В декабре 2001 года в
Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина (С.-Петербург) состоялась
презентация энциклопедии И.Н. Тимофеевой «Что и как
читать Вашему ребенку от года до десяти» (СПб., 2000), адресованной родителям. И не только им. Ее с не меньшим
интересом и пользой для себя прочтут и воспитатели дошкольных учреждений,
и учителя начальной школы, ибо в ней дан перечень лучших детских книг более чем из 300 названий и раскрыто их содержание применительно к духовным потребностям детей и задачам воспитания. Энциклопедия создана в Российской национальной библиотеке.
Как и сама детская
литература, принадлежащая перу талантливых писателей, так и эта книга - явление многогранное.
Она затрагивает разные сферы сознания читателя и действует на него всесторонне. Среди множества аспектов книги все же нетрудно заметить проходящую красной нитью тему воспитания детей в любви к Отечеству.
Цель настоящей статьи - проследить за этой нитью и одновременно познакомить читателей журнала с неординарной книгой, которая предлагает систему патриотического воспитания младших школьников, разработанную в традициях русской национальной педагогики, у истоков которой стоял К.Д. Ушинский.
Первое издание этой книги под заглавием
«Что читать моим детям» вышло более сорока
лет тому назад, и было тепло
встречено К.И. Чуковским, который похвалил ее со щедростью великого человека, отметив, что она «прелестна и написана с простотой, доступной лишь мастеру», и добавил: «При внешней
легкости книга серьезна, в ее
подтексте чувствуется большая
культура»*. Нынешнее издание сохранило эти достоинства, обогатив их опытом прожитой жизни.
Книга И.Н. Тимофеевой
принадлежит к жанру популярных художественных энциклопедий: перед нами не только
путеводитель по книгам, но и эссе и воспоминания
человека с огромным читательским и жизненным опытом и еще -
размышления педагога. Можно сказать и более
определенно: эта книга отражает мировоззрение автора, который сознательно с первых же страниц выстраивает свою шкалу ценностей, где воспитанию детей в любви к Отечеству принадлежит центральное
место. Автор присоединяется к психологам,
которые считают патриотические
чувства врожденными, данными
человеку от природы. «Для радости
бытия дети, подростки, юноши жаждут
любить Родину, гордиться ею, чувствовать
свою сопричастность к ее славе и очень огорчаются, когда слышат хулу своей стране. Потребность детского сердца любить свою страну и свой народ совпадает с задачами воспитания — растить гражданина России, ее
защитника и работника». А вот как И.Н. Тимофеева говорит о путях для достижения этой цели: «Растить детей гражданами
и высоконравственными людьми — значит
передавать им духовный опыт отцов, дедов, прадедов. Без традиций - не народ, а просто население...
История показывает, что наша страна не
однажды попадала в катаклизмы, но
каждый раз возрождалась, как птица Феникс из пепла, благодаря тому, что сохраняла душу народную. Все народы мира воспитывают у детей национальное самосознание и национальное достоинство, любовь к Родине, внушая уважение к своей истории, литературе, культуре. Мы не исключение. Еще К.Д. Ушинский советовал растить детей на произведениях русского
народного творчества, с
помощью которого ребенок познает язык и мораль своего народа». И еще:
«Национальное достоинство и патриотические чувства не отрицают, а наоборот
предполагают уважение и симпатию к другим народам. С детства ребенок должен
уверовать в дружелюбие папы и мамы к людям всех национальностей».
Эта концепция реализуется
на большом массиве литературы, которая систематизирована по жанрам в разделах:
«Стихи», «Книжки-картинки», «Сказки», «Великие книги глазами детей», «Мифы.
Легенды. Сказания», «Рассказы и повести», «Научно-познавательная литература».
Произведения, питающие в детском сердце любовь к своей стране, есть во всех
жанрах. Для зарождения этого чувства очень важны самые первые, еще на
бессознательном уровне, впечатления.
«С чего начинается
Родина?», - спрашивает известная песня. И отвечает: «С той песни, что пела нам
мать». Вот почему так важна поэзия, помогающая ребенку овладевать родным
языком, сначала в младенчестве («Народная поэзия для детей»), затем - в
дошкольные годы, когда малыш, играя звуком, словом, стихом, постигает тонкости
родного языка, его оттенки, звучание, музыку («Стиховое воспитание»).
Дальнейшее познание красоты и выразительности русского языка связано с поэзией
о природе («Стихи о природе России»), воспринимаемой как гимн родной стране:
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет. И
первых лет уроки,
Что вашу прелесть
заменит? О, родина святая,-
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя.
СВ. Жуковский.
