Главная / Начальные классы / Доклад по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО МЕТОДИКЕ КОВАЛЁВА В.А."

Доклад по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО МЕТОДИКЕ КОВАЛЁВА В.А."






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Емельяновская средняя общеобразовательная школа №3

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО МЕТОДИКЕ КОВАЛЁВА В.А.

[Применение данной методики в классе КРО Емельяновской СОШ №3 позволило решить ряд задач - в первую очередь активизировать направленность учащихся на сохранение и укрепление собственного здоровья]


Материал подготовил учитель – дефектолог МБОУ ЕСОШ №3 Рябцева Наталья Михайловна



П. Емельяново 2013г.


hello_html_71f402ba.png


ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ ЗРЕНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Известно, что современный процесс обучения детей начальной школы во многом организован нерационально и сопровождается большим расходом психической и физической энергии. В процессе письма и чтения большая часть нагрузки приходится на работу органа зрения и последствием этого становится снижение остроты зрения уже на первом году обучения и появлением признаков нарушения осанки. Постепенно формируется “школьная” близорукость и всевозможные вторичные отклонения в состоянии здоровья учащегося. Все это в совокупности отражается на качестве учебы и в дальнейшем влияет на выбор профессии и на возможности профессионального роста человека.

Существуют известные способы снижения отрицательного воздействия учебной нагрузки на развитие зрительных функций учащихся и некоторые из них не только профилактируют заболевания, но и способствуют развитию остроты центрального зрения в пределах обеспечивающих школьные энергозатраты и затраты естественного роста детского организма. К таким способам и методам относятся методики профессора Базарного В.Ф. (1987) и доцента Ковалева В.А. (1980).

Настоящие методические рекомендации должны помочь учителям, воспитателям, руководителям овладеть навыками работы по развитию зрения у детей. Обеспечив естественный ход формирования важнейшего из органов чувств, мы добьемся лучших результатов и усвоении учебного материала, так как через глаза проходит 90% информации, которую вообще воспринимает человек.

Что же включает дальнейший текст рекомендаций для педагога?

  1. Описание наших тренажеров и упражнений к ним, а так же способов их изготовления собственными силами.

  2. Описание игр развития зрения и правил к этим играм, комплексы упражнений для коррекции осанки, зрения и дыхательные упражнения в виде физкультпауз на предметник уроках и занятиях в школе и детском саду.

  3. Игры для детей с косоглазием для развития зрительных функций.

  4. Способы измерения остроты зрения у детей и показателей аккомодации.

  5. Аннотации к беседам для родителей на собраниях, для учащихся на классном часе по данной проблеме.

  6. Материалы по режиму ребенка, занимающегося коррекцией зрения по нашей методике.

  7. Информация по витаминизации пищи детей с нарушениями зрения. Обзор опыта авторов подобных методик в нашей стране.

  8. Список литературы по данной проблеме, которую можно прочесть в библиотеке.

Такой обширный обзор дает возможность общего знакомства с основами нашего подхода.




Развиваем глазодвигательные мышцы /конвергенцию/.

В повседневной бытовой, учебной и трудовой деятельности мы не очень рационально используем важнейший инструмент природы - зрение. Даже при чтении мы предпочитаем двигать головой, а не глазами глядя на строчки. Каждое глазное яблоко управляется шестью глазодвигательными мышцами, которые в данном случае бездействуют. При этом часть из них постоянно расслаблена, а часть напряжена, но не сокращается. Все это приводит и постепенной атрофии глаэодвигательного аппарата и ухудшению склеры, что приводит к близорукости.

Это самый простой тренажер из предлагаемых нами, для его изготовления нужен материал темного цвета, из которого шьются две рукавички. Из желтой, красной или оранжевой материи вырезаются два кружка размером 4-5 ом. Они нашиваются в центр ладонной поверхности рукавичек снаружи.

hello_html_m6e6577e7.png

Рис. 1. Тренажер "Солнышко"

Он применяется для детей ясельного возраста, с успехом может быть применен в детском саду во всех группах и в первом класса. Воспитатель, надев рукавички-тренажер, разводит руки в стороны, стоя перед детьми лицом к ним, находясь в центре перед классной доской. Вначале он объясняет детям старшего возраста, что им нужно делать.

Затем начинает поочередно сжимать одну и затем вторую ладонь. Дети видят только одно солнышко на ладонях. Таким образом, они переводят точку взора держа голову неподвижно. Учитель или воспитатель контролирует выполнение задания, глядя в глаза детям.

Но малышами насколько сложнее - приходится добиваться выполнения задания без предварительного объяснения задачи. Придется постараться подвигать, потрясти одной ладошкой, чтобы привлечь внимание детей.

