Главная / Математика / Доклад "Повышение вычислительных навыков учащихся"

Доклад "Повышение вычислительных навыков учащихся"

Старооскольское Управление образования

Методический кабинет






Новое в массовую практику





Развитие вычислительных

навыков учащихся








Доклад на педагогических чтениях учителя математики муниципальной средней общеобразовательной Крутовской школы Колесниковой Валентины Ивановны











ПЛАН:

  1. Роль вычислительных навыков в школьном курсе обучения.

  2. Использование различных методических приемов и форм для развития вычислительных навыков учащихся.

  3. Заключение.

  4. Приложения: таблицы устного счета.


Всем известно, какую роль в школьном курсе обучения имеют вычислительные навыки. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т.д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений. Не секрет, что у учащихся с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с математикой.

Вычислительные умения и навыки считаются сформированными только в том случае, когда учащиеся с достаточной беглостью умеют выполнять математические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, рациональными числами, а также производить тождественные преобразования различных числовых выражений.

Однако, большое количество учащихся не владеют данными навыками, допускают различные ошибки в вычислениях.

Среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся можно назвать:

  • низкий уровень мыслительной деятельности;

  • не развитое внимание и память учащихся;

  • недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы;

  • отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле за овладением данными навыками в период обучения.

Для формирования у школьников сознательных и прочных вычислительных навыков необходимо использовать различные методические приемы и формы.

В нашей школе в начале учебного года и в конце проводится контроль техники счета.

Каждый ученик выполняет задание по карточке.

×

73

94


×

34

56


×

87

25


×

26

89


×

54

16


Результаты проверки оцениваются по следующей схеме:

от 0 до 10 цифр правильно вычисленных цифр — 1 балл;

от 10 до 19 цифр — 2 балла;

от 20 до 29 цифр — 3 балла;

от 30 до 39 цифр — 4 балла;

от 40 до 48 цифр — 5 баллов.

Итоги проверки обсуждаются на педагогическом совете, анализируются проблемы и намечаются пути их преодоления.

В своих классах такую проверку я провожу чаще, отмечая результаты в специальной таблице, которая висит в кабинете. Этим самым воспитывается сознательность обучения, т.к. результаты счета вносят дух соревнования, а у слабых учеников стремление лучше выглядеть в общей картине.

Работая над проблемой «Повышение вычислительных навыков учащихся» я использую таблицы устного счета.

В 5 классе для проведения устного счета использую таблицу «Действия с натуральными числами». В течение 2-3 минут по указанному столбику ребята считают про себя или по очереди вслух, а иногда письменно, указывая ответы.

Как показывает многолетний опыт, такая работа в значительной степени повышает технику счета. (Таблица № 1). В старших классах для устного счета использую таблицу № 2.

При изучении темы «Действия с десятичными дробями» таблица № 3 — хороший помощник. Она способствует не только отработке навыков, но и развитию внимания, памяти, интереса к предмету.

Особые трудности вызывает тема «Умножение и деление десятичных дробей на разрядную единицу 10; 100; 0,1; 0,01 и т.д.». Так как в учебнике сравнительно мало заданий по этой теме, тоя использую таблицу № 4. Сначала прорешиваем задания письменно, а затем устно.

В таблицу № 5 «Обыкновенные дроби» включены следующие задания:

  1. Представьте в виде смешанных чисел неправильные дроби.

  2. Представьте в виде неправильных дробей числа.

  3. Вычислите сумму или разность.

Таблица № 6 «действия с числами, имеющими разные знаки» прекрасно помогает при изучении данной темы , способствует отработке навыков автоматического счета.

Тема «Формулы сокращенного умножения» — одна из главных и в тоже время одна из трудных тем. Учащиеся не всегда могут рассмотреть в задании нужную формулу и применить ее. Использование таблицы № 7 помогает решить эту проблему, т.к. за 5-7 минут устного счета решается около 20 различных заданий.