Энциклопедия подобно
хрестоматии содержит много отрывков из произведений (стихи, строки, строчки),
но в отличие от хрестоматии дает не
только тексты, но и
показывает, как донести до ребенка тот или другой художественный образ. Например,
предлагает сравнивать стихи, одинаковые по сюжету, но разные по настроению, а
потому и по звучанию (А. Пушкин «Зимняя дорога» и А. Фет «Чудная картина»).
Так, небольшими порциями, постоянно, к месту и ко времени вводят в духовный
мир детей классиков русской поэзии. Мощный толчок речевому, а, следовательно,
духовному и социальному развитию дает детская поэзия. А. Барто, Е. Благинина,
Б. Заходер, С. Михалков, И. Токмакова и другие поэты, развивая ум и сердце, а
тем самым и язык, дают ребенку опыт и средства для самопознания,
самовыражения, сопереживания и человеческой коммуникабельности, общения.
Когда-то замечательный писатель М. Пришвин говорил, что беречь природу -
значит беречь Родину. Перефразируя это высказывание, скажем, что беречь русский
язык - это тоже беречь Родину, потому что культура речи — бесценное достояние
нации, а язык человека выражает его отношение к миру и людям. Надо ли доказывать,
как важно разговаривать с ребятами на эти темы?
К первым художественным впечатлениям, хранимым всю жизнь, относятся
и книжные иллюстрации. Малыш, еще не умеющий читать, уже любуется красочными
рисунками Ю. Васнецова, которые несут на себе отпечаток стиля русского лубка —
древнего искусства нашего народа. В России уже более столетия существует
прекрасная традиция художественной детской книги, поднявшая ее на уровень
большого искусства и обеспечившая ей приоритет в мире. Богатое и многогранное
творчество А. Бенуа, Ю. Васнецова, В. Конашевича, В. Лебедева, Т. Мавриной, А.
Пахомова, Е. Рогачева, Е. Чарушина и других русских художников является нашим
национальным достоянием. Увы, сегодня дети вырастают, не зная этих художников.
И большинству они скучны, неинтересны. Оно и понятно. С младенчества ребенок
растет на рисунках Диснея, видя их вокруг себя в «мультиках», книжках,
игрушках, в быту. В результате у него складывается стойкий стереотип.
Гротескно-карикатурные изображения кричащих цветов кажутся ему единственно
желанными, а реализм при всем его разнообразии — серым, унылым. Однако дело не
только в стереотипе, но и в том, что господство одного диснеевского стиля не
развивает у детей тонкости восприятия, которого требует искусство. Они не видят
ни оттенков цвета, ни тонкости рисунка, ни красоты линий. Ну, может ли малыш, у
которого мишка — фиолетовый, собачка — красная, а кошка зеленая (что само по
себе и неплохо!), порадоваться серенькому котенку, пушистую шкурку которого В.
Лебедев нарисовал так, что ее хочется погладить. Великий американец с его
эксцентричным стилем вечно будет радовать детей, но им для развития нужны
многообразные художественные впечатления. И еще: одно дело Дисней, а другое -
эпигоны, которые довели его выдающееся художественное открытие до абсурда и
лишили гуманности. Яркий пример тому японский телесериал о Покемонах.
Энциклопедия И.Н.
Тимофеевой поможет учителю воспитывать у ребят любовь к русскому
изобразительному искусству. В главах «Художники русской детской книги» и
«Рассказы и сказки в картинках», кроме уже упоминавшихся мастеров, речь идет о
В. Сутееве и наших мультипликаторах. Особенно интересен очерк о В.
Котеночкине, где прослеживаются мотивы русских народных сказок в его
телесериале «Ну, погоди!».
Большую ценность представляет и глава «Книги по искусству», в
которой рассказано об уникальном явлении нашей детской литературы, не имеющем
аналогов в мире. Это искусствоведческие книжки-картинки, выпускаемые
издательством «Малыш» с целью научить ребенка воспринимать живопись, скульптуру,
графику. Назовем книги, близкие к теме нашего разговора: Е.О. Каменева «Как
петух попал на крышу» (М., 1980) и Е.И. Осетров «Красота ненаглядная» (М.,
1985) - обе книги посвящены русскому народному творчеству и рассказывают о
знаменитых на весь мир художественных промыслах: о мастерах из Палеха, о
хохломской росписи деревянной посуды, о вятских кружевах, дымковских игрушках
и др. Книга Н.Ф. Шаниной «Я люблю родную землю» (М., 1983) рассказывает о
знаменитых русских пейзажистах и их картинах, об А. Саврасове, И. Левитане, И.
