Главная / Математика / Доклад по теме: «Компетентностный подход. Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики»

Доклад по теме: «Компетентностный подход. Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики»



Доклад по математике

По теме: «Компетентностный подход. Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики»



Подготовила учитель математики МОУ - ООШ села Песчанка Аткарского района Саратовской области Шайдуко Ольга Петровна.



План.

  1. Актуальность темы.

  2. Определение компетентностного подхода.

  3. Набор ключевых компетенций

  4. Учебно-познавательная компетентность.

  5. Математическая компетентность

  6. Уровни математической компетентности.

  7. Направления формирования познавательной компетентности.

  8. Внеурочная деятельность.





Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Одними из приоритетных направлений общеобразовательной и профильной подготовки учащихся по математике является также подготовка учащихся к получению специальности при продолжении образования в ССУЗе и ВУЗе. Выпускник должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным человеком способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования. У учащегося формируются ключевые компетенции – универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей:

1. Ценностно-смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурная - осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени.

3. Учебно-познавательнаяготовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационнаяготовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

5. Коммуникативная - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д.

6. Социально-трудовая - владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

7. Личностная (самосовершенствование) - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.



В состав учебно-познавательной компетенции входят следующие умения:

  • ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель; 

  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; 

  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации). 

Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции — это специфические способностинеобходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.

В частности, математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Принято три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.

Первый уровень (уровень воспроизведения) — это прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.

Второй уровень (уровень установления связей) строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач.

Третий уровень (уровень рассуждений) строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты.

В едином государственном экзамене последовательно реализуется проверка всех трех уровней математической компетентности школьников.

Однако компетентность нельзя трактовать только как сумму предметных знаний, умений и навыков. Это — приобретаемое в результате обучения и жизненного опыта новое качество, увязывающее знания и умения учащегося со спектром интегральных характеристик качества подготовки, в том числе и со способностью применять полученные знания и умения к решению проблем, возникающих в повседневной практике.

Успешное выполнение контекстных заданий может быть обеспечено только при ориентации учебного процесса на решение подобных задач.

В своей методической работе применяю такие направления для формирования познавательной компетентности, как:

  1. использование исторических сведений, высказываний;

  2. создание проблемных ситуаций;

  3. применение элементов занимательности на уроках математики;

  4. применение задач практической направленности; 

  5. нестандартные уроки и мероприятия.

Первое направление на пути формирования познавательной компетентности заключается в использовании исторических сведений на уроках математики, причём оно содержит в себе не только познавательный, но и воспитательный потенциал, которым обладает история науки. Практика работы с историей математики показывает, что именно при помощи истории науки, которая методически правильно включена в содержание урока, можно формировать у учеников представления о математике как части общечеловеческой культуры. Нужно заметить, что история науки дает возможность показать школьникам при изучении каждого нового раздела или темы, что математика как наука о пространственных формах и количественных отношениях реального мира возникала и развивается в связи с практической деятельностью человека. 

Так как в свои уроки часто включаю «Исторические минутки», то предлагаю обучающимся найти сведения из истории математики самостоятельно. Так, с большим интересом шестиклассники делают сообщения про «Алгоритм Эвклида», пропорциональные зависимости, число пи, возникновение знаков «+», « - « при изучении положительных и отрицательных чисел и т.д. В своих сообщениях школьники знакомят своих одноклассников с различными учеными математиками и их открытиями. Большой интерес у обучающихся вызывают старинные задачи.

Особое внимание уделяем эпиграфам к уроку. Это может быть шуточное стихотворение или высказывание ученых, философов, а также народные мудрости, пословицы и поговорки.

Второе направление на пути формирования познавательной компетентности – создание на уроках проблемных ситуаций, оказывающих влияние ещё и на моделирование умственных процессов. Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. 

При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация. В учебной работе наряду с проблемными ситуациями целесообразно применить и проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками. Подать ошибку можно по-разному, но наиболее продуктивный способ – «софистический» или «парадоксальный». Так как для лучшего запоминания ошибку нужно не только осознать, но и «пережить», т.е. сопроводить положительной эмоцией.