Немало трудностей возникает при изучении темы «Многочлены». Я составила таблицу № 8, в которой имеются различные задания на раскрытие скобок, разложение многочлена на множители, приведение подобных слагаемых.

Ученики легко усваивают тему «Степень», но через некоторое время забывают, как перемножить и разделить степень с одинаковым показателем или возвести степень в степень. Таблица № 9 помогает учащимся решить эту проблему, т.к. она составила на основе обязательных заданий учебника.

Ученики, отработав определенные навыки, сдают письменный зачет по одному из столбиков.

Применение данных таблиц способствует отработке умений и навыков по определенным темам, помогает повторить тему, экономя учебное время, развивает память, внимание, помогает решить главную задачу — формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков.


1.

Действия над натуральными числами

·

3 + 4

3 + 5

3 + 6

3 + 7

3 + 8

3 + 9

3 + 10

33 : 3

30 : 3

27 : 3

24 : 3

21 : 3

18 : 3

15 :3

20 – 3

10 – 3

18 – 3

17 – 3

16 – 3

15 – 3

14 – 3

3 ∙ 4

3 ∙ 5

3 ∙ 6

3 ∙ 7

3 ∙ 8

3 ∙ 9

3 ∙ 10

3 + 11

3 + 12

3 + 13

3 + 14

3 + 15

3 + 16

3 + 17

39 : 3

42 : 3

45 : 3

48 : 3

51 : 3

54 : 3

57 : 3

13 - 3

12 - 3

11 - 3

10 - 3

9 - 3

8 - 3

7 – 3

3 ∙ 11

3 ∙ 12

3 ∙ 13

3 ∙ 14

3 ∙ 15

3 ∙ 16

3 ∙ 17

3 + 18

3 + 19

3 + 20

3 + 21

3 + 22

3 + 23

3 + 24

60 : 3

63 : 3

66 : 3

69 : 3

90 : 3

93 : 3

96 : 3

30 - 3

31 - 3

32 - 3

33 - 3

41 - 3

42 - 3

43 – 3

3 ∙ 20

3 ∙ 22

3 ∙ 23

3 ∙ 30

3 ∙ 31

3 ∙ 33

3 ∙ 41

4 + 5

4 + 6

4 + 7

4 + 8

4 + 9

4 + 10

4+ 11

44 : 4

40: 4

36 : 4

32 : 4

28 : 4

24 : 4

20 : 4

20 - 4

19 - 4

18 - 4

17 - 4

16 - 4

15 - 4

14 - 4

4 · 4

4 · 5

4 · 6

4 · 7

4 · 8

4 · 9

4 · 10

4 + 12

4 + 13

4 + 14

4 + 15

4 + 16

4 + 17

4 + 18

16 : 4

12 : 4

8 : 4

48 : 4

52 : 4

56 : 4

60 : 4

13 - 4

12 - 4

11 - 4

10 - 4

9 - 4

8 - 4

7 - 4

4 · 11

4 · 12

4 · 13

4 · 14

4 · 15

4 · 16

4 · 17

4 + 19

4 + 20

4 + 22

4+ 22

4+ 27

4 + 28

4 +29

80 : 4

84 : 4

100 : 4

100 : 4

244 : 4

284 : 4

400 : 4

33 - 4

32 - 4

88 - 4

88 - 4

87 - 4

86 - 4

85 - 4

4 · 20

4 · 21

4 · 30

4 · 30

4 · 31

4 · 40

4 · 50

5 + 5

5 + 6

5 + 8

5 + 8

5 + 9

5 + 10

5 + 11

55 : 5

50 : 5

40 : 5

40 : 5

35 : 5

30 : 5

25 : 5

20 - 5

19 - 5

17 - 5

17 - 5

16 - 5

15 - 5

