Инфоурок Математика Другие методич. материалыДоклад: «Практическая направленность преподавания математики в специальной (коррекционной) школе»

Доклад: «Практическая направленность преподавания математики в специальной (коррекционной) школе»

Скачать материал

ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»       

 

                       

Доклад:

«Практическая направленность
преподавания математики
в специальной (коррекционной) школе»

 

 

 

 

 

 

Учитель математики

: О. И. Назаренко

 

 

 

 

Март    2014  год

     В процессе обучения школьников математике необходимо показать, что знания, получаемые ими на этих уроках, помогают изучению других учебных предметов и могут быть широко использованы в новых условиях, дети должны быть вооружены не разобщенными сведениями по отдельным учебным предметам, а системой знаний, умений и навыков.
     Известно, что учащиеся, успевающие по математике, более уверенно чувствуют себя на уроках труда, им легче произвести расчеты, сделать разметки и чертежи. В то же время желание преуспевать на уроках труда (известно, что ученики коррекционной школы с большим удовольствием и интересом занимаются трудом, чем общеобразовательными предметами) может быть стимулом в занятиях математикой, если учитель на конкретном, доступном ученику примере покажет, что математические знания (знание мер, умение делать устные вычисления, решать задачи, производить измерения) помогут успешнее овладеть профессией.
     Так, прежде чем учащиеся на уроках столярного дела начнут заниматься разметкой и обработкой деталей прямоугольной формы, а девочки на уроках швейного дела шить салфетки квадратной формы, на уроках математики мы повторяем свойства квадрата, прямоугольника, можно предложить ученикам рассмотреть те изделия, которые им предстоит изготовить на уроках труда (салфетку, лестницу-стремянку и т. д.). Постоянно поддерживаю связь с учителями трудового обучения, т. к. они должны знать какими сведениями владеют их ученики по смежному предмету, что они умеют делать или чему им предстоит научиться на уроках коллеги. При этом следует избегать расхождения в методике, применении тех или иных приемов, использовании терминологии.
    На уроках столярного дела все измерения производятся в миллиметрах. Следовательно, на математике мы чаще производим измерения в этих единицах, используем преобразования таких мер, как сантиметр и  миллиметр, ставлю вопросы типа: что длиннее
1 см или 10 мм? 15 мм или 1 см 5 мм? На уроках труда учащимся приходится числа, полученные при измерении, делить на 2, на 3.

    На уроках математики при устном счете  предлагаю детям такие задания: «Объем, талии 61 см. Записать этот размер так,  как это принято при снятии мерки (разделив пополам)». «Рейку длиной 1 м нужно распилить на 2 равные части, Какой длины получатся рейки?» «Ребята пилят бревно на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров?»

     
На уроках математики создаю проблемные ситуации, побуждающие школьников применять математические знания.  Так, при изучении мер стоимости, массы и длины в занятие включаю темы «В магазине», «На почте», «На вокзале», «Путешествие по городу», участвуя в которых дети учатся применять математические знания.

       Учащимся была предложена такая задача: «Для учеников нашего класса надо сшить повязку для дежурного. Определите, сколько материи для этого потребуется.
      Сначала ученики должны решить, из какой материя лучше шить повязки (из ситца), затем определить, какие числовые данные нужны для решения этой задачи:
Сколько материи нужно для 1 повязки?
Сколько повязок нужно сшить?
Сколько материи нужно для пошива всех повязок? 

      Учащиеся устанавливают, что для определения количества ткани на одну повязку нужно сделать выкройку этой повязки, затем определить,
сколько ткани пойдет на одну повязку. Даю образец повязки, ученики производят необходимые измерения: определяют ее длину, ширину, устанавливают, что  надо сделать  припуски на подшивку и швы.
     Далее ученики чертят выкройку (прямоугольник).
Далее ученики выясняют, какова ширина ткани. Под руководством учителя дети определяют, сколько потребуется для пошива одной повязки, а затем для пошива 12 таких повязок.

