Главная / Химия / Доклад «Применение игровых технологий на уроках химии как приоритетное направление для организации учебной деятельности учащихся»

Доклад «Применение игровых технологий на уроках химии как приоритетное направление для организации учебной деятельности учащихся»

Отдел образования города Актобе

Городской научно-методический центр












Тема: «Применение игровых технологий на уроках химии как приоритетное направление для организации учебной деятельности учащихся»








Выполнила:

учитель химии СШ № 1

Пикуль Виктория Евгеньевна















Оглавление



Введение стр.3

Основная часть стр. 4-7

Выводы стр. 7

Заключение стр. 8

Литература стр. 9














































Введение

Концепция обновления современной казахстанской школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на основе развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения, обеспечивающих использование разнообразных видов учебной деятельности. Эти приоритеты составляют основу развития и современного школьного образования.

Формирование конкурентоспособной личности учащегося требует объединения усилий всего педагогического коллектива. На каждом уроке средствами школьных предметов должны быть созданы учебные ситуации, развивающие в ученике творческое мышление, самостоятельность, инициативность.

Веления времени диктуют обновление арсенала технологий обучения. Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от инициативности, творческого подхода педагогических кадров. Поиск новых форм и методов обучения при условии направленности на личность учащегося завершается прочным освоением знаний предметной области, так как они становятся значимыми для него. Педагогу необходимо приложить немало усилий для овладения современными педагогическими технологиями.

Ведущей деятельностью школьника является учение. Именно оно оказывает решающее влияние на его эмоциональное самочувствие, психическое и социальное развитие. Компоненты деятельности учения формируются постепенно, поэтому важное значение имеет использование форм, которые являлись бы эмоциональной опорой деятельности учения, облегчали бы адаптацию учащихся к новой деятельности. Одной из таких форм, уже освоенных школьниками, является игра.

Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, учится ставить цель, вырабатывать план деятельности, игра включает в себя все компоненты структуры самодетерминированной деятельности. Здесь ребенок является субъектом, активным участником деятельности. Поэтому я хочу более подробнее остановиться на применении игровых технологий на уроках химии, так как считаю данную тему приоритетным направлением в современном учебно-воспитательном процессе.














Основная часть

Одной из проблем современного учебного процесса является развитие познавательной активности учащихся на уроках. Развиваясь адекватно потребностям общества, сегодня она особо значима, т.к. современное общество требует от человека не только исполнительности, но и самостоятельности, инициативности в решении учебных и жизненных проблем.

Ведущей деятельностью школьника является учение. Именно оно оказывает решающее влияние на его эмоциональное самочувствие, психическое и социальное развитие. Компоненты деятельности учения формируются постепенно, поэтому важное значение имеет использование форм, которые являлись бы эмоциональной опорой деятельности учения, облегчали бы адаптацию учащихся к новой деятельности. Одной из таких форм, уже освоенных школьниками, является игра.

Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, учится ставить цель, вырабатывать план деятельности, игра включает в себя все компоненты структуры само детерминированной деятельности. Здесь ребенок является субъектом, активным участником деятельности.

Одним из способов решения этого вопроса об активизации познавательной деятельности учащихся является развитие у учащихся потребности к познавательной деятельности. Возникновение такой потребности связывается с развитием и формированием эмоционально-ценностных стимулов. В подростковом возрасте очень важно общение, самовыражение и самоутверждение, т.е. признание коллективом каких-либо достоинств личности. Именно эти качества должны быть актуализированы, удовлетворены и эмоционально насыщены. В качестве эмоционального стимула рассматривается игра, но не как самостоятельный вид деятельности. Игра органически воссоединяется с проблемно-поисковым, эмоционально-образным и соревновательным стимулами, создавая привлекательный колорит заинтересованного общения. Эмоциональное стимулирование как целостное системное образование, характеризующееся гибкой, динамичной структурой, направлено на активизацию внутренних резервов личности, раскрытие ее творческого потенциала. Вместе с тем группа эмоционально-ценностных стимулов в различных сочетаниях с общепедагогическими обеспечивает интенсивную и яркую жизнедеятельность классного коллектива.