14 - 5

5 · 5

5 · 6

5 · 8

5 · 8

5 · 9

5 · 10

5 · 11

5 + 12

5 + 13

5 + 15

5 + 15

5 + 16

5 + 17

5 + 18

20 : 5

15 : 5

5 : 5

5 : 5

0 : 5

60 : 5

70 : 5

13 - 5

12 - 5

10 - 5

10 - 5

9 - 5

8 - 5

7 - 5

5 · 12

5 ·13

5 · 15

5 · 15

5 · 16

5 · 17

5 · 18

6 - 6

6 + 7

6 + 8

6 + 9

6 + 10

6 + 11

6 + 12

66 : 6

60 : 6

54 : 6

48 : 6

42 : 6

36 : 6

30 : 6

20 - 6

10 - 6

18- 6

17- 6

16 - 6

15 - 6

14 - 6

6 · 6

6 · 7

6 · 8

6 · 9

6 · 10

6 · 11

6 · 12

6 + 13

6 + 14

6 + 15

6 + 16

6 + 17

6 + 18

6 + 19

24 : 6

18 : 6

12 : 6

6 : 6

0 : 6

96 : 6

120 : 6

13 - 6

12 - 6

11 - 6

10 - 6

9 - 6

8 - 6

7 - 6

6 · 20

6 · 21

6 · 30

6 · 31

6 · 40

6 · 50

6 · 0

7 + 7

7 + 8

7 + 9

7 + 10

7 + 11

7 + 12

7 + 13

77 : 7

70 : 7

63 : 7

56 : 7

49 : 7

42 : 7

35 : 7

20 - 7

19 - 7

18- 7

17 - 7

16 - 7

15 - 7

14 - 7


Таблица умножения


2 · 2

2 · 4

2 · 3

2 · 5

2 · 7

2 · 6

2 · 9

2 · 8

3 · 3

3 · 2

3 · 4

3 · 6

3 · 5

3 · 7

3 · 9

3 · 8


4 · 8

4 · 9

4 · 6

4 · 7

4 · 5

4 · 3

4 · 4

4 · 2


5 · 9

5 · 7

5 · 8

5 · 5

5 · 6

5 · 4

5 · 2

5 · 3


6 · 7

6 · 8

6 · 9

6 · 6

6 · 2

6 · 4

6 · 3

6 · 5


7 · 5

7 · 7

7 · 2

7 · 4

7 · 3

7 · 9

7 · 6

7 · 8


8 · 4

8 · 9

8 · 3

8 · 5

8 · 2

8 · 8

8 · 7

8 · 6


9 · 2

9 · 4

9 · 3

9 · 5

9 · 8

9 · 9

9 · 7

9 · 6


2 · 10

3 · 10

4 · 10

5 · 10

6 · 10

7 · 10

8 · 10

9 · 10


2 · 11

3 · 11

4 · 11

5 · 11

6 · 11

7 · 10

8 · 11

9 · 11


2 ·12


3 · 12

4 · 12

5 · 12

6 · 12

7 · 12

8 · 12

9 · 12

2 · 15


3 · 15

4 · 15

5 · 15

6 · 15

7 · 15

8 · 15

9 ·15

2 · 20


3 · 20

4 · 20

5 · 20

6 · 20

7 · 20

8 · 20

9 · 20

2 · 50


3 · 50

4 · 50

5 · 50

6 · 50

7 · 50

8 · 50

9 · 50

2 · 100


3 · 100

4 · 100

5 · 100

6 · 100

7 · 100

8 · 100

9 · 100



2.


38+47

:17

13


45-27

3

+36

4∙19

-31

:15

84:14

12

+23

75-27

:16

12


19+69

:11

12

12∙6

-30

:13

60:12

15

+35

68:17

21

+26


87-36

:17

23

4∙13

+23

:15

37+43

:16

14

7∙12

-45

:13


49+29

:13

11

100-44

:14

12

32:16

29

+27

47+17

:16

15


6∙16

-28

:17

57:19

24

+28

62-28

:17

29

300:50

+14

4


40+450

:70

20

100:10

+90

-60

500-20

:80

+40

240:30

9

+28


60∙70

:30

-12

400-40

:60

9

290+60

:50

+38

210:70

5

+15

43+57

:2

9

380-20

:60

4

5∙9

+55

:10



3.


