Главная / Русский язык и литература / Доклад "Патриотическое воспитание на уроках литературы"

Доклад "Патриотическое воспитание на уроках литературы"

В декабре 2001 года в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина (С.-Петербург) состоя­лась презентация энциклопедии И.Н. Тимофеевой «Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти» (СПб., 2000), адресованной родителям. И не только им. Ее с не меньшим инте­ресом и пользой для себя прочтут и воспитатели дошкольных учрежде­ний, и учителя начальной школы, ибо в ней дан перечень лучших детских книг более чем из 300 названий и раскрыто их содержание применительно к ду­ховным потребностям детей и задачам воспитания. Энциклопедия создана в Российской национальной библиотеке.

Как и сама детская литература, принадлежащая перу талантливых писателей, так и эта книга - явление многогранное. Она затрагивает разные сферы сознания читателя и действует на него всесторонне. Среди множества аспектов книги все же нетрудно заме­тить проходящую красной нитью тему воспитания детей в любви к Отече­ству. Цель настоящей статьи - просле­дить за этой нитью и одновременно познакомить читателей журнала с неординарной книгой, которая пред­лагает систему патриотического воспитания младших школьников, разработанную в традициях русской национальной педагогики, у истоков которой стоял К.Д. Ушинский.

Первое издание этой книги под за­главием «Что читать моим детям» вышло более сорока лет тому назад, и было тепло встречено К.И. Чуковским, который похвалил ее со щедростью ве­ликого человека, отметив, что она «прелестна и написана с простотой, доступной лишь мастеру», и добавил: «При внешней легкости книга серьез­на, в ее подтексте чувствуется боль­шая культура»*. Нынешнее издание сохранило эти достоинства, обогатив их опытом прожитой жизни.

Книга И.Н. Тимофеевой принадле­жит к жанру популярных художе­ственных энциклопедий: перед нами не только путеводитель по книгам, но и эссе и воспоминания человека с огром­ным читательским и жизненным опы­том и еще - размышления педагога. Можно сказать и более определенно: эта книга отражает мировоззрение ав­тора, который сознательно с первых же страниц выстраивает свою шкалу ценностей, где воспитанию детей в любви к Отечеству принадлежит цент­ральное место. Автор присоединяется к психологам, которые считают патри­отические чувства врожденными, дан­ными человеку от природы. «Для радо­сти бытия дети, подростки, юноши жаждут любить Родину, гордиться ею, чувствовать свою сопричастность к ее славе и очень огорчаются, когда слы­шат хулу своей стране. Потребность детского сердца любить свою страну и свой народ совпадает с задачами вос­питания — растить гражданина России, ее защитника и работника». А вот как И.Н. Тимофеева говорит о путях для достижения этой цели: «Растить детей гражданами и высоконравственными людьми — значит передавать им духов­ный опыт отцов, дедов, прадедов. Без традиций - не народ, а просто населе­ние... История показывает, что наша страна не однажды попадала в ката­клизмы, но каждый раз возрождалась, как птица Феникс из пепла, благодаря тому, что сохраняла душу народную. Все народы мира воспитывают у детей национальное самосознание и нацио­нальное достоинство, любовь к Родине, внушая уважение к своей истории, литературе, культуре. Мы не исключе­ние. Еще К.Д. Ушинский советовал рас­тить детей на произведениях русского

народного творчества, с помощью кото­рого ребенок познает язык и мораль своего народа». И еще: «Национальное достоинство и патриотические чувства не отрицают, а наоборот предполагают уважение и симпатию к другим наро­дам. С детства ребенок должен уверовать в дружелюбие папы и мамы к людям всех национальностей».

Эта концепция реализуется на большом массиве литературы, кото­рая систематизирована по жанрам в разделах: «Стихи», «Книжки-кар­тинки», «Сказки», «Великие книги глазами детей», «Мифы. Легенды. Сказания», «Рассказы и повести», «Научно-познавательная литерату­ра». Произведения, питающие в дет­ском сердце любовь к своей стране, есть во всех жанрах. Для зарождения этого чувства очень важны самые первые, еще на бессознательном уровне, впечатления.