Шишкине. Книга Н.П. Кончаловской «Деревянные сказки» (М., 1989) — рассказ о
скульпторе С. Коненкове и его работах по дереву. Особо отметим книги о
живописи, посвященные защитникам Отечества: КВ. Завадская «За землю русскую»
(М., 1987) - о художнике П. Корине и его знаменитом триптихе «Александр
Невский»; Л.С. Кудрявцева «Богатыри земли русской» (М., 1981) - о художнике
Викторе Васнецове и его картине «Богатыри»; Н.М. Каспэ «Прибыл на каникулы»
(М., 1981) - о художнике Ф. Решетникове и его картинах, посвященных
ребятам-суворовцам.
В детской литературе
много хороших книг, которые питают детское сердце любовью и благодарностью к
защитникам Отечества. Остановимся на тех, которые желательно, чтобы дети
прочли под руководством учителя.
Русская народная сказка
«Никита Кожемяка» Вопросы, по
которым ребенок легко перескажет сказку и воспримет ее идею - какая это радость
быть защитником родной земли:
1. Почему Никиту звали
Кожемякой? (Он выделывал, мял кожи.)
2. Почему Никита сначала
не соглашался воевать со Змеем? (Он не солдат, не воин, а потому боялся,
что не одолеет чудовище.)
3. Почему Никита пошел
на Змея? К нему пришли девочки-сиротки, плачут: «Дяденька Никита, пожалей
нас! Подрастем мы, и всех нас по очереди Змей поедать станет». Жалко стало
Никите сиротинок. «Ладно, не плачьте. Пойду попробую».
4. Почему Никита, сразив
Змея, отказался от награды? («Не ради награды я со Змеем бился, а людей
пожалел».)
5. Какими словами
заканчивается сказка? «Слава про Никиту далеко пошла. И сложили про него
сказки — всем людям на размышление».
Поразмышляем и мы с ребятами.
А все-таки у Никиты есть награда — это радость, что он защитил людей, спас их,
и за то его все полюбили. Поясним эту мысль на примерах из детской жизни: как
приятно, когда ты не струсил, защитил малыша от драчунов, и все тебя за это
уважают! Ребенок так устроен, что всегда жаждет похвал за свои добрые дела, а
иначе теряет к ним интерес.
Русские былины
Опираясь на советы К.
Чуковского, в том числе касающиеся патриотического воспитания, И.Н. Тимофеева
предлагает рано вводить в круг детского чтения былины, отражающие наш
национальный характер.
Былины - это песни, и
читать их надо напевно, сочетая пересказ с чтением отдельных стихов,
эпических, лирических, юмористических (в былинах много юмора!), передавая
красоту их образов и гуманность содержания. В русских былинах нет подробностей
в описании убийств. Но зато подробно и любовно описывается братание и дружество:
«Не хочу с тобой сражаться. Я хочу с тобой побрататься».
В русских былинах, как
замечает автор, нет упоения кровью, даже там, где бой описан в деталях.
Интересно в этом плане описание сражения Ильи Муромца с Добрыней Никитичем,
который нагрубил ему при первой встрече. Четыре раза съезжались богатыри и
бились сначала палицами, потом саблями, потом копьями. Оружие не выдерживало,
ломалось, но они друг друга даже не ранили. Наконец схватились врукопашную. На
третий день Илья Муромец положил на обе лопатки Добрыню и «вынул-выдернул из
ножен булатный нож», но не убил противника: пожалел его бедную мать, вдову.
Комментируя былины, автор подчеркивает, что русские богатыри —
бессребреники: раздавали злато-серебро нищей братии и сиротам бесприютным.
«Мужики могутные», они люди ласковые, даже нежные. Илья Муромец называл своего
коня Бурушка Косматенький. Русские богатыри ценили свою честь и никогда не били
безоружных и пленных. Все это дает основание для вывода, что былины -
великолепное средство воспитания мужского характера, сочетающего в себе
щедрость и силу, доброту и отвагу.
Сказки К. Паустовского Сказки К.
Паустовского дышат любовью к России, а потому он трепетно и задушевно
рассказывает о ее защитниках - солдатах и офицерах. В сказке «Дремучий медведь»
общий любимец пастушок Петя-младший — сын погибшего солдата. В сказке
«Стальное колечко» Варюше подарили волшебное колечко саперы, которых она
угостила дедушкиной махоркой. Сказка «Похождение жука-носорога» - о солдате
Петре, который так любил своего сынишку Степу, что всю войну хранил его
подарок - жука, который на фронте стал солдатским любимцем и даже спас от
вражеской пули своего хозяина...
В сказках К. Паустовского
нет волшебников, а волшебной силой предстает природа: морозы, дожди, метели,
птицы, звери. Вся природа, милосердная и карающая, вторгается в жизнь людей,
награждая добрых и наказывая злых. Так фантастическое переплетается с
реальным.
