Главная / Русский язык и литература / Доклад по краеведению на тему "Использование материалов местного краеведения на уроках и во внеклассной работе – один из методов активизации познавательной деятельности

Доклад по краеведению на тему "Использование материалов местного краеведения на уроках и во внеклассной работе – один из методов активизации познавательной деятельности

Использование материалов местного краеведения на уроках и во внеклассной работе – один из методов активизации познавательной деятельности


Учитель входит в огромный мир детства. Перед ним десятки пар глаз, пытливых и любознательных, жаждущих новых открытий, совместных поисков и изобретений. Не предать, не заглушить этой любознательности- смысл труда педагога. Яркие страницы, вписанные в историю нашей школы деятельностью многих педагогов, настойчиво убеждают в необходимости постоянного самообновления, не допускающего привыкания к устоявшимся методам. Постоянный поиск нового, свежего стиля преподавания и общения с классом, манера, отличающая истинный урок литературы, урок человеческого общения.

Мы знаем, что преподавание литературы как искусства слова не может осуществляться однолинейно, оно может быть лишь в комплексной совокупности ряда взаимодвижущих направлений.

Интерес к любой деятельности, а значит и к учебной, возникает лишь тогда, когда человек не только знает то, что имеет отношение к его работе, но и умеет привить интерес к литературе, которая, как известно, требует читателя не только умного, но и умеющего читать, умеющего самостоятельно проявлять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.

Цель моего доклада - не навязывание каких-либо методических приемов, многие из которых давно применяются в школьной практике, а размышление о возможных путях, ведущих от учительского сердца к сердцу школьника.

Нас всех волнует проблема, непосредственно связанная с требованиями времени, а именно: готовить наших учеников к непосредственному участию в различных областях жизни, воспитывать людей с широким жизненным кругозором, способных самостоятельно приобретать знания, проявлять творческий подход к получению знаний, приобретению навыков.

Многие учителя в поисках решения этих вопросов все чаще обращаются к местному краеведению, в школах ввели курс «Краеведение». Ни для кого не секрет, что каждый учитель хотел бы решить самый важный и трудный для него вопрос – как сделать преподавание литературы, уроков русского языка, внеклассную работу более эффективной. И не только давать знания, но и учить детей думать самостоятельно.

Н. Рыленков как-то сказал:

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты не попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Краеведческая работа по литературе расширяет кругозор учащихся, повышает их общий культурный уровень, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус. Школьников привлекают разнообразные формы работы, у них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить свои способности, а иногда и свои дарования, глубже познакомиться с произведениями художественной литературы и искусства. Место, где родился человек, родной край и населяющие его люди, неповторимый облик нашей природы-все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы, поэтому очень важно обращаться постоянно к материалам местного краеведения, так как они являются важным источником патриотического воспитания, формирования нравственности учеников.

Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в художественном творчестве. Использование материалов местного краеведения на уроках и во внеурочное время формируют устойчивый интерес к нему, способствуют развитию творческой мысли, приобщению к неизвестному.

Использование материалов краеведения - не отдельная автономия, это, на мой взгляд, одно из направлений учебно-воспитательного процесса по формированию человеческой личности. Растить в человеке любовь к родному краю, его славному прошлому и героическому настоящему- значит воспитывать в нем патриотическое чувство. Хорошо известно, что Родина начинается с тех мест, где мы родились, где впервые узнали вкус хлеба и запах цветов, где впервые услышали звуки грозы, узнали любовь, услышали песни и принесли в дом первый заработанный рубль. На всей земле это место- самое дорогое для человека. И чем больше пройдет человек по земле, тем дороже ему и вздохи, и песни, и все приметы родного края.

Поэтому трудно переоценить значение краеведения в идейно-воспитательной работе среди учащихся, которое год от года все больше привлекает наше внимание.

В одном из сборников по литературному краеведению я прочла следующие строки: «Продуманное использование литературно-краеведческого материала, несомненно, вливает свежую струю в учебную и во внеклассную работу, обогащает их, помогает расширять пути живого творческого познания, приблизить преподавание литературы и жизни.

Учитель в своей работе, конечно же, сталкивается с определенными трудностями, мешающими осуществлять задуманное. В каждой школьной библиотеке есть книги, необходимые для подготовки внеклассных занятий, но все равно учителю приходится много времени уделять обдумыванию и составлению плана урока или мероприятия, подбору отрывков из художественных произведений, цитат, текстов или отрывков для художественного выразительного чтения или инсценирования, материала для выставки, просмотр и отбор материала для литературных викторин.

Основная задача урока или проводимого мероприятия – сообщить некоторые сведения о писателях, связать с родными местами, на этой основе вызвать интерес школьников к знаниям, пробудить желание больше узнать о литературе родного Приосколья. Польза таких уроков не вызывает сомнения, но вопрос еще и в том, за счет чего выделить время на уроке? Какой материал привлечь? И будет ли он лучше того, от которого придется отказаться? Какой метод лучше использовать при подаче материалов местного краеведения? И так далее…

На уроках литературы учащиеся получают лишь элементы литературно-краеведческого материала в связи с изучением программного материала.