«С чего начинается Родина?», - спрашивает известная песня. И отве­чает: «С той песни, что пела нам мать». Вот почему так важна поэзия, помога­ющая ребенку овладевать родным языком, сначала в младенчестве («На­родная поэзия для детей»), затем - в дошкольные годы, когда малыш, играя звуком, словом, стихом, постигает тон­кости родного языка, его оттенки, зву­чание, музыку («Стиховое воспита­ние»). Дальнейшее познание красоты и выразительности русского языка свя­зано с поэзией о природе («Стихи о природе России»), воспринимаемой как гимн родной стране:

Родного неба милый свет, Знакомые потоки,

Златые игры первых лет. И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит? О, родина святая,-

Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя.

СВ. Жуковский.

Энциклопедия подобно хрестоматии содержит много отрывков из произведений (стихи, строки, строчки), но в от­личие от хрестоматии дает не

только тексты, но и показывает, как донести до ребенка тот или другой художественный образ. Напри­мер, предлагает сравнивать стихи, одинаковые по сюжету, но разные по настроению, а потому и по звучанию (А. Пушкин «Зимняя дорога» и А. Фет «Чудная картина»). Так, небольшими порциями, постоянно, к месту и ко вре­мени вводят в духовный мир детей классиков русской поэзии. Мощный толчок речевому, а, следовательно, ду­ховному и социальному развитию дает детская поэзия. А. Барто, Е. Благини­на, Б. Заходер, С. Михалков, И. Токма­кова и другие поэты, развивая ум и сердце, а тем самым и язык, дают ре­бенку опыт и средства для самопозна­ния, самовыражения, сопереживания и человеческой коммуникабельности, общения. Когда-то замечательный пи­сатель М. Пришвин говорил, что бе­речь природу - значит беречь Родину. Перефразируя это высказывание, скажем, что беречь русский язык - это тоже беречь Родину, потому что куль­тура речи — бесценное достояние на­ции, а язык человека выражает его от­ношение к миру и людям. Надо ли до­казывать, как важно разговаривать с ребятами на эти темы?

К первым художественным впечат­лениям, хранимым всю жизнь, относятся и книжные иллюстрации. Малыш, еще не умеющий читать, уже любуется красочными рисунками Ю. Васнецова, которые несут на себе отпечаток стиля русского лубка — древнего искусства нашего народа. В России уже более столетия сущест­вует прекрасная традиция художест­венной детской книги, поднявшая ее на уровень большого искусства и обес­печившая ей приоритет в мире. Бога­тое и многогранное творчество А. Бенуа, Ю. Васнецова, В. Конашевича, В. Лебедева, Т. Мавриной, А. Пахомова, Е. Рогачева, Е. Чарушина и других русских художников является нашим национальным достоянием. Увы, сего­дня дети вырастают, не зная этих ху­дожников. И большинству они скучны, неинтересны. Оно и понятно. С мла­денчества ребенок растет на рисунках Диснея, видя их вокруг себя в «мультиках», книжках, игрушках, в быту. В результате у него складывается стой­кий стереотип. Гротескно-карикатур­ные изображения кричащих цветов кажутся ему единственно желанными, а реализм при всем его разнообразии — серым, унылым. Однако дело не только в стереотипе, но и в том, что господст­во одного диснеевского стиля не развивает у детей тонкости восприятия, которого требует искусство. Они не видят ни оттенков цвета, ни тонкости рисунка, ни красоты линий. Ну, может ли малыш, у которого мишка — фиоле­товый, собачка — красная, а кошка зеленая (что само по себе и неплохо!), порадоваться серенькому котенку, пушистую шкурку которого В. Лебе­дев нарисовал так, что ее хочется погладить. Великий американец с его эксцентричным стилем вечно будет радовать детей, но им для развития нужны многообразные художествен­ные впечатления. И еще: одно дело Дисней, а другое - эпигоны, которые довели его выдающееся художествен­ное открытие до абсурда и лишили гуманности. Яркий пример тому японский телесериал о Покемонах.

