Формирование гражданских, правовых и экономических компетенций
школьников.
Синицина
Елена Валерьевна, учитель информатики и экономики МОУ «Лицей» города
Черногорска.
Компетенция
(от лат. competentia - круг вопросов, в которых
человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом) - знания, опыт
человека, людей в определенной области, сфере, дающие им возможность глубоко
понимать сущность событий, явлений, экономических и социальных процессов.
Экономическое
воспитание - развитие человека как носителя ресурсосохранительной позиции;
донесение до учащихся основ экономических знаний, побуждений и развитие
интереса к экономике, воспитание чувства хозяина.
Экономическая
культура - это система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности,
уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к
большому социальному достижению, создание и развитие социальной среды для
предпринимательства.
В
рамках модернизации структуры и содержания общего образования налицо
противоречия: между содержанием образования и новыми требованиями к выпускнику
в части самореализации в жизни, умения принимать ответственные решения, в
значительной степени связанные с этим.
Данная
проблема может быть решена в парадигме развития при переходе на профильное обучение
в старшей школе, в частности - организации социально-экономического направления
этого процесса.
Актуальность
экономической подготовки школьников, подчеркивается тем, что экономика не
входит в базисный учебный план как самостоятельный предмет. В настоящее время
делается акцент на практическую ориентацию школьного экономического
образования.
Экономическое
мышление и экономическая культура являются неотъемлемой частью человека.
Экономика формирует рациональный тип мышления, те ценности мировоззрения, которые
необходимы для понимания реальной жизни и затрагивают интересы каждого ученика.
Учебные
предметы, необходимые для изучения экономики:
§ природопользование;
§ обществознание;
§ избранные
разделы математики для экономистов;
§ информатика
для экономистов;
§ управление;
§ право;
§ элементы
домашней экономики и основы предпринимательства.
Содержательную
сторону экономического образования дополняет методика преподавания этого
предмета:
· деловые
игры,
· кейс-метод,
· практические
занятия,
· рефераты,
доклады, эссе,
· тестовые
задания,
· проект
и др.
Элективные
курсы повышают уровень экономических знаний и экономической воспитанности
учащихся, позволяет организовать рациональную работу и в системе
дополнительного образования.
Так
на базе 9 класса был проведен элективный курс «Основы рекламы», который успешно
окончили 10 учащихся. При проведении занятий элективного курса были использованы
ИКТ. Занятия проводились в кабинете информатики, ученики вначале усвоили
теоретическую часть курса, понятийный аппарат, а затем сдали тест – проверка
теоретических знаний. После этого каждый получил задание - разработать
рекламный проект компании или фирмы. На компьютерах в электронном варианте были
представлены рекламные щиты, плакаты с текстами рекламных сообщений и
обоснованием выбора такого способа распространения рекламы. Отмечены также
учениками преимущества и недостатки при выборе и использовании фирмой такого
рекламного сообщения.
В
результате элективного курса учениками был применен полученный материал
практически, ученики сами попробовали себя в роли разработчика рекламы,
учитывая правовые стороны рекламной деятельности.
В
Лицее города Черногорска в 2005-2006 учебном году был впервые открыт социально-
экономический класс из 27 учеников. На базе 9 класса был введен предмет
экономика в качестве элективного курса. Учащиеся освоили основные понятии:
экономика, экономические системы, рынок, продавец, покупатель, составляющие
рынка, виды рынков. В 10 классе были введены предметы право, экономика,
обществознание - дополнительные часы из компонента элективных курсов.
В
2006-2007 учебном году экономика велась как предмет. Учащиеся показали хороший
теоретический и понятийный аппарат знаний и более легко справлялись с
материалом 10-го класса.
В
11 классе в 2007-2008 году ученики заметно стали использовать понятийный
аппарат, используя в своей речи экономические термины, более глубоко изучалась
прикладная экономика, где были рассмотрены темы по экономике, которые имеют
практическую значимость для школьников: основные понятия рыночного хозяйства,
экономическая реформа в России, наемный труд, налогообложение, рынок и его
составляющие, спрос и предложение, формирование цен на товары, осуществление
покупок, управление семейным бюджетом.
Из
27 человек выбрали выпускной экзамен по экономике 24 человека: 3 по
традиционной форме, 21 ученик в форме реферата. Все работы были успешно
защищены при помощи докладов и подготовленных презентаций.
В
итоге из 27 выпускников социально- экономического класса поступили в учебные
заведения по профилю 19 человек, в ВУЗы 15 человек.
Таким
образом, экономическое образование - необходимое условие формирования
социальных компетенций, вооружение учащихся навыками адаптации к социальным
ролям в изменяющейся экономической среде, воспитания ценностных установок в
поведении.
Литература.
1. Сасова
И. А. Социально-экономическое образование и воспитание учащихся // Народное
образование. - 2001. - № 10.
2. Пробст
Л. Э. Профессиональное школьное образование в современных условиях //
Экономика. Вопросы школьного образования. - 2002. - № 4.
3. Максимова
В. И. Формирование навыков предпринимательства в школе// Экономика в школе. -
2002. - № 4.
4. Любимова
Л. А.//Экономика в школе, 2002 - №3.
5. Экономика
в системе межпредметных связей // Экономика в школе. - 1997. - № 1.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.