка, начинается с диагностирования, который включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации. Следует учитывать, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана. В этом случае наша задача заключается в том, чтобы самим выявить все значимые обстоятельства ситуации и поставить социальный диагноз.

Сбор информации происходит через такие методы как: наблюдение за ребенком (в учебной и во внеклассной деятельности); беседа непосредственно с ребенком, классным руководителем, преподавателем - предметником, родителями; методы диагностики личности, семьи, социума. Для выявления дополнительных сведений о ребенке проводится мониторинг социальной ситуации развития ребенка. Цель мониторинга - отслеживание социальной ситуации развития ребенка.

По завершению данного этапа составляем характеристику ситуации, в которой находится ребенок, а так же характеристику проблемных состояний ребенка. Данная информация фиксируется в документах.

Следующий этап - поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставим цель, в соответствии с которой формулируем конкретные задачи деятельности и определяем выбор путей решения проблемы. Всю свою деятельность на втором этапе мы определяем как:

логику построения индивидуального взаимодействия с ребенком, с родителями.

логику построения ситуации посредничества со специалистами школы, институтов города, занимающихся проблемами детей.

По окончании производим оценку правильности простроенной работы, её эффективность.

Работа с педагогическим коллективом.

Взаимодействие с педагогическим коллективом осуществляется в следующих направлениях:

индивидуальная работа по проблеме учащегося строится с классным руководителем, преподавателем-предметником, узкими специалистами школы.

С классными руководителями выстраивается наиболее тесное взаимодействие, так как этот специалист оказывает первичную помощь ребенку в решении его проблем.

Преподаватели-предметники имеют непосредственное общение с ребенком в учебно-воспитательном процессе. Взаимодействие строится на основе решения учебных проблем ребенка, контроля его обучаемости и посещаемости.

Взаимодействие со специалистами школы узкой профессиональной направленности (психологи, педагоги-организаторы, логопеды, фельдшер и другие) осуществляется при необходимости оказания конкретной профессиональной помощи.

методическое объединение классных руководителей (МО), школьный факультет повышения квалификации (ШФПК) направлен на оказание помощи педагогам-предметникам, классным руководителям в работе с родителями по решению социально-педагогических проблем ребенка.

Заседания носят практическую направленность и проводятся в различных формах: тренинги, дискуссии, деловые игры, педагогические мастерские. Учителям предлагается большой практический материал по повышению педагогической грамотности родителей и активные формы взаимодействия семьи и школы.

социально-педагогические консультации включают в себя вопросы социального и педагогического характера направленные на решение конкретной проблемы;

выступление на педагогических советах - рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся социализации личности учащегося. Социально-психолого-педагогический совет направлен на выработку алгоритма решения проблемы учащегося и роль социального педагога заключается в выработке стратегии решения проблемы в интересах ребенка.

Работа с родителями.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, так как именно в семье рождается чувство преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему. Чтобы в будущем рациональнее спланировать работу, наметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к активному участию в делах класса и школы, можно при записи ребенка в школу предложить родителям анкету/ приложение №1 /Психологически благоприятная семейная атмосфера и эмоционально насыщенная жизнь в школе играют большую роль в воспитании учащегося. Они создают предпосылки для развития интеллекта ребенка и его духовно-нравственного воспитания. Именно поэтому так важно взаимодействие родителей и педагогов, семьи и школы в вопросах воспитания.

По роду своей деятельности, мы, социальные педагоги, сталкиваемся с ошибками в семейном воспитании, работаем с разными категориями семей и семьями, переживающими разные периоды развития. Это семьи, имеющие младших школьников и детей дошкольников, семьи подростков и имеющие взрослых детей, семьи, требующие повышенного внимания и нуждающиеся в особой помощи: неполные семьи, малоимущие, многодетные, имеющие детей-инвалидов, опекаемых детей, неблагополучные семьи группы риска, в которых традиции семейного воспитания частично утрачены и имеются проблемы духовно-нравственного воспитания детей в семье.

Индивидуальная работа с ребенком, родителями занимает ведущее место в деятельности социального педагога. В арсенале специалиста имеются технологии индивидуального взаимодействия со всем окружением ребенка, и в первую очередь с семьей. Социальный педагог выявляет проблемы в развитии ребенка и ищет пути их коррекции. Логика взаимодействия с семьей ребенка включает в себя анализ причин возникшей проблемы и оказание социально-педагогической помощи и поддержки семье. Родители консультируются по вопросам воспитания, правового, духовно-нравственного развития ребенка. Консультации носят не только педагогический, но и социальный характер.

Социальный педагог проводит с родителями различных категорий первичное социальное консультирование на которых, в зависимости от запроса, предоставляет информацию о мерах социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством автономного округа семьям с детьми, либо возможности оказания материальной поддержки в рамках школы (Фонд всеобуча и бесплатное питание ребенка).

