Главная / Химия / Доклад по современным образовательным технологиям в общеобразовательной школе.

Доклад по современным образовательным технологиям в общеобразовательной школе.

« Компетентностный подход в

обучении химии в общеобразовательной школе»

Содержание:

1.Введение ………………………………………………………...стр.2

2.Основная часть………………………………………………… стр.3

2.1 Теоретические основы компетентностного подхода…… стр.3

А) Причины необходимости становления

компетентностного подход ……………………………. стр.3

Б) Основные идеи компетентностного подхода …………. стр.4

В) Понятие «компетентность» и «компетенция»…………. стр.5

Г) Классификация ключевых компетентностей ………….. стр.5

Д) Химическая компетентность ……………………………. стр.8

2.2 Преподавание школьного курса химии с помощью

компетентностного подхода ……………………………… стр.10

А) Организация учебного процесса на основе

компетентностного подхода …………………………. стр.10

Б) Методика формирования ключевых

компетентностей учащихся в школьном курсе химии…. стр.14

В) Проектная и исследовательская деятельность

учащихся как средство реализации компетентностного

подхода при обучении химии …………………………… стр.17

Г) Оценка ключевых компетентностей учащихся по

химии………………………………………………………. стр.21

Д) Требования к учителю при использовании

компетентностного подхода ……………………………... стр.27

3. Заключение …………………………………………………… стр.29

4. Список используемой литературы ………………………….. стр.30

1.Введение

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению»

В.Г.Белинский

Система образования в настоящее время переживает этап реформирования, связанный с изменением содержания, поиском оптимальных способов и технологий обучения, способных удовлетворить возрастающие требования личности и государства.

«Быть всегда творческим - значит быть всесильным. Нет надежнее гарантии на лучшее будущее, чем быть творческим всякий раз, когда это необходимо, в любой момент решать проблемы и разрабатывать новые концепции», - эти слова Марка Фишера отражают одно из перспективных направлений модернизации образования – разработку идей компетентностного подхода в обучении. При этом подходе помимо знаний и умений обучающихся важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, т. е. сформированность того, что называется ключевыми компетенциями.

- «Как учить детей?»

- «Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению химии?»

- «Каким способам деятельности обучать детей?»

Успешность самореализации человека в обществе во многом зависит от способности развивать и применять на практике полученные знания, умения и навыки. В Концепции модернизации российского образования ставится задача формирования ключевых компетентностей, которые представляют собой целостную систему, включающую знания, умения, навыки, опыт самостоятельной деятельности и личную ответственность обучающихся. Решению указанных проблем и будет способствовать введение в систему образования компетентностного подхода.

Видный американский бизнесмен Джон Гриллос заявил, что прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области не так важна , поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее способность самостоятельно, активно действовать, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, принимать решения, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. Ведь именно этим придется заниматься всю сознательную жизнь.

Многие идеи компетентностного подхода появились в результате изучения ситуации на рынке труда и определения тех требований, которые складываются по отношению к работнику. Какие же качества, компетентности хочет видеть в выпускнике современный российский работодатель?

Прежде всего, предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть проблемы и решать их самому и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на работе, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде.

Таким образом, ключевые компетенции становятся своего рода обязательным минимумом требований работодателей к любому специалисту.

Что же такое компетентностный подход в образовании, почему он является требованием времени? В чем отличие таких понятий как «компетенция», «компетентность»? Какие группы ключевых компетенций выделяют? Какова структура компетенций?

2. Основная часть

2.1. Теоретические основы компетентностного подхода

А) Причины необходимости становления компетентностного подхода в образовании:

- обновление содержания в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И.Д. Фрумин, Т.М. Ковалева);

- условие формирования способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и ситуаций (В.А. Болотов, В.В. Башев);

- условие формирования готовности к будущей профессиональной деятельности (П.Г. Щедровицкий, А.К. Маркова, В.И. Байденко).

Сравнительный анализ
традиционного и компетентностного подходов в образовании:

Традиционный подход

Компетентностный подход

Основа содержания - совокупность фактов, понятий, законов и теорий

Основа содержания - общечеловеческий опыт решения проблем

Цель обучения – освоение содержания образовательной

программы


Цель обучения – формирование готовности самостоятельно решать проблемы и принимать решения

Учитель ставит вопросы «Что?» и «Почему?»

Учитель ставит вопрос «Зачем?» и «Как?» и отвечает на них вместе с учениками

Знания и умения применяются в учебных ситуациях

Знания и умения применяются в ситуациях максимально приближенных к жизни или профессиональной деятельности

Опыт деятельности формируется стихийно, за пределами учебного процесса

Опыт деятельности приобретается в процессе обучения

Результат обучения – совокупность ЗУНов

Результат обучения – компетенции

Этапы становления образования, основанного на компетенциях:

- 1960-1970 – появление понятий «компетенция» и «компетентность»:

- 1970-1990 – применение понятий в менеджменте, образовании (Дж. Равен, Н.В. Кузьмина)

- 1990-2010 – разработка теоретических основ формирования компетенций в системе ВПО, применение компетенций при рассмотрении качества школьного и вузовского образования (В.А. Адольф, В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской и др.)

Б) Основные идеи компетентностного подхода

В условиях современного развития общества востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.

«Компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность» (И.Д.Фрумин).

Идеи компетентностного подхода как принципа образования рассматриваются в работах А.М.Аронова, А.В.Баранникова, А.Г.Бермуса, В.А.Болотова, И.А.Зимней, Г.Б. Голуба, В.В. Краевского, О.Е.Лебедева, М.В. Рыжакова, Ю.Г.Татура, Л.О. Филатовой, И.Д.Фрумина, А.В.Хуторского, О. В. Чураковой, М.А., Чошанова, П.Г.Щедровицкого. Все исследователи, изучавшие природу компетентностей, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер.

Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках. Идея компетентностно-ориентированного образования стала ответом системы образования на новые запросы мира труда.

Компетентностный подход в образовании – это целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетентностей.

В) Понятие компетентность и компетенция.

Основные понятия в понимании данного подхода — компетенция и компетентность. Существует множество трактовок этих слов. По определению теоретика компетентностного подхода А.В. Хуторского, компетенция это – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; компетентность же – это совокупность личностных качеств ученика (ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), это способность к деятельности в определенной личностно-значимой сфере.

Компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности;

·компетентностный подход включает идентификацию основных умений;

·компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием окружающей среды, то есть в рамках формального, неформального и вне формального образования;

·понятие «компетенции» является понятием процессуальным, т.е. компетенции как проявляются, так и формируются в деятельности;

·компетентностный подход возник из потребности в адаптации человека к часто меняющимся в производстве технологиям. Компетенция - это способность менять в себе то, что должно измениться как ответ на вызов определенной ситуации с сохранением некоторого ядра образования: целостное мировоззрение, ценности.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций. Что это такое?

Г) Классификация ключевых компетентностей

Деление на компетентности условно, поскольку в реальной деятельности одновременно активны несколько сложных умений, вычленить которые в чистом виде невозможно.

Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применяемыми в различных жизненных ситуациях. Ими должен обладать каждый член общества. Названы они ключевыми, так как являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе.

В «Стратегии модернизации содержания общего образования» определено 7 групп ключевых компетенций:

1. Ценностно-смысловые компетенции - это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учащегося в ситуации учебной и другой деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом, в том числе и выбор элективных курсов на заключительном этапе обучения в основной школе, выбор профиля обучения в старшей школе и, наконец, выбор профиля вуза.

2. Общекультурные компетенции – Это круг вопросов, в которых учащийся должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере.

Формирование данной компетенции происходит на уроках химии, факультативах и во внеурочной деятельности. Средствами химии происходит воспитание отношения учеников к химии как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития предмета.

3. Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными, в том числе и химическими объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добывания знаний непосредственно из реальности, владения приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Реализация данной компетенции перекликается с такими технологиями как развивающее обучение, проблемное обучение. Момент совместного целеполагания присутствует практически на каждом уроке. При изучении новой темы учащиеся под руководством учителя сами формулируют тему, ставят цели и задачи изучения темы, составляют план, определяют её практическую значимость. В процессе решения учебной задачи или проблемы выдвигают гипотезы, оценивают начальные данные и предполагаемый результат, учатся давать самооценку своей деятельности.

4. Информационные компетенции - навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Это сформированные при помощи реальных объектов и информационных технологий умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учащегося с информацией из различных учебных предметов и образовательных областей, а также содержащейся в окружающем мире.

В ходе изучения химии, у учащихся возникает потребность в получении новой информации. С этой целью привлекаются различные источники информации: Интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии, словари. Использование компьютера на уроках вызывает интерес и оживление учащихся. Поэтому я использую компьютерные презентации, диски. Также на уроках используется информация, полученная из других учебных предметов (физика, география, биология и др.).

5. Коммуникативные компетенции - Это знание необходимых языков, в том числе химического, а также способов взаимодействия с людьми непосредственно и на расстоянии, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

На уроках химии школьники учатся общаться друг с другом (работа в группах), с учителем, могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы. Учащиеся учатся развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, владеть видами публичных выступлений (например, участвуя в защите проекта, комментируя презентацию).

6. Социально-трудовые компетенции - выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

В процессе обучения химии ученик приобретает знания, которые помогут ему осознанно подойти к выбору профессии, связанной с химией. Для того чтобы помочь школьникам в выборе профиля обучения, а затем и будущей профессии, я на базе нашей школы предлагаю их вниманию различные элективные курсы («Твоя профессиональная карьера», «Экспериментальная химия», «Решение задач и уравнений» ).

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и в соответствии со своими возможностями, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и безопасного поведения в окружающем мире.

Д) Что же такое химическая компетентность?

Химическая компетентность – составная часть образовательной компетентности.

Составляющие химической компетенции:

1. Понятие о химии как неотъемлемой составляющей единой естественно - научной картины мира. Химия – центральная наука о природе, тесно взаимодействующая с другими естественными науками.

2. Представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способны к взаимным превращениям. Существует связь между структурой, свойствами и применением веществ.

3. Химическое мышление, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке. Овладеть данной компетентностью позволяет «метод прописей»; «химические диктанты», создание словарей для запоминания химических терминов. При изучении каждой темы мы используем специальные опросники, содержащие предложения с пропущенными словами. Например, опросник «Важнейшие классы бинарных соединений- оксиды и летучие водородные соединения», 8 класс: «В земной коре –литосфере-находятся оксид алюминия _________(глина),оксид кремния (IV)______, оксид железа (III)_______(содержится в красном железняке)».

Тема «Углеводы» 9 кл. «Подпишите на рисунке формулы веществ (дан рисунок листа растения). Составьте уравнение реакции, происходящей в листьях растений под действием света».

Тема «Карбоновые кислоты» 10 кл. «Даны названия карбоновых кислот по международной систематической номенклатуре, дать названия этим кислотам по тривиальной».

С целью формирования представлений о химии как неотъемлемой части научной картины мира, при изучении каждой темы демонстрируем связь химии с другими науками: физикой, географией, биологией, математикой.

4. Понимание роли химии в повседневной жизни и ее прикладного значения в жизни общества, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической, оборонной и др.

- Изучение состава бытовой химии на факультативных занятиях.

- Свойства СМС в мягкой и жесткой воде.

