МБОУ «АСОШ №5»
Творчество
учителя – творчество детей.
На
протяжении своей педагогической деятельности учитель находится в поиске
улучшения педагогического процесса. Понятие «педагогический процесс», введённый
П.Ф. Каптеревым, включает в себя суть процессов обучения, воспитания, развития
детей. Давая общую характеристику педагогическому процессу Каптерев писал:
«Педагогический процесс включает в себя две основные характерные черты:
систематическую помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование
личности». Что такое саморазвитие, как следует ему помочь в педагогическом
процессе? Саморазвитие – это процесс творческого характера. Дан известный
организм, дана известная среда. При этих данных сейчас же начнётся процесс
саморазвития, организм по присущим ему законам будет оживлять, и перерабатывать
впечатления, под их влиянием действовать. Весь процесс будет совершаться по
органической необходимости, а не по указаниям со стороны. Сегодня бесполезно
вести борьбу против естественного творческого саморазвития человека и
втискивать его в наперёд заготовленные рамки. Поэтому учителю необходимо
взглянуть по-новому на свою методическую систему, возможно сделать её более
свободной и интересной.
По
мнению учёных, учитель иностранного языка больше, чем учитель любого другого
предмета имеет возможность создать положительный эмоциональный климат на уроке
и обеспечить по возможности возникновение у детей положительного эмоционального
состояния, благоприятного для их учебной деятельности. Для этого можно
использовать разные приёмы: загадки, ребусы, стихи и песенки в начале урока.
Можно загадать «доброе» слово или «комплимент», которое вызовет невольно хорошее
настроение. Я использую на своих уроках «Путаницу», перепутав слоги в словах
или буквы, прошу детей мне помочь, и они это делают быстро и с удовольствием;
приём «Лови ошибку» - сознательно допускаю ошибки в написании слов, в переводе
или в чтении. Мы часто повторяем пройденный материал, используя принцип
состязательности, когда одна группа задаёт вопросы другой. У нас действуют
разные приёмы подачи домашнего задания, - например, «Лотерея», когда дети
достают лотерею, на которой есть номер упражнения, либо творческое задание,
иногда мы проверяем свою «Почту», в котором также предлагается выполнить
задание. Свобода выбора играет большую роль для ребёнка: «Выбери себе задание»
такой приём подходит как для работы на уроке, так и для работы дома.
Умение
работать в коллективе важно для ребёнка! Коллективное творчество способно
создать многое. В умело организованном коллективе каждый работает на каждого.
Дело учителя за «малым» - помочь классу умело распределиться по ролям. Тут
важно каждому выполнить свою задачу. Вот несколько примеров коллективной
работы:
-
найти неверные грамматические правила и доказать ошибочность;
-
несколько версий перевода, подобрать наиболее близкий по смыслу и доказать
правильность;
-
составить как можно больше предложений по теме.
Хорошая
форма для коллективного познания – «деловые игры». Деловые игры моделируют
реальную, производственную, научную или иную «взрослую» жизнь.
Чтобы
растворить скуку однообразия, на помощь приходят игры – тренинги:
-
«Логическая цепочка» (Sport
– Torte
– essen…)
-
«Да» - «Нет» (учитель говорит только да или нет)
-
«Ответы шёпотом» (тихая беседа с ребёнком, когда другие заняты делом)
-
«Шаги» (можно шагать по полу, можно изображать)
-
«Угадайка» для младших, «Догадйся» для среднего и старшего возраста».
Проектная
методика также помогает раскрыть творческий потенциал ребёнка. Выполнение
проекта выходит за рамки урока, требует много времени, и часто усилия оправдываю
себя, так как решается ряд важных задач: - занятия не ограничиваются
приобретением учащимися определённых знаний, умений и навыков, а выходят на
практические действия учащихся, затрагивая эмоциональную сферу;
-
учащиеся самостоятельно добывают необходимую информацию не только из учебников,
но и из других источников информации;
-
меняется роль учителя, он становится партнёром и консультантом;
-
учитываются интересы ребёнка, его жизненный опыт и индивидуальные способности.
Сегодня
нам предоставлен огромный диапазон для творчества.
Главное
убедить детей, что они могут всё, делиться с ними радостью каждого их
достижения. Дети часто ошибаются, затрудняются, отвлекаются. На каждом шагу
учителю предоставляется повод, чтобы сделать замечание, высказать недовольство,
потерять самообладание. Но, мы педагоги должны доброжелательно и тактично
помочь ребёнку преодолеть затруднение, разрешить конфликтную ситуацию.
Каждый
учитель руководствуется самыми высокими целями и реализовывать ему их в
атмосфере творчества и любви к детям, чтобы утвердить достоинство каждого
ребёнка.
-
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.