Энциклопедия И.Н. Тимофеевой по­может учителю воспитывать у ребят любовь к русскому изобразительному искусству. В главах «Художники рус­ской детской книги» и «Рассказы и сказки в картинках», кроме уже упоминавшихся мастеров, речь идет о В. Сутееве и наших мультипликато­рах. Особенно интересен очерк о В. Котеночкине, где прослеживаются мотивы русских народных сказок в его телесериале «Ну, погоди!».

Большую ценность представляет и глава «Книги по искусству», в которой рассказано об уникальном явлении на­шей детской литературы, не имеющем аналогов в мире. Это искусствоведчес­кие книжки-картинки, выпускаемые издательством «Малыш» с целью на­учить ребенка воспринимать живо­пись, скульптуру, графику. Назовем книги, близкие к теме нашего разгово­ра: Е.О. Каменева «Как петух попал на крышу» (М., 1980) и Е.И. Осетров «Красота ненаглядная» (М., 1985) - обе книги посвящены русскому народному творчеству и рассказывают о знаме­нитых на весь мир художественных промыслах: о мастерах из Палеха, о хохломской росписи деревянной посу­ды, о вятских кружевах, дымковских игрушках и др. Книга Н.Ф. Шаниной «Я люблю родную землю» (М., 1983) рассказывает о знаменитых русских пейзажистах и их картинах, об А. Сав­расове, И. Левитане, И. Шишкине. Книга Н.П. Кончаловской «Деревянные сказки» (М., 1989) — рассказ о скульп­торе С. Коненкове и его работах по де­реву. Особо отметим книги о живописи, посвященные защитникам Отечества: КВ. Завадская «За землю русскую» (М., 1987) - о художнике П. Корине и его знаменитом триптихе «Александр Невский»; Л.С. Кудрявцева «Богатыри земли русской» (М., 1981) - о художни­ке Викторе Васнецове и его картине «Богатыри»; Н.М. Каспэ «Прибыл на каникулы» (М., 1981) - о художнике Ф. Решетникове и его картинах, посвя­щенных ребятам-суворовцам.

В детской литературе много хоро­ших книг, которые питают детское сердце любовью и благодарностью к защитникам Отечества. Остановимся на тех, которые желательно, чтобы де­ти прочли под руководством учителя.

Русская народная сказка

«Никита Кожемяка» Вопросы, по которым ребенок легко перескажет сказку и воспримет ее идею - какая это радость быть защит­ником родной земли:

1. Почему Никиту звали Кожемя­кой? (Он выделывал, мял кожи.)

2. Почему Никита сначала не согла­шался воевать со Змеем? (Он не сол­дат, не воин, а потому боялся, что не одолеет чудовище.)

3. Почему Никита пошел на Змея? К нему пришли девочки-сиротки, плачут: «Дяденька Никита, пожалей нас! Подрастем мы, и всех нас по оче­реди Змей поедать станет». Жалко стало Никите сиротинок. «Ладно, не плачьте. Пойду попробую».

4. Почему Никита, сразив Змея, от­казался от награды? («Не ради награды я со Змеем бился, а людей пожалел».)

5. Какими словами заканчивается сказка? «Слава про Никиту далеко пошла. И сложили про него сказки — всем людям на размышление».

Поразмышляем и мы с ребятами. А все-таки у Никиты есть награда — это радость, что он за­щитил людей, спас их, и за то его все полюбили. Поясним эту мысль на при­мерах из детской жизни: как приятно, когда ты не струсил, защитил малыша от драчунов, и все тебя за это уважа­ют! Ребенок так устроен, что всегда жаждет похвал за свои добрые дела, а иначе теряет к ним интерес.

Русские былины

Опираясь на советы К. Чуковского, в том числе касающиеся патриотичес­кого воспитания, И.Н. Тимофеева предлагает рано вводить в круг дет­ского чтения былины, отражающие наш национальный характер.

Былины - это песни, и читать их на­до напевно, сочетая пересказ с чтением отдельных стихов, эпических, лиричес­ких, юмористических (в былинах много юмора!), передавая красоту их образов и гуманность содержания. В русских былинах нет подробностей в описании убийств. Но зато подробно и любовно описывается братание и дружество: «Не хочу с тобой сражаться. Я хочу с тобой побрататься».