Схема тренажера: вначале держим руки в стороны и 10-15 секунд поочередно сжимаем и разжимаем ладони. Затем ставим руки в положение в сторону - вверх /одна рука/ и другая в сторону - вниз. Рука как бы показывают диагональ прямоугольника. 10-15 секунд выполняем движения, затем меняем положение рук и снова проводим тренаж. Таким образом, мы заставим сокращаться и расслабляться все глазораздвигательные мышцы ребенка. Хотя мы развиваем конвергенцию, но можем воздействовать этим тренажером и на аккомодацию. Поставим одну руку перед собой, стоя перед ребенком ясельного возраста. Раскрытая ладонь сжимается и убирается на 40-50 см к нам и снова раскрывается. Ребенок видит объект» постоянно перемещающийся в глубину от него и к нему,

Опыт использования этого тренажера показал, что воспитатели в работе используют свои модификации, Вместо солнышка нашиваются бабочки, очень яркие в красивые, При сжатии и расжатии ладошек получается красочный эффект летящих бабочек у которых действительно работают крылышки. Есть варианты солнышка с лучиками, ягодок, цвет тоже может быть разнообразным, хороший эффект дают флюросцирующие краски.

Примечание: данный тренажер нужно показать и объяснить старшеклассникам, с той целью, чтобы они приманили его в недалеком будущем, когда они станут молодыми родителями. Важно применить этот тренажер в первый год жизни ребенка.

Тренажер "Флажок"

Предлагается для детских садов и начальных классов массовой и специальной школы. Его можно использовать в физкультпаузе, на уроке физкультуры, в игре на улице в группе продленного дня. Мы можем тренировать Флажком конвергенцию /следящие движения глаз в горизонтальной плоскости/ и аккомодацию /движения глаз в глубину от себя и к себе.

Тренажер— « флажок на длинной ручке» ее длина 80 - 90 см. ткани полотнища ярко-красный, другой вариант ~ зеленый, желтый, голубой и фиолетовый. Пять флажков разного, по одному на каждый день. Задача учителя на физкультминутке - стоя лицом к ученикам, двигать полотнище флажка по прямым линиям перед собой, "рисуя'' в пространстве перед собой фигуру прямоугольника со сторонами не менее 1м х 2м. Дети следят за флажком одними глазами, не дви­гая головой. Для детского сада /для всех групп/ "рисуем" 4-6 раз один прямоугольник, затем рисуем его в другую сторону столько же раз. Потом в прямоугольнике обозначим диагональ /4-5 раз/. Вертикаль и горизонталь труда не представляют, дозировка 4-5 движений вверх-вниз, затем вправо-влево.

В школе дозировка складывается из количества лет ребенка. 13 первом классе 7 движений по каждому направлению. Во втором -8 и так до 8-го класса. После этого, старшеклассникам и взрослым не менее 25 движений по каждой траектории. Тренажер "Флажок" в массовой школе применяется в начальной школе, затем в группах здоровья из детей с нарушениями зрения, Для взрослых упражнение должно даваться в группах здоровья,

Тренажер "Флажок" можно применить для тренировки аккомодации. Подумайте, как можно его использовать, чтобы дети следили за ним в глубину от себя и к себе.

Какой цвет использовать и когда? В понедельник используется красный цвет флажка, дети еще утомлены после субботнего и воскресного отдыха. Во вторник пойдет желтый или зеленый цвет, как и в среду. Затем голубой и фиолетовый.

Варианты упражнений.

1. Учитель или воспитатель, стоя перед группой детей, сидящих или стоящих у школьных столов, выполняет движения флажком, указкой в воздухе по определенным направлениям. Рекомендуется широкая амплитуда движений в среднем темпе, остановки флажка в опорных угловых точках обозначаемой фигуры; Упражнение "Ромашка" для детей дошкольных и младших школьных возрастов заключается в том, что учитель "рисует" в воздухе круг из 30-40 движений по диагонали, через воображаемый центр окружности. Дети сопровождают взором каждое движение флажка.

2. Упражнение "восьмерка" довольно сложное по характеру движения. Выполняется медленно, рисуется восьмерка, лежащая на боку. Данное упражнение выполняется по кругу. Упражнения подоб­ного типа рекомендуют Э.С, Аветисов и В.Ф. Базарный, известные советские специалисты, занимающиеся развитием зрения детей и взрослых. В данном упражнении мышцам глаз приходится выполнять работу ступенчатого типа, движения флажка должно быть медленным. Выполнить 5-6 восьмерок для малышей и 10-15 для начальной школу.

3. Упражнение "Ромбик".

Медленно нарисовать в воздухе ромб, стоящий острым углом вниз по вертикали. Делать 10 - 15 рисунков,

4. Упражнение "Пила".

Двигаясь перед передним рядом парт, рисовать над головами детей рисунок пилы, четко прорабатывая углы внизу и вверху. Делать 1 минуту.

5. Упражнение "Змейка".

Упражнение "Змейка" выполняется как и предыдущее, но без обозначения углов, они плавно округляются, делать медленно 1 минуту.

6. Упражнение "Оса

Учитель ходит по классу с тренажером, детям разрешается движение головой при сопровождении флажка взором. Дети следит только глазами за тренажером тогда, когда учитель или воспитатель находятся перед ними, т.е. не заходят за их спины. Как только это происходит, дети начинают следить глазами и поворачивают голову вправо или влево.

hello_html_m2f5c6774.png

Рис. 2. Виды упражнений с флажком.