Игры - самый эффективный способ обучения детей. Известно, что учебный материал почти наверняка будет воспринят детьми, если он изложен в игровой форме. Совершенно игра необходима в тех случаях, когда сам по себе материал не представляет для детей большой ценности. Целями игровой технологии является:

1. активизация мыслительной деятельности, развитие познавательных
способностей;

  1. развитие логического мышления;

  2. способствование углублению знаний по химии;

  3. способствование восприятия межпредметных связей;

  4. привитие химической культуры;

  5. сплочение коллектива, формирование деловых взаимоотношений;

7. развитие индивидуальности и коммуникативных способностей.

Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться.

Игровая форма занятий создается посредством внедрения игровых приемов и ситуаций на уроках, которые выступают как средство побуждения и стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализуя игровые приемы и ситуации, необходимо учитывать следующие условия:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве ее средства;


  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом (Г.К.Селевко).


В 8-9-х классах (младший подростковый возраст) при изучении и первичном закреплении новых знаний проводится обучающие игры, включающие тренинговые (классификация педагогических игр по Селевко). При обобщении и систематизации знаний используется контролирующие и обобщающие игры как один из видов контроля и обобщения знаний учащихся. Разрабатывая такие уроки, необходимо предусмотреть следующие моменты:

а) продумать методику проведения игры на уроке (это может быть полностью
урок или фрагмент урока на 10-15 мин);

б) ввести в игру момент соревновательности;

в) уточнить цели проведения игры; составить руководства для ведущего,
инструкции для игроков; дополнительно подобрать и оформить дидактические
материалы;

г) разработать способы оценки результатов игры в целом и ее участников в
отдельности;

д) заранее предупредить учащихся об условиях и правилах игры;

е) создать творческую и демократическую обстановку, которая исключает
равнодушное отношение ученика к занятиям и необязательное его участие в
уроке.

В 9-м классе обучающие, контролирующие и обобщающие игры становятся сюжетными, где сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения. В результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Игры, связанные с химией, свидетельствуют о серьезной потребности в умственных упражнениях, в самопроверке своего интеллекта. Наряду с учением и трудом игра в 10-11-х классах (старший подростковый возраст) по-прежнему несет в себе большие возможности для личностного развития детей. Сюжет как форма интеллектуальной деятельности в обучающих, контролирующих и обобщающих играх сохраняется. Однако в играх этого возраста широко используется частично поисковый и исследовательский методы обучения через решение экспериментальных задач. В 10-11-х классах широко применяю сюжетно-ролевые и деловые игры. При этом необходимо учитывать целый ряд условий:

а) предоставление старшим подросткам инициативы и творчества в разработке
содержания игры, создание игровых органов самоуправления;

б) свободный выбор игровой роли в соответствии с личностными
возможностями, обеспечение обстановки творческого исполнения роли;

в) индивидуальную работу педагога для достижения школьником успехов в игре;

г) создание высокого эмоционального подъема в ходе игры.

С 8-го по 11-й класс используются тренинговые игры как метод эмоционального воздействия, задачами которых являются приобретение и закрепление знаний и умений. Такие педагогические игры требуют от школьников умения расшифровать, распутать, разгадать проблему, проявить догадку и смекалку в умственной деятельности, вызывают стремление анализировать и сопоставлять скрытые причины явлений. Это и есть творчество, проявление познавательной активности.


Игровые технологии меняют функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь он должен быть организатором, режиссером урока, соучастником коллективной деятельности.

Игровая деятельность - это целенаправленная и внутренне мотивированная система действий человека в учебном процессе. Это один из видов деятельности человека, направленный на овладение способами предметных и познавательных действий. Игровая деятельность является условием и средством психического развития индивида, на определенном этапе психического развития она играет ведущую роль в формировании личности.

Развитие личности учащихся в учебно-воспитательном процессе (УВП) будет происходить лишь в том случае, когда деятельность учителя опирается на потребности самих учащихся. Учителю необходимо знать, каковы мотивы учебной деятельности каждого ученика, каковы его интересы, есть ли у него склонности и каковы они. Следует иметь в виду, что потребности, лежащие в основе мотивов, интересов и склонностей, не даны человеку от рождения. В соответствии с этим мной была проведена диагностика познавательной потребности, мотивации деятельности учащихся на уроке и познавательного интереса. Результаты проведенного исследования показывают, что в классах, где в УВП вводилась игровая деятельность, уровень познавательной потребности гораздо выше, чем в классах, где игровая деятельность не вводилась. Мотивационная деятельность учащихся зависит от проявления познавательного интереса, который более конкретно формируется с возрастом (в связи с осознанием близкого окончания школы и необходимостью определения своего жизненного пути и места работы). Поэтому чем старше класс, тем выше его мотивационная деятельность. Таким образом, можно сказать, что введение игровой деятельности в УВП положительно влияет на уровень познавательной потребности, что обеспечивает устойчивый интерес к процессу обучения.

