РАЗНЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бондаренко Т.А.
ГУ ШПН «Стикс», учитель математики
начальных классов
Оценка – это не кнут и не пряник, а
просто показатель роста,
разумеется, если она максимально
точна и достоверна.
Контрольно-оценочные
действия преподавателей начальной школы часто одинаково касаются как
результата, так и процесса деятельности, поэтому школьник получает заниженную
отметку даже тогда, когда работа выполнена правильно. Например, снижается
отметка за небрежность, описки, исправления и т.д. 9[1]
Школа
не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник
информации, знаний, образовательного развития подростка и его оценивания.[3]
Изменения,
произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, -
перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели
обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности
учебных действий влекут за собой и изменение системы оценивания.[2]
Всякая
оценка предполагает измерение того что есть и его сравнение с тем, что должно
быть. Сравнивать реальное положение с нормой.
Ошибки
оценивания:
· Строгость - оценка ниже заслуженной.
· Мягкость – оценка выше
заслуженной.
· Центризм – усреднение, сведение к
середине диапазона.
· Эффект ореола - тенденция
оценивать одинаково по всем сферам деятельности
· Эффект недавности, свежести -
оценка на основе недавних событий, а не за весь оцениваемый период
· Эффект контраста - влияние на
оценку тех, кто был оценен перед ним, гибкий стандарт
· Атрибуция - использование в
качестве результатов деятельности, характеристик личности
Изменение
философии оценки в следующей системе проекций:
·
Дискретность - непрерывность
·
Фрагментарность - системность
·
Единичность – множественность
·
Количество - качество
·
Жесткость - гибкость
·
Искусственность - естественность
·
Оценка – самооценка [3]
Традиционная
пятибалльная система оценивания:
-
не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной
самостоятельности – «краеугольного камня» здания учебной самостоятельности.
Указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определеляющей
новое качество содержания образования.[2]
Смысл
самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции,
самостоятельной экспертизе собственной деятельности
Процедура
самооценки включает:
·
Разработку
учителем четких эталонов оценивания и ознакомление с ними обучающихся;
·
Создание
необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных
результатов;
·
Обеспечении
ситуации, когда эталоны оценивания учащимся известны и они самостоятельно
сопоставляют с ними свои результаты;
·
Составление учениками
собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом
полученных результатов.
-
затрудняет индивидуализацию обучения;
-
является малоинформативной;
-
часто имеет травмирующий характер.[3]
Новые подходы к
оцениванию и оценке:
·
Базируются на
стандартах обучения
·
Построены на
концепции компетентности
·
Основаны на
уровне исполнительского мастерства
·
Основаны на
конечных результатах обучения
«Стандарт-компетентность-исполнительское
мастерство-результат»
Оценка мотивирует:
·
Когда ученик
уверен в ее объективности;
·
Когда ученик
воспринимает ее как полезную для себя;
·
Знает что
нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;
·
Уверен что ему
окажут в этом достижении помощь;
·
Уверен в том
что для достижения высоких результатов есть условия –места, где это можно
реализовать.[2]
Необходим
поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить
негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения,
индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной
самостоятельности в обучении.
В
практике начального общего образования используются следующие виды оценивания:
1.
Рейтинговая контрольная работа.
Данная
форма оценивания содержит две составляющие: определение результата в виде суммы
баллов и определение рейтинга (кто на каком месте). Публикация рейтинга важна
для родителей и детей. Их волнует не только то, продвигается ли ребенок в
усвоении знаний, какими темпами это происходит, но и каковы его результаты по
сравнению с другими детьми.
Рейтинговая
контрольная работа используется нечасто. Как итоговая работа, она может быть
проведена в конце изучения большой темы и в конце четверти.[1]
2. Формы работ и виды заданий, не
требующие внешней оценки.
Любому
человеку неприятно получать оценку, если она невысокая. Конечно, и у ученика
портится настроение и он, пусть на короткое время, но выбивается из рабочего
ритма и теряет оптимистический настрой. Поэтому работа должна показывать
ученику, верно или неверно он ее выполнил, если при такой оценке отсутствует
внешний оцениватель, оценка становится поддерживающей. Она способствует
исправлению ошибки и принятию нового учебного задания. Человек готов сделать
шаг дальше, оценка создает условия для прогрессивного движения.[1]
3. Развернутая устная и
письменная оценка учителя.
«Итоговые
письма» учителя. Одной из первых форм оценивания первоклассника становится устная и
письменная оценка учителя. Этой формой можно пользоваться на этапе пробы,
тренировки, предъявления результата. По возможности каждую работу ученика
учитель сопровождает устным комментированием. Если ученик пробует или
тренируется, особенно важно отметить первые шаги. Это, во-первых, помогает
ученику понять свое действие, во-вторых, учитель показывает важность учебного
действия самому ребенку и другим ученикам, поддерживая мотивацию к учению. В
каждой работе ученика учитель в первую очередь обращает внимание на то, что
уже получилось.[1]
4. «Подиум». Места для
презентации детских работ.
Кроме
мест для вывешивания детских работ в ответственном пространстве, есть другие
места для представления детьми своих выполненных работ. Так, попробовав или
потренировавшись в каком-либо задании, ученик может выполнить его на
центральной доске, может перед классом рассказать о том, как он делал задание,
показать его выполнение на листе бумаги. Такое место и будет местом презентации
детских работ, показа выполненных заданий. Ответственное пространство не
задается учителем, но инициируется им.[1]
5. «Рефлексивная карта» ученика.
Цели
составления «рефлексивной карты». Для учителя - это средство оценивания:
интеллектуальных, коммуникативных проявлений ребенка, уровня овладения
предметными знаниями, умениями, навыками; для ребенка «рефлексивная карта»
помогает: сформировать умения словесно оценивать свою работу, сравнивать с
образцом или результатами предыдущей работы; дать представление о конкретных
умениях и навыках, которые должны быть сформированы; выработать потребность в
организации своего труда.
(слайд10)
Ученик
(самооценка) ставит:
!
– знаю или умею хорошо;
•
- иногда
ошибаюсь;
?
– пока самостоятельно не выполняю.
Учитель (оценка) ставит:
+
- знает, умеет применять на практике,
•
- знает, но
иногда ошибается,
?
– пока испытывает трудность.[1]
6.
Цветограмма.
Радость, успешность
Уверенность, спокойствие
Неуверенность, сомнение
Тревожность, затруднения
Целенаправленная
работа учителя должна быть направлена на становление у ребенка способности к
оценке границ своих знаний и умений.
Литература.
1.
Журнал «Завуч
в школе».// №7 2006г.//
2.
Шаманова Т.И. О
необходимости введения новой системы оценивания
3.
Амонашвили
Ш.А. Обучение, оценка, отметка. //М.: Знание, 1980//
4.
Цукерман Г.А.
Оценка без отметки. //М.- Рига: ПЦ «эксперимент», 1999.//
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.