Тренажер "Звездочка"

У данного тренажера очень много общего с тренажером "Флажок". Фактически это указка с лампочкой на конце. Он сделан из полой гимнастической пластмассовой палки, в конец которой вставлен патрон для электролампочки на 15 ватт, 220 вольт /для холодильников и миниатюрных светильников/. Сквозь полость палки пропущен электрический шнур с вилкой на конце. Его длина 4-7 метров. Лампочка может быть окрашена в зеленый, красный, синий цвета цапоновым лаком. Возможно применение цветных пластмассовых колпачков, одеваемых на лампочку. Основное условие - лампочка светится постоянно.

Применение тренажера аналогичное тренажеру "Флажок", вместе с тем его можно применить в спортивном зале, классе, в других помещениях, везде, где мало света. При этом у детей создается впечатление движущейся полоски света, обусловленное следовым явлением раздражения сетчатки глаза. Эта иллюзия создает красочный эффект, который хорошо использовать в работе с малышами,

hello_html_7e4d60ca.png

Рис. 3.Схема тренажера "Звездочка".

Тренажер "Вертушка"

Этот тренажер вы могли делать в детстве - на конце палки крепился согнутый листок бумаги по углам или кусочек жести, свернутый как пропеллер или вертушка. Вертушка на оси/гвоздик/ на палке. Если двинуть вертушку палкой вперед, она начинает вращаться. Такие игрушки очень нравятся малышам, динамичная и звучащая движении вертушка заставляет следить за ней глазами. Все упражнения аналогичны упражнениям с тренажерами hello_html_m49ee6f8f.png


РАЗВИВАЕМ АККОМОДАЦИОННЫЙ АППАРАТ ХРУСТАЛИКА.

Аккомодация глаза - четкое видение предметов, различно удаленных от него, имеет большое значение в жизни человека. Как правило, близорукость развивается из-за недостаточной сократимости мышцы хрусталика, обеспечивающей процесс аккомодации. Улучшение аккомодации имеет большое значение для письма, чтения, выполнения работы вблизи с редкими предметами. Многие трудовые операции на производстве изобилуют ситуациями, где необходима высокая пластичность хрусталика. Нарушения этой пластичности могут стоить здоровья и даже жизни человека в критической ситуации.

Мы знакомы с рядом работ медиков-офтальмологов, выполненных на уровне кандидатской диссертации, где убедительно показывается возможность тренировки аккомодационного аппарата. Это отрадный факт, тем белое, что мы несколько лет пытались убедить медиков в этом, начиная с 1975 года. Мы предлагаем ряд тренажеров для развития аккомодации.

Тренажер ''Ракетка 2''


Нhello_html_m4d73513c.jpgаша модификация идеи /Роземблюм Ю.З., Маац К.А. Лохтина Н Лр^опоное стаид^тельстно 560610, СССР, 1977/.

Тренажер представляют миниатюрную копию теннисной ракетки с диаметром 8 см. Фон поля ракетки белый с одной стороны. На белом фоне посередине наклеена или нарисована буква алфавита, соответствующая по размеру шрифта учебника или книги для данного детского возраста. Мы рекомендуем букву "С".

С другой стороны ракетки мы рекомендуем наклеить цветную 6умагy какой-то одной расцветки, которая нужна ребенку /он выбирает цвет сам/, Для этого используется цветная бумага и картон в наборах для труда. В центре диска наклеивается рисунок или почтовая марка, спичечная этикетка, вырезка из старого детского журнала. Важна фигурка, которая для малыша заменит букву, тогда, когда она будет ему неинтересна.

Т

Рис. 5. Тренажер "Ракетка" - 2 с двух сторон.

ренировка аккомодации и снятие напряжения с уставшего глаза заключается в том, что ребенок или взрослый глядя одним глазом на ракетку /другой закрыт картонным кружком/, ставит его /рисунок или букву/ в

положение четкого видения. Это примерно то расстояние, которое используется для чтения. Затем подвигаем букву к себе до момента "расплывания" текста, т.е. тогда, когда хрусталик не может больше изменить фокус. Это наступает на пределе возможностей аккомодационного аппарата. После этого вернем ракетку в положение четкого видения. Так делать в быстром темпе 20-30 раз для каждого из глаз.

Дня детей дошкольного возраста не всегда понятно, что мы от них хотим в данном случае. Для них и младших школьников мы придумали тренажер "Дорожка".

Есть варианты изготовления тренажеров на уроках труда самими школьниками из фанеры, пластмассы. Тренажеры применяются на уроках физической культуры, в физкультпаузах, при выполнении домашних заданий. Возможности данного тренажера очень сильны. Есть случаи усиления аккомодации до необходимого расстояния за месяц два тренировок хрусталика. Для взрослых и старшеклассников мы рекомендуем наш тренажер "Движок".

Для улучшения аккомодационной способности глаз можно применить простейший тренажер и контрольный прибор ''Движок'', состоящий из линейки длиной 40 см и пластинки из жести, перемещающейся по линейке. На пластинке в виде прямоугольника /'1см х 6см/ помещена на белом фоне буква или символ /кольцо Ландольта/. Бумага для чертежных работ хорошая основа для фона.