- Экологические проблемы, связанные с разливом нефти и нефтепродуктов в открытых водоемах.

- Экологические проблемы, регионального значения, связанные с :

а) производством серной кислоты (на примере сернокислотного производства в п. Никель);

б) производством Кольская горно-металлургическая кампания (КГМК) «Печенганикель».

5. Навыки безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни и практической деятельности, а также умение управлять химическими процессами.

Примерное содержание химических компетенций учащегося :

Мотивационный компонент

- потребность в познании окружающего мира;

- стремление к самовыражению и индивидуальности;

- стремление познавать свойства веществ, с целью их рационального использования.

Знаниевый компонент содержания химических компетенций

  • основные теории и законы химии;

  • химические методы познания веществ;

  • сущность химических реакций и закономерности их протекания;

  • признаки неорганических и органических веществ, принадлежность их к различным классам;

  • типы химических реакций, их основные признаки;

  • химические основы здорового образа жизни;

  • способы защиты окружающей среды от химического загрязнения;

  • способы образования простых и кратких связей;

  • сущность процессов коррозии металлов и методы защиты от коррозии;

области применения веществ, изучаемых в школьном курсе


Деятельностный компонент содержания химических компетенций

- правильно использовать химическую символику, современную номенклатуру;

- характеризовать химические элементы на основе их строения и положения в периодической системе Д.И. Менделеева;

- обосновывать закономерности свойств элементов в зависимости от их расположения в периодической системе;

- составлять схемы строения атомов, формул веществ, уравнений химических реакций;

- объяснять природу и способы образования химической связи;

- находить причинно-следственные связи между свойствами веществ и особенностями их строения;

- распознавать состав и свойства веществ, их принадлежность к определенному классу соединений;

- описывать строение, свойства, местонахождение в природе и практическое значение изученных веществ;

- анализировать явления окружающего мира с химической точки зрения;

- обосновывать условия протекания химических реакций при рассмотрении генетических связей между классами органических и неорганических соединений;

- выполнять расчеты по химическим формулам и уравнениям;

- проводить химический эксперимент в соответствии с правилами безопасного обращения с оборудованием и реактивами;

- оказывать первую помощь при химических повреждениях или отравлениях.

Личностные особенности учащегося

- самостоятельность мышления; - любознательность; - трудолюбие

- стремление к успеху; - креативность ; - наблюдательность

2.2 Преподавание школьного курса химии с помощью компетентностного подхода

А) Организация учебного процесса при компетентностном подходе

При формировании компетентностей учащихся учебные занятия планируются так, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Самостоятельно найденный ответ - маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.

Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик утверждается как личность, у него возникает интерес не просто к предмету, а к самому процессу познания.

Учебное занятие начинается с мотивации:

Приёмы: ·Загадка, тайна

- «Тайные письмена». Разгадайте зашифрованные послания египетских пирамид (Качественные реакции на катионы и анионы.);

- «Тайна яхты «Зов моря»». Коррозия металлов - 9, 11 классы. Разгадайте тайну гибели дорогой яхты миллионера;

- Работа детективного агентства в теме: «Соляная кислота» - 9 класс, в теме «Классификация неорганических веществ» - 8 класс;

- Разгадайте химическую ошибку А.Конан-Дойля при описании собаки Баскервилей из одноимённого произведения. «Фосфор» -9 класс

- Тайна гибели мелких животных в «Долине смерти» на острове Ява. Тема «Химические свойства угарного газа» - 9 класс.

·Проблемный вопрос, проблемная ситуация

1) Кухонные полотенца часто бывают испачканы сажей, особенно если пищу готовят на плите, которая топится дровами. Как можно вывести пятна сажи? Помогут ли современные стиральные порошки, содержащие отбеливатели? Продемонстрируйте выбранный Вами способ, докажите его эффективность.

2) На сегодняшний день водород является самым экологическим чистым и легким видом топлива. Как можно использовать его для космических кораблей? Какой металл выбрать для содержания водорода в космосе?

3) Растение в солнечный день поглощает примерно 5 г СО2 каждым м3 листовой поверхности. Рассчитайте, сколько граммов СО2 поглотит дерево за 1 день. Учитывайте, что человек за сутки выдыхает 0,5 м3 СО2. Вычислите, сколько деревьев клена необходимо для поглощения СО2, который образуется в результате жизнедеятельности человека за 1 день. (Находясь в полном покое, человек выдыхает 0,19 л СО2 в минуту.)

4) Конструкторы первых космических кораблей и подводных лодок столкнулись с проблемой: как поддерживать на судне или космической станции постоянный состав воздуха, то есть как избавиться от избытка СО2 и восстановить запас кислорода? Предложите возможные способы решения данной проблемы. Выясните, как очищается воздух на современных космических кораблях? На каких химических свойствах основан данный процесс.

5) «Амфотерные соединения цинка и алюминия» - Из биологии вам знакомо животное хамелеон. Есть ли в химии нечто подобное?- 9 класс

·Противоречие фактов

«Двойственная функция муравьиной кислоты » - 10 класс. Почему она имеет схожие реакции с альдегидами и карбоновыми кислотами?

Мотивация позволяет акцентировать внимание детей к изучаемой теме, заинтересовать их.

Этапы осуществления содержательной части учебного занятия:

1. Подготовка к восприятию проблемы. Актуализация знаний.

Постановка проблемной ситуации выполняет две задачи: усиливает мотивацию - интерес школьников к учебному содержанию и актуализирует их мышление. Начало мышления возможны, если актуализированы необходимые знания. Если перед учащимися 8-го класса поставить вопрос «Почему вещества, имеющие одинаковый количественный и качественный состав, обладают разными свойствами?», то эта химическая проблема не может быть решена, т.к. их знаний пока недостаточно.