Третье направление на пути формирования познавательной компетентности – применение элементов занимательности на уроках математики. Занимательная задача – это настоящая математическая задача, только с неожиданным или, как сейчас принять говорить, нестандартным решением. Такие задачи очень полезны для развития гибкости ума, выработки навыков нешаблонного мышления, повышения интереса к предмету. В таких задачах математика предстаёт перед обучающимися новой гранью. Элементы занимательности оживляют уроки, внедрение их в учебный процесс вызывает активную деятельность школьников, стимулирует их мышление, заставляет более осознанно и глубоко вникать в изучаемый материал.

Четвёртое направление на пути формирования познавательной компетентности – применение задач практической направленности. Так, обучающиеся должны хорошо понимать, что изучаемый ими материал имеет широкое практическое применение. Поэтому очень важно предлагать им «жизненные задачи». Например, найти более выгодную покупку при различных ценах и скидках (задачи на проценты) или начертить план комнаты, участка, используя масштаб. Большой интерес у обучающихся вызывает задание на построение точек на координатной плоскости по заданным координатам, когда в результате они получают известные созвездия. Работая в 5 классе со слабой математической подготовкой, проводим практические работы. Практические работы играют заметную роль в слабых классах, поскольку такие дети хорошо запоминают только то, над чем потрудились их руки. Если ученик что-то рисовал, чертил, закрашивал, вырезал, то это что-то само по себе станет опорой для его памяти. Например: Задача 1. Как с помощью двух пустых бидонов емкостью17 л и 5 л отлить из молочной цистерны ровно13 л молока? Задача 2. Как, пользуясь двумя пустыми ведрами объемом12 л и 7 л, а также водопроводным краном и раковиной, налить ровно1 л воды? Задача 3. Сколько денег принесет домой мама, если ее зарплата 12000 рублей, а налог равен 13 %.



Пятое направление на пути формирования познавательной компетентности заключается в проведении нестандартых уроков и мероприятий. Это уроки-сказки, уроки-игры («Счастливый случай», «Математическая ярмарка», «Путешествие в страну дроби», «Математический бой» т. д.). Математические игры – технология, позволяющая, как никакая другая технология, развивать ключевые компетенции школьника 5-9 класса, готовя его, тем самым, к серьезной исследовательской деятельности (работа над проектом) и обучению в профильной школе. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. 

В своей внеурочной деятельности я провожу каждый год неделю математики, где обучающиеся решают и составляют кроссворды и ребусы, соревнуются в решении задач, ответах на викторины, принимают активное участие в таких мероприятиях, как «Путешествие по станциям», «Математическая рыбалка», «Математическое многоборье», «Один против всех» и др. Использую в работе кроссворды в сети Интернет, созданные на сайте puzzlecup.com, http://LearningApps.org/, викторины, созданные на сайте http://www.jeopardylabs.com, дидактические карточки, созданные на сайте http://www.flashcardmachine.com



Литература:

  1. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: Монография. – М.: АПK и ППРО, 2006.

  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос».

  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //Интернет-журнал «Эйдос». – 2002.

  4. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников. //Образование в современной школе. - №6.-2002. с. 44-57.

  5. Пронина С.М. Гарантии и контроль качества как условия формирования культуры учащихся в процессе обучения. // Инновации в образовании. - №7.-2007. с. 71-78.

  6. Воронщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования. // Завуч. Управление современной школой. - №6. – 2007. с. 81-97.

  7. Витярис Витилиус, Владимирская О.Д. Центр обучения взрослых: новый этап развития. //Организация и управление. 2007. с.21-24.

  8. Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике. // Математика в школе. - №6 -2008. с. 20-30.

  9. Солянкина Н.Л. Профессиональная компетентность: понятие и виды. -Красноярск. 2003















8



Доклад по теме: «Компетентностный подход. Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики»
  • Математика
Описание:

Доклад  по математике

   По теме: «Компетентностный подход. Формирование учебно-познавательной  компетенции на уроках математики»

 

Подготовила учитель математики МОУ - ООШ села Песчанка Аткарского района Саратовской области Шайдуко Ольга Петровна.

   В моем докладе я рассказала о компетентностном подходе, ключевых компетенциях и способах формирования учебно-познавательной компетенции на уроках математики и во внеурочное время.                                      

 

План.

  1. Актуальность темы.

  2. Определение компетентностного подхода.

  3. Набор ключевых компетенций

  4. Учебно-познавательная компетентность.

  5. Математическая компетентность

  6. Уровни математической компетентности.

  7. Направления формирования познавательной компетентности.

  8. Внеурочная деятельность.

Автор Шайдуко Ольга Петровна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1282
Номер материала 12571
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