Если прислонить начало линейки к щеке под глазом, то перед глазами в поле зрения окажется экран /фон движка/ с буквой, движок нужно подвинуть на расстояние комфортного видения буквы /расстояние для чтения/. После этого нужно подгибать экран к себе до момента "расплывания" буквы. Размеры буквы определены величиной шрифта для данного возраста /по учебнику/. Если вы носите очки, то тренируйте глаза в них. Для тренировки нужно 20-30 движений для каждого глаза поочередно. Это для детей начальной школы /2 -3 класс/. Для взрослых 50-60 движений. Оптимальное расстояние четкого видения 30 см.

С помощью данного прибора можно контролировать показатели аккомодации, регистрируя расстояние до ближайшей точки ясного видения, до ближайшей точки /момент "расплывания"/, объем аккомодации в см. Дневниковые записи этих данных позволяет построить график изменения показателей аккомодации. За один-два месяца мы можем проконтролировать изменение показателей изо дня в день и понять характер воздействия всего комплекса упражнений и тренажеров на зрение человека. Этот способ применим в работе со старшеклассни­ками.

Тhello_html_12868774.jpgренажер "Дорожка"

Этот тренажер с успехом заменяет многие тренажеры, которые не годятся для малышей, у них трудно применить тренажеры "Ракетка - 2" и совсем невозможен для использования "Движок".

Тренажер - лист белого картона размером 18х4- см, на нем нарисована дорога /вид сверху/. Дорога с двухсторонним движением, постепенно сужается к линии горизонта. На дороге автомобили, вокруг дороги деревья и дома. Если положить дорогу на стол перед собой и так, чтобы она уходила от вас, то возникает возможность "пробежать" глазами по дороге в одну сторону от себя и к себе. Так нужно делать 20 раз для малыша 4-7 лет.

Серия тренажеров заканчивается описанием тренажеров Видео азимут". Он выполняется в виде рисунка прямоугольника на ватмане, на щите из фанеры, на чертежном листе. Его размеры от 30 х 42 см до 140х330 см. Он служит развитию конвергенции, являясь синтезом идей тренажеров "Флажок", "Звездочка" и других подобных им

Первый внешний прямоугольник нарисован красным цветом, рисунок создают красные стрелки, дающие направление по часовой стрелке. Внутри красного нарисован зеленый прямоугольник. Стрелки показывают направление движения и другую сторону /рис. 8./. Диагонали желтого и голубого цветов и вертикаль и горизонталь - фиолетовые. По углам тренажера целесообразно расположить рисунки фигур героев мультфильмов, спортивную символику. Это опорные точки для Фиксации точки взора.

hello_html_411d9035.jpg











Рис. 8. Тренажер «Видеоазимут»

У нас несколько вариантов тренажера. Один, небольшой, для работы на столе или парте. Это тогда, когда мы много работаем в классе или в группе глазами, т.е. читаем или пишем. Другой вывешивается на доске посередине. Он используется для тренировки глаз на дальнем, но привычном для ребенка расстоянии с его рабочего постоянного места в классе. Спортивный вариант нарисован или размещен на стене зала в детском саду для игр, спортивного зала школы. Возможен домашний тренажер-плакат. Он поможет снять зрительное утомление во время выполнения домашних заданий или на коррекционных занятиях дома,

Схема упражнений для тренажера

1. Оббежать только взором, не двигая головой, красный прямоугольник. Дозировка для школьников - 4 движения полного цикла. В первом классе - 7, затем добавляется по одному на каждый возраст. Взрослым даем 25 раз.

2.Оббежать взором зеленый прямоугольник. 3. Оббежать взором диагональ из угла в угол. Поочередно каждую.

4. Вертикаль и горизонталь в той же дозировке.

Скорость оббегания каждый, определяет сам. Необходимо темп держать выше среднего. Расстояние до тренажера от глаз равно его ширине. Старайтесь не двигать головой.

При обучении малышей тренировочным движениям глазами используйте указку, но только на первом этапе.

Если на тренажере нарисованы картинки /опорные точки/, можно называть их для облегчения освоения детьми программы движений глазами.

ИГРА "СУПЕРЦЕЛЬ".

Эта игра по своим условиям близка к русским старинным играм, развивающим зрение, глазомер и чувство веса суставное мышечное чувство. Для игры нужно сделать мишень из фанеры, плотного картона, древесноволокнистой плиты, пластического материала или просто нарисовать на полу. Размеры сторон квадратной мишени 100 см. Мишень удобно сделать складной, как картонную шахматную доску. Для этого размеру каждого прямоугольника будут 50 х 100 см. Из центра мишени циркулем обведем три окружности радиусами 16,5 см; 32 см; 48 см. Центральный круг окрашиваем в ярко-красный цвет, средний в желтый» внешний в зеленый. Возможны другие варианты. Но маркировка /стоимость каждого/ должна быть стандартная, центр стоит 5очков, ставим через трафарет цифру "5". Средний круг помечаем цифрой, "З" с двух сторон по средней линии. Крайний стоит "1"

Из березового кругляка диаметром 10 см нарезаем 20 шайб диаметром 9 см а толщиной в 2 см. Шайбы шлифуем наждачной бумагой, пропитываем олифой и после сушки окрашиваем /10 в черный и 10 в белый/ масляной краской.