В процессе игры у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения; излагать и аргументировать свою точку зрения; внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения; применять всесторонний подход к обсуждению явления; сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету. Игра - универсальное средство воспитания, развития, обучения учащегося, поэтому недооценивать ее значение по меньшей мере нерационально и непродуктивно.





Выводы:


Игра для детей - это способ научиться тому, чему их никто не может научить, это способ исследования пространства и времени, вещей и так далее. Включаясь в процесс игры, дети учатся в нашем символическом мире - мире смыслов и ценностей, и в то же время, исследуют, экспериментируют.


Игра - это мостик между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является максимально важной. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств.


Игра - это произвольная, внутренне мотивированная деятельность , предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как наиболее полно выразит и исследовать свое собственное Я. Ребенок непрерывно открывает себя, заново пересматривает свой образ Я, свои возможности, изменения в своих отношениях с миром.


















Заключение


Если традиционный образовательный процесс связан с передачей -получением информации обработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам ставит себе цель, ищет способы её достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы.


В целом же игра выступает как средство совершенствования обучения и воспитания ребенка. Вот поэтому уделяю особое внимание игре в ходе учебного процесса.

Игра на уроке - комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. Так, с одной стороны игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой - занимает примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности. Выучить необходимый материал ученика можно, либо заставив, либо заинтересовав его. Игра же предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени - все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формируют интерес к предмету.

Литература:


Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1966, № 6;


Газман О.С, Харитонова В.Е. В школу с игрой. М.: Просвещение, 1991;


Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. Вопросы психологии, 1982, № 4;


Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. В 2 т., М.: Изд-во АПН СССР, 1989,т.1;


Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998;


Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991; Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 1994;


Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1979;


Яновская М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания. Киров: ВГПУ, 1998.


A.A. Тыльдсеп, В.А. Корк « Мы изучаем химию», изд. «Просвещение». 1988г



Библиотечка «Первого сентября», изд . дом «Первое сентября» .2005г. «Первоначальные химические понятия», «Я иду на урок химии».



Под редакцией Э.Г. Золотникова. «Урок окончен. Занятия продолжаются», изд. Просвещение». 2002г.



Доклад «Применение игровых технологий на уроках химии как приоритетное направление для организации учебной деятельности учащихся»
  • Химия
Описание:

Концепция обновления современной казахстанской школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на основе развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения, обеспечивающих использование разнообразных видов учебной деятельности. Эти приоритеты составляют основу развития и современного школьного образования.

Формирование конкурентоспособной личности учащегося требует объединения усилий всего педагогического коллектива. На каждом уроке средствами школьных предметов должны быть созданы учебные ситуации, развивающие в ученике творческое мышление, самостоятельность, инициативность.

Веления времени диктуют обновление арсенала технологий обучения. Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от инициативности, творческого подхода педагогических кадров. Поиск новых форм и методов обучения при условии направленности на личность учащегося завершается прочным освоением знаний предметной области, так как они становятся значимыми для него. Педагогу необходимо приложить немало усилий для овладения современными педагогическими технологиями.

Ведущей деятельностью школьника является учение. Именно оно оказывает решающее влияние на его эмоциональное самочувствие, психическое и социальное развитие. Компоненты деятельности учения формируются постепенно, поэтому важное значение имеет использование форм, которые являлись бы эмоциональной опорой деятельности учения, облегчали бы адаптацию учащихся к новой деятельности. Одной из таких форм, уже освоенных школьниками, является игра.

Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, учится ставить цель, вырабатывать план деятельности, игра включает в себя все компоненты структуры самодетерминированной деятельности. Здесь ребенок является субъектом, активным участником деятельности. Поэтому я хочу более подробнее остановиться на применении игровых технологий на уроках химии, так как считаю данную тему приоритетным направлением в современном учебно-воспитательном процессе.

 

Автор Пикуль Виктория Евгеньевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 721
Номер материала 42431
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