0,4+0,3

-0,2

+0,01


0,8-0,2

+0,05

-0,15

1,2+0,3

-1

+0,02

1,7-0,4

+0,1

+0,03

0,6-0,1

-0,3

+0,04


1,1+0,7

-0,4

+0,06

1,9-0,5

+0,2

+0,02

0,2+0,4

-0,1

+0,15

1-0,3

-0,2

+1,5


1+0,6

+0,4

-0,05

2-0,3

+0,05

+0,15

2+0,5

-0,3

+1,8

3+0,4

-0,2

+0,8


1-0,5

+1,5

-0,05

2+0,2

+0,8

-0,03

2-1,5

+0, 4

+0,15

0,8+0,7

-0,3

+0,05


0,9+1,4

-0,3

+0,01

0,35-0,25

+0,05

+0,1

0,76-0,25

-0,01

+0,3

2,3-1,5

+0,7

-0,02


0,34+0,66

-0,5

-0,15

0,99-0,44

+0,25

-0,03

0,3+2,9

-1,2

+0,11

3,4-1,4

0,3

+0,4


5∙0,7

+2,7

-4,9

0,35+1,45

0,2

10

0,68-0,39

+0,21

0,3

0,4∙0,8

+0,48

-0,21

7,9+1,1

0,7

-5,4

8,6-5,6

0,6

+1,9

0,8∙9

+1,8

-3,6


4.


1,2∙10

1,3∙10

1,4∙10

1,5∙10

2,9:10

2,8:10

2,7:10

2,6:10

3,1∙100

3,2∙100

3,3∙100

3,4∙100

44,5:100

44,6:100

44,7:100

44,8:100

0,2∙1000

1,4∙1000

0,8∙1000

2,7∙1000

885,3:1000

885,4:1000

8854,3:1000

3369,1:1000

3,25∙10

3,26∙10

3,27∙10

3,28∙10

0,1:10

0,2:10

0,31:10

0,15:10

0,36∙100

0,17∙100

0,18∙100

0,19∙100

0,1:100

0,2:100

0,3:100

0,4:100

17,5∙1000

18,5∙1000

19,5∙1000

20,5∙1000

83,1:1000

16:1000

17:1000

5:1000

21∙0,1

22∙0,1

23∙0,1

24∙0,1

21∙0,01

22∙0,01

23∙0,01

24∙0,01

33:0,01

34:0,01

35:0,01

36:0,01

44∙0,001

45∙0,001

46∙0,001

47∙0,001

56:0,001

57:0,001

58:0,001

59:0,001

211∙0,1

210∙0,1

208∙0,1

209∙0,1

215:0,1

210:0,1

205:0,1

200:0,1

34,4∙0,1

34,5∙0,1

34,6∙0,1

34,7∙0,1



5.

Представьте в виде смешанных чисел неправильные дроби:


7

5

12

11

16

3

40

10

55

6

18

6

71

8

8

3

11

7

9

5

24

8

3

2

19

11

21

7

7

2

22

11

4

3

11

9

17

9

17

8

14

9

11

8

23

10

7

6

11

6

9

4

131

100

19

6

5

4

16

11

123

100

49

6

17

10

14

11

14

13

71

9

14

7

6

5

15

4

7

3

10

9

10

7

13

2

19

10

18

9

13

10

5

2

12

5

46

5

27

9

10

3

147

100

17

6

26

13

21

10

23

6

64

7

11

4

15

11

11

10

15

8

17

13

13

6

13

9

13

8

13

4

7

4

11

2

30

10

15

13

11

5

27

9





6.

