Главная / История / Доклад по теме " Развитие познавательного интереса учащихся при использовании метода проектов в учебной и внеклассной деятельности"

Доклад по теме " Развитие познавательного интереса учащихся при использовании метода проектов в учебной и внеклассной деятельности"


Развитие познавательного интереса учащихся

при использовании метода проектов

в учебной и внеклассной деятельности

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности.

Цели:

- организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый учащийся имеет возможность овладеть не только базовым уровнем учебного материала, но и развить свои творческие способности;

- формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности.

Уроки истории и обществознания позволяют развивать ученическую активность, формировать навыки социального партнерства, требуют от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, материалами СМИ, статистическими данными.

Наиболее эффективным в решении данных задач и является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Секрет успеха проектной методики на уроках истории и обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается. Результативность подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свои выводы, у школьников воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность. Проектные работы школьников защищаются на школьных конкурсах, районных и областных конференциях, учащиеся достойно выступают со своими проектами, занимая призовые места. Выводы и предложения, сделанные ребятами в своих работах, становятся материалами для обсуждения, сначала на уроках, а потом и на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее», и на педагогических советах, и на классных и на общешкольных родительских собраниях. В настоящее время я нахожусь на этапе осмысления и творческого освоения метода учебного проекта. Но первые выводы очевидны: метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.

Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся:

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Задачи:

теоретически и экспериментально обосновать необходимость внедрения проектного метода в школьное обучение;

определить педагогические условия использования проектной деятельности в образовательной среде школьников;

выявить степень обученности проектной деятельности, уровень сформированности учебно-познавательного интереса;

апробировать методику работы над проектом в условиях среднего и старшего звена.

Данный метод предполагает "проживание" учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование познавательных моделей. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно применяемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок. Подчеркнем, что дидактической единицей в методе проектов становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся проблема (экономическая, правовая, экологическая и т.д.). Таким образом, проблема и пути ее решения приобретают контуры проектной деятельности. При решении проекта наряду с научно-познавательной стороной содержания всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) деятельностная и творческие стороны. Причем именно эмоционально-ценностный и творческие компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен. Проект побуждает учащегося: проявить интеллектуальные способности; нравственные и коммуникативные качества; продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями: показать способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе разработки проекта: учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска; интегрируют информацию смежных дисциплин; ищут более эффективные пути решения задач проекта; общаются друг с другом. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно - и полипредметного, индивидуального и группового образовательных маршрутов проекта. Существенными особенностями этого метода являются субъективность школьника, диалогичность, креативность, контекстность, технологичность и самостоятельность учащихся, возникающие в процессе реализации метода проектов. Организация обучения по истории, обществознанию, праву, культурологии по методу проектов создает оптимальные условия превращения учащихся в "субъектов" деятельности. Каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива, работа в котором способствует развитию социальных ролей, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.

С целью выделения систем действий преподавателя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.

  Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2 - 6 ч); среднесрочные (12-15 ч); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.

В курсе истории метод проектов можно использовать в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся. Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере в программах Microsoft Office.

В своей педагогической практике на уроках истории я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По своему содержанию проекты в значительной степени межпредметные, так как интегрируют знания по истории, литературе, краеведению. Особое место во внеурочной деятельности я отвожу краеведению, так как эта работа имеет прямое отношение к воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Приобщение к славной истории родного края является важной составляющей частью всего комплекса формирования и воспитания гражданина России, т.к. призвана развивать нравственные качества, способствовать приобретению военно-патриотических знаний, укреплять верность боевым и трудовым традициям народов России и Вооружённых Сил. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории не может в полном объеме охватить богатейший материал по родному краю и применить поисково-исследовательскую методику (провести поисково-исследовательскую работу). Поэтому основная работа проводится во внеурочное время . Темы исследовательских работ разнообразны и отражают индивидуальный подход к учащимся при выборе темы исследования. Данный опыт социальной практической деятельности передается ученикам, формируя у них ответственное отношение к себе и своим поступкам, умение приобретать и осмысливать личный опыт толерантности и взаимодействия с другими людьми.

Результатами использования метода проектов на уроках является:

- повышение творческой активности учащихся на уроке;

- развитие их логического и критического мышления;

- расширение кругозора школьников;

- воспитание активной жизненной позиции, чувства ответственности.

Доклад по теме " Развитие познавательного интереса учащихся при использовании метода проектов в учебной и внеклассной деятельности"
  • История
Описание:

         Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности.  

      Уроки истории и обществознания  позволяют развивать ученическую активность,  формировать навыки социального партнерства, требуют от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, материалами СМИ, статистическими данными.

     

Автор Денисова Галина Леонидовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 567
Номер материала 27852
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