В русских былинах, как замечает ав­тор, нет упоения кровью, даже там, где бой описан в деталях. Интересно в этом плане описание сражения Ильи Му­ромца с Добрыней Никитичем, который нагрубил ему при первой встрече. Четыре раза съезжались богатыри и бились сначала палицами, потом сабля­ми, потом копьями. Оружие не выдер­живало, ломалось, но они друг друга даже не ранили. Наконец схватились врукопашную. На третий день Илья Муромец положил на обе лопатки Добрыню и «вынул-выдернул из ножен бу­латный нож», но не убил противника: пожалел его бедную мать, вдову.

Комментируя былины, автор подчер­кивает, что русские богатыри — бессре­бреники: раздавали злато-серебро нищей братии и сиротам бесприютным. «Мужики могутные», они люди ласко­вые, даже нежные. Илья Муромец называл своего коня Бурушка Косматенький. Русские богатыри ценили свою честь и никогда не били безоружных и пленных. Все это дает основание для вывода, что былины - великолепное средство воспитания мужского харак­тера, сочетающего в себе щедрость и силу, доброту и отвагу.

Сказки К. Паустовского Сказки К. Паустовского дышат лю­бовью к России, а потому он трепетно и задушевно рассказывает о ее защитни­ках - солдатах и офицерах. В сказке «Дремучий медведь» общий любимец пастушок Петя-младший — сын погиб­шего солдата. В сказке «Стальное ко­лечко» Варюше подарили волшебное колечко саперы, которых она угостила дедушкиной махоркой. Сказка «По­хождение жука-носорога» - о солдате Петре, который так любил своего сы­нишку Степу, что всю войну хранил его подарок - жука, который на фронте стал солдатским любимцем и даже спас от вражеской пули своего хозяина...

В сказках К. Паустовского нет вол­шебников, а волшебной силой пред­стает природа: морозы, дожди, мете­ли, птицы, звери. Вся природа, мило­сердная и карающая, вторгается в жизнь людей, награждая добрых и на­казывая злых. Так фантастическое пе­реплетается с реальным.

Описания природы обычно трудны детям, но в сказках Паустовского они воспринимаются легко, потому что связаны с сюжетом. Ну, разве забу­дешь про дятла, про колючки ежеви­ки, про зверей, рыб и птиц, которые каждый по-своему защитил от медве­дя пастушка Петю. И разве пропус­тишь описание весеннего леса, если оно связано с ожиданием чуда; Варя надела колечко на безымянный палец, чтобы случилась большущая радость. И правда, вышла она на опушку леса и видит: «Расцвели подснежники и чуть-чуть качались, кивали заре, и каждый цветок позванивал...». После этого хотела Варюша надеть персте­нек на указательный палец, чтобы по­видать мир со всеми его чудесами, но передумала: «Успею. Нигде на белом свете не может быть так хорошо. Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете». Почаще обращайтесь к прекрасной прозе К. Паустовского Писатель щедро делится с детьми чувством восторга перед родной природой, родной землей.

Рассказ А. Гайдара «Чук и Гек» Это рассказ о Родине, написанный более полувека назад. С тех пор изме­нилось название и границы нашего государства, изменился обществен­ный строй, но осталась незыблемой любовь к Отечеству. Вопросы для беседы:

1. Почему Чук и Гек вместе с мамой поехали к папе? Где он работал, поче­му не мог приехать домой? Он был ге­ологом и в тайге искал для страны, возможно, нефть или газ. До войны даже в больших городах газа не было.

2. Что мальчики видели по дороге, с какими людьми познакомились?

3. Почему папа не встретил жену и сыновей? (Осудим братьев за то, что утаили телеграмму, но не будем этот вопрос делать главным.)

4. Как герои рассказа встречали Но­вый год? Что такое счастье? («Это каж­дый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо че­стно жить, много трудиться и креп­ко любить и беречь свою страну...»)

У Гайдара страна, естественно, на­зывается Советской Родиной, что тре­бует пояснений: как называлась наша Родина прежде, как она называется теперь. Что такое СНГ? Материал на эту тему можно найти в «Справочнике дошкольника», о котором мы скажем в конце статьи. Такую беседу лучше провести заранее, чтобы не разрушать целостность восприятия текста.