Действия с положительными и отрицательными числами


2·(-3)

4·(-5)

6·(-2)

7·(-2)

8·(-3)

5·(-2)

6·(-3)

4-7

2-10

3-13

6-16

5-8

7-17

8-18

-8·5

-2·3

-3·5

-7·2

-5·3

-6·8

-2·4

-10+5

-8+5

-9_+7

-11+1

-6+3

-19+2

-83+2

-8·0

-5·0

-9·0

-61­·0

-27­·0

-64·0

-29·0

5-(-3)

6-(-4)

2-(-7)

9-(-1)

1-(-5)

7-(-3)

6-(-5)

0·(-7)

0·(-2)

0·(-4)

0·(-9)

0·(-6)

0·(-3)

0·(-8)

3-10

2-6

17-20

85-90

64-70

96-100

18-28

7:(-1)

8:(-1)

9:(-1)

5:(-1)

6:(-1)

1:(-1)

0:(-1)

-3-7

5-6

-4-9

-2-8

-6-4

-1-1

-2-5

2-(-7)

6-(-3)

9-(-2)

7-(-4)

7-(-1)

16-(-3)

9-(-5)

5·(-1)

1·(-1)

6·(-1)

4·(-1)

9·(-1)

3·(-1)

7·(-1)

-5+11

-25+30

-2+5

-1+7

-3+10

-6+7

-8+10

-8:(-1)

-7:(-1)

-5:(-1)

-2:(-1)

-6:(-1)

-4:(-1)

-3:(-1)

-6-3

-2-7

-4-6

-1-9

-2-8

-5-4

-3-4

1·(-7)

1·(-5)

1·(-9)

1·(-4)

1·(-8)

1·(-10)

1·(-2)

-4+(-5)

-9+(-5)

-2+(-7)

-6+(-9)

-8+(-4)

-6+(-1)

-3+(-9)

3+(-6)

2+(-8)

3+(-9)

6+(-1)

4+(-5)

9+(-5)

2+(-7)




7.


(x+y)2

(b+3)3

(y-9)2

4x2+12x+9

25b2+10b+1

1+y2-2y

(x-y)(x+y)

(2a-3b)(3b+2a)

(10x-7y)(10x+7y)

x2-y2

b2-hello_html_m3a3a212f.gif

y2-0,09

x3-y3

1+b3

y3-1

(x-y)2

(10-c)2

(40+b)2

25a2+10a+1

81a2-18ab+b2

64-16b+b2

(4+y2)(y2-4)

(5x2+2y3)(5x2-2y3)

(7x-2)(2+7x)

25x2-y2

-49a2+16b2

p2-a2b2

(-a-2)2

(-3-b)2

(-12-c)2

x3-y3

125-a3

hello_html_5c3ffb90.gifx3+hello_html_5ed470f7.gify3

(9-y)2

(0,3-x)2

(8-a)2

b2+4a2-4ab

8ab+b2+16a2

9x2-24xy+16y2

(9a-b2)(b2+9a)

(4+y2)(y2-4)

(8c+9b)(9b-8c)

8-hello_html_623e5dff.gifa3

1+27y3

hello_html_e1d2b1a.gifx3+1000

(b+3)2

(y+9)2

(a-25)2

1+x2-2x

9x2-xy+hello_html_m674cc152.gify2

x2+2xy+y2

(2x-1)(2x+1)

(8c+9b)(9b-8c)

(c+b)(c-b)

125a3-64b3

c3-b3

1-c3

(x+0,5)2

(40+b)2

(hello_html_50c7c0d7.gifx-2y)2

28xy+49x2+4y2

100x2+y2+20xy

1-2x+x2

(7x-2)(7x+2)

(c-7)(7+c)

(a-b)(b+a)

(-a-1)2

(-b-2)2

(-x-12)2

(a+1)3

(a+2)3

(2+b)3

(2-a)3

(b-1)3

(1-b)3



8.


Раскройте скобки


Приведите подобные

слагаемые

Соберите в левой части неизвестные, а в правой - числа.