Описания природы обычно
трудны детям, но в сказках Паустовского они воспринимаются легко, потому что
связаны с сюжетом. Ну, разве забудешь про дятла, про колючки ежевики, про
зверей, рыб и птиц, которые каждый по-своему защитил от медведя пастушка Петю.
И разве пропустишь описание весеннего леса, если оно связано с ожиданием чуда;
Варя надела колечко на безымянный палец, чтобы случилась большущая радость. И
правда, вышла она на опушку леса и видит: «Расцвели подснежники и чуть-чуть
качались, кивали заре, и каждый цветок позванивал...». После этого хотела
Варюша надеть перстенек на указательный палец, чтобы повидать мир со всеми
его чудесами, но передумала: «Успею. Нигде на белом свете не может быть так
хорошо. Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету
другой такой хорошей земли на белом свете». Почаще обращайтесь к прекрасной
прозе К. Паустовского Писатель щедро делится с детьми чувством восторга перед
родной природой, родной землей.
Рассказ А. Гайдара «Чук и
Гек» Это рассказ о Родине, написанный более полувека назад. С тех пор
изменилось название и границы нашего государства, изменился общественный
строй, но осталась незыблемой любовь к Отечеству. Вопросы для беседы:
1. Почему Чук и Гек
вместе с мамой поехали к папе? Где он работал, почему не мог приехать домой? Он
был геологом и в тайге искал для страны, возможно, нефть или газ. До войны
даже в больших городах газа не было.
2. Что мальчики видели по
дороге, с какими людьми познакомились?
3. Почему папа не
встретил жену и сыновей? (Осудим братьев за то, что утаили телеграмму, но
не будем этот вопрос делать главным.)
4. Как герои рассказа
встречали Новый год? Что такое счастье? («Это каждый понимал по-своему. Но
все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко
любить и беречь свою страну...»)
У Гайдара страна,
естественно, называется Советской Родиной, что требует пояснений: как
называлась наша Родина прежде, как она называется теперь. Что такое СНГ?
Материал на эту тему можно найти в «Справочнике дошкольника», о котором мы
скажем в конце статьи. Такую беседу лучше провести заранее, чтобы не разрушать
целостность восприятия текста.
Особую поэтическую прелесть сообщают рассказу фантазии Гека, его
сны и песни, на что тоже надо обратить внимание детей, вспомнив, например, как
вагоны разговаривают с паровозом («Первый. Вперед, товарищ! Путь далек,
перед тобой во мраке лег. Второй. Светите ярче, фонари, до самой утренней
зари! Третий. Гори, огонь; труби,
гудок! Крутись, колеса,
на Восток. Четвертый. Тогда закончим разговор, когда домчим до Синих
гор».
Рассказы Р. Погодина
Для детей, героев книг Р.
Погодина, нравственным ориентиром являются люди, беззаветно любящие свою страну.
Они отстояли ее от фашистов и трудятся на ее благо.
Кешка, герой повести
«Кирпичные острова», мечтая об отце, подолгу смотрел на фотографии военных в
книгах. «Вот такого бы отца», - шептал он, вглядываясь в бесстрашные лица партизан
и солдат. Для Кешки и его друзей именно эти люди - нравственный авторитет, по
которым они судят о других («Как я с ним познакомился», «Просто шторм»,
«Кирпичные острова»).
В «Книжке про Гришку»
нерв повествования - духовное взросление шестилетнего мальчика. Его отец, в
годы войны сын полка, беспокоится, что у Гришки, мальчика тихого и мечтательного,
слабая «становая ось» (характер и жизнестойкость), а потому отвозит его в
деревню к однополчанину дяде Феде. Он-то и помогает Тришкиному взрослению, о
чем рассказано с неподражаемыми остроумием и блеском: действительность
перемежается с фантастикой, отчего отвлеченные понятия становятся конкретными.
Так, чтобы сказать ребенку о пользе самодисциплины, Р. Погодин придумал
гайку, которую «подкручивали внутри себя» дядя Федя и его друзья. Они воевали,
учились, работали. А дядя Вася «не подкручивал гайку» и прожил жизнь впустую.
Повесть так
содержательна, что дает много поводов для бесед. Вот один из них. Что значит подкручивать
свою гайку? Про каких детей говорят, что они разболтались, развинтились?
Нравственные устои в книгах Р. Погодина имеют еще один источник —
это народная мудрость и опыт, которые олицетворяют деревенские старики: дед
Савельев, бабка Вера, старенькая Лизавета Антоновна («Откуда идут тучи»,
«Максим и Маруська», «Что у Сеньки было» и др.).
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33»
Подготовила Харченко В.А,
учитель русского языка
и литературы
г. Старый Оскол
2006
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.