По условиям игры, нужно представителям двух команд или двум игрокам о 5 метров метать шайбы так, чтобы они приземлялись точно в середину мишени. Расстояние 5 метров от центра мишени до линии броска, для дошколят и первоклассников оно равно 3 метрам. Попадание в центр приносит команде 5 очков, попадание в средний круг " 3 очка, в крайний - 1 очко.

Метание шайб происходит поочередно и поэтому ситуация меняется непрерывно, ведь каждый волен выбивать шайбу противника из мишени и тот лишается части очков. В конце игры, когда все шайбы брошены в цель, начинается подсчет очков. Он идет по принципу подсчета очков в стрельбе, т.е. если шайба лежит на черте между двумя кругами, то значит шайба лежит в том, который стоит больше очков - блажь к центру.

Играть можно и по другим правилам, когда за попадание в средний или крайний круг полагается штраф. Эти правила для игроков высокого класса.

Опыт показал, что для малышей лучше играть на две мишени, каждая команда метает шайбы в свою мишень. Это снимает излишнюю эмоциональность, которая не всегда необходима. Расстояние от центра мишени до линии броска в детском саду равно 3 метрам.

Игра "МИНИКЕГЕЛЬБАН"

Для игр в зале и на открытых '"площадках нужны принадлежности. Посмотрите сколько кеглей в арсенале детского сада, в спортивном зале начальной школы, Попробуем применить их таким образом, чтобы игра была интересной, а убирать кегли не составляло труда.

Между стенами или стойками у стен через середину зала на уровне пояса натягивается шелковый шнур с армотизатором на одном конце /резиновый шнур от эспандера/. На шнур подвешены на лесках кегли. Они висят не достигая пола 2-3 см., расстоя­ние между кеглями 15-20 см, всего пять кеглей в одной секта. В центре секции красная кегля, по ее бокам две желтые и самые крайние - зеленые.

Играют двумя командами. Нужно катящимся до полу мячом выбить, в нашем случае задеть, одну кеглю, лучше среднюю крайнего цвета. За это команда получает 5 очков, за попадание в желтую - 3 очка, в зеленую - 1 очко. Так как играющие команды находятся с двух сторон от шнура, стоя лицом к лицу, а мяч подается от одной команды к другой непрерывно, то плотность игры довольно высокая. Развивается глазомер, точность мышечных усилий при выполнении броска одной рукой,

Усложнение игры для детей вторых в третьих классов за счет удаления от кеглей с 3-х метров до 5, За попадание в крайнюю кеглю штраф в пять очков.

ИГРА "ПАРАД".

В этой игре участники демонстрируют точность одного броска по нескольким мишеням, стоящим одна за одной через расстояние в один метр. Всего в одном ряду стоят три кегли. С расстояния в 3 или в 5 метров нужно одним набивным мячом сбить все кегли. Достаточно точный бросок приносит сразу 6 очков /по 2 очка за каждую задетую кеглю/. В этой игре в поле находится один дежурный игрок, который подает мячи обратно через середину зала. Каждый игрок, метнувший мяч, выбегает в поле и устанавливает кегли своего ряда на место. Возвращение обратно возле стены зала, чтобы избежать столкновений и не мешать передаче мяча обратно.

Кегли легко заменить брусками из пенопласта или дерева, окрашенное яркими красками.

Вce рекомендованные игры достаточно просты и доступны, Нужно терпение при их изготовлении, но все усилия будут вознаграждены.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ

Комплекс А /сидя за столом /

1.1 упр. И.п.- руки на стола. Руки на голову, поднять подбородок, вытянуть шею вверх, посмотреть вперед, вернуться в и.п.

2. 2 упр. И.п. - руки вперед, смотреть на ладони, посмотреть на доску, снова на ладони, на доску: 10-15 раз.

З упр. И.П. - руки к плечам, посмотреть влево в окно, посмотреть вперед» посмотреть вправо, вернуться в и.п.

Комплекс Б /сидя за столом/

1 упр. И.п. - руки на столе, закрыть глаза на 2 секунды, сжать веки, открыть глаза, сделать 5-6 миганий, потереть виски пальцами, повторить 4 раза.

2 упр. И.п. - руки на поясе, наклон туловища вправо, посмотреть влево, наклон туловища вперед, выпрямится, наклон туловища влево, вернутся в и.п.

Комплекс В /стоя у стола/

1 упр. И.п. - руки вперед в стороны. Посмотреть на правую ладонь, вперед на доску, на левую ладонь. Голова неподвижна и.п. Сделать 6 раз.

2. упр. И.п. - стать лицом к окну. Держать карандаш в вытянутой руке, смотреть вперед в окно на дальние дома, деревья. Перевести взор нa руку, снова вдаль. Сделать 16 раз.