Особую поэтическую прелесть сооб­щают рассказу фантазии Гека, его сны и песни, на что тоже надо обратить внимание детей, вспомнив, например, как вагоны разговаривают с паровозом («Первый. Вперед, товарищ! Путь да­лек, перед тобой во мраке лег. Второй. Светите ярче, фонари, до самой утрен­ней зари! Третий. Гори, огонь; труби,

гудок! Крутись, колеса, на Восток. Четвертый. Тогда закончим разговор, когда домчим до Синих гор».

Рассказы Р. Погодина

Для детей, героев книг Р. Погодина, нравственным ориентиром являются люди, беззаветно любящие свою стра­ну. Они отстояли ее от фашистов и трудятся на ее благо.

Кешка, герой повести «Кирпичные острова», мечтая об отце, подолгу смот­рел на фотографии военных в книгах. «Вот такого бы отца», - шептал он, вглядываясь в бесстрашные лица пар­тизан и солдат. Для Кешки и его друзей именно эти люди - нравственный авто­ритет, по которым они судят о других («Как я с ним познакомился», «Просто шторм», «Кирпичные острова»).

В «Книжке про Гришку» нерв пове­ствования - духовное взросление шес­тилетнего мальчика. Его отец, в годы войны сын полка, беспокоится, что у Гришки, мальчика тихого и мечтатель­ного, слабая «становая ось» (характер и жизнестойкость), а потому отвозит его в деревню к однополчанину дяде Феде. Он-то и помогает Тришкиному взросле­нию, о чем рассказано с неподражаемы­ми остроумием и блеском: действитель­ность перемежается с фантастикой, от­чего отвлеченные понятия становятся конкретными. Так, чтобы сказать ре­бенку о пользе самодисциплины, Р. По­годин придумал гайку, которую «под­кручивали внутри себя» дядя Федя и его друзья. Они воевали, учились, рабо­тали. А дядя Вася «не подкручивал гай­ку» и прожил жизнь впустую.

Повесть так содержательна, что да­ет много поводов для бесед. Вот один из них. Что значит подкручивать свою гайку? Про каких детей говорят, что они разболтались, развинтились?

Нравственные устои в книгах Р. По­година имеют еще один источник — это народная мудрость и опыт, которые олицетворяют деревенские старики: дед Савельев, бабка Вера, старенькая Лизавета Антоновна («Откуда идут тучи», «Максим и Маруська», «Что у Сеньки было» и др.).











Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №33»











hello_html_m2bcc9e5d.gif





Подготовила Харченко В.А,

учитель русского языка

и литературы








г. Старый Оскол

2006

Доклад "Патриотическое воспитание на уроках литературы"
  • Русский язык и литература
Описание:

«С чего начинается Родина?», - спрашивает известная песня. И отве­чает: «С той песни, что пела нам мать». Вот почему так важна поэзия, помога­ющая ребенку овладевать родным языком, сначала в младенчестве («На­родная поэзия для детей»), затем - в дошкольные годы, когда малыш, играя звуком, словом, стихом, постигает тон­кости родного языка, его оттенки, зву­чание, музыку («Стиховое воспита­ние»). Дальнейшее познание красоты и выразительности русского языка свя­зано с поэзией о природе («Стихи о природе России»), воспринимаемой как гимн родной стране. К первым художественным впечат­лениям, хранимым всю жизнь, относятся и книжные иллюстрации. Малыш, еще не умеющий читать, уже любуется красочными рисунками Ю. Васнецова, которые несут на себе отпечаток стиля русского лубка — древнего искусства нашего народа. В России уже более столетия сущест­вует прекрасная традиция художест­венной детской книги, поднявшая ее на уровень большого искусства и обес­печившая ей приоритет в мире. Бога­тое и многогранное творчество А. Бенуа, Ю. Васнецова, В. Конашевича, В. Лебедева, Т. Мавриной, А. Пахомова, Е. Рогачева, Е. Чарушина и других русских художников является нашим национальным достоянием.

Автор Ивановская Ольга Ивановна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 596
Номер материала 16973
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