В своей работе я использую материал краеведения на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе, и не только в каком-то одном классе, но и в мероприятиях, где присутствует широкий круг учащихся.

В таком случае подготовительная работа проходит как бы несколько этапов- это классный час, урок, индивидуальная работа.

Я проанализирую один из пунктов моей схемы (представлена ниже).

1. Внеклассное мероприятие, например, «Первый декабрист России»- лекция для учащихся с использованием кинофрагментов о В.Ф. Раевском.

Основная цель: познакомить учащихся с творческой биографией одного из самых замечательных людей России - В.Ф.Раевским;

- пробудить у учащихся интерес к материалам местного краеведения;

- прививать учащимся любовь к родному краю;

- способствовать расширению общего кругозора учащихся.

2. На классных часах заслушивается реферат по теме «Поэт- декабрист», затем обсуждается статья «В моих руках светильник чистой веры» или материал из книги «Белгородщина литературная».

3. На уроках литературы при изучении темы «Литература первой половины 19 века», «Творчество А.С.Пушкина», «Творчество Н.А.Некрасова» и другие.

4. На уроках русского языка при подготовке объяснительного диктанта (при изучении любой темы) – диктанты, творческие работы, сочинения – миниатюры, составление предложений с опорными словами и т.д.

5. В индивидуальной работе – подготовка отдельных рефератов о поэтах-декабристах:

В.К.Кюхельбекере,

А.А.Бестужеве,

А.И.Одоевском,

К.Ф.Рылееве,

братьях Муравьевых и т.д.

6. Экскурсия на родину /с. Раевское/ поэта- декабриста.


Обычно материал такого рода невелик по объему, выступает он как дополнение к определенной теме, расширяя и углубляя литературные знания учащихся, но иногда он может быть и обширным (эта возможность предполагается во внеклассной работе).

В такой работе и подготовке к ней важно, чтобы учащиеся не просто выслушали готовое выступление, лекцию или поприсутствовали на вечере, но явились непосредственными участниками и организаторами подготовки и проведения этих мероприятий. Ниже представлены схемы, которые дают представление о такой работе.

Таблица 1.


Внеклассные мероприятия

Классные часы

Уроки

Индивидуальная работа

Лекция «Первый декабрист России – В.Ф. Раевский»

Заслушивание рефератов «Поэты-декабристы», обсуждение статьи «Светильник чистой веры»

Литература: Творчество писателей 19 века


Подготовка рефератов о поэтах-декабристах.

Цели

-повышение интереса учащихся к историко-литературному материалу, местному краеведению;

-привитие любви к родному краю;

-способствовать расширению общего кругозора.

-конкретизация известного материала в курсе средней школы;

-наметить связь с материалом местного краеведения;

-подготовить к прослушиванию общешкольной лекции;

-обобщение дополнительного материала по творчеству поэта-декабриста В.Ф.Раевского

-способствовать усвоению наиболее важного теоретического материала в курсе литературы, а также осмыслению историко-литературного материала.

-способствовать расширению кругозора учащихся;

-выработке самостоятельных навыков

Методы

Лекция, вечер

Сообщения учащихся, беседа по содержанию, обсуждение статьи

Составление таблицы, конспектирование

Самостоятельная работа учащихся, письменные работы



«Мой край, родная Белгородщина»

«Люди огненной дуги»;

Устный журнал по книге Б. Осыкова «Белогорье… Синие дали»

Урок «Тебе мой труд и подвиг Отчизна» (к 9 Мая)

Подготовка отдельных сообщений, оформление альбома, стенда, выпуск стенгазеты.

Цели:

-способствовать общему расширению кругозора учащихся по конкретной теме;

-знакомить с достопримечательностями родного края;

Дать представление о подвиге русского народа на Огненной дуге;

-способствовать патриотическому воспитанию учащихся;

-познакомить учащихся с книгой известного краеведа

Показать учащимся на конкретных примерах как был совершен великий подвиг великого народа, равного которому еще не знала история.

Прививать навыки и умения самостоятельной работы, навыки работы с дополнительной литературой.

Методы

Организация и проведение вечера.

Беседа, встречи с ветеранами ВОВ;

Устный журнал, обсуждение

Урок-беседа, урок-концерт.

Самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой, умение работать с библиографическим материалом


Все активнее входит краеведческий материал в систему уроков не только преподавателей русского языка и литературы, истории, но и учителей географии, химии, природоведения, биологии, математики, тем самым позволяя углубленно изучать многие предметы.

Вот, например, как можно использовать материал местного краеведения на уроке литературы по теме «Поэтический памятник подвигу народному. М. Ю. Лермонтов «Бородино» / 5 класс/

Фрагмент урока под названием «Странички краеведения».

А знаете ли вы, что…

А) героем Бородинского сражения был наш замечательный земляк Василий Федосеевич Раевский /уроженец бывшей Курской губернии из села Хворостянка /ныне село Раевское Губкинского района /, сын помещика. Возможно, вы когда-нибудь посетите музей В.Ф. Раевского. Накануне 1812 года семнадцатилетний Василий Раевский был выпущен из кадетского корпуса. Он участвовал в войне 1812 года в Бородинском сражении, где был награжден за отвагу «Золотой шпагой» с надписью «За храбрость».

Б) а еще он был первым декабристом России.

Странички из истории Старооскольского края, а знаете ли вы, что…

В) в войне с французами принимал участие Старооскольский полк, который находился в 3-й Западной армии под командованием Чичагова. Эта армия должна была идти к Березине. Наполеоновскую армию настигли и он потерял при переправе 24 тысячи солдат. Из 600-тысячной армии во Францию вернулось чуть более 20 тысяч солдат.

Старооскольский полк мужественно сражался за пределами России в военной кампании 1813-1814 гг. в окончательном разгроме войск Наполеона. Имена воинов полка, павших на полях сражений, были высечены на мраморных плитах многострадального храма Христа Спасителя, выстроенного в Москве в честь победы русского воинства и взорванного в период сталинской диктатуры.

Г) странички из истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а знаете ли вы, что…

ровно через 130 лет после Бородинского сражения бородинское поле прорежут еще одной в нашей истории Отечественной войны 1941-1945гг., и вновь судьбы нашего Отечества будут решаться на полях сражений, на полях Москвы, на полях России…

Эпиграф к уроку был

Поле, русское поле…

А знаете ли вы, что…одним из множества маленьких и больших полей России является наше Прохоровское поле, ставшее в годы Великой Отечественной войны ареной невиданной доселе в истории битвы. Наш поэт Игорь Чернухин написал такие строки:

Это поле победы суровой

Для потомков по праву равно-

Полю грозному Куликову,

Ратным доблестям Бородино.

Рассказ сопровождался показом иллюстраций альбома о нашем крае «Белогорье…Синие дали», показом плаката «Храм Петра и Павла на Прохоровском поле», а также показом презентации. Можете поверить, учащимся 5 класса были интересны эти «странички».

А вот, например, фрагмент урока русского языка в 7 классе по теме «Повторение и систематизация знаний по теме «Союз», где я проводила выборочно- распределительный диктант, задачей учащихся являлось выбрать из текста все союзы и выписать их в колонку сочинительных и подчинительных. Текст: «Благодаря тому что были проведены раскопки, в 1895 году на берегу реки Оскол, недалеко от Валуек, был найден интересный клад, в котором были застежки и браслеты, а также посеребренные пряжки и предметы быта, в связи с тем, что есть исторические письменные источники, которые сообщают, что где-то не то в бассейне Донца, не то Дона живет народ, который называется рос или рус. Именно с ними связывают название нашей Родины-Русь, Россия. Вследствие того что приток Днепра река Рось и приток Сейма, а река Руса и Оскол в те далекие времена имел название Рось, где селились местные племена руссов. Так как наш край с глубокой древности имеет непосредственное отношение к географии всей России, мы относимся к древним славянским руссам».

Вглядываясь в страницы биографий писателей прошлого нашего края, припоминая важнейшие события из истории нашего края, в сознании детей и взрослых остается то, что наши замечательные земляки всегда беззаветно служили народу, боролись за правду, неизменно обогащали сокровищницу родного искусства, литературы, науки новыми бессмертными творениями и открытиями, мучительными поисками правды.

В докладе было отмечено, что о великих людях Белгородщины можно говорить много: Гессен и Раевский, Ерошенко и Станкевич, Наседкин и Эрденко, Ватутин и Щепкин и другие.

Выше было сказано, что вопросы местного краеведения и их использование в нашей работе- дело трудоемкое, сложное, требует много времени и внимания, подготовки и большого терпения, как при проведении урока, так и во внеклассной работе. Да и материал, на мой взгляд, должен соответствовать его основному содержанию /урока /, быть помощником с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, быть небольшим по объему и посильным для самостоятельного анализа учащимися, может включаться в учебный процесс в разной форме, работа с ним осуществляется разными приемами, методами за чет сокращения опроса, самостоятельной работы над посильными материалами, в домашнем задании и так далее. При проведении внеклассных мероприятий время не ограничено рамками урока.

Я уверена, что использование краеведческого материала - один из методов активизации познавательной деятельности учащихся, способствующий привитию интереса к урокам русского языка и литературы, привитию любви к истории родного края.












7


Доклад по краеведению на тему "Использование материалов местного краеведения на уроках и во внеклассной работе – один из методов активизации познавательной деятельности
  • Русский язык и литература
Описание:

                В настоящее время школьное  краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Рост интереса молодежи к прошлому своей страны, народным традициям, памятникам истории и культуры значительно усилил роль краеведения в учебной и внеклассной работе.

               Понять и оценить настоящее можно только сравнив его с прошлым. Изучая прошлое своего края, сравнивая его с настоящим, школьники видят успехи нашей Родины и всего народа.

Автор Краморова Татьяна Ивановна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1150
Номер материала 12760
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