Комплекс Г /сидя за столом/

l yпp. И.п. - ноги имейте, руки за голову в замок, локти вперед,

1-2. Отвода локтя назад, выпрямить туловище, прогнуться вперед, зажмурить с силой веки глаз. 3-4. Вернуться в и.п. 6 раз

2 yпр. И.п. - руки на столе. Педагог работает с тренажером 'флажок'' выполняется упражнение типа ''ромашка'', "Оса" и T.д

Комплекс Д /стоя у стола/

1 упр, И.п. - основная стойка. 1 - руки вверх, подняться на носках, посмотреть вперед, на доску 2 поднять - и.п. - 6 paз.

2 упр. Воспитатель применяет тренажер "Флажок" выполняются упражнения "рисунок прямоугольника с диагоналями''.

Комплекс Е /свободное хождение по классу/

Все подходят к окнам. На окнах на уровне глаз детей наклеен ряд цветных меток величиной с почтовую марку. Дети смотрят на метку 2-3 секунды, затем переводят взгляд вдаль на дома, линию горизонта. Так делать 20 раз. Можно применить команду: ''метка! - Даль!''

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ ДЛЯ 1 - х КЛАССОВ.

1 упр. И.п. - основная стойка, 1 - руки в стороны, посмотреть на правую, затем на левую, держа лицо прямо. 2 - подняться на носки, руки вверх, потянуться и посмотреть на руки, 3 - руки вперед, посмотреть на классную доску. 4 - и.п. 6-8 раз.

2 упр, И.п.- руки на поясе, 1 - наклон вперед, посмотреть на доску, 2 - выпрямиться, сделать 5 быстрых миганий. 3 -наклон назад посмотреть вверх. 4 - вернуться в и.п.

3 упр. И.п. - основная стойка. 1 - посмотреть на правый верхний угол доски, 2 - перевести взор на левый -верхний угол. 3 - на правый верхний угол, 4 - на левый. 40 раз.


1 упр. И.п. -- руки на парте, голова слегка опущена. Сделать 10 быстрых миганий, затем одно сильное и медленное, 5 раз

2 упр. и.п. - руки на голову, локти вперед, подбородок приподнят. 1-2 поднимая голову потянуться, разводя руки в стороны - вдох; 3-4 опуская голову вниз, привести руки локтями вперед - вдох. 6-8 раз.

3 упр. И.п. - правая рука вперед /"жест "отлично"/. 1 - посмотреть на большой палец, 2 - на доску, 3 -. на палец, 4 - на доску; - 6 раз.

4 упр. И.п. - руки вперед, в стороны. Посмотреть одними глазами на правую ладонь, затем на левую и снова на правую - 10 раз.


1hello_html_12868774.jpg упр. Поставить кончики указательных пальцев на виски. делай ими движения о легким нажимом /рисовать букву "С"/, масируем височную область 15 секунд.

Поставить пальца на переносицу, массаж 15 секунд.

Поставить пальцу под глазами вниз на 2 см по средней линии. Помассировать тем же способом.

Поставить пальцы на середину каждой брови, вертикальные легкие массирующие движения - 15 секунд.

Серия быстрых легких миганий - 5 раз по 5 секунд, отдых с закрытыми глазами - 10 секунд.

Все указанные физкультминутки и упражнения не догма. Важно понять смысл упражнений, творчески переработать и включить в привычные Вам комплексы. Не забывайте структуру: зрение - осанка и дыхание.


ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ ГЛАЗА И ПРОФИЛАКТИКИ КОСОГЛАЗИЯ У ДЕТЕЙ

Основная задача этих игр -создать такие условия зрительной работы ребенка; в которых ему придется смотреть правильно. Играя, ребенок будет укреплять зрение. Игры делать красочными, создавая защитную пленку, применяя цветную бумагу картон, краски и клей.

1. Расклад фигурки. Обведи по контуру.

На листе картона или -фанеры размерами 30 х 50 cм., нарисованы контуры автомобилей петуха, фруктов или животных, всего 6 фигур. толщина линии рисунка достаточно Широкая /1-2см Вся плоскость картона. помещена в пакет из полиэтилена так, чтобы вся его поверхность была плотно обтянута.

Задание для ребенка: на уроке рисования обвести все фигурки по контуру фломастером, не уходя своим рисунком с рисунка-основы. Если ребенок не выполняет это условие, значит он видит двойное изображение и не предпринимает усилий для правильного видения.

Второй вариант - ребенок не обводит рисунок, он подбирает необходимую фигурку из коробочки, где фигурки всех форм лежат вперемежку. Задача выбрать фигуру точно соответствующую размерам нарисованной фигурки. В коробочке каждая фигурка дана различных размеров.

Оба варианта игры легко усваиваются детьми 4-х летнего возраста и годятся для более старших. Фломастер можно заправлять чернилами "Радуга"-2 и после игры все легко стереть влажной тряпочкой, а применив несколько вариантов игры - можно менять рисунки, тем самым усложняя или упращая задание, Для наших тренажеров мы использовали страницы книжки для раскрашивания.

2. Строим домик.

Предыдущие игры использовали контур как границу для игровой операции ребенка. Эта игра несколько усложняет действие ребенка и учит его понятию симметрии. Основа игры - картон или фанера, Размеры 30х50. На одной из сторон нарисован блочный дом но дан контур панелей без окон и дверей, Рекомендуем разделить сторону на 50 квадратов. Толщина штриха 3 мм. В коробочке находится комплект окон и дверей, выполняемых в четверть квадрата. Задача детей - разложить окна и двери по местам т.е. в квадрат. Таким образом, ребенок выполняет большой объем зрительной работы.

3. Поймай рыбку.

Предлагаем два варианта игры. Первый предельно прост. На листе ватмана или картона З0х50 см. нарисуйте озеро, Пo размерам оно занимает 3/4 всей площади листа» Нa берегу нарисуйте лес, домики и цветы - все, что вообразите, представив, что это рисует ребенок. На плоскости озера стоят рыбки

Они "плавают'' т.е. сделаны так, что могут стоять на брюшке. Рыбки можно сделать из жести, пластика или картона. Рыбки ярко раскрашены, они могут быть копиями речных или озерных отечественных рыб. Они могут быть и сказочными рыбками. На верхнем плавнике Кольцо диаметром 7-10 мм., стоящее вертикально. Удочка - необходимый атрибут игры. Крючок на леске из обыкновенной суровой нитки и удочка - палочка длиной 1 м. Особенность крючка - Он не фабричный, он тупой и без бородки. Это проволочка в виде крючка. Ребенок не должен получить даже царапины. А теперь за лов. Стоя или сидя, ребенок ловит рыбок, поддевая их крючком за верхний плавник.

Второй вариант - настольная игра. Ее могут сделать старшеклассники, увлекающиеся электроникой. Игра из пластика. На озере нанесены кружки Диаметром 3 см с точкой посередине. Ребенок опускает крючок в центр каждой мишени - кружка. Если он делает это точно, то под кружком зажигается лампочка и подсвечивает рыбку в глубине. На чем основан принцип включения лампочки. Крючок - миниатюрный магнит - он при он при поднесение его к геркону включает лампочку и это все создает красочный эффект. hello_html_45d9f3ae.png

Рис. 9. Игра ''поймай рыбку'' /первый вариант/

Как проверить остроту зрения у детей


Бhello_html_12868774.jpgез специальной таблицы нам не обойтись. Таблица представляет несколько рядов букв, символов или рисунков на специальной бумаге и нанесенных специальными чернилами , черными красками. Для дошкольников нужна таблица Орловой, для школьников - Сивцева. Измерение остроты зрения проводим в классе или комнате для занятий. Выбирается место на стене, где можно разместить таблицу так, чтобы ее можно было рассматривать с расстояния. 5м не меньше. Таблица должна быть равномерно освещена. Лучшее место в классе, по нашим наблюдениям, это на школьной доске по линии первого прохода от парт у стены с окнами. Для освещения включаем все электроосветители даже днем. Наши пробные замеры люксметром типа 10-16 величины освещенности показали, что сила света на таблице в этом случае 500 лкс не менее,

При рассматривании таблицы ребенком, он должен один глаз закрывать полупрозрачной матовой пластинкой или кружком ватмана. Нельзя щуриться или закрывать один глаз веками. Предъявляем указкой ребенку отдельные знаки и просим его называть их /буквы или рисунки/. Если ребенок назвал 2-3 буквы из одного ряда не сбиваясь, значит он видит этот ряд. Каждый ряд имеет маркировку по остроте. Нас должна интересовать строка, где есть обозначение д=5 м и У=1,0. Первое это расстояние второе - острота зрения. В норме она равна 1,0. Если ребенок видит данную строку, то он имеет хорошее зрение. Наши измерения неофициальные и должны служить целям педагогического контроля.

При систематическом контроле /не реже одного раза в 2 месяца/ мы сможем выявить динамику изменения показателей остроты зрения. Изменения в сторону ухудшения показателей /уменьшение показателя на 10-20% должны нас насторожить и объясниться с родителями ребенка и школьным врачом.

Наша "тропа Сокола" представляет простейшее приспособление для самоконтроля учащихся всех возрастов по определению остроты зрения. Таблица /одна строчка из нее/ сваливается на осушенной стене корридора, реакриации, слортивного зала, От стены, где висит тааблица,на полу нарисована дорожка. Ее длина 7,5м. От дальнего от таблицы конца, она окрашена белой краской до 5-ти метровой отметки, с 5 до 4 - зеленой, с 4-х до 3-х - желтой и затем краской до стены. Значения остроты зренвя: 7,5м - 1,5; 7-1,4; 6 м - 1,2; 5м - 1,0; 4м - 0,8; 3м - 0,6; 2м - 0,4; 1м - 0,2; 6,5м -0,1. сигнальный цвет, маркировка и инструкция сделают свое дело.

ПЛАН беседы с родителями по проблемам охраны зрения и его развития в школе и дома.

1. Причины развития зрительных нарушений у детей,

2. Основные зрительные нарушение в дифференциация детей по показателям остроты зрения.

3. Особенности восприятия у детей с нарушениями зрения.

4. Организация домашнего режима, дозирование зрительной работы и виды отдыха детей с нарушениями зрения.