     Решаются такие задачи, которые дают учащимся некоторые представления  о производстве. Например, предлагаю учащимся вычислить, сколько сыра получится из 10 кг молока, если из 1 кг молока получается  90 г сыра. Сколько выйдет муки из 10 кг зерна, если из 1 кг зерна выходит 800 г муки. Сколько получится муки из 1 ц зерна?

      На уроках математики учащиеся узнают, какую роль играют машины, заменяющие труд людей. Так им предлагается задача: «Картофелекопалка заменяет 38 человек. Если в  поле вышли 10 картофелеуборочных машин, труд скольких людей они заменят?»

       Дети производят расчеты, вычисляя стоимость завтрака, обеда, ужина для одного человека, на семью в 5 человек, на 1 день, на месяц. Высчитывают, сколько стоят 150 г сыра, 200 г сливочного масла и т. д.

          Полезно составление задач, числовые данные для которых учащиеся добывают сами. Чтобы дети могли собрать необходимые данные, устраиваются экскурсии в магазины, на почту, телеграф, на стройку. При этом расширяется запас представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья об окружающем мире, обогащается их жизненный опыт.

          Учащиеся постепенно начинают понимать значение количественных характеристик предмета, сравнивают высоту и площадь различных помещений, формат книг, листов бумаги, емкость ведра, массу мешка картофеля, средние скорости велосипедиста, лыжника, машины, узнают стоимость основных продуктов питания, одежды, обуви, проезда в городском транспорте.

         На основе некоторых чисел ученик может судить о других величинах уже, опосредовано. Так, если ученик знает длину собственного шага, то без измерительных инструментов он может определить длину и ширину класса, грядки. Зная, что за 12 – 15 мин можно  средним шагом пройти 1 км, он может судить о длине пройденного пути.

           Изложению математического материала свойственны строгость и экономность.  На уроках стараюсь стремится к тому, чтобы эти качества были присущи каждой работе, выполняемой учащимися. Четкости экономности требует запись условия и решения задачи, выполнение чертежа, рисунка, схемы. Если внимательно следит за работой учащихся, вести занятие целенаправленно, у детей постепенно вырабатываются такие навыки и черты характера, которые имеют исключительно важное значение в практической деятельности: трудолюбие, настойчивость, аккуратность.
          Воспитательные возможности заложены в самом материале, предлагаемом учителем и содержащемся в учебнике математики. Выполняя задания, дети знакомятся с важными в познавательном отношении сведениями. В условиях задач говорится о работницах различных профессий, о труде на полях, сельскохозяйственных фермах. Есть тематика охраны окружающей среды, спорта, общественно полезного труда.
           В последнее время школа обратила серьезное внимание на экономическое воспитание школьников. Основы бережливости должны воспитывать с раннего детства и школа и семья. С первых дней пребывания детей в школе- интернате учителя прививают им бережное отношение к предметам окружающей обстановки, дают понятие о материальных ценностях, материальных затратах, оправданности последних.
          Можно предложить, например, следующие задачи. Учитель дает цифру государственных расходов, идущих на обучение одного школьника, и предлагает подсчитать, во сколько рублей обходится государству обучение детей данного класса, данной школы, той или иной семьи. Зная стоимость каждого из учебников, которые школьники получают в бесплатное пользование, дети подсчитывают, сколько государственных средств сэкономит класс, если продлит жизнь учебникам на 2 года, на 5 лет.
         После урока участники рейда бережливых подобрали в классе вырванные из тетрадей и бесцельно брошенные листки бумаги и взвесить их. А на уроке математики предложила учащимся примерно такую задачу: «После уроков в нашем классе были оставлены листки чистой бумаги общей массой 400 г. Если учащиеся будут столько же бумаги оставлять каждый день, то сколько бумаги пропадет напрасно: в школе за 210 учебных дней в году; во всех школах города за тот же период? Какая площадь леса будет вырублена напрасно, если для получения 1 т бумаги вырубается примерно 900 кв. м леса?» Полученные цифры производят на ребят сильное впечатление. Учащимся можно сообщить и такие данные: сэкономленная каждым из учеников одна тонкая тетрадь в год позволит сохранить от вырубки 13 тыс. га леса.
        Бережное отношение к тетради, книге, парте, куску хлеба - основа всякого хозяйствования.
        Школьникам предлагаются следующие задания.
       Подсчитайте, сколько выльется воды из неплотно закрытого крана за час; сутки; неделю. Для этого сначала узнайте, за сколько времени выливается 1 л воды из неплотно закрытого крана. Подсчитайте, на какое время хватило бы этой воды, если 1 человек в сутки потребляет примерно 100 л (включая приготовление пищи, умывание, душ, стирку белья).
          За 1 мин из одного неплотно закрытого крана вытекает 110 капель (в час вытекает 600 г). Сколько воды вытекает за сутки из одного такого крана?
          Учащиеся школы в прошлом году собрали 720 кг макулатуры. Подсчитайте, сколько деревьев сохранили ученики, если использование 60 кг макулатуры сохраняет от вырубки одно дерево.
Приведу несколько задач, условия которых знакомят с нормативами изготовления материалов, нормами расхода продуктов, данными, характеризующими производительность труда.
             На 1 квадратный метр пола расходуют 100 г краски. Сколько необходимо краски, чтобы покрасить два раза пол в классе длиной 9 м и шириной 6 м?
           Для приготовления раствора для укладки кирпича берут 60 кг песка, а цемента на 40 кг меньше. Во сколько раз меньше берут цемента, чем песка?
            При очистке картофеля отходы в среднем составляют 1/4 часть.
Сколько надо взять картофеля, чтобы получить 15 кг очищенного картофеля?
           Одна доярка в среднем обслуживает 20 коров, а применяя машинное доение - 100 коров. Во сколько раз больше обслуживается коров при машинном доении, чем при ручном?
            Комбайн для добычи соли за 1 ч грузит 300 т, а человек за то же время 2 т. Сколько человек заменяет такой комбайн?

