Главная / Логопедия / Доклад по теме «Гуманный подход в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Доклад по теме «Гуманный подход в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

МБОУ «Арбатская средняя общеобразовательная школа»,

учитель-логопед Чебодаева Зинаида МСихайловна


Здоровые дети – здоровое государство.


«Гуманный подход в работе с детьми, имеющими нарушения речи».


В последние годы наблюдаются качественные и количественные изменения категорий детей, объединенных понятием «дети с проблемами в развитии». Таких детей становится всё больше, нарушения всё чаще носят системный характер, вызывая изменения, деформируя личность. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок – подросток – взрослый», то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Многолетняя практика показывает, что ребенка с нарушениями речи при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Коррекционная работа с детьми данной категории направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных подгрупповых и фронтальных логопедических занятий. В основу методики таких занятий автором (Пожиленко Е.А.) положен комплексно-методический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, где реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.

Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

  • развитие сенсорных и моторных функций;

  • формирование артикуляционных движений;

  • развитие мимической мускулатуры;

  • развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве

и во времени);

  • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

  • формировании черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).

Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Все предлагаемые задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предлагаетс разнообразное построение занятий в одном случае это игра, в другом – занятие-спектакль, где дети – и участники спектакля, и зрители, в третьем они учителя, а не ученики и т.д. Придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, специально изготовленных панно; сюжетных и пейзажных картин и т.д. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что, с одной стороны, дети с нарушениями речи часто бывают с неустойчивой психикой, с другой – у данных детей наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Данные занятия обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Однако следует помнить, что в каждом конкретном случае всегда должна оставаться возможность для варьирования последовательности изучения материала, изменения количества занятий, посвященных одной теме. Это обусловлено данным составом групп и характером нарушения речи у детей в этих группах.

Дети с речевыми нарушениями зачастую рассеянны и невнимательны. У них наблюдается недоразвитие психомоторных функций: страдает внимание, память; имеет место общая моторная неловкость, недостаточная неподвижность и координированность движений пальцев рук. У них также плохо развито слуховое восприятие и зрительное внимание. Но основная причина плохой успеваемости в недоразвитии тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс обучения. Поэтому эти дети требуют особого внимания.

По данной причине мы предлагаем вашему вниманию презентацию «Использование кинезиологических упражнений на уроках русского языка и чтения».

Кинезиология – (греч.) «кинезис» - обозначает движение, «логос» - наука.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Происходит синхронизация работы обоих полушарий.

В комплекс упражнений включены:

  • растяжки;

  • дыхательные упражнения;

  • глазодвигательные упражнения;

  • телесные упражнения;

  • упражнения для развития мелкой моторики;

  • упражнения на релаксацию и массаж.

Растяжки - нормализуют гипертонус и гипотонус.

  • «Снеговик»;

  • «Дерево»;

  • «Тряпичная кукла и солдат»;

  • «Сорви яблоки»;

Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают

самоконтроль и произвольность.

Недостатки детского дыхания преодолеваются: развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха; выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи. При этом во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 минутами. Для развития дыхания ребенка нужно использовать дыхательные игры, направленные на совершенствование функции дыхания, поскольку звуки речи, произносятся на выдохе, необходимо обучать детей правильному дыханию с акцентом на выдохе.

  • «Певец».

а) Глубокий вдох. Руки при этом медленно поднимаются ладонями вверх.

б) Задержка дыхания при выдохе.

в) Выдох с открытым сильным звуком а-а-а руки медленно опускаются.

г) Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны.

д) Задержка дыхания.

е) Медленно выдохнуть с сильным звуком о-о-о. Обнять себя за плечи, опустив голову на грудь.

ж) Медленно глубоко вдохнуть. Руки поднять до уровня груди.

з) Задержка дыхания.

и) Медленный выдох с сильным звуком у-у-у. Руки при этом отпускаются вниз, голова на грудь.

  • «Сова».

Сжать правой рукой правое плечо. Голову повернуть влево и посмотреть через плечо. Развести плечи с силой – глубокий вдох. Задержка дыхания. Выдох. Посмотреть назад через правое плечо, снова с силой развести плечи. Вдох, задержка дыхания, выдох.

Упражнения: «Свеча». Задуй одну свечку… пять свечек (выдох небольшими порциями); «Дышим носом»; «Ныряльщик»; «Шапка для размышления».

Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

Дефекты зрительного восприятия приводит к тому, что у ребенка запаздывает сенсорное развитие, возникают проблемы с ориентацией в пространстве.

Упражнения, способствующие оптимизации деятельности зрительного анализатора, можно использовать не только на специальных занятиях, но и в качестве физкультминуток на уроках. Предлагаем вниманию несколько таких упражнений, которые объединены единым игровым сюжетом о приключениях отважного моряка.

  • «Горизонтальная восьмерка»;

1. Представь, что ты – отважный моряк, который побывал на всех морях, избороздил все океаны и решил написать об этом книгу, о своих приключениях. А книги без морской карты не бывает. Морскую карту надо начинать рисовать с компаса, который указывает на Север, Юг, Запад и Восток. Давай нарисуем компас глазами. Сначала Запад. Отведи глаза влево. Затем – восток. Отведи глаза вправо. Теперь обозначим Север. Глаза наверх. Остался Юг. Опусти глаза вниз. Чтобы линии были четкими, прочерти их глазами 10 раз подряд без остановки. Молодец! Наш компас нарисован.