с +(-а +b)


4d + 2d - d


6x - 8 =2x + 12


- а - (d– п – с)


8n - 3n –n + 2n


4x + 5 = - 3x + 16


(m – n) – (c - a)


5a - 6a +2a - 10a


15y – 8 = - 6y + 1,2


(2 + х) у


-201a + a + 201a - a


6x - 12 =5x + 4


- (х + 21) + 5у


-3.8x - x + 3.8x + x


-16x + 1,3 = 2x - 10


7 – (-2d - 3х)


10a + d - 6d


-9a + 8 = -10a - 2


3 (x +y – z)


5a + 7x + 6a - 4x


-12n - 5 =11n – 3


4 (m – n – p)


23x - 23 + 40 + 4x


5 + 25x = 3 + 24x


-2 (a – b – c)


4x – 2a +6x – 3a + 4a


12 – 6a = 14 - 8a


(2x – c + 2) (-3)


-3a + 2d - 5 + a - 9a +1


6c + 23 = -2 + 5c


(3m – 2n + p) (-4)


4a -6a -2+5p-12-10p


12a - 3 + 2a = -a - 35


(a +3 – d –z) m


0,9a - 1,3a + 0,7a


-35 -2x + 4x = -2 - x


2 ( a – d) -3 (c + m)


c - 0,8c - 0,2c - 0,4c


3 (x + 1) =5 - x


-5 (-c - 2) +8 (a - d)


0,3a - 0,2b - 0,7a + 0,2b


5 (a - 2) =6 + a


- 3 (-a + 6) - 4 (b + k)


0,2m - 2,9 - 4m - 0,05


9 (-x - 1) = -5x + 2


2 (-3 - c)-6 (d – p)


3 (a + n) -2 (a – n)


7 (-2a + 3) = -10 -a


- (-5 +c) -2 (5a+8d)


5 - (6a - 16) +3a


25x - 4 =3 (x + 1)


7(-2a - 5d) – 6 (4c + 8m)


- (-d - 2) + 6 (d + 4)


51- 32a =2 (-5 - 2a)

-9 (-2c + 5n - 10)+2(5a - 2d)


3 (y – 5) - 2 (y – 4)


2 (x + 1) =5 (9 – x)


2 (4a - 3d) + 4 (-2b - 5c)- (m - n)


-5 (5 – x) - 4x + 30


3 (2a – 5) =4 (6 - 7a)




9.


22

x5·x8

(xy)4

2-2

hello_html_61a23198.gif

23

a·a6

(2x)3

hello_html_m777da07f.gif

hello_html_3ff8cf02.gif

24

x2·x5·x

(-5xy)3

hello_html_m17f95cd3.gif

hello_html_m2722eac8.gif

25

34·32·33·3

(x3)2

3-4·36

hello_html_38f48669.gif

26

26·4

(a6)3

5-3:5-2

32

8·27

((a2)3)4

(2-4)-1

hello_html_m1efef4dc.gif

33

x5:x3

((x5)2)3

(a-1b-2)-2

34

a21:a

(a2)m

hello_html_6be22b9f.gif

hello_html_m78a173ba.gif

35

1016:1012

x3·(x2)5

hello_html_m287347fa.gif

hello_html_4ac43614.gif

42

xn:x2

(a2)3·(a4)2

43

y3·ym

(a·a6)3

(6a-5b)-1

hello_html_m7f393e7b.gif

52

c5:c0

(a3a2)3

(hello_html_7bb8bac5.gifp-6q)-1

hello_html_19ae8f07.gif

53

hello_html_4025e212.gif

(a6a4)2

(-0,3x-5y-4)-2










Доклад "Повышение вычислительных навыков учащихся"
  • Математика
Описание:

 Всем известно, какую роль в школьном курсе обучения имеют вычислительные навыки. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т.д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений. 

Вычислительные умения и навыки считаются сформированными только в том случае, когда учащиеся с достаточной беглостью умеют выполнять математические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, рациональными числами, а также производить тождественные преобразования различных числовых выражений.

Применение данных таблиц способствует отработке умений и навыков по определенным темам, помогает повторить тему, экономя учебное время, развивает память, внимание, помогает решить главную задачу — формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков.

 

Автор Колесникова Валентина Ивановна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 637
Номер материала 18710
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