Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыДоклад по теме " Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников"

Доклад по теме " Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников"

Скачать материал

Формирование мотивации у слабых учеников.

(Перевощикова Т.Н.)

ПРИЗНАКИ ОТСТАВАНИЯ - НАЧАЛО НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

1.   Ученик не может сказать, в чём трудность задачи, наметить план её решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате её решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текста и слушании объяснения учителя.

2.   Ученик не задаёт вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников.. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

3.   Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идёт поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

4.   Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

5.   Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы, Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

6.   Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

В данном случае указаны те признаки, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБНАРУЖЕНИЯ ОТСТАВАНИЙ УЧАЩИХСЯ

•    Наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи.

•    Вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение.

•    Обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе её протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

1.   Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях,

которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

2.  Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений и навыков.

3.   Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Внутренние по отношению к школьнику

 

Внешние по отношению к школьнику

 

Недостатки

 

Недостатки

 

Недостатки

 

Недостатки

 

Недостатки

 

Недостатки

 

биологическо-

 

психического

 

воспитаннос-

 

образования

 

опыта

 

влияний

 

го развития'.

 

развития

 

ти личности:

 

личности:

 

влияний

 

внешкольной

 

 

 

личности:

 

 

 

 

 

школы:

 

среды:

 

а) дефекты

 

а)слабое

 

а)недостатки в

 

а)пробелы в

 

а)недостатки

 

а)недостатки

 

органов

 

развитие

 

развитии

 

знаниях и

 

процесса

 

влияний

 

чувств;

 

эмоциональ-

 

моральных

 

специальных

 

обучения,

 

семьи;

 

б)соматичес-

 

ной сферы

 

качеств

 

умениях;

 

учебных

 

б)недостатки

 

кая

 

личности;

 

личности;

 

б)пробелы в

 

пособий и пр.;

 

влияний

 

ослабленность

 

б)слабое

 

б)недостатки

 

навыках

 

б)недостатки

 

сверстников;

 

в)

 

развитие воли;

 

в отношениях

 

учебного

 

воспитателън

 

в)недостатки

 

особенности

 

в)отсутствие

 

личности к

 

труда

 

ых влияний

 

влияний

 

высшей

 

положитель-

 

учителям,

 

 

 

школы

 

культурно-

 

нервной

 

ных

 

коллективу,

 

 

 

(учителей,

 

производствен

 

деятельности,

 

познаватель-

 

семье и пр.;

 

 

 

коллектива

 

ного

 

отрицательно

 

ных

 

в)недостатки в

 

 

 

учащихся и

 

окружения

 

влияющие на

 

интересов,

 

трудовой

 

 

 

др.)

 

 

 

учение;

 

мотивов,

 

воспитанност

 

 

 

 

 

 

 

г)психологиче

 

потребностей

 

и

 

 

 

 

 

 

 

ские

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отклонения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Акценты в обучении


Этапы урока


 


 


1.   Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению ошибок и пр.).

2.   Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3.   Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4.   Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

5.   Различные формы взаимопомощи.

6.   Дополнительные занятия с учеником учителя.

 

 

 

 

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке


Этапы урока


Виды помощи в учении


 


В процессе контроля за

подготовленностью учащихся


Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски

Предложения учащимся примерного плана ответа

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать

суть явления

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой


 


При изложении нового материала


Применение мер поддержания интереса к усвоению темы

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими

степень понимания ими учебного материала

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к

выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной

сильным учеником

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов

и т. д.


 


В ходе

самостоятельной работы на уроке


Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда

простых

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее

Напоминание приёма и способа выполнения задания

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач,

упражнений

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий,

требованиях к их оформлению

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки,

проверка, исправления


Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа Более подробное объяснение последовательности выполнения задания Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Меры предупреждения неуспеваемости ученика.

1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

2.  Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3.  Индивидуальный подход к учащемуся.

4.  Специальная система домашних заданий.

5.  Усиление работы с родителями.

6.  Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

 

 

Виды деятельности учителя

по оказанию помощи неуспевающему (слабоуспевающему) ученику с целью преодоления пробелов в знаниях, умениях и навыках

1.   Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и др.

2.   Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3.   Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.)

4.   Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.

При невозможности преодолеть неуспеваемость путем организации самостоятельной работы школьника следует организовать различные формы помощи используя часы школьного компонента.

При этом главное внимание учитель должен сосредоточить на следующих моментах:

·                     Обучать учащихся умению задавать вопросы о затруднениях в учебной работе;

·                                         Создавать доброжелательную нравственную атмосферу, тактично и с большой заинтересованностью отвечая на любой вопрос неуспевающего школьника, каким бы наивным или смешным он не казался; это обеспечит быстрое понимание учителем и самим учеником сущности испытываемых им затруднений;

·                     Энергично   помогать   школьнику   овладевать   общеметодическим   подходом   к решению задач, выработать умение, применять эти общие подходы к выполнению отдельных учебных заданий;

·                     В содержание дополнительных занятий включать такой учебный материал, который не только помогает преодолеть пробелы в знаниях, умениях и навыках, но готовит к осмысленному, активному участию в изучении нового материала.

 

 

 

 

 

 

ПРАВИЛА  РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ:

1.   Верь в способности любого ученика и старайся передать эту веру ему. Радуйся каждому шагу вперёд твоего воспитанника.

2.   Помни, что для слабоуспевающих необходим период вживания в материал. Не торопи его. Научись ждать успеха ученика.

3.   Начав работать со слабыми на их уровне, помни, что через короткое время их группа расколется в свою очередь, на способных, средних и слабых. Способные быстрее воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся к способным. Слабым нужна постоянная помощь.

4.   Многократное повторение основного материала - один из приёмов работы со слабыми учащимися. Нужно помнить, что нет отдельного урока. Каждый урок - это продолжение предыдущего, он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель на тему, состоящую из 15-20 уроков, отобрал главные вопросы, то при ежедневном повторении к последним урокам все учащиеся их усвоят.

5.   Не нужно гнаться за обилием излагаемого материала. Умейте выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

6.   Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств. Интереса к учению, формирование общеучебных навыков и умений.. Методика работы со слабоуспевающими будет меняться по мере развития учащихся.

7.   Общение - главное составляющее любой методики. Не наладив общения со слабыми, не получить результатов обучения.

8.   Научись управлять своим классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложил часть материала, закрепил его, и приступаешь к следующей дозе материала. Деятельность учащихся на уроке должна быть разнообразной.

9.   Научись привлекать сильных учащихся к обучению слабых. При этом выигрывают все три стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ к наиболее слабым.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад по теме " Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по продажам

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

     В данном докладе педагоги смогут найти ответы на  следующие  вопросы: Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?  

    Оказывается, мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

 

     Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника.Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 421 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 300
    • DOCX 110.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Филатова Елена Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Филатова Елена Вячеславовна
    Филатова Елена Вячеславовна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 152
    • Всего просмотров: 55468
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 25 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 236 человек из 59 регионов

Мини-курс

Судебные процессы и их особенности

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 16 регионов

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие коммуникации и речи у детей раннего возраста

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 20 регионов