2. «Взгляд влево вверх»;

3. «Глаз – путешественник». Язык сопровождает движение тела;

4. «Далеко – близко». Когда ведешь корабль навстречу бурям, надо держать в поле зрения все: и морской горизонт, и корабельный компас. Теперь снова на компас. На горизонт. И так – несколько раз. Все в порядке. Твой корабль плывет навстречу солнцу, которое спряталось где-то вдали.

Можно использовать упражнения: «Филин», «Метелки», «Угадай».


Телесные упражнения – развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные мышечные зажимы.

Телесные упражнения предлагаются детям для переключения на другой вид деятельности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Во время письма или чтения повышается статичное напряжение, связанное с подражанием относительно неподвижной позы, снижается двигательная активность, что может оказаться причиной нарушения осанки у детей.

Данные упражнения можно проводить без голосовых сопровождений или в сочетании движений и речи. Для детей с нарушениями речи проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более четкой и эмоциональной, а в наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

  • «Паровозик».

Дети разбиваются на команды, выстраиваются «паровозиком» в затылок друг другу. Все закрывают глаза, кроме первых вагоновожатых. Медленно начинают движение. Задача первых аккуратно, молча вести «паровоз», огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача остальных – максимально «прислушиваться к стоящему впереди, точно повторять изменения в движениях, тем самым обеспечивая передачу информации стоящим сзади.

  • «Слоник».

Голова кладется на вытянутую вперед руку, «хобот». Стоя на слегка согнутых коленях и наклоняя туловище вслед за движением руки (работает все тело), смотря на кончик пальцев, ребенок «рисует хоботом» в воздухе большой знак бесконечности, можно писать буквы и цифры. Сначала выполнять задание одной рукой, затем другой.

Предлагаем упражнения: «Перекрестное марширование», «Мельница», «Робот» или просто «Маршировка», где взмах левой ноги сопровождается взмахом левой руки.

Релаксация (лат.) – ослабление: соединение ума и тела; расслабление или резкое снижение тонуса скелетной мускулатуры.

Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения. Обязательно сопровождается музыкой.

  • «Путешествие на облаке».

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимаются в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… (пауза 30 секунд).

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало… . Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе… Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

  • «Роза».

Закройте глазки и представьте себя розовым кустом. В центре – розовый бутон. Он еще не распустился. Внимательно за ним понаблюдайте, раскрываются чашелистики, затем первые лепестки самой розы. Бутон медленно раскрывается. Вы вглядываетесь во все лепестки. Раскрылся весь бутон. Внимательно вглядитесь в середину. Представьте на мгновение, что это вы. Ощутите себя розой! А теперь представьте, что вам хочется потянуться к солнышку. Откройте глазки. Встряхните руки. Встаньте и потянитесь к солнышку.

Упражнения: «У моря», «На берегу реки», «Путешествие».

Массаж. Самомассаж.

  • «Вращение шеи»;

  • «Восьмерки»;

Упражнения для развития мелкой моторики.

Тренировка пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развивая пальчики ребенка, мы тем самым помогаем ему быстрее и успешнее овладеть речью.

Включение ежедневных упражнений на развитие пальцевой моторики по лексическим темам играет положительную роль в коррекционном обучении детей. А сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.

Такой подход позволяет, кроме выше перечисленного, совершенствовать внимание и память – психические процессы, связанные с речью.

1. «Спускаемся по лесенке».

Зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью и основанием большого пальца. Удерживать ученическую ручку в этом положении.

Перехватить ручку снизу другой рукой.

продолжать перехваты ученической ручки поочередно обеими руками вверх-вниз. Движения ладоней напоминают осторожный спуск и подъем по лесенке. Проводить 2-3 раза с обязательным расслаблением кисти.

2. «Змейка».

Ребенок удерживает катушку одной рукой за диск перед собой в горизонтальном положении.

Сначала указательным пальцем, а затем средним сделать круговые движения по поверхности перекладины катушки, подражая движениям змеи.

3. «Веер».

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаем красивый веер –

Пусть прохладою повеет.

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив пальцы в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

4. «Качели».

Задрожали ветки елей,

Мы в восторге от качелей.

Мы летаем вверх и вниз,

Вместе с нами веселись.

Упражнение выполнять сначала правой, затем левой рукой, а далее – двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опустить вниз. Одной, затем другой рукой делать расслабляющие движения для пальцев.

Также упражнения: «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Змейка».

В результате предлагаемых игр и упражнений на уроках русского языка и чтения у детей с проблемами развития повысится не только уровень успешности, но и мотивация к образовательному процессу.


Доклад по теме «Гуманный подход в работе с детьми, имеющими нарушения речи».
  • Логопедия
Описание:

В последние годы наблюдаются качественные и количественные изменения категорий детей, объединенных понятием «дети с проблемами в развитии». Таких детей становится всё больше, нарушения всё чаще носят системный характер, вызывая изменения, деформируя личность.  Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок – подросток – взрослый», то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Автор 808359 Зинаида Михайловна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 474
Номер материала 51532
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