Главная / Физика / Доклад по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках физики"

Доклад по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках физики"

4

Михайлюк Е.В., учитель физики МКОУ СОШ с. Красное

Николаевского муниципального района Хабаровского края



Формирование универсальных учебных действий

на уроках физики

в рамках проектной и исследовательской деятельности


Е.В. Михайлюк,

учитель физики МКОУ СОШ с. Красное

Николаевского муниципального района

Хабаровского края


Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Физика – это один из немногих школьных предметов, в ходе усвоения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания – от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и экспериментальной верификации выводов.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия обучающихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Для того, чтобы правильно и эффективно формировать УУД на своих уроках, вначале я изучила нормативные документы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  • Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ."Об образовании в Российской Федерации ,2013. -224 с.

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения;

  • Целевая программа развития системы образования Хабаровского края Год?

  • Примерная программа основного общего образования по физике

  • Как проектировать универсальные учебные действия;

На основе изученных нормативных документов составила программу формирования УУД на уроках физики, а так же рабочие программы по предмету, 7 – 9 класс по УМК Фадеевой, 10 – 11 класс, УМК Мякишев, в которых предусмотрены учебные проекты и исследования.

Для отслеживания результатов формирования УУД провожу:

  • анкетирование (1 раз в четверть);

  • наблюдение, результаты которого входят в индивидуальные технологические карты;

  • анализ результативности работы.



Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности образовательного процесса.

С 2010 - 2011 учебного года я активно начала использовать в своей работе метод проектов и исследований.

В основу данного метода положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность обучающихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания. К общенаучным методам относятся аналогия, наблюдение и опыт, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, конкретизация. Метод проектов может быть использован как при изучении нового материала, так и при закреплении и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном проекте или исследовании, зависит от изучаемого материала.

Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Для достижения поставленной цели, учащиеся используют научно-популярную литературу, ресурсы INTERNET, проводят самостоятельные исследования, проводят эксперименты. Учащиеся свои работы оформляют в виде мультимедийных презентаций, в виде рефератов. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Вообще говоря, главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

  • Рефлексивные умения:

    • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

    • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;

  • Поисковые (исследовательские) умения:

    • умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;

    • умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;

    • умение находить несколько вариантов решения проблемы;

    • умение выдвигать гипотезы;

    • умение устанавливать причинно-следственные связи.

  • Умения и навыки работы в сотрудничестве:

    • умения коллективного планирования;

    • умение взаимодействовать с любым партнёром;

    • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:

    • навыки делового партнёрского общения;

    • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;

    • умение проектировать процесс (изделие);

  • Коммуникативные умения:

    • умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

    • умение вести дискуссию;

    • умение отстаивать свою точку зрения;

    • умение находить компромисс;

    • навыки интервьюирования, устного опроса;

  • Презентационные умения и навыки:

    • навыки монологической речи;

    • умение уверенно держать себя во время выступления;

    • артистические умения;

    • умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;

    • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Моя работа по формированию УУД в проектной и исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов.

Первый этап – постановка проблемы. Этот этап является наиболее сложным для обучающихся, в самом начале работы я прилагаю максимальный педагогический такт, чтобы помочь ребенку найти то, что могло бы воплотиться в проекте (например, нами были выбраны такие проблемы: «Как измерить диаметр футбольного мяча с помощью линейки», «Будет ли гореть свеча на МКС?», «Как направлены силы трения между колесами и землей у переднего и заднего колеса тележки?», «Как определить радиус большого зеркала»)

Следующий этап – целеполагание. На этом этапе дети высказывают большое количество идей, даже самые фантастические. Я определяю вместе с детьми, каким будет проектный продукт, и мы решаем, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута. Следующий шаг – это планирование. Планирование представляет для них определенную трудность. И здесь требуется моя значительная помощь. Важно только не начать планировать вместо ребенка! Для этого я использую алгоритм планирования:


Вопрос

Ответ

Почему выбрана эта тема проекта?

Проблема проекта

Что нужно сделать, чтобы решить данную проблему

Цель проекта

Что ты создашь, чтобы цель была достигнута?

Образ проектного продукта (ожидаемый результат)

Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена проблема?

Существуют ли необходимые связи между проблемой, целью и проектным продуктом

Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта доя реализации цели проекта?

Перечисление основных этапов работы

Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и т.д. для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать, и чему придется научиться)?

Развернутый план работы

Когда ты будешь осуществлять все задуманное?

Индивидуальный график проектной работы


На следующем этапе проходит реализация намеченного плана – создание проектного продукта. Тут ребята проявляют большую активность, действуют самостоятельно, творчески.

Очень важной частью проекта является отчет о ходе работы и презентация проекта

На различных этапах работы над проектом моя позиция:

  • руководитель проекта, коллега;

  • равноправный партнер;

  • эксперт – знаток.

Роль обучающихся:

  • активные участники процесса;

  • члены команды;

  • авторы проекта;

  • равноправные партнеры.

Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение.

Для оценки сформированности УУД я использую анкеты, тесты, технологические карты наблюдений.

Сформированность универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, влияет на качество знаний.

Проводя такие работы в течение учебного года, выделю положительные моменты формирования УУД в проектно-исследовательской деятельности.

  • Этот метод позволяет ребятам приобрести коммуникативные навыки общения, практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и знакомство с различными точками зрения. Обучающиеся овладевают умениями использовать исследовательские методы получения информации. Метод проектов помогает формировать у школьников критическое и творческое мышление.

  • Если школьник сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет повысить мотивацию школьника и интерес к изучению предмета «физика».


г. Николаевск-на-Амуре,

март 2014



Доклад по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках физики"
  • Физика
Описание:

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями  происходит в контексте разных учебных предметов.  Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные  возможности для формирования УУД.

Физика – это один из немногих школьных предметов, в ходе усвоения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания – от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и  экспериментальной верификации выводов. 

Автор Михайлюк Елена Вячеславовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 563
Номер материала 27126
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