Главная / Начальные классы / Доклад по теме: "Формирование позиции ненасилия у младших школьников"

Доклад по теме: "Формирование позиции ненасилия у младших школьников"

Кулеш Татьяна Анатольевна , учитель начальных классов

КГУ «Школа-гимназия №10» города Усть-Каменогорска



«Формирование позиции ненасилия у младших школьников»  

Модернизация современного общества стремительно развивается, что обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность, к которой психологи относят физическую агрессию (драки), устную агрессию (вспыльчивость, грубость), агрессию в форме вандализма (разрушительное отношение ко всему окружающему). Педагоги-практики, психологи и социологи отмечают количественный рост групп риска не только среди молодежи, подростков и старшеклассников, но среди младших школьников. Размывается пространство нормативной нравственности, младшие школьники сталкиваются с дефицитом моральных ценностей. К сожалению, уже в начальной школе наблюдается увеличение количества детей, склонных к агрессии и жестокости, к насилию .Причинами насилия , как правило, являются : недостаточные духовно-нравственные знания , недостаток любви , реакция на изменения в окружающем мире , желание переделать действительность под свои умственные представления о мире. Решение этой проблемы становится сегодня действительным приоритетом педагогической науки и практики и как никогда , первостепенным становится духовное воспитание младшего школьника в школе и в семье.

Автор проекта нравственно-духовного образования С.А.Назарбаева в своей книге «Этика жизни» писала «Ни на минуту не сомневаюсь: чтобы ответить на все эти извечные вопросы бытия, нужно возродить общечеловеческие ценности, вернуться к своим собственным истокам. Надо возродить этику жизни взамен тех условностей «цивилизованного этикета». Весь народ испокон веков владел и пользовался этими ценностями… черпал воду из хрустального родника духовности. Но в бурном ритме последних десятилетий путь к своим истокам наши современники попросту забыли. И я убеждена, что поиск этой дороги к роднику с хрустальным источником Духовности – задача из задач для каждого… Или, если хотите, назовите её дорогой к Храму знаний о человеке».

Действительно, какая польза от прогресса и образования , если человек не может избавиться от гнева, алчности, зависти, живет, страдая и причиняя страдания другим . Нравственно-духовное развитие наполняет нашу жизнь внутренним, духовным смыслом. Наше общество выходит на позиции целостного понимания мира и человека, как обладающих не только биологической и социальной, но и высшей духовной природой, которая в окружающем мире проявляется как жизнь, движение, развитие, порядок, гармония, а в сознании человека проявляется как вечные духовно-нравственные ценности.

Очень важно у младших школьников расширять духовные представления о ненасилии, говорить о том ,что ненасилие по отношению к себе – это ненасилие над органами чувств. Если говорить ложь или грубость ,то происходит насилие над языком. Когда слушаешь плохие речи , то происходит насилие над ушами. Если видишь во всем плохое , то происходит насилие над глазами. Когда вдыхаешь плохие запахи , то происходит насилие над носом. Если совершаешь плохие поступки , то совершаешь насилие над телом. Когда негативно думаешь , то совершаешь насилие над всей вселенной. Девизом младших школьников должны стать слова : «Думай о хорошем, смотри на хорошее, говори хорошее и делай хорошее.»

Необходимо учить детей практике ненасилия: развивать стремление проявлять милосердие и не причинять вред окружающему миру, развивать чувство единства , понимать , что все существа обладают чувствами и правом на жизнь. И самое главное – учиться прощать. «Ненасилие – это оружие сильных. Ненасилие означает безграничную любовь , что в свою очередь означает безграничное сострадание»,- говорил М.Ганди.

При духовном воспитании очень важна духовная общность учителя и учеников. Должно быть единство мыслей , слов и дела. Своим примером учитель должен показывать ненасилие ко всему окружающему миру. Дети - очень тонкие психологи . Для них имеет значение только ваша вера в духовность , искренность и личный пример. Поэтому мы с вами должны думать о том, что мы говорим и делаем, как говорим и что делаем, зачем говорим и что делаем. Очень важна совместная творческая деятельность , совместное пение , совместное рассказывание притчей.

Важную роль в нравственно-духовном воспитании младших школьников отводится родителям. Родительская любовь основывается на безусловности и передается взглядом, словом, улыбкой, прикосновением, делом, пониманием, мыслью.

Родители должны помнить , что жесткое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребенка и его родителей, когда ребенок перестает понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестает различать, где хорошие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.

  Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем белее телесных повреждений.

  Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следующие рекомендации:

  1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему  ребенка. Не обязательно соглашаться с такой точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.

  2. Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом не отрицается, что некоторые решения могут принимать родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.

  3. Постарайтесь предусматривать ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.

  4. Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.

  5. Требуя, что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих  требований. Ребенок нуждается в повторении.

  6. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.

  7. Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.

  8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.

  9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?

  Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!



ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ



  1. Колосова С. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог, 2000 г., №25- 28;

  2. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе: учебно-методический комплекс. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г.

  3. Прикуль Л.В. Психологический практикум и тренинг. Профилактика насилия в семье и школе. М:, «Учитель», 2009 г.

4. «Насилие в школе: проблема профилактики»

Постельникова Наталья Федоровна, МОУ-Лицей №2, социальный педагог











Доклад по теме: "Формирование позиции ненасилия у младших школьников"
  • Начальные классы
Описание:

   

 

               Модернизация современного   общества стремительно    развивается,     что  обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность, к которой психологи относят физическую агрессию (драки), устную агрессию (вспыльчивость, грубость), агрессию в форме вандализма (разрушительное отношение ко всему окружающему). Педагоги-практики, психологи и социологи отмечают количественный рост групп риска не только среди молодежи, подростков и старшеклассников, но среди младших школьников. Размывается пространство нормативной нравственности, младшие школьники сталкиваются с дефицитом моральных ценностей. К сожалению, уже в начальной школе наблюдается увеличение количества детей, склонных к агрессии и жестокости,  к насилию .Причинами  насилия , как  правило,  являются : недостаточные  духовно-нравственные  знания ,  недостаток  любви , реакция  на  изменения в  окружающем  мире , желание  переделать  действительность   под  свои  умственные  представления о мире. Решение этой проблемы становится сегодня действительным приоритетом педагогической науки и практики и  как никогда ,  первостепенным    становится  духовное   воспитание  младшего  школьника  в  школе и  в   семье. 

Автор Кулеш Татьяна Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 497
Номер материала 29268
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