          Практическая направленность преподавания математики в коррекционной школе, связь этого предмета с другими учебными предметами, трудом и жизнью способствуют лучшему усвоению математических знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад: «Практическая направленность преподавания математики в специальной (коррекционной) школе»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель образовательной организации

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

     В процессе обучения школьников математике необходимо показать, что знания, получаемые ими на этих уроках, помогают изучению других учебных предметов и могут быть широко использованы в новых условиях, дети должны быть вооружены не разобщенными сведениями по отдельным учебным предметам, а системой знаний, умений и навыков.
     Известно, что учащиеся, успевающие по математике, более уверенно чувствуют себя на уроках труда, им легче произвести расчеты, сделать разметки и чертежи. В то же время желание преуспевать на уроках труда (известно, что ученики коррекционной школы с большим удовольствием и интересом занимаются трудом, чем общеобразовательными предметами) может быть стимулом в занятиях математикой, если учитель на конкретном, доступном ученику примере покажет, что математические знания (знание мер, умение делать устные вычисления, решать задачи, производить измерения) помогут успешнее овладеть профессией.
     Так, прежде чем учащиеся на уроках столярного дела начнут заниматься разметкой и обработкой деталей прямоугольной формы, а девочки на уроках швейного дела шить салфетки квадратной формы, на уроках математики мы повторяем свойства квадрата, прямоугольника, можно предложить ученикам рассмотреть те изделия, которые им предстоит изготовить на уроках труда (салфетку, лестницу-стремянку и т. д.). Постоянно поддерживаю связь с учителями трудового обучения, т. к. они должны знать какими сведениями владеют их ученики по смежному предмету, что они умеют делать или чему им предстоит научиться на уроках коллеги. При этом следует избегать расхождения в методике, применении тех или иных приемов, использовании терминологии.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 349 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 565
    • DOCX 48 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Назаренко Оксана Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Назаренко Оксана Ивановна
    Назаренко Оксана Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3949
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика")

Учитель математики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов

Курс повышения квалификации

Применение возможностей MS Excel в профессиональной деятельности учителя математики

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Политическое проектирование и международные отношения"

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Подростковые проблемы: индивидуальный подход

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 269 человек из 65 регионов