Деятельность социального педагога строится на принципах социального партнерства: равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, обязательность и, ответственность сторон. От того, насколько успешно социальный педагог взаимодействует с специалистами различных социальных центров, зависит успешность разрешения проблемной ситуации в семье.

Информационно-просветительское направление предусматривает педагогическое просвещение родителей.

При проведение тематических общешкольных и классных родительских собраниях с родителями рассматриваются вопросы духовно-нравственного, правового, гражданского и патриотического воспитания детей. Родителям предлагаются различные формы работы:

индивидуальные консультации по различным проблемам, эта форма работы наиболее продуктивна, так как рассматривается конкретная ситуация и предлагаются адресные рекомендации

социально-психолого-педагогический совет (СППС), в работе которого мы принимаем активное участие. В процессе рассмотрения проблемы учащегося вырабатывается алгоритм оказания социально-психолого-педагогической поддержки ребенку.

лектории, круглые столы с привлечением специалистов школы и города, деловые игры. Данные виды деятельности позволяют родителям находиться не только в роли слушателя, но и активного участника обсуждения предложенной темы.

тематические родительские собрания, проходят - 1 раз в четверть, на которых поднимаются вопросы воспитания детей, происходит диалог на уровне классного коллектива;

ежегодно в марте проводится "День открытых дверей", в рамках этого мероприятия организуется родительская конференция;

два раза в год проходят круглые столы, где рассматриваются наиболее актуальные вопросы воспитания детей, на встречи приглашаются специалисты.

Совместная работа социума

Одной из функций социального педагога является посредничество со специалистами различных служб, оказывающих помощь ребенку и семье. Осуществляя посредническую функцию, социальный педагог включает семьи в активное взаимодействие со школой, с городскими центрами, привлекая родителей к совместным творческим делам.

Приложение № 1

Анкета для родителей.

I. Ф.И.О родителей.

1. Возраст

2. Образование

3. Место работы, телефон

4. Общественная работа

5. Квартирные условия

6. Общий заработок семьи

7. В каких мероприятиях школы вы хотели бы участвовать

II.Ф.И.О ребенка.

Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?

2. Какие игры предпочитает?

3. Какие виды спортивных развлечений больше любит?

4. С кем чаще играет(с мальчиками или девочками)?

Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив.)

Какие обязанности имеет дома?

Какие с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка следует учесть.

III.Кто в семье непосредственно занимается воспитанием

ребенка?

Где чаще всего совместно с ребенком проводится досуг?

3. Знаете ли вы друзей своего ребенка и их родителей?

4. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?

5. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?

Какие методы воспитания вы предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)


Доклад "Деятельность социального педагога общеобразовательных школ"
  • Другое
Описание:

Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей - все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов - социальных педагогов и психологов.

Социальный педагог – это равноправный член педагогического коллектива, обеспечивающий социальную защиту прав детей, благоприятные условия для обучения и воспитания ребёнка, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и школой. Профессионализм зависит от личностных качеств человека, избравшего этот вид деятельности, как сферу доверия между людьми, которая рождает основу для их взаимопонимания, взаимопомощи и взаимной ответственности. Сегодня более 50% подростков, совершающих преступления, - из неполной семьи; более 30% детей с психическими отклонениями росли без отца. Из детей, убегающих из семьи, 56,7% - девочки, 43,3% - мальчики. Причиной побега являются волнения ребенка из-за неудач в достижении цели, конфликты в семье.

На 15% увеличилось количество детей-инвалидов до 16 лет. Особый вопрос - здоровье подростков. Всё более распространяется раннее курение, наркомания, алкоголизм, психозы, ранее начало половой жизни.

Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого отношения к детям в семье. Существует термин «синдром избитого ребенка». Очевидностью плохого обращения являются следы побоев на теле ребенка. Виновниками плохого обращения являются родители (92,2%), из них 85% - родные родители. Из них 60% - женщины, 39,2% - мужчины. Родители или лица, их замещающие, плохо ухаживают за ребенком (88%), совершают физическое насилие (87%). Родные матери виновны в плохом обращении и уходе почти в 3 раза чаще, чем отцы (75% против 41%).

 Поэтому,  социальный педагог должен обладать следующими качествами:

     деликатность – тактичность в общении с другими людьми;

     открытость – умение искренне говорить о своих чувствах;

     доброжелательность – готовность к поддержке человека, нуждающегося в этом;

    конкретность – умение чётко излагать своё собственное мнение;

   естественность – умение быть самим собой в любой ситуации в процессе общения с окружающими, с целью поиска компромиссного решения возникшей проблемы.

Сегодня мне хотелось бы раскрыть структуру, методы, содержание и принципы работы школьного социального педагога.

 

Цель деятельности социального педагога – социальная адаптация личности ребенка в обществе. 

Автор Калымбетова Гульжан Абдикадыровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 678
Номер материала 26018
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