5. Развитие зрения детей средствами Физической культуры,

6. Тренажеры для развития зрения собственными руками.

7. Работа над осанкой, ее контроль,

8. Контроль остроты зрения в домашних условиях.

ПЛАН освоения методики развития зрения для педагога.

1. Прослушать лекцию или прочитать данную методичку.

2. Изготовить тренажеры "Флажок" пяти расцветок.

3. Нарисовать на листе ватмана тренажер "Видеоазимут" или сделать его методом аппликации. К тренажеру добавить четыре опорных рисунка.

4. Нa классном часе обучить детей изготовлению из картона, цветной бумаги и клея тренажеры "Ракетка - 2", "Дорожка", Видеоазимут". По опыту автора все тренажеры изготавливаются детьми первого класса за 30 минут.

5. Разработать два варианта физкультминуток /одно упражнение на осанку, одно для развития зрения, одно дыхательное упражнение/.

6. Обучить детей точечному массажу четырех точек лица в начале уроков в школе.

7. Научиться определять остроту зрения у детей.

8. Научиться определять нарушения осанки у детей.

9. Знать и применять игры, развивающие зрение,

10. Уметь провести родительское собрание на тему развития зрения витамины для улучшения зрения.

Рекомендуем витамины А, В , С. Витамин А участвует в образовании светочувствительного вещества сетчатки глаз, играет большую роль в ночном /сумеречном/ зрении. Провитамин /каротин/ находятся в большом количестве моркови, но усваивается в жировой среде. Добавляйте масло или сметану, майонез в салаты из моркови.

Витамин В2 повышает остроту зрения на цвета и улучшает ночное зрение. Витамин С стимулирует обменные процессы в мышцах глаз.





























СПИСОК

рекомендуемой литературы.

  1. Аветисов Э.С. и др. "Физкультура при близорукости'' - М,3нание. 1985 64с.

  2. Базарный В,Ф. и др. Укрепление здоровья детей и подростков за счет интеграции процессов обучения и направленного формирования функций зрения. Методические рекомендации - Красноярск, 1987г.- 56с.

  3. Белецкая В.И..Гнеушева А.Н. "Охрана зрения слабовидящих школьников'', пособие для учителей - М. Просвещение» 1982- 127 с,

  4. Демирчоглян Г,Г» "Тренируйте зрение" - М, Советский спорт, 1990г,.с,48

  5. Ермаков В.П. Якунин Г.А, "Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения", справочное -методическое пособие для учителя. М- Просвещение, 1990 •"223с.

  6. Земцова М.И. "Учителю о детях с нарушениями зрения'' М.Просвещение, 1973, 159с.

  7. Ковалев В.А. "Совершенствование основных зрительных функций у детей с нарушениями зрения средствами физической культуры,'' В сборнике: Пути совершенствования физического воспитания школьников", Красноярск, 1980, с 113 - 119.

  8. Ковалев В.А„ Мельников В.И. "Совершенствование зрительных функций в процессе тренировочных занятий и самостоятельной подготовки'' В сборнике "Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в Красноярском крае Красноярск, 1987,

  9. Ковалев В,А, "Улучшение аккомодационных возможностей зрения школьников средствами физической культуры В сборнике "Формирование физических и нравственных качеств в процессе физического воспитания школьников"-- Красноярск 1988, с. 103-112

  10. Ковалев В.А, "Развитие зрительных способностей дошкольников и младших школьников средствами Физической культуры /тренажер и комплексы упражнений"/. Методические рекомендации» » Сосновоборск, 1990, - 17с.

  11. Ковалев В.A, "Использование специальных тренажеров и комплексов упражнений в системе мер по профилактике зрительного утомления и развития зрительных способностей учащихся ПТУ /Методические рекомендации/•- Красноярск, 1990, с, 7.

  12. Ковалев В.А. "Развитие зрительных способностей учащихся в детском саду и дома в игровой форме, В сборнике "Материалы научно-практического конференции физическая культура и проблема здоровья дошкольников" - Красноярск, 1990, с. 43-49.


Доклад по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО МЕТОДИКЕ КОВАЛЁВА В.А."
  • Начальные классы
Описание:

Существуют  известные  способы  снижения  отрицательного  воздействия  учебной  нагрузки  на  развитие  зрительных  функций  учащихся  и  некоторые  из  них  не  только  профилактируют  заболевания, но  и способствуют  развитию  остроты  центрального  зрения  в  пределах обеспечивающих  школьные  энергозатраты  и  затраты  естественного  роста  детского организма.  К таким способам  и методам  относятся  методики  профессора  Базарного  В.Ф. (1987)  и доцента  Ковалева В.А. (1980).

 

Настоящие методические рекомендации должны помочь учителям, воспитателям, руководителям овладеть навыками работы по развитию зрения у детей. Обеспечив естественный ход формирования важнейшего из органов чувств, мы добьемся лучших результатов и усвоении учебного материала, так как через глаза проходит 90% информации, которую вообще воспринимает человек.

Автор Рябцева Наталья Михайловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 668
Номер материала 31892
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