Актуализация знаний (проверка домашнего задания, повторение ранее изученного материала, применение собственного опыта учащихся по теме) позволяет сгладить тревожность перед решением проблемы, проблема начинает казаться ребятам более доступной, осуществляется связь предыдущих знаний с последующими, что позволяет не нарушать логическую последовательность усвоения материала.

2. Создание проблемной ситуации. Постановка учебных целей.

Это самый ответственный и сложный этап проблемного обучения, который характеризуется тем, что учащийся не может выполнить задачу, поставленную перед ним, только с помощью имеющихся у него знаний и должен дополнить их новыми. Учащийся должен осознать причину этого затруднения, но для этого проблема должна быть посильной. Построение проекта выхода из проблемной ситуации

А) Формулирование проблемы - итог возникшей проблемной ситуации.

Она указывает, на что учащиеся должны направить свои усилия, на какой вопрос искать ответ. Если учащиеся систематически вовлекаются в решение проблем, они могут сформулировать проблему сами.

Б) Решение проблемы. Этап состоит из нескольких ступеней: выдвижения гипотез (возможно использование приёма «мозгового штурма», когда выдвигаются даже самые невероятные гипотезы), их обсуждение и выбор одной, наиболее вероятной, гипотезы.

Формирование компетентностей - сложный, целенаправленный процесс. Основу его составляет умение учителя организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся и грамотно управлять ею.

В) Доказательство правильности избранного решения, подтверждение его, если возможно, на практике.

Обсудив гипотезы - прогнозы ребята приступают к самому интересному и самому сложному - эксперименту, где подтверждают или опровергают предложенное выше решение.

3. Первичное закрепление учебного материала.

На уроке изучения нового материала учащимся предлагается тест с последующей проверкой.

Если урок второй в теме (комплексного применения знаний), то работа проводится в форме решения заданий по алгоритму. Решение первого задания демонстрирует учитель, следующие - ученики.

4. Самостоятельная работа.

Используя принцип полного усвоения знаний, систематически практикуются проверочные работы, где отрабатываются навыки применения умений решать учебные проблемы разного уровня по открытым текстам. Предлагаются разноуровневые задания (применение знаний по алгоритму; применение знаний в изменённой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации), носящие прикладной характер. Во время этого вида деятельности ученик может пользоваться помощью учителя, записями лекций, другим справочным материалом.

Это позволяет ученику ощущать комфортность на уроке; сформировать умение искать информацию, которая поможет справиться с заданием учителя, увидеть свои пробелы или успехи в знаниях.

5. Включение новых знаний в систему знаний и повторение. (Заключительный этап содержательной части учебного занятия)

Рефлексия учебного занятия, где формировались образовательные компетентности учащихся, необходима. Она позволяет увидеть, как оценивают учащиеся то, чему, каким действиям и обобщённым умениям они научились или учатся. Без этого учебное занятие оказывается вне сферы формирования компетентности.

Совместная с учителем деятельность в ходе работы над проблемой, исследованием даёт ученику возможность освоить новые знания, умения, навыки, способы деятельности, сформировать новые компетентности и усовершенствовать уже имеющиеся.

Б) Методика формирования ключевых компетентностей учащихся в школьном курсе химии

Ценностно-смысловая компетентность

Ученик должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности можно применять следующие приемы.

- перед изучением новой темы учитель рассказывает учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», оценивается самый интересный, при этом ни один из вопросов не остается без ответа. В результате учащиеся четко представляют, что, когда и как они будут изучать. Кроме того, данный прием позволяет им понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме.

- на каком-либо конкретном занятии учащиеся самостоятельно изучают отдельные параграфы учебника и составляют краткий конспект этого параграфа. Перед ними стоит задача- пересказать или пояснить прочитанное: выделить, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, перечислить, произнести.…В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.

- подходит проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.

Учебно-познавательная компетентность развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, задач-фокусов, а так же при проблемном способе изложения новой темы: учитель создает такую ситуацию, чтобы проблема опиралась на личный опыт ребенка.

Обращение к примерам из жизни дает учителю возможность формировать у учащихся информационную компетентность. Для развития данного вида ключевых компетентностей целесообразно использовать следующие приемы:

- решение расчетных задач;

- использование словарей и справочников для различных определений химических понятий;

- очень полезно проведение уроков-семинаров и уроков-конференций, при подготовке к которым учащиеся самостоятельно готовят свои доклады, они не только ищут нужную информацию, но и преобразуют ее нужным образом.

- ученикам могут быть предложены задания подобного типа: «С помощью Интернета или других ресурсов найдите и распечатайте необходимую таблицу для следующего урока, для этого просмотрите материал следующего параграфа.

Необходимо, чтобы учащиеся умели добывать информацию из источников разных видов. На этом этапе целесообразно использовать задачи прикладного характера. Тогда у учащихся будет не только формироваться информационная компетенция, но и накапливаться жизненный опыт.

В качестве примеров приведу несколько задач. Так же решение подобного рода задач будут способствовать развитию компетентности личного самосовершенствования.

Задача 1. Сплавы золота. (9 класс, Тема «Сплавы, их свойства и значение»).

В настоящее время в качестве материала для изготовления ювелирных украшений нередко используют белое золото. Белое золото 585-й пробы – это сплав, состоящий из трех металлов (массовая доля золота 58,5%, серебра – 26%, остальное палладий).

1. Какие металлы образуют сплав «белое золото»? 2. Как получают сплав «белое золото»? 3. Рассчитайте массу чистого золота, содержащегося в обручальном кольце ручной работы из белого золота 585 пробы, украшенного 23 бриллиантами общей массой 0, 23 карата. Масса кольца 3,8 г. 1 карат = 0,2 г. 4. Атомов какого химического элемента больше всего в сплаве белого золота, а каких меньше всего? Ответ подтвердите расчетами. 5. Какие еще металлы могут входить в состав сплавов золота, используемых для изготовления ювелирных изделий?

6. Почему для изготовления ювелирных изделий используют сплавы золота, а не чистое золото?

Задача 2. Бензойная кислота. (10 класс , тема «Карбоновые кислоты»).

Клюква и брусника могут длительное время храниться в свежем виде без сахара. Этому способствует наличие в них прекрасного консерванта – бензойной кислоты.

Вопросы: 1.Установите молекулярную формулу бензойной кислоты, если массовые доли элементов в ней составляют: углерода – 68,85%, водорода – 4,92%, кислорода – 26,23%. Относительная молекулярная масса бензойной кислоты равна 122.

2. Составьте структурную формулу бензойной кислоты.

3. На основании строения бензойной кислоты сделайте вывод о ее химических свойствах.

Задача 3. Марганец. (11 класс (профильный уровень). Тема «Металлы»).

Соединения марганца в основном поступают в организм с пищей. Много марганца содержится в ржаном хлебе, пшеничных и рисовых отрубях, сое, горохе, свекле (содержание марганца в 100 г свеклы составляет 0,65 мг). Марганец поступает в растение в виде ионов Mn2+ . В теле человека содержится 2,2*1020 атомов марганца. Среднесуточная потребность человека в марганце составляет 5-9 мг. Биоусвояемость марганца невысока, всего3-5%. Оптимальная интенсивность поступления марганца в организм 5-9 мг/сутки, уровень, приводящий к дефициту, и порог токсичности оцениваются в 1 и 40 мг/сутки соответственно.

В медицинской практике для промывания ран применяют раствор перманганата калия (w 0,5%, плотность 1г/мл).

Вопросы:

1. Напишите электронную формулу атома марганца и иона марганца.

2. Подсчитайте количество вещества марганца, содержащегося в организме человека.

3. Вычислите массу свеклы, которую необходимо съедать каждый день для того, чтобы восполнить суточную потребность (9мг) марганца в организме.

4. Подсчитайте массу марганца, который усваивается организмом человека.

5. Для обработки ран вы должны приготовить раствор перманганата калия, в наличии оказалось 10 г препарата. Определите объем раствора, который вы сможете приготовить из такой порции перманганата калия.

6. Найдите в интернете или других источниках информации, какую роль играет марганец в организме человека.

Таким образом, методика формирования компетентностей предполагает решение нестандартных задач.

Компетентностный подход должен быть использован на каждом этапе каждого урока.

Коммуникативная компетенция

Этот вид компетенции не является новой в школьной системе обучения, т.к. её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.). Данные приёмы активно используются в современной школе и им посвящено множество исследований.

Главным при реализации данной компетенции является соблюдение принципа полезности проводимой работы.

Социально-трудовая компетенция

Данный вид компетенции предполагает овладение учеником знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, а так же в профессиональном самоопределении. Т.е. данная компетентность подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности.

Развитию способствуют следующие приемы: контрольные работы, тесты, касающиеся химии и быта. Причем задания можно давать социально-трудового характера, которые будут вводить ребенка в нестандартную, но бытовую ситуацию.

В) Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации компетентностного подхода при обучении химии в основной школе

Одним из самых эффективных методов формирования и развития ключевых компетентностей учащихся является проектная деятельность, как образовательная технология совокупности исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов организации учебного процесса. Под проектной деятельностью понимается совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Проект обладает следующими свойствами: получение конечного продукта; сложный состав деятельности; реальная практическая значимость; работа с первичной информацией.

Исследовательскую деятельность учащихся можно определить как совместную или индивидуальную учебно-познавательную, творческую, поисковую деятельность с неизвестным заранее для учащихся результатом. При обучении химии исследовательская деятельность проходит в логике естественнонаучного исследования. Ученическому исследованию присущи следующие свойства: субъективно новое знание учащегося или опыт деятельности - как результат деятельности; сложный состав деятельности; направленность на формирование исследовательской позиции; обязательная работа с первичной информацией. Под исследовательской позицией понимается внутренне осознанное отношение личности к реальной действительности, проявляющееся в активной реакции на изменения, происходящие в мире, и готовности к поиску и решению возникающих проблем. Между проектной и исследовательской деятельностью школьника существует тесная взаимосвязь. Исследование может, выступает компонентом проектной деятельности, а проектная деятельность может быть подчинённой по отношению к исследовательской, выполняться «внутри» исследования .

Учебный проект - это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Проблема должна быть взята из реальной жизни, и быть значимой для подростка. Для её решения необходимы, как ранее полученные знания, так и те, которые предстоит приобрести. Личный интерес учеников в данной деятельности является необходимым условием успешной работы.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую. Он предполагает решение какой-то проблемы, которое предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, в реальной жизни. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути .

Экспериментальные исследования преследуют несколько важных целей: глубокое понимание учащимися химических и физических явлений; умение применять научные методы исследования; развитие научного стиля мышления; способность видеть и решать проблемы, планировать и оценивать свою деятельность и ее результаты. Проблема, составляющая основу проекта, должна быть значимой в исследовательском, творческом плане, требующей интегрированных знаний, исследовательского поиска для решения. Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Проект должен начинаться с вопроса, который интересует ученика, и способствует активизации его познавательной деятельности. Он должен быть отражением реальных проблем, возникающих перед школьником в процессе освоения им основ некоторой науки, имеющей отражение в учебном предмете.

Метод проектов позволяет решить проблему преподавания химии в общеобразовательных и профильных классах.

В этих классах сложность обусловлена главным образом тем, что основные понятия и закономерности в химии выражаются на химико-физическом языке. Между тем, изучение самой химии с ее абстракциями представляет значительную трудность для человека с гуманитарным складом ума. При традиционном подходе к изучению химии такие учащиеся вынуждены применять различные методы, которыми они фактически не владеют. Изучение химии составляет неотъемлемую часть полноценного образования, подразумевающего получение не только определенной суммы знаний в некоторой области, но и всестороннее развитие творческой личности. Работая в профильных классах, используются методы, в основе которых лежит развитие познавательных навыков и умений учащихся самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Одним из таких методов является метод проектов.

На первых уроках химии учащимся предлагается принять участие в работе над долгосрочными или краткосрочными проектами. По участию в разработке проекты бывают личностными и групповыми. Результатом их деятельности могут быть:

-реферат,

-научный или научно-исследовательский проект,

-подборка оригинальных занимательных задач,

-кроссворд с химическим содержанием,

-лучшая ученическая тетрадь,

-химическая газета.

Работая над проектом, школьники проверяют себя на самоорганизованность, самодисциплину, на уровень творчества и неординарность мышления .

Ребята с удовольствием включаются в создание проектов. Каждый работает в том направлении, которое выбрал сам по своим интересам: дети пишут стихи, сказки, сочинения, создают презентации по разным темам химии, выпускают бюллетени-раскладушки с разной тематикой, пишут рефераты по истории химии, делают кроссворды и сканворды на различные темы.

Защиту своих проектов учащиеся осуществляют на уроках-конференциях, уроках обобщения и закрепления знаний, а также на уроках изучения нового материала.

Задания исследовательского характера вызывают интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала, развитию творческих способностей ребят.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время способствует формированию у них ключевых компетентностей:

- способность работать самостоятельно;

- способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;

- способность проявлять инициативу;

- готовность замечать проблемы и искать пути их решения;

- умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа и др.

Ученикам предлагаются темы научно-исследовательских работ и проектов:

- «Эти вкусные, вкусные чипсы».

- Влияние газированных напитков на зубную эмаль.

- Шампунь: прошлое и настоящее.

- Мыльные пузыри.

- «Вода, вода, кругом вода». Состав и свойства окружающей нас воды.

- Природные индикаторы

- Звенящие родники Печенгского района

- Исследование кислотности осадков ( дождь, снег) в городе Заполярном Мурманской области Печенгского района.

С последней работой ученицы 9 класса участвовали в X Региональной молодежной научной и инженерной выставке « Будущее Севера» и стали лауреатами.

С 1995 г. по 1999 г. наша школа была участником Европейского проекта «Загрязнение воздуха Европы», в котором также участвовали еще 12 стран Европы. Основной задачей было определение рН выпадающих осадков в нашем регионе в течение года, учащиеся с большим интересом участвовали в проекте, данные отсылали в Европейский центр сбора данных со всей Европы в г.Осло, затем на основании данных составлялись карты самых загрязненных мест Европы. Данную методику измерения рН осадков я использую по прошествии лет на факультативных занятиях с учащимися. Дети сами составляют графики, делают выводы о чистоте воздуха в городе, котором мы живем.

Г) Оценка сформированности ключевых компетентностей

При разработке системы измерений ключевых компетентностей целесообразно применять различные средства, выбор которых зависит от поставленных целей и задач,это:

1) традиционные методы и средства; 2) инновационные оценочные средства

Практика показывает, что следует отказаться от традиционных систем контроля, чаще используя деятельностные методы оценивания (инновационные ).

К наиболее эффективным инновационным средствам измерения компетентностей учащихся относятся:

- портфолио;

- системы интегрированных заданий;

- контектстные (ситуационные задачи);

- задания практико-прикладного направления;

- публичная защита и экспертная оценка проектной и исследовательской деятельности школьников;

- педагогическое наблюдение за учащимися;

- компетентностно - ориентированные тесты;

- участие в проблемных семинарах, дискуссиях.

Портфолио- совокупность работ учащихся, которая демонстрирует их достижения в определённых областях знаний. Конечная цель формирования портфолио, заключается в демонстрации способности учащегося решать учебные, социальные и другие проблемы. В портфолио фиксируются различные успехи школьника, в том числе участие в проектной деятельности, успешность изучения элективных курсов, результаты исследовательских работ, обучение в учреждениях дополнительного образования, участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. На основе анализа портфолио можно сделать вывод о сформированности основных компетентностях школьника.

Контекстные задачи это такие задачи, содержание которых отражает ситуации, часто встречающиеся в реальной жизни. Их контекст создаёт условия для использования имеющихся у школьников теоретических знаний. Они включают подробное описание ситуации, содержат несколько вопросов. Описание ситуации включает изложение условий и желаемого результата. Одной из дидактических функций контекстного задания является мобилизация знаний, полученных в процессе образовательной деятельности. При этом вполне возможна ситуация, когда для решения задачи нужно использовать знания и умения, полученные при изучении разных учебных предметов. Ситуационные задания часто ориентированы не только на интеграцию «разнопредметных» знаний, но и знаний «школьных» и «внешкольных» (полученных в процессе дополнительного образования, самообразования, практической деятельности). Это эффективный мотиватор учебно-познавательной деятельности учащихся:

  • реализует принцип субъектности участников образовательного процесса;

  • побуждает учащихся к самостоятельной постановке целей и задач учебно-познавательной деятельности;

  • учит проводить самоанализ качества и процесса деятельности и ее продукта.

Пример контекстной задачи, которую можно использовать при изучении темы «Карбонаты» 9 класс:

« Перед праздничным женским днем 8 марта я решила поздравить девочек своего класса, угостив их испеченным мною вкусным печеньем на уроке, печенья хватило на всех и поочередно расхваливая вкус печенья все стали просить рецепт, я начала писать на доске состав печенья и как только дошла до пекарского порошка( хотя можно было написать разрыхлитель, который продают в каждом магазине ), услышала : « Нет, мы не будем печь это печенье!» На мой вопрос «Почему?» ученики ответили: «Да где же мы найдем пекарский порошок?!» И тогда я рассказала им, как его сделать дома. Этот рецепт я узнала в старших классах на уроках труда. Пекарский порошок – изобретение XX века. Он очень популярен в кулинарии стран Западной Европы и Америки. Простейший состав пекарского порошка:

1 часть пищевой соды;

1 часть лимонной кислоты;

1 часть муки, крахмала, сахарной пудры (или их смеси).

Вопросы:

Поясните, какими свойствами обладает сода, чтобы улучшать качество теста?

Можно ли использовать соду без лимонной кислоты?

Сода и лимонная кислота хорошо растворяются в воде. Нужно ли их растворять, перед тем как положить в тесто?

Можно ли заменить соду в пекарском порошке на другое вещество, и если да, то какое?

Поясните, зачем в пекарском порошке мука, ведь она есть в тесте.

Напишите уравнения химических реакций, происходящих с пекарским порошком в результате выпечки теста».

Эта контекстная задача опирается на определенный жизненный опыт детей. Каждый человек сталкивается в быту с кулинарными изделиями, видит, как их выпекают и большинство понимает, что особой сложности этот процесс не представляет. Необходимо знать последовательность действий и ингредиенты. Все это описано в литературе, а можно спросить у мамы и бабушки. Поэтому за решение данной задачи учащиеся берутся безо всякого сомнения и колебания. Но при решении выявляются противоречия между знакомой ситуацией и недостаточностью своих знаний. Возникает проблема. Рождается желание разгадать загадку, овладеть ее секретом, ведь это точно в жизни пригодится, значит, это нужно знать. Начинают задавать вопросы, листать учебники, делать запросы в Интернет, т.е. начинается деятельность, направленная на решение возникшей проблемы.

В этой задаче есть неопределенность: «можно ли или нельзя», нет эталона правильного ответа, возможно несколько ответов. Включившись в процесс решения задачи, учащиеся выходят на учебную проблему, которая становится значимой. Таким образом, контекстная задача становится мотивом приобретения знаний.

Решив контекстную задачу, учащийся, столкнувшись со знакомыми вопросами, решенными в задаче и добытыми с определенным трудом, действует в жизни по правилам неосознанной компетенции («на автомате»), т. е. проявляет качества профессионала. А это и есть основная задача образования.

Тема «Способы выражения концентрации» 8 кл.

Порошок «Регидрон» используют при обезвоживании организма. Одна доза порошка содержит 3,5г хлорида натрия, 2,5 г хлорида калия, 2,9 г цитрата натрия и 10г глюкозы. Перед употреблением дозу растворяют в 1л воды. Определите массовые доли всех компонентов порошка «Регидрон» в полученном растворе .

Решение таких задач всегда направлено на достижение результатов, выходящих за рамки учебного предмета и применяемых в разных видах деятельности. Контекстные задачи открывают широкие возможности для развития творческого потенциала личности, способствуют формированию у школьников навыков решения реальных практических проблем и функциональных умений.

Компетентностно - ориентированными называются тесты, представляющие собой систему калиброванных заданий специфической формы, отличающиеся практико-ориентированной направленностью содержания или проблемным характером.

Так как обычные тесты неэффективны при оценивании компетентности, целесообразно рассмотреть применение тестов минимальной компетентности, позволяющих контролировать уровень теоретической подготовленности учащихся. Каждое задание в них рассматривается как индикатор, выявляющий какой-то один фрагмент знаний у тестируемых. Отбор тестовых заданий при этом основывается на принципах систематичности, научности знаний, их практической направленности, учёта внутрипредметной и междисциплинарной интеграции.

Содержание заданий в тестах на компетентность отличается от традиционных тестовых заданий своей практической направленностью. Формы тестовых заданий могут быть различны, чаще всего используют задания с выбором одного или нескольких ответов (закрытая форма) либо предполагающие написание краткого или полного, развёрнутого ответа (открытая форма).

В качестве примеров ниже приведены тестовые задания открытой формы, предполагающие краткий ответ:

- Для опрыскивания растений с целью защиты их от вредителей применяют раствор медного купороса. Масса соли, необходимой для приготовления 1л 5%-ного раствора, равна _____.

- Большинство медных монет содержат 95% меди, 4% олова и 1% цинка. Масса меди, необходимой для изготовления 1 кг медных монет, равна _____.

- За сутки в желудке человека выделяется более 800 мл желудочного сока (ρ= 1,065 г/см3). Массовая доля кислоты в желудочном соке составляет 0,4-0,5%. Масса хлорида натрия, необходимая для образования суточной нормы хлороводородной кислоты, содержащейся в желудочном соке, равна______.

Задания закрытой формы компетентностно- ориентированного теста:

- Массовая доля крахмала в картофеле составляет 20%. Масса глюкозы, которая может быть получена из картофеля массой 405 кг при выходе продукта 70% составляет: а) 58 кг б) 63 кг в) 125 кг г) 106 кг

Поскольку тесты на компетентность чаще всего критериально-ориентированные (В качестве критерия рассматриваются задания, умения и компетентности, которые должны быть сформированы у ученика), то показателем уровня сформированности компетентностей можно считать выполнение заданий теста на 60-70%.

Ситуационные задания выявляют сформированность, как предметных, так и ключевых компетентностей учащихся.

В зависимости от конкретных педагогических условий определяется, какие методы и формы контроля, для проверки сформированности ключевых компетентностей, более эффективны.

Учителю при оценивании работ учащихся полезно будет иметь следующую таблицу признаков компетентности учащихся , разработанную на основе классификации компетенций А. В. Хуторского.

Вид компетентности

Признак того, что учащийся компетентен

Ценностно-смысловая


- Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем

-Умение выбирать целевые и смысловые установки своих действий

-Умение принимать решение

-Умение планировать свою деятельность

Общекультурная

-Обладает познаниями и опытом деятельности

-Осведомлен в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основе жизни человека и человечества, отдельных народов, основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций и т.д.

Учебно-познавательная

- Самостоятельная познавательная деятельность

- Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности

- Владение креативными навыками продуктивной деятельности

- Владение приемами действий в нестандартных ситуациях

- Умение отличать факты от домыслов

- Владение измерительными навыками

-Использование вероятностных, статистических и иных методов познания

Информационная

- Умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию

-Умение организовывать, преобразовать, хранить и предавать полученную информацию

-Демонстрирует понимание предложенной информации

- Делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности


Коммуникативная

-Навыки работы в группе

-Знание необходимых языков (в том числе математический)

-Владение различными социальными ролями в коллективе

- Умение представить себя -написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

-Работа с вопросами на уточнение


Социально-трудовая

-Владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя)

-Владение знанием и опытом в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя)

-Владение знанием и опытом в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

-Умение анализировать ситуацию на рынке труда

-Умение действовать в соответствие с личной и общественной выгодой

-Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений


Личного самосовершенствования

-Развиты способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональная саморегуляция и самоподдержка

-Владение способами деятельности в собственных интересах и возможностях

-Непрерывное самопознание, развиты необходимые современному человеку личностные качества

-Сформирована психологическая грамотность, культура мышления и поведения, внутренняя экологическая культура, половая грамотность, забота о собственном здоровье.


Д) Требования к педагогу в условиях преподавания химии с помощью компетентностного подхода.

Готовность педагога к:

- формированию интегрированных знаний;

- использованию методов активного обучения и приемов мотивации познавательной деятельности учащихся;

- постоянному удержанию внимания аудитории;

- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста;

- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать условия для приобретения нового;

- ориентироваться на рынке труда, понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях;

- видеть и понимать жизненные интересы своих учеников;

- проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;

- ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с

учащимися

Чтобы реализуемый педагогом подход в обучении был действительно компетентностным, педагог должен остерегаться:

- Привычки считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников;

- Передавать ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;

- Представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем;

- Бездоказательно-нормативных высказываний «надо», «должен», «так принято», которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями.

Что даёт компетентностный подход учителю и ученику?

Компетентностный подход позволяет:

- Согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;

- Подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе или колледже;

- Подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам;

- Повысить степень мотивации учения, за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;

- Облегчить труд учителя за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении;

- Обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности.

Что должен уметь учитель?

Чтобы успешно реализовать компетентностный подход, педагог должен уметь:

- Успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;

- Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

- Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам;

- Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

- Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста;

- Закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике;

- Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов;

- Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;

- В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»;

- Привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;

- Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой;

- Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств;

- Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

3. Заключение.

Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. В классическом обучении задания лишены того жизненного контекста, который придает социальную значимость и личностный смысл процессу познания, исследования,  поиска, знания не ведут автоматически к пониманию смысла жизни. С помощью компетентностного подхода в преподавании химии выявляются не только предметные знания и умения, но и их системность и функциональность, самостоятельность и креативность мышления, другие личностные характеристики.















4. Список используемой литературы:

1. Вачков И. Проектирование + исследование - Методическая газета «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября».№23 2007.

2. Дендебер С.В., Ключникова О.В.. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение и др.- Москва. 2008.

3. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании - Учебное издание Воспитание. Образование. Педагогика. Библиотечка «Первого сентября». №6 (12). 2007.

4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. Издательство «Учитель». 2006.

5. Основина В.А.. Проектирование и организация учебного процесса на деятельностной основе - Ульяновск. 2008.

6. Подласый И.П.. Педагогика начальной школы - Гуманитарный издательский центр «Владос». 2000.

8. Селевко Г.К. Педагогические технологии. - М.: Просвещение. - 2002

9. Сергеев И.С., Блинов В.И.. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности - Москва. Издательство «Аркти». 2007.

10. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. Методология, методика, практика - Москва «Глобус», 2007.

11.Шалашова М.М. Компетентностный подход в изучении химии и оценивание компетенций учащихся в средней школе. Методика преподавания химии, 2009, №13, с. 9-15

12.Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - [Режим доступа: #"justify">.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.

13.Ожегов, С. И. Словарь русского языка /

14.Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. - [Режим доступа: <#"justify">М: Владос, 2000.-169с.

15. Габриелян О.С., Деглина Т.Н. Методическое пособие для учителя профильной школы. Общая химия М: «Дрофа» 2006.-285с.

16.Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация - М.,2002.

17. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. - М.: Дрофа, 2004.

18.Герус С.А, Пустовит С.О. Методика формирования компетенций: опыт, теория, перспективы // Химия в школе.- 2007.-№ 10.

19. Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников // Школьные технологии. - 2004. - № 2. - С. 43-84.


















26


Доклад по современным образовательным технологиям в общеобразовательной школе.
  • Химия
Описание:

Компетентностный подход в образовании предполагает освоение обучающимися умений,позволяющих действоватьв новых,неопределенных,проблемных ситуациях.

Каким способам деятельности обучать? Главный признак компетентностного подхода- способность обучающихся к самообучению в дальнейшем.

В компетентностном подходе основной результат обучения-готовность использовать полученные знанияи умения в незнакомых жизненных ситуациях.

Компетенция-готовность человека к мобилизации знаний,умений для эффективнойдеятельности в конкретной жизненной ситуации.

Ключевые компетенции готовят человека,умеющего жить.

Автор Сорокина Ирина Викторовна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1333
Номер материала 12752
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы