Главная / Другое / доклад по теме "Личностно – ориентированный подход при подготовки к ГИА"

доклад по теме "Личностно – ориентированный подход при подготовки к ГИА"

E:\PUB60COR\ED00019_.WMF

МКОУ Беловская ООШ







Личностно – ориентированный подход

при подготовки к ГИА



Побликовская

Ольга Владимировна



учитель математики

и информатики

Категория - II

Образование – средне педагогическое





2012 г





Умение учителя занять во время урока

всех учащихся

есть критерий достоинства учителя.

К. Д. Ушинский

Экзамен по алгебре - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса. В условиях подготовки к ГИА возникает проблема организации образования учеников по их образовательным траекториям. И школа ставит главной задачей организовать обучение, обеспечивающее право каждого школьника на индивидуальное развитие, максимальное раскрытие его психологического потенциала.

Наиболее успешно решать эту проблему может тот педагог, который знает и владеет набором разных смыслов, форм и технологий образования, т.е. опирается на «концепцию, допускающую внутри себя многообразие образовательных траекторий учеников. От учителя требуется непрерывное переопределение своих действий и позиций».

Решать данную задачу возможно двумя способами, каждый из которых, тем не менее, именуется личностно – ориентированным подходом. Первый способ – дифференциация обучения, «согласно которой к каждому ученику предполагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый материал по степени сложности, направленности». Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается от каждого ученика применительно к каждой из изучаемых им образовательных областей. Другими словами, каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин(индивидуальный образовательный маршрут). Организация обучению учащихся индивидуальной траектории требует от педагога конечно знаний методики и технологии».

Понимая важность поставленных задач, мною разрабатывается план по подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА. План подготовки и проведения итоговой аттестации включает изучение нормативно-правовых документов, методических рекомендаций, знакомство обучающихся и их родителей с текстами тестов, контрольно-измерительными материалами. В кабинете 9 класса оформляются информационные стенды, проводятся родительские собрания с приглашением учителей предметников. По плану проводятся открытые уроки с демонстрацией использования групповых форм уроков. На уроке используются различные приемы дифференцированного обучения, тестовых технологий, изучение вариантов КИМов для проведения текущего, промежуточного, рубежного контроля. В план подготовки учащихся к итоговой аттестации включаются диагностические исследования по изучению мыслительных способностей учащихся, возрастных особенностей, знакомлю с разработанными психологами рекомендациями для педагогов, учащихся, их родителей.

Начинаю целенаправленно готовить учащихся к новой форме экзамена еще с 5 класса, введя тестовые задания в работы учащихся. Классы в сельских школах с малой накопляемостью. И если в классе сидит 5 человек, то, как правило они разных уровней обученности. Много ребят с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих существенные пробелы в знаниях, учитель вынужден решать сложную педагогическую задачу: достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения. В этих условиях ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. Они находятся в дискомфортном положении не справляющихся с учёбой; развивается чувство собственной неполноценности, которое по законам психологии требует вытеснения, поиска удовлетворения в других сферах. Выход из этой ситуации в осуществлении личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся на основе явного выделения уровня математической подготовки, обязательного для каждого ученика школы. Следует иметь в виду, что ограничение требований к части учащихся связанное с ориентацией на обязательный минимум знаний, вовсе не означает ослабление учебной дисциплины или снижения требовательности к сильным учащимся. Скорее, выделение элементарного уровня овладения математическими умениями позволяет формировать умения применять известные способы и приёмы решения задач в усложнённых и новых ситуациях, а также поднимать уровень, соответствующий повышенным оценкам, естественным образом.

В начале каждого учебного года в 5-9 классах провожу входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний учащихся. По остаточным знаниям детей рассаживаю в соответствии с тремя уровнями подготовки на определенные места. При этом учащиеся знают, что по мере усвоения материала они могут переходить в следующую по уровню подготовки группу.

Учеников с 5 класса нужно учить приёмам самоконтроля, самопроверки, прикидки границ результата, разумного выбора ответа, сравнения, угадывания, различным «хитростям» быстрых вычислений. У учащихся должны быть выработано умение работать с тестами.

Уже несколько лет в 8 классе переводной экзамен по алгебре проводим в форме ГИА, на котором ученики заполняют бланки (включая титульный лист, по образцу за 9 класс), время так же ограниченно. Для этого в четвёртой четверти провожу пробный экзамен, это готовит ребят психологически, оценки таких работ показывают их готовность, они не теряются при заполнении бланков в дальнейшем. Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат, на какую отметку он должен сдать экзамен. Это не означает, что“потолок” должен занижаться, или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как ученику, так и учителю. Учителю необходимо ставить опережающую цель: дать “на выходе” для ребенка результат выше, чем планировалось.




В 9 классе начинаю самый главный этап подготовки к экзаменам. Считаю, что наиболее эффективный принцип выстраивания подготовки – по темам и начинаю её с сентября 9 класса. Это база для решения заданий первой части экзаменационной работы.

Исходя из содержания и спецификации экзаменационной работы, выделяю следующие 9 тем для повторения:

числа и вычисления;

алгебраические выражения;

задачи на проценты;

чтение графиков реальных зависимостей, таблиц и диаграмм;

функции и их графики;

уравнения, системы уравнений;

неравенства, системы неравенств;

текстовые задачи;

вероятность и статистика.

На повторение каждой темы планирую 2 часа, всего18 часов, то есть тематическое повторение должно быть завершено к концу первого полугодия. Вот тут без личностно-ориентированного подхода не обойтись, если хочешь положительный результат на ГИА. Повторение каждой темы выстраиваю по следующему алгоритму:

http://festival.1september.ru/articles/609328/img1.jpg


На первом занятии через фронтальную работу повторяем основные понятия, формулы и алгоритмы, разбираем различные типы заданий по теме, акцентируя внимание на те из них, где чаще всего допускаются ошибки.

Затем учащиеся выполняют тренировочный тест, работая в парах или группах. Все ученики получают один и тот же вариант из 8-9 заданий, содержащий разные типы задач по теме. При выполнении тренировочного теста возможна помощь учителя, так как целью его проведения является не проверка знаний учащихся, а анализ их собственной деятельности, результатом которой должен быть ответ на вопрос: “Умею я решать задачи по этой теме или есть нерешенные проблемы, и какие именно?”.

После завершения работы идет проверка ответов. Далее работа выстраивается по индивидуальным траекториям. Учащиеся, не допустившие ошибок в тесте, уходят с занятия. С остальными выясняем возникшие затруднения, как правило, это одни и те же задания, и разбираем ошибки. При наличии времени предлагаю детям еще один вариант тренировочного теста по теме, в котором они выполняют только те задания, с которыми не справились в первый раз. Если времени на занятии не остается, то даю варианты тренировочных тестов на дом. Правильность их выполнения ребята могут проверить в любой день (в течение недели) до следующего занятия и получить индивидуальную консультацию.

На втором занятии по теме все учащиеся приступают к выполнению контрольного теста. Контрольные тесты даю на 4–6 вариантов. По типу заданий они схожи с тренировочными тестами. При выполнении теста все задания требую прорешивать, без решения работы не принимаю.

Результаты выполнения тематических тестов отражаются в листе текущего контроля в виде отметки. Родители должны быть информированы о подготовке детей к экзамену, поэтому их нужно обязательно знакомить с листом текущего контроля. Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляется возможность отработать свои ошибки, самостоятельно разбирая подобные задания или с помощью индивидуальной консультации учителя во внеурочное время. По мере готовности, учащийся пересдает тематический тест. Анализ ошибок, допущенных при решении контрольного теста, проводится индивидуально.

На следующем занятии приступаем к повторению очередной темы по этому же алгоритму. Так простраивается вся работа по тематическому повторению.

Такая тщательная проработка каждой темы позволяет достичь обязательного уровня обучения каждому учащемуся и не приводит к стандартизации мышления и подавлению творческих способностей продвинутых детей. Мы понимаем, что выработка различных автоматизированных действий – залог успеха в решении более сложных задач.

Следуюий этап

подготовки к ГИА – это переход к комплексному решению заданий первой части экзаменационной работы. Этот переход лучше осуществлять, когда отработаны все темы курса в отдельности, и у обучающихся уже накоплен опыт способов и приемов решения основных типов задач. Обычно это происходит во втором полугодии.

На занятиях учащиеся пишут тесты, всего 4варианта в классе. Работу следует проводить с жестким ограничением времени и в условиях близких к экзамену. На выполнение первой части экзаменационной работы отвожу 1 урок (45 минут), на партах только тест, ручка и лист бумаги. На первых порах учащимся сложно выдержать этот режим, но, привыкнув к нему, они затем чувствуют себя на экзамене намного спокойнее и собраннее. К тому же, как показывает практика, через несколько занятий сильным учащимся достаточно 15-20 минут для безошибочного выполнения всех заданий первой части. Полезно 2-3раза выполнить такую работу с заполнением бланков.

При проверке тестов заполняю таблицу с результатами выполнения работы по каждому заданию. Обязательно фиксирую вариант, который выполнял ребенок. Имея такую таблицу, легко найти задания, вызвавшие у учеников наибольшее затруднение. На следующем занятии выдаю проверенные работы, текст теста и фронтально разбираем сначала массовые ошибки, а затем единичные по индивидуальным вопросам учащихся.На очередном занятии даю другие тесты, опять на 4варианта и далее проводится аналогичная работа. Зная, какие варианты учащийся уже писал, по желанию для дополнительной подготовки могу предложить им те, которых у них не было.

За основу критериев оценивания результатов выполнения тестов беру критерии с экзамена и оцениваю работы следующим образом:

0–7 баллов - отметка “2”;

8–12 баллов - отметка “3”;

13–15 баллов - отметка “4”;

16–18 баллов - отметка “5”.

Завершающему этапу подготовки к ГИА. Его начинаю обычно в 4-ой четверти. Как правило, к этому времени заканчивается изучение нового программного материала, поэтому подготовка к экзамену идет уже непосредственно на каждом уроке. После отработки заданий первой части у учащихся сформирована база для более сложных заданий, и можно приступать ко второй части экзаменационной работы. Задания второй части различаются по уровням сложности от двух до четырех баллов. Задания в два-три балла (С1–С3)разбираю со всеми учащимися на уроках. А задания С4, С5 прорешиваем на консультациях с наиболее успешными учениками и желающими.

Для отслеживания уровня усвоения материала и определения сильных и слабых сторон при подготовке к экзамену 2-3 раза в месяц провожу контрольные работы по типу экзаменационной. С учащимися, не набравшими необходимое количество баллов для получения положительной отметки, обязательно планирую индивидуальную работу.



Конечно же, данная система требует большого количества времени учителя на подготовку к занятиям, проверку и анализ работ, проведение индивидуальных консультаций. Но, чтобы результаты обученности выпускников основной школы были объективными при новой форме итоговой аттестации, нам необходимо пересмотреть накопленный опыт подготовки учащихся и работать в ключе новых подходов к ГИА.

Моя цель – привести детей к успеху, и если ребенок шаг за шагом успешно добивается успеха и ощущает его, то это способствует не только овладению базовым уровнем знаний, но и формирует у ребенка интерес к учебе, развивает его математические способности, повышает чувство собственного достоинства и раскрывает его интеллектуально-творческий потенциал.







Библиографический список

Епишева О.Б.

Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. М: Просвещение, 2003.

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В.

Что значит “уметь учиться”. М.: АПК и ППРО, УМЦ “Школа 2000…”, 2006.

Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Рослова Л.О.

Экзамен для девятиклассников: содержание алгебраической подготовки // газета “Математика”, издательский дом “Первое сентября”, № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 2010 год.

Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А.

Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2009.

Лысенко Ф.Ф.

Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2011. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион – М., 2011.

Хуторской А. В.

Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М.: Владопресс, 2005.

http://ege2012.mioo.ru – сайт Московского института открытого образования “Статград”.

http://fipi.ru Кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений к государственной итоговой аттестации в 2012 году (в новой форме) по математике.

http://fipi.ru Спецификация экзаменационной работы для проведения к государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2012 году (в новой форме) по математике (алгебре).











доклад по теме "Личностно – ориентированный подход при подготовки к ГИА"
  • Другое
Описание:

Экзамен по алгебре - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса. В условиях подготовки к ГИА возникает проблема организации образования учеников по их образовательным  траекториям. И школа ставит главной задачей  организовать обучение, обеспечивающее право каждого школьника на индивидуальное развитие, максимальное раскрытие его психологического потенциала.

Наиболее успешно решать эту проблему может тот педагог, который знает и владеет набором разных смыслов, форм и технологий образования, т.е. опирается на «концепцию, допускающую внутри себя многообразие образовательных траекторий учеников. От  учителя требуется непрерывное переопределение своих действий и позиций».

     Решать данную задачу возможно двумя способами, каждый из которых, тем не менее, именуется личностно – ориентированным подходом.
Автор Побликовская Ольга Владимировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 885
Номер материала 51096
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