Главная / Классному руководителю / Доклад Проблема формирования этнокультурной толерантности личности в условиях полиэтнического региона

Доклад Проблема формирования этнокультурной толерантности личности в условиях полиэтнического региона

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 села Стародубского Буденновского района»

Доклад

Проблема формирования этнокультурной толерантности личности

в условиях полиэтнического региона

Руководитель МО

классных руководителей:

Т. И. Дроздова

Глобальные перемены, произошедшие в России за последние десятилетия полностью изменили социально-политическую, экономическую ситуации. Массовая миграция, нарушения устоявшихся соотношений славянских и кавказских этносов, перераспределение территории проживания и недвижимости, урбанизация, не связанная с развитием промышленного производства, маргинализация и люмпенизация части населения, а также противоречия вследствие противостояния религиозных сообществ – все это реалии современной социальной жизни Ставрополья.

Как следствие обесценивание духовно-нравственных идеалов, рост детской безнадзорности и беспризорности, снижение жизненного уровня, увеличение числа неблагополучных семей, дистанцирование от детей с трудной судьбой. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях, их проблемам уделяется меньше внимания не только в семье, но и в образовательном учреждении.

Особую остроту сложившейся ситуации придает геополитическое положение Ставрополья: соседство с Чечней, Дагестаном, Кабардино-Балкарией, и др. Ежегодное увеличение количества вынужденных переселенцев создало проблему в крае, районе и конкретно в нашей школе, связанную с образованием поликультурной среды как фактора, требующего тщательного изучения и определения основных направлений деятельности образовательного учреждения в вопросах формирования современной личности.

В нашей школе обучаются: русские – 57%, армяне – 9,6%, цыгане – 7,7%, турки – 6%, представители других национальностей (азербайджанцы, табасаранцы, аварцы, даргинцы, корейцы, удины, немцы и т.д.) - 19,7%.

В связи с этим МО классных руководителей и весь педагогический коллектив при поддержке родительской общественности задался целью создания условий для развития личности школьника в поликультурном пространстве. Появилась необходимость в поиске особого подхода к организации воспитательного процесса учащихся.

При разработке концептуальных подходов к формированию личности ребенка в поликультурном пространстве школы мы учитывали следующие факторы:

  • демографический, меняющийся состав народонаселения края, района, школы. В классах довольно большим становится число иммигрантов, беженцев;

  • полиэтнический, в школе обучаются представители восемнадцати национальностей, имеющие свою культуру, свои ценности, представление и интересы;

  • поликонфессиональный, учащиеся школы - это христиане, мусульмане, иеговисты и представители других вероисповеданий;

  • молодежный, в школе обучаются более 100 подростков, которые проводят по 5-7 часов в стенах учреждения, а в остальное время они в своем микросоциуме, где господствует уличная тусовка и компании;

  • психолого-педагогический, в формировании личности ребенка в условиях поликультурного пространства;

  • усиление патриотического, гражданского и нравственного фактора в воспитании наших учащихся, будущих полноправных граждан.

Поэтому одной из важнейших функций школы мы видим – научить подростков жить вместе в мире и взаимопонимании друг с другом, способствовать тому, чтобы с одной стороны человек осознал свои корни и тем самым мог определить то место, которое он занимает в мире, а с другой – привить ему уважение к другим культурам

Цель поликультурного образования в школе состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде школы, города, региона, обладающим развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Из этой цели вытекают следующие задачи, стоящие перед нашим образовательным учреждением:

  • глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

  • формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям;

  • создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

  • воспитание учащихся в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения;

Школа создает условия введения учащихся в родную культуру, для приобщения учащихся к культуре других народов для осмысления и усвоения таких общечеловеческих ценностей, как доброта, милосердие, совесть и справедливость.

Решение задач поликультурного образования требует широкого использования активных методов обучения и воспитания. За два года работы в этом направлении в нашей школе традиционными стали такие мероприятия как: фестивали «Дружба народов», «Славянские праздники», игры народов Северного Кавказа, конкурс «Танцы и песни народов мира». Педагогом- психологом регулярно проводятся мониторинги толерантности образовательной среды, классные часы. Накопленный опыт по данной теме был обобщен на педсовете «Актуальные проблемы развития системы образования и воспитания в полиэтническом пространстве». На заседании МО классных руководителей была рассмотрена программа воспитательной работы « Небо – общее для всех детей» и рекомендована классным  руководителям 5 – 8 классов. В дальнейшем мы планируем провести выставки народного творчества, научно-практическую конференцию «Живая культура: традиции и современность», целью которой может стать развитие интереса школьников к творческой деятельности; приобщение их к исследовательской работе, ролевые игры и психологические тренинги, в ходе которых учащиеся приобретут опыт решения проблем, связанных с особенностями взаимодействия в поликультурной среде. При организации досуговой деятельности мы предполагаем проведение экскурсий, связанных с культурными достопримечательностями и историческими памятниками, выпуск газет, отражающих культурное многообразие России, мира. Проведение вечеров, посвященных выдающимся представителям литературы, искусства, науки, конкурсы на лучшего знатока народных обычаев, национальной кухни, традиционных ремесел.

Знакомство с культурой народов, проживающих в РФ, способствует сближению детей разных национальностей.

Этнокультурное образование школьников – это залог успеха формирования гуманной развитой личности современного и будущего общества нашего государства


Доклад Проблема формирования этнокультурной толерантности личности в условиях полиэтнического региона
  • Классному руководителю
Описание:

 

 

Глобальные перемены, произошедшие в России за последние десятилетия полностью изменили социально-политическую, экономическую ситуации. Массовая миграция, нарушения устоявшихся соотношений славянских и кавказских этносов, перераспределение территории проживания и недвижимости, урбанизация, не связанная с развитием промышленного производства, маргинализация и люмпенизация части населения, а также противоречия вследствие противостояния религиозных сообществ – все это реалии современной социальной жизни Ставрополья.

Автор Дроздова Татьяна Игоревна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 386
Номер материала 26994
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